Конспект нод по развитию речи в старшей группе
календарно-тематическое планирование по развитию речи (старшая группа)

Лосева Олеся Викторовна

Конспект нод по развитию речи в старшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_razvitiyu_rechi_starshey_gruppe.docx29.56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи

по теме: «В гости к сказке»

Воспитатель: Лосева О.В.

Г. Красноярск, МАДОУ №183

НОД: развитие речи

Группа: старшая 5-6 лет

Тема: «В гости к сказке»

Цель: Развитие речевой деятельности старших дошкольников посредством художественной литературы

Задачи:

-уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках;

- развивать у детей артикуляционный аппарат, диалогическую речь, память, мышление, внимание.

- развивать пространственно-временную ориентировку и координацию движений.

- воспитывать самостоятельность, терпение и выдержку.

- воспитывать у детей бережное отношение к чувству сопереживания к животным, умение играть рядом, взаимодействовать друг с другом

Тип занятия: занятие на повторение пройденного материала

Форма занятия: групповая форма занятие

Продолжительность: 25 минут

Участники: воспитатель и дети старшей группы

Возраст обучающихся: 5-6 лет

Оборудование и материалы: презентация "Мир сказок",

картинки с эпизодами из сказок: «Каша из топора», «Петушок и бобовое зернышко», «Царевна-лягушка», «Вершки и корешки», мнемотаблица, музыкальное сопровождение.

Предварительная подготовка: чтение сказок о животных, волшебных, социально-бытовых сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, беседа по сказкам, работа с мнемотаблицами, чтение пословиц, игры - драматизации по сказкам.

Методы и приёмы работы с детьми: словесный, мотивационный, игровой.

Структура занятия:

Этап занятия

Содержание

Время

Организация детей

1.Разминка «Доброе утро!», 2.Беседа с детьми, на какие типы групп делятся сказки, 3.Дидактическая игра «Угадай и назови»

5 минуты

Основная часть занятия

 1.Просмотр презентации «Мир сказок»

  1. 2.Просмотр картинок с эпизодами из сказок.
  2. 3.Физкультминутка «Колобок»
  3. 4.Игра «Составьте из пазлов сказку»
  4. 5.Проведение гимнастики для глаз «Теремок»
  5. 6.Решение проблемных ситуаций.

17 минут

Окончание занятия

1.Подведение итога (где побывали, что делали, в чем были трудности и т.д.).

2.Воспитатель благодарит за работу и переключает детей на другой вид деятельности. 

3 минут

Ход занятия.

1.Организация детей

Под весёлую музыку дети входят в зал, встают в полукруг, взявшись за руки

Разминка «Доброе утро!»

 «Сказка в двери к нам стучится,

     Скажем сказке - заходи.

     Это присказка ребята,

     Сказка будет впереди».

Ребята, посмотрите вокруг нас, сколько сказочных героев, и сегодня мы с вами отправимся в мир Сказок! Любите ли вы сказки? А что такое сказка?

(Необыкновенная история, с героями случаются необыкновенные события, волшебство, говорят звери, птицы)

 А на какие групп делятся сказки?

(Народные и авторские)

А что вы можете сказать про авторские сказки?

(Авторские сказки, написанные автором.)

А что такое народные сказки?

(Их сочиняли люди и рассказывали друг другу, а потом их стали  собирать и записывать.)

Да, сказочные истории дошли и до нас.  Они бывают веселые и грустные, страшные и смешные.  Ребята, мы с вами на занятии познакомимся с видами русских народных сказок: волшебными, бытовыми и детскими сказками о животных.

2. Основная часть занятия.

Презентация «Мир сказок»

Первый вид, который мы с вами рассмотрим - это сказки о животных, они вам самые известные и знакомые по содержанию. Я загадаю вам загадки, а вы отгадывайте, а на слайде будет правильный ответ.  Ну что начнем?

(Ответы детей)

Дидактическая игра: «Угадай и назови»

  1. Жили-были семь ребят
    Белых маленьких козлят.
    Проник обманом серый, в дом.
    Коза потом его нашла.  
    Перехитрить его смогла.
    И всех детей своих спасла.

(«Волк и семеро козлят»)

2. Эта рыжая плутовка

   Обманула меня ловко.

   Хвать – и кинула в мешок.

   Хорошо, что спас дружок.

   («Кот, лиса и петух»)

3. Что за гостья в дом пришла. 
   К трём лесным медведям?
   Там поела, попила.
   В трёх кроватях поспала.
   А хозяева вернулись – 
   Еле ноги унесла.
    («Три медведя»)

4. Что за домик на опушке

     Дал приют Ежу, Лягушке,

     Мышке, Зайцу, Петуху?

     Дом с трубою наверху,

     Из трубы идёт дымок.

     Этот домик — ...

     («Теремок»)

5. Хитрая плутовка отправила его ловить рыбу хвостом.

    Хвост примерз, и в результате он остался без хвоста.

    («Лисичка-сестричка и серый волк») 

       

Кто герои этих сказок? 

(Животные и птицы.)

Сказки, где главными героями выступают волк, лиса, заяц, медведь, кот, птицы, рыбы называются сказками о животных.

 Звери в сказках умеют говорить, ведут себя как люди, от других животных отличаются хитростью, сообразительностью. 

Какие вы еще знаете сказки?

(«Колобок», «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Кот петух лиса», «Лиса и волк», «Бобовое зернышко».)

Хотите пройти по следам колобка?

