Проект "Развитие речи через коммуникативные игры"
проект по развитию речи (старшая группа)

Куликова Наталия Артуровна

Развитие речи у ребенка – одна из важнейших задач, которая стоит перед педагогами и родителями. Формирование речи является одной из основных характеристик общего развития ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_.razvitie_rechi.docx41.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное учреждение средняя общеобразовательная школа №17 (дошкольное отделение)

Проект

«Развитие речи

 через коммуникативные игры»

Материал подготовила воспитатель: Куликова Наталия Артуров

Пояснительная записка.

        Развитие речи у ребенка – одна из важнейших задач, которая стоит перед педагогами и родителями. Формирование речи является одной из основных характеристик общего развития ребенка. Речь становится важным средством связи между ребенком и окружающим миром, и является наиболее совершенной формой общения, присущей только человеку. 

Речь представляет собой одну из сложных высших психических функций. Своевременное и качественное развитие речи у детей, способствует развитию восприятия, памяти, мышления и внимания. 

        Речь является средством общения. Как только ребенок овладевает речью, он начинает познавать мир через общение с окружающими и проходит пути развития “ребенок - подросток - взрослый”.

        Коммуникативные игры играют большую роль для усовершенствования речи у детей. Во время игры дети учатся слушать, слышать и понимать друг друга, уметь общаться друг с другом и с помощью речи выражать свои мысли.

Актуальность.

        Коммуникативная деятельность – это взаимодействие двух или более людей, с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Для детей дошкольного возраста в развитии коммуникативной деятельности главная роль отводится коммуникативным играм.

        Игра является ведущей деятельностью в дошкольных учреждениях. Именно игра помогает детям воспроизвести реальные ситуации, где ребенок может решить определенные проблемы.

        Коммуникативные игры актуальны в наше время, так как именно они формируют социальные контакты у детей и развивают способность к совместным действиям в бытовых жизненных ситуациях.

        Коммуникативные игры являются неотъемлемой частью социально - нравственного воспитания дошкольников. В них ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт, в игре каждому приходится добровольно отказаться от своих желаний, согласовывать свои замыслы, договариваться о совместных действиях, подчиняться правилам, сдерживать свои эмоции, преодолевать трудности.

Именно в игре ребенок расширяет, обогащает и активизирует свой словарный запас для общения, для передачи информации друг другу.

Цель: ввести в практическую работу развитие речи через коммуникативные игры в образовательной организации.

Задачи:

Образовательные: расширять, обогащать и активизировать словарь ребенка посредством коммуникативных игр.

Развивающие: развивать речь детей как средство общения; совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи; развивать эмоциональную сферу, чуткость, внимание, сопереживание, отзывчивость к действиям людей в реальной жизни.

Воспитательные: воспитывать уверенность в своих силах, развивать творческую инициативу, фантазию; формировать опыт социального поведения, чувства партнерства, умение работать в коллективе.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста 5-6 лет, воспитатель, педагог логопед, музыкальный руководитель, родители.

Методы:

  • наглядный - плакаты, предметные и сюжетные картинки, пособия к играм;
  • словесный - беседа, рассказ, инсценировка;
  • практический – дидактические игры, игры драматизации, дидактические упражнения, инсценировки, театрализованные постановки, хороводные игры.

Материал:

  • демонстрационный картинный материал (слоговые схемы, панно из картинок на каждый звук, схемы для обучения чтению);
  • раздаточный материал (карточки, картинки, звуковые схемы, кассы букв, мелкий раздаточный материал для моторики);
  • использование интерактивного оборудования (презентации, видеоролики, познавательные фильмы);
  • наблюдения в природе, быту.

Длительность проекта: один месяц.

1 этап – подготовительно-информационный.

Календарно - тематический план на месяц.

1-неделя. «Наш детский сад».

2-неделя. «Дом в котором я живу».

3-неделя. «Домашние животные».

