Картотека игр по обучению грамоте в подготовительной к школе группе
картотека по развитию речи (подготовительная группа)
В данном файле представлены игры по обучению грамоте в подготовительной к школе группе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 442.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра «Буквенный светофор»
Цель: упражнять дошкольников в подборе слов на заданную букву; развивать память, мышление, ловкость и быстроту реакций.
Материал: не требуется.
Ход игры. Выбирается водящий ( «светофор»), он становится в центре площадки и называет любую букву. Остальные дети называют слова на заданную водящим букву (слова не должны повторяться). Те дети, которые не нашли слов, пытаются перебежать на другую сторону, а «светофор» ловит их. Пойманный последним становится на место водящего.
Игра «Магазин»
Цель: упражнять детей в подборе слов на заданный звук; развивать память, мышление, воображение, выразительность имитационных движений.
Материал: не требуется.
Ход игры. Дети становятся в круг, взявшись за руки. В его центре водящий ( «покупатель»), он задаѐт букву, на которую дети придумывают слова. Дети ведут хоровод со словами: Дзынь-дзынь-дзынь, Открываем магазин. Заходите, заходите, Покупайте, что хотите. Покупатель говорит, например: «Хочу купить предметы на букву Р». Дети говорят слова на заданный звук и изображают эти предметы с помощью мимики и жестов.
Игра «Слова-друзья»
Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове и подборе слов на заданный звук; развивать мыслительные операции.
Материал: картинки по паре на определѐнные звуки (лук — лось, рыба — рубашка, кот — коза, жук — журавль, сок — собака и т.д.).
Ход игры. Дети берут на столе картинки, схожие по первому звуку. После чего воспитатель говорит, чтобы они нашли себе друга — того, у кого название картинки совпадает по начальному звуку.
Игра «Какое слово хотел написать художник?»
Цель: упражнять детей в выделении первого звука в словах и составлении из них новых слов; развивать мыслительные операции.
Материал: карточки с картинками, первый звук которых составляет букву нового слова.
Ход игры. Воспитатель говорит, что приходил художник и написал слово, но оно необычное, т.к. состоит из картинок. Нам с вами это слово надо прочитать, для этого мы будем определять в каждой картинке первый звук, запишем буквы на доску, а потом прочтѐм.
Игра «Сестрички»
Цель: упражнять детей в назывании слов на заданную букву, самостоятельно составлять рассказ; развивать мыслительные операции, память.
Материал: буквы или карточки с буквами.
Ход игры. Воспитатель читает рассказ: «Жили-были две сестрички. Их звали так: имя одной на А (показывает карточку с буквой А), второй — на И. Как их могли звать? Дети придумывают (Аня, Арина, Алина, Алѐна, Ира, Инна, Инесса и др.). Пошли они в лес за ягодами на Ч и 3 (черникой и земляникой) и за грибами на Б и П (боровиками, бабками; подосиновиками, польскими грибами.) Принесли маме, она сварила из грибов С (суп), а из ягод К и В (компот и варенье)». Воспитатель предлагает детям самим придумать рассказ-задание с буквами для своих друзей.
Игра «Азбука упала»
Цель: упражнять детей в восстановлении буквы из элементов; развивать мыслительные операции, память, внимание.
Материал: у детей карточки с неправильным изображением букв.
Ход игры. Воспитатель читает стихотворение: Что случилось? Что случилось? С печки азбука свалилась! Больно вывихнула ножку И ударилась немножко. Соберите буквы и правильно их напишите.
Игра «Буквы спрятались»
Цель: учить детей находить очертания букв; развивать зрительное представление о букве, память, внимание.
Материал: карточки с совмещѐнным начертанием букв
Ход игры. Воспитатель показывает детям картинку и говорит, что буквы спрятались, необходимо их отыскать и записать.
Игра «Зашифрованная буква»
Цель: развивать у детей зрительное и пространственное представление букв, память, внимание.
Материал: карточки с точками, соединяя которые по заданному алгоритму, получается буква; маркер
Ход игры. Детям предлагаются карточки с пронумерованными точками и алгоритм. Они по команде воспитателя берут маркер и выполняют алгоритм, например, соединяя цифры 1—5, 2—3 и т.д.
Игра «Да-нет-ка с алфавитом»
Цель: учить детей задавать вопросы, содержащие утвердительный ответ «да» или «нет»; развивать мышление, речь.
Материал: алфавит.
Ход игры. Воспитатель показывает алфавит, загадывает букву. Дети должны еѐ отгадать, задавая вопросы воспитателю по местонахождению буквы. Воспитатель может отвечать только «да» или «нет». Например, дети спрашивают: «Эта буква находится в первом ряду? Между буквой О и Р?» И т.д.
Игра «Холодно-горячо»
Цель: учить детей задавать вопросы, содержащие утвердительный ответ; развивать мышление, речь.
Материал: алфавит.
Ход игры. Дети — сыщики, они пытаются угадать букву, которую загадал воспитатель путѐм задавания ему вопросов по местонахождению буквы в алфавите. Воспитатель отвечает «холодно», если дети ищут в неверном направлении, и «тепло», если — в верном. Например, дети спрашивают: «Эта буква находится в первом ряду? Между буквой О и Р». И т.д.
Игра «Магазин»
Цель: упражнять детей в делении слов на слоги; развивать мышление, речь.
Материал: «деньги» (карточки с цифрами 1, 2, 3, 4), картинки с изображением различных предметов.
Ход игры. Детям раздаются «деньги», где написаны цифры. Они приходят в магазин, берут картинку с тем предметом, количество слогов которого соответствует цифре на «деньгах». Воспитатель — кассир, он определяет правильность выбора детей. (Например, у ребѐнка 3 рубля, он выбирает картинку с капустой, подходит к кассиру и говорит: «Ка-пус-та», деля при этом слово на слоги с помощью хлопков.)
Игра «Буратино»
Цель: упражнять детей в делении слов на слоги; учить определять длинные и короткие слова; развивать мыслительные операции.
Материал: Буратино изображение на картинке.
Ход игры. Ведущий говорит, что наш друг Буратино не усвоил урок о длинных и коротких словах. Он не может никак понять, почему слово «нос» — короткое, если его нос очень длинный, и всѐ путает. Помогите ему определить длинные и короткие слова. Я буду называть вам слова, а вы определять, какое слово короче, а какое длиннее.
Игра «Цветы — в вазу»
Цель: упражнять детей в делении слов на слоги; учить определять длинные и короткие слова; развивать мыслительные операции.
Материал: рисунок с изображением трѐх ваз. Картинки цветов: подснежник, мак, пион, роза, ирис, флокс, мимоза, медуница и др.
Ход игры. Ведущий говорит: «Девочке Маше на день рождения подарили огромный букет из разных цветов. Маша не может поставить все цветы в одну вазу, т.к. их очень много. Она просит нас помочь ей расставить цветы в три вазы. Если название цветка состоит из одного слога, то его ставим в первую вазу, если из двух — во вторую, если из трѐх слогов — в третью. Дети берут картинку с изображением цветов, делят слово на слоги, определяют количество слогов в слове и ставят в вазы
Игра «Верно— неверно»
Цель: закреплять знания детей о звуковой характеристике букв; учить внимательно слушать утверждения и самостоятельно делать вывод, аргументируя свой выбор; развивать мыслительные операции, речь.
Материал: не требуется.
Ход игры. Детям предлагается послушать утверждения и сделать самостоятельно выбор, т.е. согласиться или опровергнуть утверждение: «Да, это верно!» или «Нет, это не верно!» Например: — слово «кот» начинается с гласного звука; — в слове «лиса» два слога; — слово «рысь» начинается с твѐрдого согласного звука; — гласный звук обозначается синей фишкой; — согласный мягкий обозначается зелѐной фишкой; — звук [о] согласный, его нельзя пропеть; — слово «малина» состоит из трѐх слогов; — слово «часы» начинается с согласного звука [ш].
Игра «Короткое или длинное?»
Цель: упражнять детей в делении слов на слоги; учить определять длинные и короткие слова; развивать мыслительные операции.
Материал: не требуется.
Ход игры. Воспитатель называет разные слова. При коротких словах дети хлопают в ладоши, при длинных — тихо стучат по коленкам.
Игра «Шаг вперѐд»
Цель: упражнять детей в делении слов на слоги; учить определять количество слогов; развивать мыслительные операции.
Материал: сигналы красного и зелѐного цвета.
Ход игры. Дети выстраиваются в шеренгу лицом к педагогу в 4—5 метрах от него. Ведущий говорит: «Я буду говорить слова, а вы по очереди должны определять количество слогов в них. Если задание выполнили правильно, то я зажгу зелѐный фонарик, и вы сделаете шаг вперѐд. Если ошибѐтесь, то я зажгу красный фонарик, он обозначает: стой на месте. И тот, кто первый дойдѐт до меня, тот и победит (может быть и несколько победителей)».
Игра «Поищи слово»
Цель: упражнять детей в делении слов на слоги; учить в длинных словах находить новые слова; развивать мыслительные операции анализа и синтеза.
Материал: карточки со словами: НОСОК, ВОРОБЕЙ, ЖИВОТНОЕ, МАШИНА, БАЛАЛАЙКА, ФАСОЛЬ, МАГНИТОФОН и другие или на доске эти слова написаны мелом.
Ход игры. Ведущий говорит детям, что короткие слова очень часто прячутся в длинных. Чтобы их найти, необходимо длинное слово сказать по слогам и отыскать короткое. Например: «В слове «НОСОК» прячется слово «СОК» и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему «Путешествие в Страну Грамоты»
Конспект образовательной деятельности по обучению грамотев подготовительной к школе группена тему «Путешествие в Страну Грамоты»Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» , «...

