Проект "В странц фантазий Н.Н.Носова"
проект по развитию речи (подготовительная группа)

Шатилова Светлана Александровна

Познакомить детей с творчеством детского писателя Николая Носова. На сегодняшний день все чаще сталкиваемся с тем, что наши дети не читают книг. Поэтому нужны такие методы и формы работы, которые смогли бы вызвать интерес у ребят к чтению. Произведения Николя Носова близки и понятны детям. Он всю свою жизнь был верным товарищем и добрым другом детей. Герои рассказов Н. Носова обязательно заняты каким-нибудь интересом делом: строят инкубатор, разводят пчёл, работают на огороде, ездят в лес за ёлкой или варят кашу. После прочтения текста детям хочется прослушать их еще несколько раз. Пример героев побуждает читателей взяться за такое же увлекательное дело.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_moy_nosov-gotovo2_1.doc126.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное

учреждение ЦРР г. Калининграда

детский сад №114

Проект

«Путешествие в Страну Фантазий Н.Н. Носова»

Составила: Шатилова С.А.

Калининград 2022-23 уч.г.

«Путешествие в Страну Фантазий Н.Н. Носова»

Цель : развитие  творческих способностей детей посредством обучения выразительному чтению с через произведения Н.Носова и проживание, и понимание морально-нравственных основ человека в социальной среде.

Задачи:

1.Познакомить детей с творчеством детского писателя Николая Носова. 

2.Совершенствовать читательский опыт детей через рассказы Н.Носова

3.Закреплять понятия литературных жанров: рассказы, сказки, повести. 

4.Активизировать речь детей через пересказ прочитанного произведения и составления описательных рассказов по сюжетным картинкам.

5.Развивать творчество детей, учить подбирать рифму, воспитывать доброжелательные отношения в детском коллективе.

6.Учить понимать веселые, смешные, забавные сюжеты произведений Н.Носова.

7.Взаимодействовать со специалистами в проектной деятельности.

8. Приобщать родителей к семейному чтению литературных произведений.

Актуальность Мы живём в очень непростое время. На сегодняшний день все чаще сталкиваемся с тем, что наши дети не читают книг. Поэтому нужны такие методы и формы работы, которые смогли бы вызвать интерес у ребят к чтению. Очень хорошо подходит как раз метод проектов. В нашем проекте мы решили работать с произведениями детского писателя Николая Носова. Обращение к проблеме приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе, как средства развития речи, обусловлено рядом причин. Во-первых, как показал анализ практики приобщения детей к художественной литературе, в воспитании дошкольников, знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объёме, а также затронут только её поверхностный пласт; во-вторых, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения; в-третьих, воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка. Данным проектом хотелось бы доказать актуальность и современность рассказов Носова, их заразительность, и необыкновенный юмор. Произведения Николя Носова близки и понятны детям. Он всю свою жизнь был верным товарищем и добрым другом детей. Герои рассказов Н. Носова обязательно заняты каким-нибудь интересом делом: строят инкубатор, разводят пчёл, работают на огороде, ездят в лес за ёлкой или варят кашу. После прочтения текста детям хочется прослушать их еще несколько раз. Пример героев побуждает читателей взяться за такое же увлекательное дело.

Вид проекта: информационно-творческий.

Ведущая педагогическая деятельность –  творческих способностей детей посредствам обучения выразительному чтению через прочтение авторских художественных произведений Н.Носова.

Сроки реализации: среднесрочный (с 19 декабря по 25 января)

Участники проекта: воспитанники  группы №19, воспитатель, родители.

Проблема: В настоящее время общество соприкоснулось с проблемой получения информации из общедоступных источников, таких как телевидение и компьютеры, таким образом, фактически сводится к минимуму такой вид деятельности как семейное чтение.

Материалы и оборудование: Иллюстрации к рассказам Н.Носова, книги с произведениями Н.Носова. Презентации о творчестве Н.Носова.

Основные формы реализации проекта:

•НОД;

•дидактические, с\р игры;

•беседы;

•рассматривание иллюстраций, открыток;

•использование мультимедийных презентаций;

•работа с родителями.