4-неделя. «Дикие животные».

Взаимодействия с другими педагогами.

Работа по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе проходила совместно с педагогом -  логопедом, музыкальным руководителем, психологом, родителями.

Педагог-логопед согласовывал работу со всеми специалистами дошкольного учреждения:

- совместные наблюдения, обсуждения, консультации, совместные открытые занятия;

- знакомство с результатами логопедического обследования, учет психолого-педагогических и речевых особенностей воспитанников;

- согласование планов своей работы с коррекционными планами и планами образовательной работы (в соответствии с проходимыми лексическими темами); 

- внесение по рекомендации логопеда в программное содержание своих занятий задач речевой коррекции;

- оповещение специалистов о ходе и изменениях в логопедической работе с каждым ребёнком;

- ежедневный учёт успехов воспитанников в тетради взаимодействия логопеда и воспитателя;

- не дублирование, а взаимодополнение, взаимоподдержка, принятие согласованных решений.

Эффективность коррекционной воспитательно - образовательной работы определяется чёткой организацией жизни детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня и координацией, и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса

Методы и приемов на развитие коммуникации.

  1. Наглядные:
  • демонстрационный картинный материал - плакаты, схемы для обучению звуков, букв, предметные и сюжетные картинки, пособия к играм, пиктограммы;
  • раздаточный материал – картинки, карточки, звуковые схемы, кассы букв;
  • использование интерактивного оборудования – презентации, видеоролики, мультразминки, познавательные мультики и фильмы;
  • наблюдения в быту и природе.
  1. Словесные:
  • чтение художественной литературы;
  • рассказывание по сюжетным картинкам, по описанию, из личного опыта;
  • заучивание наизусть стихотворений, потешек, чистоговорок.
  1. Практические:
  • дидактические игры и упражнения;
  • игры драматизации;
  • дидактические упражнения;
  • театрализованные постановки;
  • инсценировки;
  • музыкальные и спортивные развлечения.

2 этап – практический – познавательный.

  1. Описать особенности речевого развития.

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющая деятельность ребенка.

Речь – это процесс общения, возникает и развивается под влиянием потребности в общении и служит целям общественного объединения людей. Речь является одним из показателей развития ребенка. Она реализует несколько потребностей ребенка: коммуникативная, информативную, познавательную (развивающую), что уже говорит о ее большой значимости.

Первоначальная функция речи коммуникативная. Речь есть, прежде всего, средство высказывания и понимания.

Развитие речи для ребенка играет основополагающую роль. Развитие речи лежит в основе общения в семье. Развитие речи — это основное средство достижения желаний для личности. Без развития речи невозможна полноценная коммуникация человека в обществе. Развитие речи лежит в центре обучения ребенка.

Ребенок в процессе взаимодействия с миром и окружающими его людьми обогащает свой опыт, получает новые впечатления, в связи с этим происходит развитие его умственных способностей, а соответственно и речи.

Работа по развитию детской речи должна быть комплексной и решать задачи, связанные со всеми сторонами речевого развития – фонематической, лексической, грамматической. Всестороннее влияние на речь ребенка является обязательным условием развития связной речи. Но стихийное развитие речи не может поднять ребенка на высокий уровень, необходима помощь взрослого, т.е. целенаправленное обучение и общение. Кроме того, взрослый пробуждает у ребенка интерес к языку и побуждает его к творчеству.

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражается на его поведении, а также на его деятельности в разных его формах.

К моменту поступления ребенка в школу он овладевает правильным звуковым оформлением слов, четко и ясно их произносит, имеет определенный словарный запас, в основном правильную речь: строит различные по конструкции предложения, согласовывает слова в роде, числе, падеже, точно спрягает часто употребляемые глаголы; свободно пользуется монологической речью: способен рассказать о пережитых событиях, пересказать содержание сказки, рассказов, описать окружающие предметы, раскрыть содержание картины, некоторые явления окружающей действительности. Развитие особенности речевого развития рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребенка – дошкольника, который представляет богатые возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.

