Игры технологии РТВ-ТРИЗ в речевом развитии детей
картотека по развитию речи (старшая группа)

Соловей Наталья Михайловна

Развитие творческого мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_i_igrovye_uprazhneniya_tehnologii_triz.docx20.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное  бюджетное учреждение «Детский сад № 2 «Метелица» комбинированного вида

Игры технологии РТВ-ТРИЗ в речевом развитии детей

                                                                                                      Подготовила: воспитатель

                                                                                                      МДОБУ «Детский сад №2 «Метелица» Соловей Н. М.

                                                                   Минусинск 2024

Цель игровых приемов технологии РТВ-ТРИЗ заключается в развитии у детей творческого мышления. Выполняя  различные игровые задания, дошкольники  учатся нестандартно мыслить, фантазировать и изобретать. Изучение объекта с разных сторон побуждает ребенка анализировать, делать выводы, аргументировать и отстаивать свою точку зрения, развивая, таким образом,  речевую функцию и интеллект ребенка.

Игра «Хорошо-плохо»

Педагог называет слово и предлагает ребенку выделить положительные и отрицательные стороны данного предмета (явления). Можно использовать предметные картинки.

Например, выбираем слово ветер. Чем он хорош? Ветер приносит прохладу; благодаря ему меняется погода, в период засухи идет дождь, а значит растет урожай и т. д. Чем плох ветер? Превращаясь в ураган, он разрушает дома, топит корабли и пр.

Можно конкретизировать задачу. Чем хорош ветер для животных? Для человека?

Игра в слова

Ребенку предлагается назвать слова с определенной характеристикой, например, только «синие» слова-море, небо, футболка, василек…Ответы детей фиксирует педагог или сами дети- схематически.

Слова могут быть разные: «веселые», «колючие», «круглые» и т.д.

Далее ребенку предлагается составить из этих слов рассказ. Например: Море было теплым, а небо синим-синим, без облачка. Маша надела синюю футболку с васильками и побежала купаться.

Игра «Да-нет»

Выбираем ведущего. Ему на голову надеваем маску с изображением какого-либо объекта. Пытаясь отгадать, ведущий задает зрителям наводящие вопросы, на которые они отвечают либо «да», либо «нет».

Например, тема недели-домашние животные. Надеваем на голову ведущему маску кошки. Ведущий спрашивает:

-Я живой? Да.

-Я живу в лесу? Нет.

-У меня длинный хвост? Да.

Игра продолжается, пока ведущий не задаст последний вопрос: «Я кошка?» 

Игра «Загадки»

:

Ведущий придумывает загадку о предмете, животном, явлении природы и пр., отгадывающие без слов показывают ее при помощи действий

Игра «Первый слог»

Задачи: закреплять умение делить слова на слоги, активизировать память, мышление

Ход игры:

Играющие образуют круг. Водящий кидает любому ребенку мяч (платок, камешек), называя первый слог какого либо слова, второй игрок передает мяч по кругу и называет второй слог и т.д. Игра продолжается до тех пор, пока не получится целое слово.

Игра «Чепуха»

Водящий отходит в сторону, а дети загадывают устно или записывают какое либо слово. Водящий придумывает вопросы, а игроки в ответ называют задуманное слово.

Например: Дети загадали слова- лес, кот, яблоко. Ведущий задает вопрос: «Что ты ел на обед?» Ответ: «Лес», «Куда ты пойдешь вечером?» «К коту», «Чем ты чистил зубы?» «Яблоком»…

Игра «Но зато я…»

Дети встают в круг. Ведущий бросает ребенку мяч и говорит любую фразу о себе: «Я не……».  Поймавший ребенок,  возвращая мяч, отвечает: « Но зато я…».

Например:

Ведущий говорит: « Я не люблю кашу»

Поймавший мяч ребенок отвечает: «Но зато я ем фрукты»

Игра «Магнит»

Детям предлагается представить, что они оказались на незнакомой планете, где все предметы примагничиваются  к …….(стене, всему синему,  мебели и т.д.). Заняв место ведущий обходит детей, они рассказывают, к чему примагнитились.

Игра: «Чем был, чем может стать»

Ребенку демонстрируют предмет/картинку, например чайную пару.  Как ее можно использовать? Она может быть кормушкой для птиц, ванной для пупса, трафаретом и т.д.

Игра «Маша-растеряша»

 Педагог (ребенок) рассказывает сказку: «Жила-была девочка Маша и потеряла она…. Ложку. Чем же ее заменить? Дети предлагают свои варианты. (палочкой, сделать из листочка)

Игра «Гирлянда»

Ведущий предлагает стартовое слово, например, трава. Задается вопрос:

-«Трава какая?»

-«Зеленая»

-«Зеленая кто?»

-«Лягушка»

-«Лягушка что делает?»

-«Прыгает»

-«Прыгает как лягушка кто?»

-«Кузнечик»

Так слова подбираются по общему признаку, словно гирлянда.

Игра «Часть предмета»

Ведущий мяч, загадав слово, например, дом.  Дети передают мяч, называя части дома (Фундамент, дверь, крыша, окно…)

Игра «Поезд времени»

Ведущий загадывает слово, которое может быть связано с темой занятия или с темой недели, остальные называют, что произойдет с этим предметом в разные промежутки времени. Например, бабочка-гусеница, куколка, личинка, бабочка. Для выстраивания логической цепочки можно использовать картинки

Игра «Что это?»

Загадывается объект, на доске рисуется его основная часть в виде схемы. Например-мы загадали мышь. На доске рисуем треугольник, дети начинают высказывать предположения. Постепенно добавляются другие детали, например линияю-хвост и т.д., пока дети не отгадают загаданный объект.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии Триз в речевом развитии детей

Пересказ рассказа " Четыре желания" ( по К.Д Ушинскому)...

Современная технология «Бусоград или Волшебные игры Феи Бусинки» в системе речевого развития детей среднего дошкольного возраста»

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность. Бусы – это не только элемент украшения...

Доклад на тему: «Использование технологий ТРИЗ в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Одним из основных целевых ориентиров Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является – развитие творческих способностей ребенка, а использование техноло...

Доклад на тему: «Использование технологий ТРИЗ в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Одним из основных целевых ориентиров Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является – развитие творческих способностей ребенка, а использование техноло...

«ТРИЗ - ОТСМ–РТВ - технологии как универсальное средство речевого развития детей дошкольного возраста»

Основная задача ТРИЗ – технологии - это не сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность, и через организованное ...

Использование технологии ТРИЗ в речевом развитии детей с ОНР

Речь ребенка как важнейший инструмент общения и познания окружающего мира должна быть живой, эмоциональной, интонационно выразительной. Полноценное посторенние связного высказывания требует умения пол...

Семинар-практикум "Технология ТРИЗ в речевом развитии детей дошкольного возраста"

В данном материале я показала педагогам, как использовать технологию ТРИЗ для речевого развития детей дошкольного возраста, исходя из опыта работы, могу сказать, что данная технология помогает увлечь ...