"Идём в магазин"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Хромова Анна Юрьевна

Занятие по развитию речи в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon smyshlenok-idem_v_magazin.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по развитию речи

Тема: «Идем в магазин»

Задачи: расширять кругозор детей, обогащать словарный запас, активизировать словарь по теме «Магазин», систематизировать знания по данной теме, развивать логическое мышление и навыки классификации предметов.

        Ребята, что вы любите делать больше всего на свете? Конечно, как и все дети, играть. Сегодня мы будем много играть и увидим, как можно учиться с помощью игры.

        Прежде, чем начать наше занятие, я предлагаю сделать то, с чего начинается каждая встреча у культурных и воспитанных людей. Что это? Конечно, приветствие! Как вы поприветствуете, например, наших гостей? А меня? А друг друга?

Утром улыбку я маме дарю. 
Доброе утро! – всегда говорю.

– Мне говорить совсем не лень 
Своим знакомым: “ 
Добрый день!”

– А вечером при встрече
Скажу я: “
Добрый вечер”

– Друзей я знаю с малых лет.
Им весело скажу: “
Привет!

– “Здравствуйте” – это волшебное слово
Людям дарите снова и снова!

        Вот мы и поздоровались, зарядились хорошим настроением и можем продолжать. Ребята, сегодня к нам в гости пришла  девочка Арина. Давайте с ней поздороваемся. Она готовится к празднику — Дню семьи и хочет сделать подарки всем членам своей семьи. Но Арине нужна наша помощь. Кстати, ребята, давайте  вспомним, что такое семья?

        

        Семья — это самые близкие люди, наши родственники. Давайте перечислим, кто может называться членами семьи: мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры, тетя, дядя, племянники, внуки. А давайте поиграем в игру «Моя семья». Я буду говорить: «Я тебе..., а ты мне...»,  а вы должны ответить, каким же родственником вы мне приходитесь. Например: если я твоя мама, то ты моя дочка. А теперь попробуйте описать вашу семью, назовите как можно больше слов, отвечающих на вопрос: какая у меня семья?

        Вы хорошо справились, а теперь познакомьтесь с семьей Арины: у нее есть мама и папа (родители), бабушка и дедушка, а еще младший братик Вова и крошечная сестренка Катя.  И всем нужно сделать подарки. А куда мы ходим за подарками? В магазин. А так как семья у Арины большая, нам нужно посетить несколько магазинов.

        

        А что такое магазин? Место где мы покупаем разные вещи и продукты. Давайте посмотрим на картинки с изображением людей разных профессий и назовем их. Где работают все эти люди? Кто же из них людей работает в магазине? Продавец. А что делает продавец? Вы знаете, что многие слова тоже соединяются в семьи, одни слова р ождаются из других. А от какого слова родилось слово продавец? Продавать. Что значит продавать? Это значит — отдавать какой-то товар за плату. Продавец продает товар. А кому? Покупателям. От какого слова появилось слово покупатель? Покупать. А вы можете назвать еще слова родственники для этих слов: купить, покупки, закупка и т. п.

        Ну, а теперь мы отправляемся по магазинам. Что нужно взять с собой? Сумку или тележку и деньги. Но сегодня у нас необычный поход по магазинам и платить вы будете не деньгами, в качестве оплаты вы будете выполнять разные задания.

        Ребята, вот беда! Кто-то собрал все товары из магазинов на одном складе и перепутал их. Как теперь понять, какие товары, где продаются. Надеюсь, вы поможете разобраться. Вот наш склад, с перепутанными товарами, а вот 5 разных магазинов. Все товары нужно разобрать и разнести по магазинам. Выполняйте задание.

        Теперь все товары на своих местах и мы можем заняться выбором подарков. Итак, вам сегодня придется побыть в роли продавцов и в роли покупателей. И мы отправляемся в первый магазин за подарком для мамы Арины. Мама давно мечтала о новой юбке. А где продаются юбки? В магазине одежды! Двое из вас будут продавцами, остальные — покупателями.

        

        Магазин одежды. Вы пришли в магазин. Как здесь нужно себя вести? Можно ли по магазину бегать, кричать? А можно лезть без очереди, расталкивая других покупателей? Конечно, нет. В магазине нужно вести себя тихо, спокойно, не мешать покупателям делать покупки, а продавцам работать. Давайте подойдем к продавцам и объясним, что нам нужно. С чего надо начать разговор? Поздороваться. Потом вежливо попросить показать товар. Когда мы просим, какое слово нужно не забыть: пожалуйста. А, если нам помогли, что нужно сказать: спасибо. Попробуем. Здравствуйте, скажите пожалуйста, есть ли у вас женские юбки? Спасибо. Юбку выбрали, а теперь надо оплатить покупку, выполнив задание.

        Что лишнее на картинках? Почему?

 

        Вы справились с заданием, а теперь нужно сделать покупки для арининой бабушки. Ей нужны ингредиенты для пирога: молоко, яйца, мука, сахар и фрукты для начинки. Как можно одним словом назвать все эти предметы?  Продукты. Значит, в какой магазин мы отправляемся?  В продуктовый!

        Продуктовый магазин. А теперь продавцами будут... Мы пришли в магазин. Что надо сделать? Здороваемся. Расскажите, пожалуйста, какие товары есть у вас в магазине. В каком отделе мы можем найти молоко? В молочном. А что еще нужно для фруктового пирога? Давайте разделим фрукты и овощи, чтобы их не перепутать. А теперь выберем все, что нам нужно. И наконец оплатим покупку, выполнив задание.