Развитие речи становится актуальной проблемой в современном обществе. Формирование речи подрастающего поколения – это ответственность педагогов, занимающихся развитием речи.

  1. Методики коммуникативного развития.

Работы Д.Б. Эльконина (1978) и А.Н. Леонтьева (1972) содержат подробный анализ происхождения и развития сюжетно-ролевой игры, ее структуры, выделены основные компоненты и закономерности на протяжении дошкольного детства, показывают значение игры для формирования основных психологических новообразования дошкольного возраста.

Д.Б. Эльконин выделяет следующие структурные компоненты игры, роль, игровые действия, игровое употребление предметов, реальные отношения между играющими детьми.

Д.Н. Дыбина, Ю.А. Судаплатова за основу берут народную сказку. Формирование коммуникативных умений у дошкольников является диалогическое общение на основе произведений русского народного творчества.

Л.А. Дубинина «Коммуникативная компетентность дошкольников». Методическое пособие учит с помощью игры детей сотрудничать, слушать и слышать, воспринимать и понимать информацию, слушать самому.

  1. Картотека коммуникативных игр 6-7 лет.

Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся

Цель: развить умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека.

Содержание. Игра выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Воспитатель даёт задания

Закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь руками, постарайтесь получше узнать своего соседа, опустите руки;

снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся, опустите руки;

ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаётесь друзьями.

Вежливые слова

Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

Содержание. Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойно).

Подарок на всех

Цель: развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива.

Содержание. Детям даётся задание: “Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?” или “Если бы у тебя был Цветик- Семицветик, какое бы желание ты загадал?”. Каждый ребёнок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.

Лети, лети лепесток, через запад на восток,

Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,

Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели.

Вели, чтобы…

В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.

Волшебный букет цветов

Цель: Учить проявлять внимание к окружающим, устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты.

Оборудование: Зеленая ткань или картон, вырезанные лепесточки для каждого ребенка.

Содержание. Воспитатель(показывает на лежащий на полу кусок ткани). Это зеленая полянка. Какое у вас настроение, когда вы смотрите на эту полянку? (Грустное, печальное, скучное)

Воспитатель. Как вы думаете, чего на ней не хватает? (Цветов)

Воспитатель. Не веселая жизнь на такой полянке. Вот так и между людьми: жизнь без уважения и внимания получается мрачной, серой и печальной. А хотели бы сейчас порадовать друг друга? Давайте поиграем в «Комплименты».

Дети по очереди берут по одному лепесточку, говорят комплименты любому ровеснику и выкладывают его на полянке. Добрые слова должны быть сказаны каждому ребенку.

Воспитатель. Посмотрите ребята, какие красивые цветы выросли от ваших слов на этой полянке. А сейчас какое у вас настроение?

Дети. Веселое, счастливое.

Воспитатель таким образом, подводит к мысли, что нужно внимательней относится друг к другу и говорить хорошие слова.

Игра-ситуация

Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.

Содержание. Детям предлагается разыграть ряд ситуаций

1. Два мальчика поссорились – их нужно помирить.

2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его.

3. Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка – пожалей его.

4. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.

5. Ты пришёл в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о себе.

6. Ты потерял свою машинку – подойди к детям и спроси, не видели ли они ее.

7. Ты пришёл в библиотеку – попроси интересующеюся тебя книгу у библиотекаря.

8. Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять?

9. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.

10. Ребёнок плачет – успокой его.

11. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе.

12. К тебе пришли гости – познакомь их с родителями, покажи свою комнату и свои игрушки.

13. Ты пришёл с прогулки проголодавшийся – что ты скажешь маме или бабушке.

Изобрази пословицу

Цель: развить умение использовать невербальные средства общения.

