Конспект занятия по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Дагбаева Туяна Дашицыреновна

Конспект интегрированного занятия по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ptitsy.docx19.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное детское образовательное учреждение

Центр развития ребенка №86/2 «Оюна» - детский сад

Конспект  занятия по развитию речи на тему «Зимующие птицы»

в подготовительной группе

Цели: Образовательные: закрепить знания детей о зимующих птицах, их внешнем виде, питании, особенностях жизни в зимних условиях, развивать наблюдательность.

Развивающие: расширять словарь детей за счет употребления в речи существительных, прилагательных, глаголов; развивать связную речь; формировать навыки составления описательных рассказов; обучать образованию сложных прилагательных, состоящих из двух основ, развивать логическое мышление (учить отгадывать загадки); учить сочетать речь с движениями (мелкими и общими).

 Воспитательные: учить отвечать на вопросы полным ответом; закреплять навыки ориентирования в пространстве; воспитывать бережное отношение к природе, желание помогать птицам.

Материал : предметные картинки, сюжетные картинки.

 Ход занятия:

В – Придумано кем-то просто и мудро,

 При встрече здороваться «Доброе утро»!

Доброе утро –солнцу и птицам!

 Доброе утро – улыбчивым лицам!

 Ребята, давайте поздороваемся друг с другом, подарим улыбки и уже не будем отвлекаться и будем заниматься!

Дети здороваются друг с другом .

В – Ребята, мне очень хочется чтобы вы послушали одну запись и сказали мне, какие звуки вы услышали, что это вам напомнило, на что это похоже, что вы почувствовали при этом? (включить аудиозапись/ колонка).

 (Дети – слышен скрип, хруст снега, пение птиц, вой ветра, чувствуется холод, наверно птицам одиноко в холодное время года в лесу)

 В - Ребята а теперь, послушайте небольшое стихотворение.

Улетели птичьи стаи,

 Лес в сугробах до ветвей

Вот тогда мы и дождались

Наших северных гостей

 Зимний лес не спит, а дремлет

Серебром окутан весь.

Не покинув эту землю

Много птиц осталось здесь.

 Т.Зайцева

 В – О чем и о ком это стихотворение?

Дети – о зиме, птицах, о зимнем лесе, сугробах…

В - Что вы можете сказать о зиме, какая она бывает?

Дети – она бывает морозная, снежная, ветреная, вьюжная, красивая, белая, пушистая

 В - Зима будет длиться три месяца. Назовите зимние месяцы.

Ответы детей : декабрь, январь, февраль.

 В - Какие приметы зимы вы знаете?

Ответы детей: На улице холодно. появляется иней, рано темнеет и поздно светает. Идет снег ,дуют ветра, метут метели, покрываются льдом реки, озера; солнце светит, но не греет….;

 В - Что происходит зимой в лесу?

 Дети - В лесу тихо, некоторые животные впадают в спячку, птицы улетели. В - Как называют птиц, которые улетели? (Перелётные.)

В - А все птицы улетают в тёплые края? (Нет.)

В - А как называют птиц, которые остаются зимовать у нас? (Зимующие.)

В- Почему птицы улетают от нас зимой?

 Дети: Потому, что им стало нечего кушать, нет еды .

 В: Что эти птицы ели летом?

 Дети: Насекомых, червяков, некоторые птицы – рыбок или водоросли.

 В: Куда же все это делось зимой?

 Дети: Насекомые попрятались и уснули, а водоемы замерзли, поэтому птицам стало нечего кушать.

 В: Но ведь не все птицы улетели…Почему они остались?

 Дети: Остались зимующие птицы, потому что они могут есть замерзшие ягоды, семена, почки, хлебные крошки, кусочки несоленого сала.

 В - Ребята, а чем птицы похожи?

Дети: У них у всех есть голова, клюв, туловище, крылья, хвост, лапки, тело покрыто перьями.

 В- Правильно, тогда чем отличаются друг от друга?

Дети: Они отличаются размером, окраской, по-разному подают голос.

 В – послушайте загадку:

Что за стол среди берез

 Под открытым небом?

Угощает он в мороз

 Птиц зерном и хлебом. (Кормушка)

В – Как мы можем помочь птицам пережить холода и голод?

 Дети: Строить кормушки, наполнять кормушки едой: семечками, крупой, хлебными крошками.

В: Ребята, вы много знаете о зимующих птицах, я предлагаю вам стать писателями и составить рассказ о птицах по опорным картинкам, картинкам- подсказкам.

Давайте их внимательно рассмотрим, подумаем в какой последовательности их расположить, чтобы у нас получился рассказ о зимующих птицах.

Какое время года изображено на картинке? (Зима)

 В: Что повесили дети на дереве? (Рисуют кормушку)

 В: Почему дети повесили кормушку?

