Мастер-класс для педагогов «Использование мнемотехники в ДОУ»
методическая разработка по развитию речи

сетюкова наталья евгеньевна

Ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Использование мнемотехники в ДОУ997.82 КБ

Предварительный просмотр:

        Мастер-класс для педагогов        

«Использование мнемотехники в ДОУ»

ВЫПОЛНИЛА: ВОСПИТАТЕЛЬ СЕТЮКОВА НАТАЛЬЯ ЕВГЕНЬЕВНА

                                                                       

Цель: ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации;

Задачи:

- повышение профессиональной компетенции педагогов в развитии речи детей дошкольного возраста.

- поиск новых рациональных средств, форм и методов речевого развития дошкольников.

- создание условий для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления, воображения педагогов.

  - дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы.

- дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц для развития речи дошкольников.

 Оборудование : Листы бумаги, цветные карандаши, мнемотаблица для заучивания стихотворения, мнемодорожки для отгадывания пословиц.

 Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста.

 Ожидаемые результаты :                                                                                                      - получение педагогами представления о мнемотехнике;                                                - внедрение в образовательный процесс методику работы с мнемотаблицами для развития речи детей-дошкольников.

 Форма проведения:                                                                                                          Педагоги без участия детей.                                                                                            Сообщение и практическая работа.

 

«Учите ребёнка каким-нибудь
неизвестным ему словам –
он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов
с картинками, и он их усвоит на лету».

К.Д. Ушинский

 - Добрый день, уважаемые коллеги!

Я рада вас приветствовать на своем мастер – классе.

Тема нашего сегодняшнего мастер – класса «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»

Пришли вы на мастер-класс, а сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)

Я вас понимаю….

Но как быть нам тогда?

Проблемы детей решать нужно всегда? (Да)

Дайте мне тогда ответ

Помочь откажетесь мне? (Нет)

Последнее спрошу у вас тогда:

Активными все будете? (Да)

Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс.                                                                                                     Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые я использую в речевой работе с детьми.

Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс, я использую приём мнемотехники.

Вспомните знакомую всем с детства мнемотехнику (просто тогда мы не знали, что это так называется) для запоминания цветов радуги – Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

Основной “секрет” мнемотехники прост и всем известен – это ассоциация, т.е. связь нескольких образов. Вспомнив один образ (или увидев конкретный предмет), дошкольник вспоминает и все остальные образы! Нужно только научиться представлять образы и соединять их искусственной ассоциацией. Вот и весь “секрет”!

Что такое мнемотехника
Мнемотехника – это техника развития памяти. Слово происходит от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Мнемотехника представляет собой совокупность правил и приёмов, облегчающих запоминание сохранение и воспроизведение информации.

С помощью мнемотехники можно  решать следующие задачи:                 

 Развивать связную речь.
Развивать у детей умение с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи.

Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы - рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Мнемотехника строится от простого к сложному: мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблица.

Мнемоквадрат - одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.

Мнемодорожка – ряд картинок (3-5), по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 4 предложения.

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1710376/806c40b4-b2f8-44e3-8e2b-427ab9191bdf/s1200https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1710376/806c40b4-b2f8-44e3-8e2b-427ab9191bdf/s1200

Солнышко греет.     Травка зеленеет.

http://images.myshared.ru/10/962677/slide_6.jpg

Алёнушка взяла корзинку. Пошла в лес за грибами.

Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст, рассказ, стих, сказка и т. п.

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом для развития связной речи и используются с целью:

  • Изображения последовательности умывания, одевания, сервировки стола и т. д
  • Заучивания стихов, потешек;
  • При отгадывании и загадывании загадок;
  • При пересказе текстов;
  • При составлении описательных рассказов;
  • Мнемотаблицы, отображающие последовательность действий.