Содержание. Детям предлагается изобразить с помощью жестов, мимики какую-либо пословицу:

“Слово не воробей – вылетит, не поймаешь”

“Скажи, кто твой друг и я скажу кто ты”

“Нет друга – ищи, а найдёшь – береги”

“Как аукнется, так и откликнется”

Пресс-конференция

Цель: развить умение вежливо отвечать на вопросы собеседников, кратко и корректно формулировать ответ; формировать речевые умения.

Содержание. Все дети группы участвуют в пресс-конференции на любую тему (например: “Твой выходной день”, “Экскурсия в зоопарк”, “День рождения друга”, “В цирке” и др.). Один из участников пресс-конференции “гость” (тот, кому будут заданы все вопросы) – садится в центр и отвечает на любые вопросы детей.

Без маски

Цель: развить умения делиться своими чувствами, переживаниями, настроением с товарищами.

Содержание. Перед началом игры воспитатель говорит ребятам о том, как важно быть честным, открытым и откровенным по отношению к своим близким, товарищам.

Все участники садятся в круг. Дети без подготовки продолжают высказывание, начатое воспитателем. Вот примерное содержание незаконченных предложений:

«Чего мне по-настоящему хочется, так это…»;

«Особенно мне не нравится, когда…»;

«Однажды меня очень напугало то, что…»;

«Помню случай, когда мне стало стыдно. Я…»

Сбрось усталость

Цель: снижение мышечного и эмоционального напряжения.

Подготовка: чтобы игра стала своеобразным ритуалом, помогающим детям снять усталость, напряжение, необходимо поговорить с ними о том, что такое усталость.

Содержание: Дети стоят, широко расставив ноги, немного согнув их в коленях. Тело согнуто, руки свободно опущены, голова склонилась к груди, рот приоткрыт. Дети слегка покачиваются в стороны, вперёд, назад. По сигналу взрослого надо резко тряхнуть головой, руками, ногами, телом. Взрослый говорит: «Ты стряхнул свою усталость, чуть-чуть осталось, повтори ещё».

Маленькое привидение

Цель: игра, направленная на формирование навыка выражать негативные эмоции приемлемым способом.

Содержание: Взрослый говорит: «Ребята сейчас мы будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить, и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете руками делать вот такое движение (взрослый приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносит страшным голосом звук «У». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить звук «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить. Затем взрослый хлопает в ладоши.

Замри

Цель: игра на развитие навыков волевой регуляции, умение подчинятся правилам.

Содержание: Дети прыгают в такт музыки (ноги вместе – в стороны, сопровождая прыжки хлопками над головой и по бёдрам) Внезапно музыка обрывается. Играющие должны застыть в позе, в которой их застала пауза. Если кому-то из участников не удалось, он выбывает из игры. Играют до тех пор, пока останется лишь один участник.

Хор животных

Цель: игра направлена на взаимодействие отдельных объединений детей, сплачиванию детских коллективов.

Содержание: Детям предлагается исполнение песенки «В лесу родилась ёлочка» не словами. А звуками животных, изображённых на картинках. Начинают уточки: «Кря-кря-кря-кря! Продолжают коровки: «Му-му-му-му!». Затем можно подключится ведущему и гостям (родители, педагоги) поющими как котята: «Мяу-мяу-мяу!» Ведущий по очереди показывает на каждую из групп, она продолжает пение. Потом говорит: «Поём все вместе» и общий хор животных заканчивает песню.

Цифры

Цель: игра направлена на развитие чувства единства, сплоченности, умение действовать в коллективе, снятие телесных барьеров.

Содержание: Дети свободно двигаются под весёлую музыку в разных направлениях. Ведущий громко называет цифру, дети должны объединится между собой, соответственно названной цифре: 2- парами, 3-тройками, 4-четвёрками. В конце игры ведущий произносит: «Все!». Дети встают в общий круг и берутся за руки.

Передай сигнал

Цель: игра для преодоления защитных барьеров, отгораживающих сверстников друг от друга.

