Артикулякционная гимнастика
картотека по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Артикуляционная гимнастика в старшей группе
Белокурова Л.М.
Упражнения для губ
Артикуляционная гимнастика в старшей группе, направленная на проработку мышц губ, проводится совместно со взрослым. Логопед, воспитатель или один из родителей информирует об упражнении, а также наглядно показывает, как правильного его выполнять, а после ребенок повторяет, а взрослый контролирует, чтобы каждое движение было выполнено правильно.
Перед началом выполнения упражнений стоит выполнять дыхательную гимнастику:
- дети сидя на стульях произносят звук: «жу-жу-жу» (как жужит жук);
- после дети становятся на четвереньки и ползают, повторяя как котята: «мяу-мяу»;
- после нужно повторить голос собаки: «гав-гав»;
- дальше происходит имитация звуков самолета: сначала заводится мотор «р-р-р-р», после самолет летит «ж-ж-ж-ж», самолет делает виражи «у-у-у-у», а после идет на посадку «ух-ух-ух»;
- дальше дети ложатся на спину делают глубокий вдох через нос, а на выдохе похрапывают как медведи;
- после дети поднимаются и ухватившись друг за друга имитируют движение паровозика: «чух-чух-чух».
Улыбка
Цель: Помочь ребенку научиться удерживать губы в широкой улыбке, при этом окружающие должны видеть верхний, а также нижний зубной ряд. Максимально укрепить мышцы в области губ и увеличить их подвижность.
Выполнение: Улыбнуться широкой улыбкой, но при этом не напрягаться, обнажить все передние зубы. Удерживать в указанном положении необходимо губы от 5 и до 10 сек.
При этом взрослый произносит такие слова:
- Широка Нева-река,
- И улыбка широка.
- Зубки все мои видны –
- От краев и до десны.
Бублик
Цель: Укрепить мышцы губ, развить по максимуму артикуляционную моторику.
Выполнение: Зубы должны быть плотно сомкнуты. Губы округлить и слегка вытянуть вперед, как при выполнении упражнения «Трубочка». Но вот главное отличие упражнений в том, что, выполняя «Бублик», следует верхние и нижние резцы обнажить, показав логопеду. Задержаться в таком положении на 10 сек.
Недовольная лошадка
Цель: Нужно научиться дуть воздух так, чтобы заставить губы вибрировать, что позволит укрепить мышцы.
Выполнение: нужно послать поток воздуха, который выходит из легких при выдохе и послать его к губам, заставляя их вибрировать. В итоге должен поучиться звук, напоминающий фырканье лошадки.
Хоботок
Цель: Помочь ребенку научиться правильно выдвигать губы вперед, укрепить мышцы губ, сделать их более подвижными.
Выполнение: Сомкнуть губы и вытянуть их в форме «трубочки» вперед. Удерживать такое положение до 10 сек.
Взрослый во время выполнения проговаривает:
- Я слегка прикрою рот,
- Губы – «хоботом» вперед.
- Далеко я их тяну,
- Как при долгом звуке: у-у-у.
Домик открывается
Цель: Эта задача позволит ребенку научиться открывать и закрывать рот правильно, чтобы мышцы были расслаблены, язык не напряжен. Также оно помогает удерживать губы и язык в определенном положении.
Выполнение: Улыбнуться, но только слегка, медленно приоткрыть рот, как будто нужно пропеть звук «а-а-а». рот поддержать несколько секунд открытым, а после закрыть.
Сытый хомячок
Цель: Помогает развить мышцы щек, а также губ.
Выполнение: Нужно набрать как можно больше воздуха в рот, надув по максимуму щеки и задержаться в таком положении на 10 секунд. После следует попеременно перекатывать воздух из одной щеки в другую.
Чтобы ребенок не устал, можно сделать легкую физразминку, прочитав стих про хомячка и повторив действия за ним.
Взрослый проговаривает:
- Хома-хомка, хомячок.
Надуть щеки как можно сильнее.
- Полосатенький бочок.
Погладить щечки.
- Хомка рано встает.
Потянуться вверх, зеваем с широко открытым ртом.
- Щечки моет, ушки трет.
Погладить свои щеки, потрогать уши.