 Потому, что птицам стало нечего есть. (перечеркнутый червяк)

В: Что положили дети в кормушку? (В нее положили семечки, орехи, хлебные крошки, повесили ветки рябины)

В: Какие птицы прилетели к кормушке?

Дети: Снегири, воробьи, синички, свиристели, ворона (Выставляют картинки с изображением птиц).

В: Как отреагировали птицы? (Они слетелись стайкой и весело клюют угощение)

 В: Давайте теперь составим рассказ?

Дети: Наступила зима. Все вокруг покрылось снегом. Птицам стало нечего есть, поэтому дети повесили на дереве кормушку. В нее положили семечки, орехи, хлебные крошки, повесили рядом ветки рябины.

К кормушке подлетели птицы: снегири, воробьи, синички, свиристели, ворона. Для всех нашлось угощение.

В – А теперь давайте мы станем на время снегирями.

Физминутка «Снегири» Н. Нищева

Вот на ветках, посмотри, (хлопают в ладоши)

В красных майках снегири, (хлопают руками по бокам)

Распушили перышки, (частое потряхивание руками внизу)

Греются на солнышке. (руки подняты вверх, движение кистями рук) Головой вертят, (повороты головой вправо, влево)

Улететь хотят. (боковые взмахи руками)

Кыш! Кыш! Улетели! (дети разбегаются по группе, взмахивая руками, как крыльями).

За метелью! За метелью!

А теперь на ветки сели!! (Дети садятся)

В – Ребята, посмотрите какую замечательную кормушку нам передали в группу. Сейчас мы будем приглашать к угощению птиц.

Кто отгадает загадку, тот должен найти изображение отгаданной птицы и пригласить ее на угощение к кормушке.

 «Всю ночь летает – мышей добывает,

А станет светло, спать летит в дупло». (сова).

 В тёплый край не улетают,

На морозе распевают,

Эти птички-невелички ,

Называются … (Синички)

Птичка-невеличка ,

Ножки имеет

А ходить не умеет.

Хочет сделать шажок — Получается прыжок. (Воробей)

 Хоть я не молоток —

 По дереву стучу:

В нём каждый уголок,

 Обследовать хочу. (Дятел)

Непоседа пёстрая,

 Птица длиннохвостая,

Птица говорливая, самая болтливая.

Вещунья белобока,

А зовут её ...(сорока)

Красногрудый, чернокрылый

 Любит зёрнышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (снегирь)

Окраской — сероватая,

Повадкой — вороватая.

Крикунья хрипловатая, известная персона.

 Кто она? (Ворона)

У этой птички клюв кривой,

 А гнёзда вьёт она зимой,

Из шишек семечки клюёт,

Кто это птичку назовёт? (Клёст)

В – Молодцы, правильно отгадали загадки и нашли птичек, и наша кормушка окружена веселыми птичками, которым пришлось по душе угощение.

 А мы с вами сейчас поиграем в речевые игры.

 1. «Скажи правильно».

 У дятла длинный клюв, поэтому его можно назвать… длинноклювый

 У снегиря красная грудка, поэтому он … красногрудый

У сороки длинный хвост, поэтому она … длиннохвостая

У вороны черные крылья, поэтому она… чернокрылая

У синицы желтая грудка, поэтому она… желтогрудая

У сороки белые бока, поэтому она… белобокая звонкий голос, поэтому она… звонкоголосая.

У птицы быстрые крылья, поэтому она… быстрокрылая

У птицы громкий голос, поэтому она… громкоголосая.

2. «Назови ласково» ( с мячом) птица – птичка, синица – синичка, снегирь – снегирек, голубь – голубка, сова – совушка, воробей – воробышек. перо – пёрышко, крыло – крылышко, хвост – хвостик, гнездо – гнёздышко

В – молодцы ребята, вы справились со всеми заданиями.

Правильно отвечали на вопросы, думали.

А теперь скажите, о чем мы говорили на занятии?

Вам понравилось? Будем продолжать знакомится с птицами ?

 Будем помогать им выживать в снежную зиму?

 Предлагаю на прогулке повесить кормушку для птиц и насыпать им корм, чтобы птицы порадовали нас своим пением весной.

А еще я вам предлагаю нарисовать, конечно же птиц.

На ваших рисунках нужно раскрасить птицу по символам, разными цветами и мы тогда узнаем, какая птичка прилетела сказать спасибо за корм! Согласны? Приступайте.

Пока дети рисуют прочесть им стихотворение, чтобы продолжить стимуляцию.

 Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

 К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

 Приучите птиц в мороз

 К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Педагогическое мероприятие с детьми.Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»;Самоанализ педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему:»Теремок»)

Педагогическое мероприятие с детьмиКонспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»Самоанализ  педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...