Содержание: Дети берутся за руки. Ведущий посылает сигнал стоящему рядом с ним ребёнку через пожатие руки, сигнал можно передавать влево и вправо, разговаривать нельзя. Когда сигнал придёт снова к ведущему, он поднимает руку и сообщает о том, что сигнал получен. Затем предлагает детям передать сигнал с закрытыми глазами. Игра проводится 3-4 раза. Главное условие-общение без слов.

Цель: создание благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости.

Содержание: Правило не повторяться. Дети, глядя в глаза друг друга, желают соседу что-то хорошее, хвалят, обещают, восхищаются и передают фонарик (сердечко, солнышко, цветок) из рук в руки. Принимающий, кивает головой и говорит: «Спасибо. Мне очень приятно».

Звери на болоте

Цель: воспитывать доверительные отношения друг к другу, развивать ответственность за другого человека.

Оснащение: листы бумаги.

Содержание. Педагог делит детей на пары, в каждой из которых один участник получает три листочка, а другой один.

Педагог говорит:

- Представьте, что все превратились в зверей и оказались в болоте. Выбраться из него можно только парами и только с помощью листочков. Тот, у кого листочков больше, помогает товарищу выбраться из болота.

По команде педагога пары участников поочередно выполняют задание. Педагог оценивает взаимопомощь и взаимовыручку во время прохождения «болота».

Что случилось?

Цель: учить определять эмоциональное состояние и отражать его с помощью речи.

Оснащение: магнитная доска, магниты; картинки: веселый крокодил, грустный львенок, злой (сердитый) мышонок, испуганный слоненок, обиженный пингвин, удивленный филин.

Содержание: Один из детей - водящий, остальные - «наблюдатели» и «советчики».

Педагог предлагает водящему выбрать любую картинку, прикрепить ее к магнитной доске и ответить на вопросы:

  • Кто это?
  • Какое у него настроение?
  • Какие чувства (эмоции) он испытывает?
  • Почему? Что с ним случилось?
  • Что ты ему посоветуешь?

«Наблюдатели» и «советчики» слушают ответы на вопросы и высказывают свое мнение.

Затем водящий меняется, упражнение возобновляется.

Собери чемодан.

Цель: развивать слуховое восприятие и память, проявлять внимание к собеседнику.

Содержание. Участники садятся на пол или на стульчики, образуя круг.

Воспитатель говорит:

- Представьте себе, что мы отправляемся в путешествие. Давайте собирать чемодан. Подумайте, что можно взять с собой в дорогу. Первый «путешественник» называет предмет, который он возьмет с собой, второй повторяет то, что сказал первый, а затем называет свой предмет. Третий припоминает, что взял второй «путешественник» и добавляет свой предмет и так далее. Помните, что повторяться нельзя.

 упражнение можно усложнить, попросив детей повторять название всех предметов, которые прозвучали до них.

  1. Фронтальное занятие по логопеде «Составление описательного рассказа о русской печи (сказка «Гуси-лебеди»).

Тема: «Русская печь» (сказка «Гуси-лебеди»)

Дата: 11.04.2023

Продолжительность: 25 минут.

Цель:

1.Коррекционно-образовательная – обучать детей составлению описательного рассказа с опорой пиктограммы.

2.Коррекционно-развивающая – пополнять словарный запас, уметь последовательно высказывать свое высказывание, правильно употреблять падеж, контролировать свою речь.

Оборудование: схемы-пиктограммы описания печи, картинки сказки, макет печи.

Предварительная работа: чтение сказки «Гуси-лебеди», рассматривание иллюстраций, картинок.

Ход образовательной деятельности

Организационный момент.

В сказке я детей кормила,
За заслонкой схоронила.
Кто я и что за сказка, догадайтесь.
Отвечайте, не стесняйтесь. (Печь)

Сегодня мы будем составлять рассказ о печке.

Беседа по картинке.