Конспект досуга посвящённый «День Победы» На тему «Давайте вспомним и споём», «Путешествие по островам грамматики», Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: «Дорога в школу».,«Путешествие на машине времени»
конспекты занятий по ФЭМП, Развитию речи и др...

Конспект занятия по обучению грамоты в подготовительной к школе группе с использованием ИКТ. Тема: «Звуки А, У, И, Э, О, Ы. Лесная школа»
Конспект занятия по обучению грамоты в подготовительной к школе группе с использованием ИКТ.Тема: «Звуки А, У, И, Э, О, Ы. Лесная школа»Цели:1. Закрепить навыки раз...

Конспект открытой организованной деятельности по подготовке обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: «Дорога в школу».
Конспект итоговой открытой организованной деятельности по подготовке обучению грамоте в подготовительной к школе группеОбразовательная область "Речевое развитие"Тема: «Дорога в ш...

Конспект НОД по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной к школе группе для учителей (в рамках преемственности со школой).
Закрепление пройденного материала по подготовке детей к обучению граммоте для подготовительной группы...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему «Уроки грамоты»
Цель: закрепление имеющихся знаний по подготовке детей к обучению грамоте.Задачи:Образовательные:· закреплять понятия «звук», &la...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе " В гостях у королевы Грамоты"
Конспект итогового занятия по обучению грамоте разработан для подгтовительной группы. Данный материал будет полезен воспитателям для работы с детьми подготовительного к школе возраста по о...