- Подметает хомка хатку.
Водим языком внутри рта с оной стороны в другую.
- И выходит на зарядку.
Поводить ладошками или только подушечками пальцев по столу.
- 1, 2, 3, 4, 5.
Поднять руки вверх на каждой цифре.
- Хомка сильный хочет стать.
Согнуть руки в локтевом суставе.
После этого упражнения ребенок расслабиться и будет готов продолжить занятие с логопедом.
Голодный хомячок
Цель: Научиться контролировать свои действия, работая с разными мышцами и резко меняя положение.
Выполнение: В этом упражнении необходимо как можно сильнее втянуть щеки и оставаться в таком положении 5-10 секунд.
Самовар
Цель: Укрепить мускулатуру губ и щек.
Выполнение: Губы сжать посильнее, но без дискомфорта, щеки надуть и удерживать воздух во рту около 3 сек., а после следует выпустить воздух быстро, проговорив «Пых!».
Шарик лопнул
Цель: Это упражнение помогает ребенку научиться контролировать язык и располагать его во рту правильно, чтобы было легче произносить звук «ш».
Выполнение: Ребенок должен попробовать длительно произносить букву «ш-ш-ш». во время произношения передний край языка должен располагаться в точности за верхним зубным рядом, губы слегка округлены, выдувается струя воздуха изо рта.
Чтобы было интереснее выполнять упражнение, взрослый проговаривает стишок:
- Дайте язычку дуду
- И еще 5 шариков
- Покатать комариков!
- Надуваем шарики,
- Садитесь, комарики!
Лягушка
Цель: Отрабатывать движение нижней губы вниз и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ.
Выполнение: Ребенок должен пониже опустить нижнюю губу, чтобы нижний ряд передних зубов обнажился по максимуму. После губу нужно снова вернуть на место.
Взрослый во время выполнения проговаривает:
- Ниже нижнюю губу
- Опущу я, как смогу.
Зайчик
Цель: Отрабатывать движение верхней губы вверх и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ.
Выполнение: Ребенок, глядя на себя в зеркало, должен приподнять верхнюю губу, стараясь дотянуться ней до носика и обнажить передние зубы верхнего зубного ряда. После губу снова следует вернуть на прежнее место.
Взрослый проговаривает:
- Губку верхнюю подняв,
- Замер зайчик, зубки сжав.
Толстячок-худышка
Цель: Помогает укрепить мускулатуру щек, способствует правильному развитию координации движений.
Выполнение: Ребенок должен, сидя перед зеркалом поочередно надувать, а после наоборот втягивать щеки. Выполнять нужно без усилий свободно и легко. В каждом из положений следует замереть на 5 секунд.
Упражнения для языка
Артикуляционные упражнения каждый ребенок должен выполнять только в сидячем положении и обязательно перед зеркалом.
Ребенок должен наблюдать за каждым своим движение, исправить ошибки, на которые укажет логопед. Дети старшей группы более организованы, чем в младшей, они четче выполняют каждую задачу, но все же следить за выполнением обязательно долен взрослый.
Лопатка
Цель: Научить малыша работать языком, удерживать его в спокойном, а также максимально расслабленном состоянии.
Выполнение: Улыбнуться широко, обнажив зубы, в слегка приоткрытый рот просунуть широкую его часть, уложив ее на нижнюю губу. В таком положении стоит зафиксировать язык, пока взрослый считает до 10.
Иголочка
Цель: Научить малыша делать язык узким, что позволит укрепить и максимально развить его мышцы.
Выполнение: Широко улыбнуться, открыв рот как можно шире, язык выдвинуть вперед и напрячь его сильно, придав ему узкую форму, которая только максимально возможна. В таком положении ребенок должен замереть, взрослый считает до 10. Язык в это время не должен быть зажат между зубами, а также не провисал к области подбородка.
Лопатка – иголочка
Цель: Максимально проработать мышцы языка, научится быстро менять положение языка.
Чередование упражнений «лопаточка» и «иголочка» при выполнении артикуляционной гимнастики для языка в старшей группе
Выполнение: Широко улыбнуться, приоткрыть рот и расположить язык на нижней губе, после сделать язык тонким, а его кончик острым имитируя иголку. После сменить положение, ослабив мышцы языка расположить его широкую часть на нижней губе. И так несколько раз поменять его положение: сделав тонким, а после ослабив.