 А сейчас вашему вниманию я представлю мнемотаблицу для заучивания стихотворения И.Белоусова «Ласточка» . На каждую строчку стихотворения создан свой мнемоквадрат, и, дети, имея перед глазами такую карточку-символ, быстро запоминают стихотворения и любые тексты

I:\IMG_20200313_123454.jpg

                           

 Этапы работы над стихотворением:                                                                                          - Сначала я выразительно читаю стихотворение.                                                                         - Сообщаю, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем еще раз читаю стихотворение с опорой на мнемотаблицу.                                                                                  - Задаю вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль стихотворения.                                                                                               -Выясняю, какие слова непонятны детям, объясняю их значение в доступной для детей форме.                                                                                                                          - Читаю  отдельно каждую строчку стихотворения. Дети повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.                                                                                                                                  - Дети рассказывают стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

А сейчас уважаемые воспитатели я предлагаю вам составить мнемотаблицу по стихотворению Г.Виеру «Мамин день»    

Вот подснежник на поляне,

Я его нашёл.

Отнесу подснежник маме,

Хоть и не расцвёл.

И меня с цветком так нежно мама обняла,

Что раскрылся мой подснежник от её тепла.                                                                                      

Для этого перед вами листы бумаги и карандаши. Рисуем схематично. Что можно нарисовать к этой строчке? Следующая строка и т.д. Наше стихотворение «нарисовано» , мнемотаблица готова. А теперь, глядя на свои мнемотаблицы, прочтите стихотворение без опоры на текст. Вам понравилось? Так можно нарисовать любое стихотворение от простого до сложного. Уверена, что вы согласитесь со мной, если скажу, что нарисованное запечатляется в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ.

Ещё мнемотаблицы можно использовать при составлении описательных рассказов. Глядя на схему, можно описать всё что угодно. На примере этой схемы я предлагаю вам поиграть. Вы загадываете овощ или фрукт и, опираясь на схему нам про него рассказываете. А мы попробуем его отгадать. Итак...(Педагоги по мнемотаблице описывают овощ или фрукт).

Что это?

hello_html_m66c801a8.jpg

Цвет

hello_html_54c4506c.png

Форма

Вкус

hello_html_7e2bead9.png

Где растёт

hello_html_m3a54770c.png

Каков наощупь hello_html_m50b6417a.png

C:\Users\Тополек\Desktop\Мнемотаблица\IMG_20200309_170606.jpgТакже эффективно можно использовать мнемотаблицы при запоминании пословиц. Расшифруйте пословицы:

                                                                                                                                                                                           

C:\Users\Тополек\Desktop\Мнемотаблица\IMG_20200309_170527.jpg«Семь раз отмерь, один раз отрежь»

«Яблоко от яблони не далеко падает»

C:\Users\Тополек\Desktop\Мнемотаблица\IMG_20200309_170446.jpg

«Любишь кататься- люби и саночки возить»

Итак, мнемотехника:

- сокращает время запоминания;

- устанавливает причинно-следственные связи;

- помогает делать выводы и схематизировать материал.

  В заключение мастер-класса я предлагаю вам продолжить фразы:

- Сегодня я узнала...

- Было интересно...

- Было трудно, но...

- Теперь я могу...

Желаю вам успехов и творчества в работе с детьми !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов «Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников.»

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в  дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей....

Мастер-класс для педагогов "Использование мнемотехники для развития речи детей".

Уважаемые коллеги, современный образовательный процесс требует от педагогов ДОУ нового подхода к собственной деятельности, использование новейших форм, методов и технологий воспитания, развития и обуч...

Мастер-класс "Заучивание стихотворения с использованием мнемотехники"

        Мастер – класс "Заучивание стихотворения с использованием мнемотехники"Добрый день, уважаемые коллеги, на своём мастер-классе я хочу п...

Мастер-класс для педагогов "Использование мнемотехники для развития связной речи детей"

Опыт использования приёмом мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста...

Мастер–класс для родителей по использованию мнемотехники для заучивания стихотворений и составления рассказов

Мастер-класс предназначен для родителей, в нем подробно рассматривается технология мнемотехники, которая способствует быстрому запоминанию информации...

Мастер-класс для молодого педагога «Использование элементов «активного слушания» при взаимодействии с родителями»

Цель: повышение компетенций  молодого педагога  при организации взаимодействия с родителями воспитанников.Задачи: 1.Познакомить  молодого педагога  с методами, приёмами и правилами...

Мастер-класс по развитию речи "Использование мнемотехники при заучивании стихотворений"

Все родители хотя бы раз сталкивались с проблемой заучивания стихотворений. Существует множество различных методик для заучивания стихотворений, и одной из самых эффективных является мнемотехника. При...