        Все вы знаете, что слова состоят из звуков. Звуки мы слышим и произносим, а если нам нужно что-то написать, мы пользуемся буквами. Скажите, на какой звук начинается имя нашей Арины? На А. Какой буквой обозначают этот звук? Буквой А. Вот она. Скажите, звук А поющий или шумящий? Да, он поет, давайте вместе споем песенку звука А. Получилось? Тогда вы легко справитесь с заданием. На картинке нужно найти только те фрукты или овощи, которые начинаются на звук А. Соединяем нужные картинки стрелками с буквой А.

        Это задание вы выполнили прекрасно. Наверное, ваши пальчики устали? Нужно сделать гимнастику для пальцев.

Гимнастика «Вот и правая рука».

Отдохнули? Идем дальше. Дедушка Арины любит заниматься ремонтом. А что нужно, для того, чтобы все чинить, строить и ремонтировать? Инструменты. Дедушка потерял свой любимый инструмент. Давайте подарим ему новый, а вот какой, нам придется отгадать. Отправляемся в магазин инструментов!

        Инструменты. А вот и наши продавцы. Здороваемся. Расскажите, какие инструменты есть в вашем магазине? Спасибо, а нам нужен вот такой инструмент:

Самый бойкий я рабочий
В мастерской.
Колочу я, что есть мочи —
День—деньской.

Как завижу лежебоку,
что валяется без проку,
Я прижму его к доске,
да как стукну по башке,
В доску спрячется бедняжка,
чуть видна его фуражка.

Конечно, это молоток. Есть у вас такой? А для чего нужен молоток? Забивать гвозди. А гвозди для чего забивают? Чтобы что-то к чему-то прикрепить. Ну, а за это молоток мы расплатимся заданием-игрой. Я буду называть разные инструменты в единственном числе (молоток), а вы мне — во множественном (молотки). Начали!

Вы хорошо справились, берем молоток и идем дальше.

Теперь нужно сделать подарки брату и сестренке Арины, Вове и Кате. Что больше всего любят дети? Игрушки. И в какой же магазин мы пойдем? В магазин игрушек!

        Магазин игрушек. А вот и наши продавцы. Здравствуйте, расскажите, какие игрушки   у вас есть для девочек, а какие для мальчиков?

Вова мечтает о подъемном кране, а Кате хочется иметь зайчика. Арина нарисовала то, что она хочет подарить брату и сестре, но, мне, кажется, что-то здесь не так... Кате она хочет купить зеркальце, чтобы пускать солнечного зайчика, а Вову ждет прекрасный, блестящий водопроводный кран. Как вы думаете, именно это хотели ребята? Нет, Арина ошиблась: Катя хотела плюшевого зайчика, а Вове нужна игрушечная машина — подъемный кран. Почему же Арина все перепутала? Она просто не знала, что слова кран и зайчик имеют несколько значений. Как называются такие слова? Многозначные! А какие многозначные слова знаете вы? Ваше задание: собрать эти карточки по парам, чтобы в каждой паре были слова, звучащие одинаково, но с разными значениями.

        

        С этим заданием вы тоже справились. Осталось приобрести подарок для папы. Папа Арины очень любит фотографировать свою семью. Что можно ему подарить? Конечно, фотоаппарат. А где его приобрести? В магазине электроники и бытовой техники. Отправимся туда. А продавцами будут...

        Магазин бытовой техники. Здравствуйте, скажите, пожалуйста, что такое бытовая техника? Где ее используют? А есть ли у вас фотоаппараты? Нам нужен хороший фотоаппарат для папы. Этот подойдет, но чтобы заплатить за эту покупку, вам придется выполнить еще одно задание.
        
Задание. Папа пробрался на кухню и сфотографировал маму, когда она пекла пирог, а еще бабушку, когда она варила варенье. Папа распечатал фотографии и оставил их на столе. А маленький Вова все перепутал. Помогите Арине до прихода папы  разложить все фотографии по порядку. А еще составьте короткий рассказ  с помощью этих снимков.

        Ребята, давайте вспомним, какие магазины мы посетили?

Ну вот, кажется, никого не забыли, подарки приготовили для всех родных нашей Арины. А вот лучший подарок для ваших родителей- это вы, умные и любознательные дети!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В помощь родителям дошкольников: «Идём с ребёнком в магазин»

Как часто родители слышат слова от своих любимых деток в магазине: «Хочу жвачку, шоколадку!», «Купи мне лошадку, машинку!»  Родители  реагируют на это по-разному. Кто-то идёт у лю...

Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей старшей группы МЫ ИДЁМ В МАГАЗИН (основное). (Цвет: желтый, красный, голубой)

Основные предметные цели:учиться разбивать множество на классы в соответствии с задан­ными общими названиями (овощи, фрукты, хлебобулочные изделия);учиться разбивать множества на классы по цвету (выде...

Экскурсия в продуктовый магазин «Что мы купим в магазине, для приготовления блинов?» кафе «Блинная» «Где в Светлогорске готовят самые вкусные блины?» для детей среднего и старшего дошкольного возраста

Экскурсия.Интеграция образовательных областей: «Здоровье», «Безопасность», «Познание», «Художественная литература»,  «Коммуникация», «Социализация», «Труд», «Музыка».Развитие интегративных качест...

НОД по развитию речи «Мы идём в магазин»

знакомство детей с разными видами зданий...

Конспект занятия по познавательному развитию № 11 в средней группе Тема: «И снова в городе (Мы идём в магазин)»

Конспект занятия по познанию в средней группе «И снова в городе (Мы идём в магазин)»...

Конспект занятия по функциональной грамотности. "Идём в магазин".

Конспект занятия по функциональной грамотности....