Конспект занятия по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Кретова Светлана Юрьевна

Составление рассказа по картине "Речка замерзла"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi.docx277.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад №26 «Умка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно - эстетическому направлению развития детей»

662600, Красноярский край, г. Минусинск, ул. Сургуладзе, 11 ( 5-61-16,

Конспект занятия на тему

Составление рассказа по картине
«Речка замерзла»

старшая группа

Выполнила: Кретова Светлана Юрьевна

Минусинск, 2024

Цель: обучение составлению рассказа по картине.

Задачи:

1. учить составлять рассказ с последовательно развивающимися действиями;

2. познакомить со словами омонимами (замерзла);

3. упражнять в образовании глаголов с приставкой «за» (заморозила, замела..); 4. упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных (снег-снежок, лед-ледок);

5. развивать монологическую речь.

Ход занятия:

1. Организационно - мотивационный этап

Прием привлечения внимания

- Ребята, послушайте и попробуйте подобрать нужное слово.

«Что наделала зима?»

- Я говорю начало, а вы продолжайте.

Зима пришла с морозами и всё… – (заморозила).

Метель мела и все тропинки (что сделала?) – (замела).

Река покрылась льдом и вся… – (заледенела).

Зима позвала вьюгу и всё… – (завьюжила).

Снежная пороша дорожки все…– (запорошила)

Какие красивые глаголы мы с вами подобрали к слову «Зима».

- Присаживайтесь за столы, сели правильно, на полный стул, спину выпрямили, ноги вместе, руки на столе.

2. Основной этап

Этап постановки проблемы.

Проблемная ситуация.

- Ребята, посмотрите внимательно, нам принесли картину и попросили рассказать, что на ней изображено и придумать ей название (на стенд выставляется картина. Воспитатель предлагает детям рассмотреть ее. Задает вопросы.)

Этап ознакомления с материалом.

- Кто нарисован на этой картине?

- Что делают мальчики? Что делает девочка? Придумайте им имена.

- Где дети катаются? (на речке)

- Что случилось с речкой? (замерзла)

- Почему? (пришла зима, выпал снег, стало холодно)

- Какими красками художник изобразил лед?

- Лед кажется зеркальным, что даже видно свое отображение.

- Посмотрите внимательно, что слепили дети?

- Что вы видите вдали?

- Какое время дня (суток) нарисовал художник — утро, день или вечер?

- Какое время года изображено на картине?

- Как вы думаете, какое у всех детей настроение?

(ответы детей)

- Картина очень веселая, яркая. Давайте придумаем ей название (варианты названия детьми)

- А художник назвал ее «Речка замерзла».

- А теперь послушайте внимательно мой рассказ по картине.

«Река замерзла».

Наступила зима, выпал снег, река замерзла, ее покрыл зеркальный лед. Дети обрадовались зиме. Тепло оделись, достали коньки, и пошли на речку кататься на коньках. Саша и Дима катаются на коньках по прозрачному льду, а маленькая Маша со своим щенком Жучкой за ними наблюдают. Лед зеркальный, поэтому дети видят, свой отражение на льду и им становится, еще веселей. Светит яркое солнце, снег на солнце искрится, переливается. Накануне была оттепель, деревья покрылись инеем. Дети слепили снеговика. Снеговик получился большой, веселый. Костя идет кататься на санках, он принес морковку для снеговика. Папа с Дашей в лыжных костюмах катаются на лыжах. Вдали виднеется красивая белокаменная церковь. Зима радостная пора для детворы.

Физкультминутка «Зима»

Наконец пришла зима, (Дети разводят руки в стороны).

Стали белыми дома, (Складывают руки домиком над головой).

Снег на улице идёт, (Двигают руками сверху вниз).

Дворник улицу метёт, (Имитируют).

Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают вперёд).

Пишем на катке круги, (Руки закладывают за спину, медленно кружатся).

Ловко бегаем на лыжах, (Имитируют).

И играем все в снежки. (Лепят и бросают снежки).

Этап практического решения проблемы.

- Послушали мой рассказ теперь послушаем (Лену).

- Рассказ начинаем с названия.

Рассказ детей (2-3ребенка).

(Дети могут рассказывать по трое: один начинает, второй продолжает, третий заканчивает. После двух-трех рассказов дается оценка. При этом отмечается содержание рассказа, его форма и концовка: «Оля интересно рассказала, как дети катаются зимой на коньках, и она удачно закончила свой рассказ: “Все дети любят прекрасное время года — зиму!”»).

- Вы запомнили, как называется картина?

- Да, правильно, «Речка замерзла». Объясните, как вы понимаете, что значит «речка замерзла».

Дети: - Это значит, что она покрылась льдом, застыла. Можно сказать «спящая речка, неподвижная».

- Кто скажет по-другому? Лена, а как ты думаешь?

Ребенок отвечает.

- Сейчас на улице холодно, и Андрей замерз. Что это значит?

Дети: - Ему стало холодно.

- Одно и то же слово — замерзла можно сказать и про речку, и про человека. Мы говорим, речка замерзла — это значит, застыла, покрылась льдом, а можно сказать девочка замерзла — значит, ей стало холодно.

Дидактическое упражнение «Назови ласково».

- Хоть зима всё заморозила и замела, но мы любим её и ласково называем как?

Зима - (зимушка). Мороз – (морозец). Лёд – (ледок) Холод – (холодок). Снежинка – (снежиночка). Снег – (снежок) Санки – (саночки) Гора – (горочка) Метель-(метелица)

- Вот какие мы молодцы. Любим зиму? А вот зимушка в своём послании интересуется, знаем ли мы пословицы о ней?

Дети:

«Много снега много хлеба»

«Любишь кататься с горки - люби и саночки возить»

«Мороз велик, стоять не велит».

«Хороший снежок, урожай сбережёт».

«Береги в мороз свой нос».

«Зима не лето, в шубу одета».
«Спасибо мороз, что снега принес»
«Холодная зима, жаркое лето»
«Зима снежная, лето дождливое»

3. Заключительный этап.

Рефлексия.

- Дети мы сегодня с вами узнали очень много о зиме. Вспомним, как называется картина, по которой мы составляли рассказ?

- Что было сложного в составлении рассказа?

- Чей рассказ вам больше всего запомнился (понравился)? Почему?

Список используемой литературы:

1. Ушакова О.С. «Развитие речи детей» 5-7 лет

2.

3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Педагогическое мероприятие с детьми.Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»;Самоанализ педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему:»Теремок»)

Педагогическое мероприятие с детьмиКонспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»Самоанализ  педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...