Парус
Цель: Это упражнение учит ребенка правильно работать языком, удерживать его под небом и фиксировать такое его положение.
Выполнение: Ребенок показывает широкую улыбку, приоткрывая слегка рот, языком касается внутренней стороны зубов верхнего зубного ряда. Удерживать такое положение, пока взрослый ведет счет до 10.
Язычок не слушается
Цель: Помочь ребенку выработать навыки удержания языка в его расслабленном состоянии, мышцы расслаблены.
Выполнение: Нужно слегка приоткрыть рот, показать язычок и уложить его в расслабленном состоянии широкой частью на нижнюю губу. После нужно слегка шлепать губами по языку, при этом каждый удар необходимо сопровождать звучанием следующих слогов: «па-я-па-я-па-я». Удерживать язык в таком положении до счета 5, а после и до 10.
Чистим зубки
Цель: Научить ребенка удерживать кончик языка в области точно за нижним зубным рядом.
Выполнение: Улыбнуться широко, выставив на показ передние зубки, рот слегка приоткрыть, кончиком языка пройтись по внутренней части нижнего зубного ряда. Язык должен двигаться с одной стороны в другую, а после точно сверху вниз.
Чистим зубки снаружи
Цель: Помочь ребенку отрабатывать произвольные движения языка, развивать координацию движений. Укреплять мускулатуру языка.
Выполнение: Изобразить добрую улыбку, продемонстрировать зубы, языком в медленном темпе провести с наружной стороны зубов, имитируя чистящее движение. Так же происходит имитация чистки наружной стороны нижних зубов.
Взрослый во время выполнения проговаривает:
- Зубки верхние снаружи
- Нам почистить очень нужно.
- Зубки нижние не хуже,
- Тоже чистки просят дружно.
Любопытный язычок
Цель: Помочь ребенку научиться поднимать язык вверх, а после удержать его в таком положении, придав ему форму кувшина и направлять поток воздуха точно по середине языка.
Выполнение: Улыбнуться и в приоткрытый рот просунуть язычок, уложив его широкую часть на нижнюю губу, боковые края при этом должны быть прижаты к ней. В середине языка должен образоваться желобок.
Удерживая положение, выдуть воздух из легких, направляя его на кончик носа, где лежит вата. Ее и нужно сдуть. Воздушный поток следует направлять точно по середине языка, чтобы он поднял ватный шарик точно вверх.
Маляр
Цель: Научиться отрабатывать движения языка вверх, а также сделать его подвижным.
Описание: Улыбнуться, приоткрыв передние зубы верхнего и нижнего ряда, приоткрыв рот и кончиком языка нежно провести по верхнему небу, как бы его поглаживая. Двигаться при этом рекомендуется вперед/назад.
Во время выполнения данной задачи челюсти не двигаются. Кончиком языка в процессе поглаживания следует доставать непосредственно до внутренней поверхности верхнего ряда зубов, но нельзя высовывать язык изо рта.
Шлепаем язычок губами
Цель: Постараться расслабить хорошо язычок, используя простой самомассаж – легкие пошлепывания губами. Научиться удерживать язык в распластанном виде, а также широком.
Выполнение: Изобразить добрую улыбку и слегка приоткрыть рот. Язык высунуть и в ослабленном положении расположить на нижней губе. После нужно пошлепать по языку губами, но не сильно без дискомфорта. Во время пошлепываний следует произносить звук «па-па-па».
Чтобы добиться скорейших и реальных результатов, это упражнение выполнять лучше в несколько этапов:
- губами пошлепать изначально кончик языка;
- после следует перейти на среднюю часть языка и его пошлепать;
- и так шлепать по языку подвигая его то вперед, то назад.
Качели
Цель: выработка умения в быстром темпе изменять положение языка вверх-вниз. Подобное положение позволит ребенку научится правильно проговаривать слоги: ла, лы, ло и лу.
