НОД по речи и речевому общению "Как аукнется, так и откликнется"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

В занятии используется метод моделирования и сочинительства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_kak_auknetsya_tak_i_otkliknetsya.docx199.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

МО г. Нягань «Д/с № 6 «Рябинка»

                       «Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется»

                           (Подготовительной к школе группы)

Разработчик:

Комиссарова Наталья Владимировна

воспитатель высшей

квалификационной категории

Нягань, 2022

Конспект НОД по речи и речевому развитию

Тема:  «Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется»

В подготовительной группе

Программное содержание:

  1. Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать сказку, используя слова, речевые обороты из текста, активизировать и обогащать словарный запас пословицами, устойчивыми выражениями (фразеологизмами).
  2. Развивать речь, внимание, память, мышление, умение моделировать содержание сказки.
  3. Воспитывать интерес к культурному наследию своего народа, любовь к Родине и к народным и авторским сказкам. Воспитывать умение выслушивать мнение сверстников, замечать речевые ошибки и доброжелательно исправлять их.

Создание среды для организации и проведения НОД:

 сказка «Как аукнется, так и откликнется»;

геометрические фигуры для моделирования сказки

поле для моделирования

презентация

Предварительная работа

Экскурсия в изостудию, экскурсия в мини музеи «Рябинушка» и «Русский быт»

Виртуальная экскурсия в городскую детскую библиотеку.

Чтение РНС, подбор и выставка книг с авторскими и РН сказками в группе

Инновационные технологии

Метод моделирования (построение моделей условно-символические замещение геометрическими фигурами)

Сочинительство (активизация творческого воображения) (придумывание счастливого конца сказки с появлением других персонажей)

Здоровьесберегающая технология (динамическая пауза в виде народной игры, гимнастика для глаз)

  1. Дети приветствуют гостей. Дети стоят полукругом на ковре.

Воспитатель: Добрый день, друзья!

Рада всех вас видеть я!

Сегодня у нас занятие по речевому развитию и начнем мы его со

стихотворения Владимира Степанова «Необъятная страна».

Если долго – долго – долго

В самолете нам лететь,

Если долго – долго – долго

В одну сторону смотреть,

То увидим мы тогда

И леса и города,

Океанские просторы

Ленты рек, озера, горы.

Мы увидим даль без края

Тундру, где звенит весна,

И поймем тогда какая

Наша Родина большая

Необъятная страна.

- Ребята  как вы думаете, о какой стране идет речь в этом стихотворении?

А вы знаете, что 2022 год в России объявлен годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России?

Садимся на стульчики и внимание на экран

(О нашей Родине  – России).

1 слайд

- Ребята, а какими материальными ценностями Россия славится?

наши мастера славились своим искусством расписывать посуду, игрушки и предметы быта. Давайте вспомним, какие виды декоративной прикладной росписи мы знаем

 хохлома, дымковская роспись

 городецкая, филимоновская,  мезенская роспись

2 слайд

3 слайд

А что относится к нематериальным. Как вы думаете, что такое нематериальные ценности? Русский народный фольклор 

 устное народное творчество –

то, что нельзя потрогать

это частушки, песни, приговоры, хороводы, игры, танцы

пестушки, загадки, поговорки, и, конечно же, сказки.

4 слайд

Показывает на библиотеку в группе

  1. Введение в тему.

Отгадайте загадку

Рыжая хозяйка по лесу прошла,

стёжки-дорожки хвостом подмела

Игра « Назови сказку»

Ребята, назовите, сказки, где главная героиня лиса- добрая, дружелюбная?

- А в каких сказках лиса злая, коварная, обманщица?

Вспомните сказки, где высмеивается глупость, жадность лисы?

Лиса

«Теремок», «Снегурушка и лиса»

«Лисичка со скалочкой», «Кот, лиса и петух», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Лиса и волк»

«Лиса и кувшин», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль»

5 слайд

Ребята, а какая Лиса в этих сказках?

- Но не все звери и птицы поддаются уговорам лисы, не все верят ей.

- Сегодня мы познакомимся еще с одной лисой и узнаем, удалось ли ей осуществить свой план, сказка называется «Как аукнется, так и откликнется» в обработке К. Д. Ушинского.        

Хитрая, умная, обманщица.

  1. Но нашим глазкам надо отдохнуть

Гимнастика для глаз.

Следят за бабочкой на палочке

  1. Чтение сказки

Помогут мне сказку прочитать Варя и Степан. 

