Из опыта работы "Речевое развитие на музыкальных занятиях"
опыты и эксперименты по развитию речи
Музыкальные занятия всегда были интегрированными по своей сути: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игры, танцы, игра на детских музыкальных инструментах, творчество во всех видах музыкальной деятельности.
И, вне всякого сомнения, каждый из этих видов развивает речь детей. А такие понятия как темп, ритм, тембр, динамика присущи как речи, так и музыке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.37 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основные задачи образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; развитие восприятия музыки; реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
Целевые ориентиры в музыкальном развитии ребенка: проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах музыкальной деятельности; обладает установкой положительного отношения к миру; обладает развитым воображением, которое реализуется в различных видах музыкальной деятельности; использует речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний; подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими и др.
Музыкальные занятия всегда были интегрированными по своей сути: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игры, танцы, игра на детских музыкальных инструментах, творчество во всех видах музыкальной деятельности. И, вне всякого сомнения, каждый из этих видов развивает речь детей. А такие понятия как темп, ритм, тембр, динамика присущи как речи, так и музыке.
ВОСПРИЯТИЕ и РЕЧЬ При прослушивании музыкальных произведений у детей расширяется кругозор, идет активное обогащение словарного запаса: дети узнают, запоминают и произносят названия музыкальных произведений, песен, игр, музыкальных инструментов, имена композиторов, характеристику музыки (прилагательные: чарующая, лиричная, тревожная, торжественная, игривая, резкая, отрывистая, плавная, громкая, тихая и т. д.) и форму музыкального произведения и его жанр.
ПЕНИЕ и РЕЧЬ При постановке певческого голоса дошкольника, решаются такие речевые задачи: совершенствование голосового аппарата для пения (одновременно совершенствуется и речь дошкольника); культура выразительного исполнения (также необходима в пении, формирует речевую выразительность); формирование навыка сольного пения (закладывает основу монологической речи); развитие ладового чувства, музыкальной интонации (открывает способность к речевым интонациям). Развитие музыкального слуха и певческого голоса требует чистоты интонации, что также способствует формированию интонационной выразительности речи.
Как правило, обучение пению проходит с трех сторон, это: работа над дыханием работа над дикцией постановка голоса
В работе над дыханием важно сформировать представление о правильном вдохе и выдохе. Для этого я использую игры и упражнения, которые применяю в качестве 1-2-х минутной разминки перед пением и во время пения. Выполняя дыхательные упражнения в игровой форме, у ребенка происходит положительный эмоциональный настрой, снимается напряжение. В результате повышаются показатели диагностики дыхательной системы, развитие певческих способностей детей.
Речевые игры позволяют овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом и речью. Применение речевых игр эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности. В речевых играх текст поется или ритмично декламируется хором, соло или дуэтом. Основой служит детский фольклор. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение. В работе над дикцией мы с детьми проговариваем текст не только в слух, а иногда и только губами, начиная с медленного темпа, постепенно ускоряясь. Это упражнение помогает детям следить за правильностью положения губ и точнее воспроизводить текст песни.
Музыкально-дидактическая игра «Ритмический паровозик» Дидактическая игра «Веселые ритмы» Картотека упражнений по ритмодекламации
Детям очень нравятся развивающие игры с голосом . Это подражающие игры со звуками мира (кашель, чихание, голоса животных и птиц, неживой природы: часики, дождик, скрип дверей, звук автомашины). В этих играх непроизвольно формируется звукообразование. В таких упражнениях развивается интонационный и фонематический звук. Например, при прослушивании произведений о весне, пробуждении природы, можно использовать такое упражнение:
Ленивый жук. Я немного пожужжу – жж ……………………….. На ромашке полежу – жж ………………………. Муха в воздухе летает – вз ……………………… Я на муху погляжу - жж ………………………….. Поглядел и есть пора – жж ням жж ням ням жж ням жж На обед у нас кора – ням ням ням ням ням ням Пожую, спою жужжалку жу жу жу жу жу жу жу жу жу И улягусь до утра… Потому, что спать пора – тс-с-с-с .
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ и РЕЧЬ С пособствуют развитию речи ребенка, двигательных качеств, повышают координационные способности пальцев рук (готовят к письму); сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества. Применяю во время слушания, пения или как подвижную игру. Например упражнение «Пальчик мой», «Ладушки», «Пирожки» и другие.
ТАНЕЦ и РЕЧЬ При разучивании танцевальных движений я часто сопровождаю их ритмическими словами. Например: упражнение «Пружинка» разучиваю со словами под музыку: « Попружиним наши ножки и попрыгаем немножко», «Топ, топ, топ, сапожки, побежали наши ножки» или «Покружились, покружились и гостям всем поклонились» и так далее. Четкое произношение ритмического текста и стихов под музыку, развивает музыкальный слух, воображение, чувства слова. Чем четче произносить текст, тем лучше двигаются дети. Такой прием помогает постигать речевую культуру, способствует координации.
ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ и РЕЧЬ Детские музыкальные инструменты включаю и в другие виды деятельности, как практический метод, помогающий осознанному восприятию музыки или метод, позволяющий закрепить знания о характере музыкального произведения (метр, метрическая пульсация, ритмический рисунок). Ритмические упражнения и импровизации с использованием ударно-шумовых инструментов совершенствуют чувство ритма, тембровый слух. Игра на музыкальных инструментах способствует развитию у дошкольников мелодического слуха, чувства ритма и музыкальной памяти. Дети начинают подбирать мелодии на слух, что активизирует их речь, так как речевой слух составляет основы слуха музыкального.
На каждый сезонный праздник я стараюсь включать песенные инсценировки, роли некоторых персонажей в утренниках обязательно исполняют дети. Это также способствует развитию речи детей, ее эмоциональной выразительности, закреплению навыков правильного звукопроизношения.
Таким образом, интеграция музыкальной и речевой деятельности повышает мотивацию , формирует познавательный интерес детей , способствует развитию речи: помогает глубже понять лексическое значение слова , его эстетическую сущность . А использование системы специальных упражнений , различных игр , индивидуальная и кружковая работа - все это помогает нам добиваться положительных результатов в развитии речи ребенка .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/10/picture-405708-1399713549.jpg)
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ
Консультация для музыкальных руководителей в работе с детьми с задержкой психического развития...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/04/picture-815731-1475601655.jpg)
Развитие сенсорных процессов и обогащение чувственного опыта у дошкольников на музыкальных занятиях
выступление из опыта работы...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/06/picture-990297-1604675394.jpg)
Речевое развитие на музыкальных занятиях (игры с элементами упражнений - распевок)
Сообщение из опыта работы музыкального руководителя МДОУ № 77 г.Энгельса 2018г....
Консультация для родителей. Речевое развитие на музыкальных занятиях
Консультация для родителей. Речевое развитие на музыкальных занятиях....
![](/sites/default/files/pictures/2022/07/16/picture-1211885-1657978413.jpg)
ПРИЛОЖЕНИЕ 6. .Познавательно речевое развитие на музыкальных занятиях по средствам малых фольклорных форм: потешки, прибаутки, песенки, считалки.
ДОКЛАД С ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ....
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/12/picture-1213911-1599908960.jpg)
Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию детей. Музыкальное занятие "Путешествие на осеннюю полянку"
Занятие для детей младшего дошкольного возраста, построено в виде путешествия....