Выполнение: Показать широкую улыбку со слегка приоткрытым ртом, где видно зубки, широкую часть языка расположить на нижнем ряде зубов и зафиксировать на 5 секунд. А следующий шаг – приподнять язычок и снова удерживать, и так несколько раз сменить положение язычка. Следить, чтобы работал только язык, а все остальные части речевого аппарата оставались неподвижными.
Покусаем язычок
Цель: Научить ребенка расслаблять мышцы языка, усилить кровоток в мышцах языка, а также улучшить проводимость нервных импульсов.
Выполнение: Выполнение: Необходимо сначала улыбнуться своему отражению в зеркале, приоткрыть рот и высунуть наружу язык. Затем слегка покусать его кончик, но без боли и дискомфорта. После выдвинуть его еще дальше и покусать среднюю часть.
И так покусать его весь, продвигая все дальше наружу. Во время покусываний стоит произносить звук «та-та-та». Благодаря произношению этого звука ребенок правильнее выполняет задание.
Покусаем бока язычка
Цель: Это упражнение помогает ребенку преодолеть напряженность языка за счет простого и доступного самомассажа, который способствует прилеганию краев языка к боковым зубам нижней челюсти.
Выполнение: Улыбнуться и пропеть «и-и-и», при этом язык расшириться. Не меняя положения языка, покусать его края боковыми зубами.
Гимнастика принесет пользу только в том случае, если будут соблюдены правила его выполнения:
- Упражнения следует выполнять ежедневно. Затрачивать достаточно всего 10-15 минут. Только регулярность выполнения поможет выработать у ребенка двигательные навыки, закрепить их и зафиксировать.
- Упражнения следует выполнять перед зеркалом. Такое положение помогает ребенку держать спину идеально ровной, ребенка не напряжен, руки и ноги находятся в спокойном положении.
- Чтобы ребенок правильно выполнял упражнение, взрослый должен показать, а после контролировать процесс и указать на ошибки если таковые имеются.
- Некоторые упражнение следует выполнять под счет, который должен вести взрослый, чтобы ребенок не отвлекался.
- Упражнения выполняются ребенком поэтапно.
- Также следует проверять выполнение упражнения поэтапно, чтобы ребенок мог понять, где именно он делает ошибку и исправить ее.
Артикуляционная гимнастика – это специальный комплекс, который поможет ребенку подготовиться к школе, научиться проговаривать каждый звук.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/15/picture-315898-1381858835.jpg)
Бодрость ,грацию и пластику- дарит нам гимнастика.Сюжетный урок ритмической гимнастики с элементами художественной гимнастики
Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений.повышаетэмоциональный фонзаняий.способствует развитию мышления, воображ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/05/picture-701602-1446736386.jpg)
Планирование утренней гимнастики и гимнастики после дневного сна с элементами дыхательной гимнастики и самомассажа
Планирование для средней группы на первое полугодие....
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/21/picture-1051259-1548077099.jpg)
Картотеки для 2 младшей группы на учебный год: прогулки, подвижные игры, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, дыхательная гимнастика, физминутки
Картотеки для использования во 2 младшей группе на весь учебный год(карточки прогулок, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, подвижные игры, дыхательная гимнастика, физминутки)...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/10/picture-1070106-1586533227.jpg)
«Пальчиковая гимнастика и игры,Дыхательная- гимнастика,Гимнастика для глаз»
laquo;Пальчиковая гимнастика и игры,Дыхательная- гимнастика,Гимнастика для глаз»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/09/picture-228167-1586443441.jpg)
Комплекс картотек пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики для детей младшего дошкольного возраста (4 – 5 лет)
В комплекс входят картотеки: пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика. для проведения здоровьясберегательных технологий....
Комплекс утренней гимнастики, гимнастики после сна, дыхательной гимнастики
Комплекс утренней гимнастики, гимнастики после сна, дыхательной гимнастики...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/02/picture-1302079-1609603517.png)
Картотека по здоровье сберегающим технологиям: комплекс утренней гимнастики, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика и картотека по сюжетно-ролевым играм для детей.
Закаливающие мероприятия Одним из основных направлений оздоровления детей является использование комплекса закаливающих мероприятий. Закаливание - это активный процесс, предста...