Чтение сказки

6 слайд

7 слайд

Какие слова и выражения вам были непонятны?

Как вы думаете, что значат слова:

Куманёк, кума

Званый обед

«Не обессудь»

«Нечем потчевать»

«Несолоно хлебавши»

 «Как аукнется, так и откликнется»

близкий друг, товарищ в сказке

обед на который пригласили,

не вини, не суди

нечем угощать

ни с чем

как поступишь ты, так поступят и с тобой

  1. Динамическая пауза

 Мы отдохнем и  поиграем в русскую народную игру «Заря – Заряница» которая тоже относится к нематериальному наследию.

Заря -Заряница, красная девица,

По полю ходила, ключи обронила.

Ключи золотые, ленты голубые.

Раз, два – не воронь, а беги, как огонь!

  1. Составим сказку с помощью моделей (работа в паре)

 3 ребенка по очереди   моделирует сказку у доски.  

  1. Пересказ сказки по ролям

Беседа по содержанию сказки

- Почему лиса и журавль перестали ходить друг к другу в гости?

- Вам понравилось, как вела себя лиса? Почему?

- Как вы думаете, правильно ли поступил журавль? Почему?

- Как им нужно было поступить, чтобы остаться друзьями?

- Можно ли им спасти свою дружбу? Как? Придумаем счастливый конец к сказке

Посмотрите, какие еще фигуры у нас остались? (добавляют модели к лисе и журавлю)

Пересказ сказки по ролям

не умеют дружить, не умеют принимать гостей

Активизация творческого воображения

квадрат, круг и овал

 может их помирить медведь, пригласить обоих на званый обед и угостить медом, может пригласить ежик их в лесное кафе и угостить компотом из яблочек, волк может их пригласить покататься на лодке

 

  1. Название сказки «Как аукнется, так и откликнется» это и есть пословица, Какие можно еще пословицы подобрать к этой сказке?

Что есть в печи, всё на стол мечи.

За пустой стол гостей не сажают.

Умел в гости звать, умей и встречать.

Любишь гостить — люби и гостей принимать

Гостю щей не жалей, а побольше лей.

Не корми меня тем, чего я не ем!

Не рой другому яму — сам в нее попадешь. 

Чтение скороговорки. 

«На крыше у Шуры жил журавль Жура».

 Повторите ее:

- громко и медленно,

- шепотом и быстрее,

- громко и быстро,

- шепотом и медленно.

«На крыше у Шуры жил журавль Жура».

Назовите слова из сказки, в которых есть звук «ш» и «ж»

Каша, окрошка, журавль, кумушка, кушай, дружба, пошёл, больше, кувшин, лижет, горлышко, хлебавши.

  1. Рефлексия.!

Молодцы! Вы сегодня все очень старались, что интересного мы сегодня узнали? Чем с вами занимались?  Что вам больше понравилось? Что было для вас самое трудное?

Воспитатель: - Ребята, а какое правило можно составить, если ориентироваться на сказку «Как аукнется, так и откликнется»?

Итог - правило: «Дружбой нужно дорожить»

Воспитатель: - И правило это нужно помнить всегда и всюд

выходят в круг у доски

 2022 год объявлен годом народного искусства  нематериального культурного наследия

моделировали сказку и пересказывали, узнали, что лиса в сказках бывает разной

«Дружбой нужно дорожить»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется»

Методическая разработка занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется»Тема:Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется»...

Презентация к занятию по развитию речи «Как аукнется – так и откликнется»

Презентация к занятию по развитию речи «Как аукнется – так и откликнется»...

Технологическая карта интегрированное занятие по речевому развитию "Как аукнется, так и откликнется"

занятие по речевому развитию (приобщение к художественной литературе в процессе выразительного чтения....

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе Тема: «Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется»

Интеграция образовательной деятельности: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Познание», «Социализация».Виды детской деятельности: комму...

«Как аукнется, так и откликнется» развитие речи в ДОУ

Тема: Чтение художественных произведений. «Как аукнется, так и откликнется» (по произведениям Н. Благининой «Посидим в тишине», Л. Квитко «Лемеле хозяйничает», нанайской сказке «Айога»). Цель: учить ...

Технологическая карта по развитию речи.Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется»

технологическая картаПересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется»...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе по развитию речи. Пересказ сказки "Как аукнется, так и откликнется".

Конспект занятия в подготовительной к школе группе по развитию речи. Пересказ русской народной сказки "Как аукнется, так и откликнется" с использованием мнемотаблицы. Составила воспитатель в...