Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» старшая группа № 5 «Рассказ для Буратино»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Кочанова Елена Петровна

Составление рассказа детьми про зимние виды спорта, с использованием  мнемотаблицы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                               детский сад № 7

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Конспект

занятия

по образовательной области «Речевое развитие»

 старшая группа № 5

«Рассказ для Буратино»

                                                            Воспитатель: Кочанова Е.П.

Используемые технологии:

- игровая;

- личностно-ориентированная;

- системно-деятельностный подход;

- ИКТ;

- мнемотехника;

- здоровьесберегающая.

2024 год

Название: «Рассказ для Буратино».

Цель: составить рассказ про зимние виды спорта, используя мнемотаблицу.

Задачи:

1.Образовательные

- Активизировать словарь детей по теме «Зимние виды спорта».

- Упражнять детей в умении подбирать слова со сходными значениями (синонимы) и

   противоположными значениями (антонимы).

- Упражнять детей в отчетливом произнесении звуков и фраз.

- Формировать звуковую культуру речи детей.

2. Развивающие

- Обогащать словарный запас детей, уточнять понятия и значения слов.

- Совершенствовать умение детей согласовывать в предложении существительные

  с числительными, существительные с прилагательным, образовывать множественное число

  существительных.

- Развивать фонематический слух, интонационную выразительность речи.

- Развивать умение детей составлять рассказ с использованием мнемотаблицы.

- Развивать коммуникативно-речевые умения, умение связно, последовательно и выразительно

  пересказывать рассказ.

- Развивать речь, мышление, любознательность.

3. Воспитательные

- Воспитывать доброжелательное отношение и стремление помогать друг другу.

- Воспитывать самостоятельность, инициативность, ответственность.

- Воспитывать умение внимательно слушать педагога и своих сверстников, выполнять

  поставленную задачу, дослушивать вопрос до конца и отвечать на вопрос полным предложением

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением зимних видов спорта, просмотр презентации «Зимние виды спорта», работа с раскрасками; работа над словообразованием, пересказ коротких рассказов, чистоговорки, заучивание считалки, физминутки.

Оборудование: ноутбук, столы, электронная доска, презентация, стрелки, фишки, картинки, конверты с заданиями.

Ход занятия:

Деятельность педагога

Деятельность детей

Организация детей перед НОД

К нам пришли гости. Дети, давайте поздороваемся с гостями.

Здороваются

Мотивация (игровая ситуация)

На экране появляется грустный Буратино на фоне учебного класса в школе. Он обращается к детям: «Друзья мои, здравствуйте! Я сейчас хожу в школу, хотя долго ее не посещал.

Я думаю, вы согласитесь, что надо ходить в школу и получать знания.

Учитель дала детям задание - составить рассказ о зимних видах спорта.

С заданием я не могу справиться, так как ничего не знаю о зимних видах спорта.

Ребята, помогите мне, расскажите о некоторых видах зимнего спорта и как образец пришлите мне рассказ. Буду вам очень и очень благодарен».

Слушают.

Задумываются.

Выявление проблемы

Что случилось у Буратино?

Дети формулируют проблему:

Буратино теперь учится в школе. Учитель дала детям задание - составить рассказ о зимних видах спорта.

Буратино долго не посещал школу, и теперь не может выполнить задание, которое дала учитель.

Целеполагание.

Что можно сделать? Вы будете помогать Буратино?

Дети определяют цель.

Надо помочь Буратино составить рассказ о зимних видах спорта и отослать образец.

Еще можно отослать картинки разных видов спорта, которые будут подписаны.

Планирование будущей деятельности.

Как сделать? Что вам может помочь?

Вы можете составить мнемотаблицу?

Если вы хотите составить рассказ о зимних видах спорта, то какими картинками надо заполнить квадраты?

Чтобы легче по порядку составить мнемотаблицу, что еще можно использовать?

Размышляют, решают, что им поможет составить правильно рассказ мнемотаблица.

Квадраты мнемотаблицы пусты, в них нет изображений.

Надо заполнить по порядку квадраты, слева направо по мнемодорожкам.

С видами зимнего спорта, предметами, которые используют спортсмены.

Задумываются, решают пойти по стрелкам и выполнить задания.

Реализация плана.

Задание 1.

Ребята, чтобы составить подробный рассказ и Буратино понял вашу речь, что надо сделать?

Да. правильно. Чистоговорки, помогают чисто, правильно и красиво говорить.  Потренируемся в чистоговорении:

Ма-ма-ма– пришла зимушка-зима.

Ме-ме-ме– мы рады зимушке-зиме.

Зы-зы-зы – наступили морозы.

Зен-зен-зен – утром воздух морозен.

Оз – оз – оз щиплет щеки нам мороз.

Зу-зу-зу – санки я везу.

Мой-мой-мой – покатаемся зимой.

Азка-азка-азка - белая зимняя сказка.