  • Что изображено на картинке?
  • Назовите части печи?
  • Для чего нужна печь?
  • Кто пользуется печью?
  • Где можно увидеть?

Составление рассказа о печи используя пиктограммы.

Рассказы детей.

Итог занятия:

  1. О чем составляли рассказ?
  2. Для чего нужна печь?

Анализ.

Занятие проходило в апреле, продолжительность 30 минут.

Задачи:

образовательные - обучать детей составлять рассказ-описание;

развивающие -  пополнять словарный запас, развивать умение логически выстраивать свое высказывание;

воспитательные -  воспитывать у детей самоконтроль за речью.

Материал: картинки, пиктограммы (схемы).

Методы и приемы:

1 этап - словесный метод (загадывание загадки), наглядный (рассматривание картинок,), практический (рассматривание макета печи детьми);

2 этап – словесный и наглядный методы (беседа по картинкам и пиктограммам, составление рассказа с опорой на пиктограммы, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика);

3 этап – словесные и наглядные методы (рассказ детей с опорой на картинки, пиктограммы).

Вывод: Цель занятия достигнута. Занятие построено от простого к сложному. Подбирали правильные слова для описания предмета, использовали правильно падежи, последовательно высказывали свои мысли. Дети проявляли интерес на протяжении всего занятия.

  1. Методики по речевому развитию.

Название

Задачи

Результаты

Выводы и рекомендации

Развитие словаря

«Мнемотехника»

Обогащение словарного запаса, обучение составлению рассказа, пересказ,

Дети научились составлять рассказ по схеме, умеют пересказывать текст, хорошо запоминают стихотворения.

Приёмы мнемотехники помогают развивать зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание. Ассоциативное мышление, воображение. Продолжать работу по развитию словаря

Воспитание звуковой культуры речи

Развивать звукопроизношение, контролировать четкое и ясное произношение слов (дикция), следить за скоростью речевого высказывания (темп речи), развивать речевое дыхание.

Дети научились контролировать дыхание. Выбирали темп речи, слова произносили четко и ясно.

Развивать дикцию, темп речи, речевое дыхание

Продолжать работу по звуковой культуры речи

Развитие связной речи

Развивать монологическую речь.

Обогащать словарный запас, обучаться пересказу по памяти, по воображению.

Дети научились составлять описательный и повествовательный рассказ по готовому образцу, по памяти, сравнительно-описательные.

Продолжать работу по развитию связной речи.

  1. Индивидуальный маршрут сопровождения.

Фамилия, имя: Петрова Екатерина 5 лет

  1. Нарушено звукопроизношение.
  2. Фонетические процессы нарушены: фонетический слух нарушен, звуки, сложные для произнесения, заменяются более легкими, смешивает звуки.
  3. Недостаточно развито умение произносить слова и словосочетания сложной слоговой структуры.
  4. Смешивает слова по смыслу.
  5. Грамматический строй недостаточно сформирован.
  6. Недостаточное развитие связной речи, в рассказе и пересказах наблюдаются пропуски и последовательность событий.
  7. Внимание, память неустойчивы.

Цели коррекционно-развивающей работы:

  1. Формировать фонематическое восприятие.
  2. Обогащать словарный запас: учить использовать в речи синонимы, обобщающие понятия, вводить в словарь антонимы; формировать пространственные, временные представления; совершенствовать навыки словообразования (приставочного, суффиксального).
  3. Формировать грамматический строй речи: практическое усвоение значений предлогов, совершенствование навыков построения предложных конструкций, согласование слов в предложении.
  4. Формировать связную речь: совершенствовать монологическую и диалогическую формы речи, учить составлять рассказ по плану, по картинке, по серии сюжетных картинок, рассказы из личного опыта, пересказы прочитанных текстов.

 

Индивидуальная программа логопедического сопровождения.

Ф.И.  

Петрова Екатерина

Логопедическое заключение

ОНР

Цель программы

Устранение нарушения речи.