Продукты проекта:

Стенгазета "Путешествие в  страну фантазий Н.Носова "

Викторина Путешествие в Страну Фантазий Н.Н. Носова "

Рисование иллюстраций к рассказам Н.Носова

Ожидаемые результаты по проекту: 

Расширение знаний и приобщение детей и родителей к художественной литературе, повешение культурно-нравственного потенциала ребенка, развитие образной и монологической речи ребенка, и театрализованного мастерства, возрождение семейного чтения.

Подготовительный этап:

  • Составление плана мероприятий
  • Подбор загадок, физминуток, пальчиковых гимнастик, логоритмики
  • Подбор дидактических и подвижных игр
  • Подбор материала и оборудования для ННОД, бесед, с\р игр с детьми.

Основной этап:

  • Чтение художественной литературы
  • просмотр м\ф и мультимедийных презентаций
  • ННОД
  • Продуктивная деятельность
  • Дидактические игры.

Заключительный этап:

Подведение итогов мероприятия: Выставка детских рисунков, проведение викторины  " "Путешествие в Страну Фантазий Н.Н. Носова, оформление стенгазеты «Путешествие в страну фантазий Н.Носова»

Теоретическая основа проекта: 

  1. Николай Носов «Фантазёры». Издательство «Детская литература» Москва 1969 г.
  2. Николай Носов «Витя Малеев в школе и дома». Издательство «Детская литература» Москва 1969 г.
  3. Николай Носов «Затейники». Издательство «Оникс» Москва 1999 г.
  4. Николай Носов «Мишкина каша». Издательство «Самовар» Москва 2010 г.
  5. Николай Носов «Заплатка». Издательство «Детская литература» Москва 1981 г.
  6. Хрестоматия для дошкольников.
  7. Детская литература//под ред. Е.Е. Зубаревой М., 1985 г.

8.Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.

9.Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 6-7 лет. - М.: Просвещение, 2009.

10.Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.

Достигнутые результаты:
Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. За время проекта дети познакомились с краткой биографией советского детского писателя Н.Н.Носова, его детскими годами. Вспомнили ранее прочитанные и познакомились с новыми произведениями писателя. Дети с интересом пересказывали рассказы близко к тексту и по вопросам задаваемых педагогом. Интересно прошла викторина по рассказам произведений Н.Н.Носова. Анализируя результаты проекта, мы  увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и за других. Реализуя проект, мы ставили перед собой задачу – сделать жизнь своих воспитанников интересной.

Продукт проекта: Стенгазета "Путешествие в  страну фантазий Н.Носова "

Приложение 1

Конспект по развитию речи детей Пересказ художественного произведения Н. Н. Носова «Живая шляпа»

Цель: Развитие связной речи путем овладения умением отслеживать последовательный сюжет по серии картинок.

Задачи: Закрепить умение составления рассказа по серии сюжетных картинок; продемонстрировать способы построения сюжетного рассказа. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи посредством последовательного разложения сюжетных картинок; умение располагать картинки в заданной последовательности; учить исправлять деформированный сюжет путем перестановки сюжетных картинок; формировать у детей навыки совместной деятельности и взаимоконтроля путем работы в группе. Обогащение словаря прилагательными с помощью проговаривания и подбора их к существительным. Воспитание гуманного отношения к домашним животным.

Оборудование: шляпа, прищепки для пальчиковой игры, набор сюжетных картинок.

Ход: I.Организационный момент: (Беседа)

Воспитатель: - Ребята, что это за предмет? (шляпа) - Интересно, откуда она могла появиться здесь? (ответы) - Мне кажется - это какой - то неумеха бросил ее здесь. - Ребята, а вы знаете, как правильно ухаживать за своими вещами? (ответы детей)– Да, у каждой вещи должно быть свое место. - Как вы думаете, в какое время года можно носить этот головной убор? (ответы детей). - Знаете, ребята, раньше люди были очень воспитанные, и при встречи они снимали свои шляпы, тем самым приветствовали друг друга. Давайте и мы поприветствуем друг друга, скажем добрые слова приветствия. Повторяйте за мной: 1. «Приветствие»

Воспитатель снимает шляпу, обращаясь к рядом стоящему ребенку: - «Доброе утро, Андрюша» (дети продолжают:).