Аюсь-аюсь-аюсь – на ледянке покатаюсь.

Жах-жах-жах – мы катаемся на лыжах.

Ках-ках-ках – быстро еду на коньках.

Лю-лю-лю – зиму снежную люблю.

Приступим к заполнению мнемотаблицы.

Задание 2.

Какое время года сейчас?

Поговорим о зиме.

Игра «Продолжи предложение»

- С неба все летят пушинки – серебристые …

- На деревья, на лужок выпал беленький …

- Все бегут вперегонки, все хотят играть в …

Задание 3.

Игра «Какая, какой, какое?»

- Зима какая?

- Воздух зимой какой?

- Солнце зимой какое?

Физминутка «Зима»

Мы зимой в снежки играем, мы играем - имитация лепки снежков.

По сугробам мы шагаем, мы шагаем - шагают, высоко поднимая колени.

И на лыжах мы бежим, мы бежим - пружинистые движения на месте, широкие взмахи руками, руки согнуты в локтях.

На коньках по льду скользим, мы скользим - плавные пружинистые движения руки                                                                         согнуты в локтях.

И снегурку лепим мы, лепим мы - соответствующие движения.

Гостью-зиму любим мы, любим мы - развести руки в поклоне и поставить на пояс.

Дети, чем вы любите заниматься зимой?

Задание 4.

Сложить картинку, рассказать о зимнем виде спорта, о спортсмене, где используют спортсмены предмет и другое оборудование.

 «Сложи картинку»

Разрезные картинки - лыжи, коньки, сноуборд, находятся в конвертах. На конвертах изображены снежинки.

Для того, чтобы вам выполнить задание, надо разделиться на три команды с помощью фишек с изображением снежинок. Фишки в конверте.

Задание 5.

Составление рассказа «Зимние виды спорта» по мнемотаблице.

Рассказ по мнемотаблице о зимних видах спорта.

Снимаем на планшет, чтобы отправить Буратино.

Зарядку для язычка; сделать упражнение на развитие речевого аппарата; проговорить чистоговорки.

Выполнение задания детьми

Зима

снежинки

снежок

снежки

Холодная, снежная, белоснежная, морозная.

Холодный, свежий, морозный, влажный.

Холодное, бледное, неяркое, тусклое.

Берут картинку, заполняют первый мнемоквадрат.

Выполняют движения в соответствии с произносимыми словами.

Кататься на санках, кататься на коньках, играть в хоккей, лепить снеговиков, играть в снежки.

Берут картинку, заполняют второй мнемоквадрат.

Делятся на команды, выбирают конверт в соответствии с фишками. Каждая команда складывает картинку. Рассказывают о 2-3 видах спорта, заполняют мнемодорожки картинками.

Устанавливают очередность рассказа по считалке.

Считалка: «Снегопад»

Снего-снего-снегопад!

Каждый очень, очень рад!

Будут лыжи и коньки,

Будут санки и снежки!

Оценка и рефлексия

Воспитатель подводит детей к активному обсуждению и положительно оценивает труд детей (отмечает каждого ребенка за успех):

- Чем вы сейчас занимались?

- Помогли вы нашему другу Буратино?

- Что помогло?  

- Может что-то вызвало затруднения?

- Что для вас было самым интересным?

- Что нового вы узнали для себя

Дети рассказывают, чем занимались, перечисляют какие действия они выполняли, что узнали и т.д.

 (Это получилось, потому что все действовали дружно, очень старались).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» в группе общеразвивающей направленности для детей от 3 до 4 лет. Тема: «На птичьем дворе»

Непосредственно образовательная деятельность для детей 2 младшей группы по воспитанию звуковой культуры речи (звук К)....

Конспект занятия по образовательной области речевое развитие в средней группе. Тема: составление описательного рассказа «Мама - солнышко моё!»

Конспект занятия по образовательной области речевое развитие в средней группе.  Тема: составление описательного рассказа «Мама - солнышко моё!»...

Конспект занятия по образовательной области « Познавательное развитие» Старшая подгруппа Тема: « Природа и животные Крайнего Севера».

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей подгруппе на тему «Природа и животные Крайнего Севера»...

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» в группе раннего возраста «Путешествие колобка»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «д/с №15 «Малышок» Ставропольского края Александровского округа села Александровского       Кон...

Конспект занятия по образовательной области "Речевое развитие" в старшей группе для детей с ТНР "Составление рассказа по сюжетной картине "Зимние забавы"

quot;Составление рассказа по сюжетной картине "Зимние забавы"Программное содержание:1. Уточнить и обобщить знания детей об играх детей зимой на свежем воздухе; отметить, какую пользу они пр...

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» для детей общеразвивающей направленности от 6 до 8-ми лет Составление творческого рассказа по коллажу «Весна»

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» для детей общеразвивающей направленности от 6 до 8-ми лет Составление творческого рассказа по коллажу«Весна»...