Задачи

1.Развитие артикуляционной моторики.

2.Развитие общей и мелкой моторики.

3.Развитие правильного речевого дыхания.

4.Развитие силы голоса.

5.Развитие фонетического восприятия.

6.Формирование навыков звукового анализа и синтеза.

7.Коррекция лексико-грамматического строя и связной речи.

8.Коррекция психических процессов.

Срок реализации

2 года

Содержание

1.Развитие артикуляционной моторики

1.Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

2.Гимнастика перед зеркалом.

2.Развитие мелкой моторики

1.Пальчиковые игры.

2.Игры с игольчатым мячиком.

3.Пескотерапия.

4.Логоритмика.

3.Развитие силы речевого дыхания.

1.Игры с перышком.

2.Надувание воздушного шарика.

3.Игры с музыкальными инструментами: дудочка, гармошка, свистулька.

4.Развитие силы голоса

1.Проговаривание нескольких гласных звуков подряд.

2.Игра «Лесенка».

3.Пропевание гласных с различной высотой голоса (используя схемы).

5.Развитие фонетического восприятия

Выдели звук на фоне других звуков.

Игры «Найди звук», «Разложи картинки по звукам».

6. Формирование навыков звукового анализа и синтеза

Дифференцировать звуки.

Выполнять звуковой анализ и синтез слогов, слов.

7.Коррекция звукопроизношения

Постановка и автоматизация звуков.

8.Словарный запас

Вводить в речь новые слова, уметь их активизировать.

9.Коррекция лексико-грамматического строя и связной речи

Составление предложений по картинкам и вопросам.

Составление рассказов по образцу, по вопросам, по картинкам.

  1. Рекомендации для педагогов, учитывая речевые особенности ребенка.
  1. В работе с детьми с нарушениями речи нужно исходить из особенностей развития и индивидуализации каждого ребенка, учитывать его возможности и потребности.
  2. Ориентироваться на поддержку детской инициативы и формирование познавательных интересов каждого ребенка.
  3. Придерживаться конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей.
  4. Правильно организовать процесс коррекционно-развивающего обучения, строящийся на наглядности, прочности усвоения знаний воспитывающего обучения.
  5. Учитывать комплексное воздействие различных технологий (медицинских, психологических, педагогических) на ребенка, обеспечивая согласованную деятельность всех специалистов.
  1. Рекомендации для родителей.
  1. С самого рождения родители должны общаться с ребенком. Тон должен быть спокойным, речь должны быть четкой и понятной для ребенка.
  2. С самого раннего возраста читать потешки, стишки, сказки. Играть с ребенком в пальчиковые игры, развивая моторику. Развивать правильное дыхание с помощью игр с надувными шариками, перышками, музыкальными инструментами дудка, гармошка, свисток.
  3. Стараться вовлекать ребенка в разговор, советоваться с ним. Поощрять общение со сверстниками
  4. Учит ребенка наблюдать, рассуждать и правильно излагать свои мысли.
  5. Воспитывать в детях быть самостоятельными, усидчивыми.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: "Развитие коммуникативной компетентности через коммуникативные игры"

Развитие коммуникативной компетентности через коммуникативные игры....

«Коррекция коммуникативных способностей детей через социально-коммуникативные игры»

Практически каждый ребенок на определенном этапе развития ощущает некоторые затруднения в общении с окружающими. Конечно, ребенок и сам в состоянии развить способности в повседневной жизни, но взрослы...

Коммуникативные игры для дошкольников на развитие коммуникативных умений

Картотека коммуникативных игрдля дошкольников на развитие коммуникативных умений...

Коммуникативные игры для дошкольников с проблемами социально-коммуникативного развития

Дошкольники могут проявлять упрямство, неуравновешенность, агрессивность по отношению к сверстникам, другие, наоборот, склонны к неуверенности в себе, излишней застенчивости, подвержены различным стра...