Физкультминутка «Колобок»

Кто там катится в дали,

Без тропинок, без дорог? (руки козырьком к глазам, повороты туловища влево - вправо.)

Ты зачем на край земли

Разбежался, Колобок? (Наклоны вперёд, руки на поясе.)

Колобок, Колобок,

Ну, куда же ты, дружок?

Ну, какой тебе прок

Убегать за порог? (Хлопки в ладоши.)

- Я от бабушки ушёл,

Я от дедушки ушёл,

Не попался на зубок,

Вот какой я Колобок! (Приседания.)

На пригорок, на горбок,

Через поле и лесок

Полечу я Колобок

Жаль, что я не голубок! (Прыжки на месте.)

Снова мчался Колобок,

Улыбался Колобок.

С кем встречался Колобок.

Похвалялся Колобок. (Бег на месте.)

Он и волку, и лисе

Всё хвалился и хвалился… (Присели.)

Ну, а дальше знают все

До чего он докатился! (Резко встали, руки вверх.)

Ребята, а в сказках лиса какая? а волк? медведь? заяц?

(Лиса - хитрая плутовка. Она рисуется как лживая, хитрая обманщица.

Волк глупый и жадный. Медведь олицетворяет грубую силу, обладает властью над другими животными. Заяц, лягушка, мышь, дрозд выступают в сказках в роли слабых. Только кот и петух выступают в роли положительных героев.)

 А ещё есть бытовые сказки. Они похожи на сказки о животных.

Бытовые народные сказки содержат в себе много юмора и захватывающих приключений. Герой бытовой сказки - это не богатырь, а обычный человек, например, солдат, крестьянин или кузнец. Бедных людей часто обижают богатые и злые, и чтобы добиться справедливости, главному герою приходиться проявить ум, смекалку, хитрость.  В этих сказках злобу, жадность и глупость побеждают не волшебство, а доброта, смелость, находчивость и чувство юмора. Героями бытовых сказок могут быть люди и животные.

Ребята, предлагаю вам посоревноваться. Это буде игра на время. Вам надо разделиться на 2 команды, у каждой из команд на столах лежат пазлы, необходимо собрать эпизод сказки. Кто быстрее справится, тот сможет угадать свою сказку, та команда и победит. Раз, два, три - игру начни!!!
Дети собирают пазл- сказку.

Трудно сказочку сложить,

Но не надо нам тужить,

Дружно, смело и умело,

С вами мы взялись за дело!

Молодцы ребята! Правильно выполнили задание.

О каких сказках мы ещё не говорили?

 (О волшебных сказках)

Правильно. А кто знает, почему волшебные?

(В этих сказках волшебство)

 Так давайте проверим волшебство на сказке «По щучьему велению»

Вспомним эту сказку, и нам в этом поможет картинка -подсказка.

(По желанию дети подходят и рассказывают по иллюстрациям.)

Правильно.  Самые древние сказки – это волшебные сказки. Они начинаются словами: «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жили-были…». В волшебных сказках происходит превращение, чудеса, волшебство, чародейство.

Наши глаза устали, хотят отдохнуть

Гимнастика для глаз: «Теремок»

Терем-терем-теремок (движение глазами вправо-влево)

Он не низок, не высок (движение глазами вверх-вниз)

На верху петух сидит

Кукареку он кричит. (моргают глазами)

Ну что ребята, продолжаем путешествие по волшебным сказкам?

В волшебных сказках в ход событий вмешиваются сверхъестественные силы природы или персонажи наделенные магическими, сверхъестественными способностями, способный творить волшебство, чародейство. 

С какими нечистыми силами там сражается герой?

(Бабой- Ягой, Кощеем Бессмертным и Змеем Горынычем.)

Ребята, чему сказки учат?

(Правильно, смелости, доброте, как правильно себя вести.  Из сказок мы узнаем, что с человеком может случиться беда, если он совершает плохие поступки.)  

Помните, ребята, недавно мы с вами читали сказки «Царевна-лягушка», «Терёшечка», а теперь давайте представим, что было, если бы главные герои этих сказок повели себя по-другому.

Проблемная ситуация.

«А если бы Иван-Царевич из сказки «Царевна-лягушка» не был бы таким нетерпеливым, и не сжег лягушечью шкуру то…….».

«А если бы Терёшечка не был таким находчивым, то….».

3.Окончание занятия.

Вот мы и побывали с вами в стране сказок.

-Ребята, с какими видами сказок мы сегодня познакомились?  

-Чему учат сказки?

-На каких героев сказок вы хотели бы быть похожими?

-А что было самое интересное?

-А в чем-то вы испытывали затруднения?

 Воспитатель:

Я хочу пожелать всем вам, дети, чтобы вы выросли такими же

-удачливыми и счастливыми, как Иван-царевич,

- добрыми, как Емеля

- хозяйственными, как Матроскин,

- трудолюбивыми, как Золушка,

- находчивыми, как Кот в сапогах.

Воспитатель благодарит детей и переключает на другой вид деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического  восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди» (старшая группа)

Цель: комплексное развитие познавательно-речевой деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий.Интеграция образовательных областей: Чтение художественной литературы,...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа).

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа)....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект НОД по «Развитию речи» в старшей группе ТЕМА «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»

Театрализованная деятельность оказывает большое влияние на речевое развитие детей. Она:помогает усвоить богатство родного языка, его выразительные средства;стимулирует речь за счёт расширения словарно...