2. Д/И «Подбери предлог» - Ребята, когда мы вошли в комнату, где лежала наша шляпа? (Дети: Шляпа лежала на полу) - А сейчас где наша шляпа? (на голове). - Кто скажет, где лежит наша шляпа теперь? (на столе, под стулом, около стола, в шкафу). -Молодцы.

3. Д/И «Какой? Какая? Какое?» (Согласование сущ. с прил. в роде, числе и падеже. Расширение и пополнение словарного запаса прилагательными). - Ребята, а мне очень интересно узнать, какая наша с вами шляпа - по цвету? (чёрная). -Возьми прищепку и прикрепи за поля шляпы. – По размеру? (большая) – По времени года? (весенняя, осенняя? - По материалу, из которого она сделана? (шляпа из фетра. Она какая?)(фетровая) (новое слово) — По предназначению: если ее носят мужчины? А если шляпу носят женщины? (мужская, женская) - А если ее носят дети, то какая она? (детская). – Ребята, смотрите, какая у нас замечательная, нарядная шляпа!

II. Основная часть:

- Ребята, а как вы думаете, бывает ли шляпа Живой? (ответы детей) - Посмотрите, кая у меня замечательная книга! Я хочу вам прочитать мой любимый рассказ Н. Н. Носова, который так и называется «Живая шляпа». (Показывает детям книгу Носова, из которой вылетают страницы) – Ребята, что же делать, мы не сможем прочесть этот рассказ. (Дети говорят, что помогут, составят рассказ, по картинкам). -Вы мне поможете составить рассказ по картинкам? (ответы детей) - Возьмите иллюстрации и пройдём за стол.

(Дети раскладывают на стол иллюстрации, находят последовательность). - Ребята, у кого самое начало рассказа, с чего все началось? СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА:

1. Котенок Васька сидел около комода и ловил мух. Шляпа лежала на комоде. (- Около чего сидел котенок Васька? - Где лежала шляпа) 2. Вадик и Вовка сидели за столом и рисовали. Вдруг позади них что-то упало. Они обернулись и увидели, что шляпа лежит на полу. (- Что делали Вадик и Вовка? - Что они услышали позади себя? - Что увидели мальчики) 3. Вовка подошел к шляпе и хотел ее поднять. Но шляпазашевелилась и поползла к нему. (-Что хотел сделать Вовка? -Как вела себя шляпа в этот момент) 4. Мальчики испугались и выбежали из комнаты. (-Куда побежали мальчики) 5. На кухне мальчики взяли клюшку и лыжную палку, и пошли пугать шляпу. Но шляпа их не испугалась. (-Что взяли Вовка и Вадик на кухне? -Испугалась ли их шляпа) 6. Тогда мальчики взяли картошку и стали стрелять (кидать) в шляпу. Одна картошка попала в шляпу. И из-под нее выбежал котенок. (- Чем мальчики стреляли в шляпу? - Кто выбежал из-под шляпы) - Ребята, как вы думаете, котенку Ваське было страшно под шляпой? (ответы детей) Динамическая пауза: - Наверное, он представлял себя львом, которого поймали охотники! Давайте и мы как Вовка и Вадик отправимся охотиться! (Охотники крадутся тихо) Словесная игра «Мы охотимся на льва…» (игра на координацию речи с движением, игра на дыхание, снятие эмоционального напряжения, закрепление предлогов в речи). -Молодцы.

Вторичное рассказывание. – Ребята, кто из вас может рассказать эту историю от начала до конца? (спрашивается 2-3 ребенка).

- Вам понравился рассказ? Кто запомнил фамилию автора? Молодцы. (Дается оценка каждого ребенка на занятии.)

- Ребята, как вы думаете, эта история придуманная или могла быть на самом деле? (ответы детей)

IV. Заключительная часть:

- Ребята, такой замечательный рассказ, а шляпа какая-то грустная, не яркая, не веселая. Давайте ее украсим. -Чем будем украшать? (ответы детей) - Молодцы, только это мы с вами сделаем немного позже, а пока приготовим для этого все необходимое: клей, бумагу, ножницы. (подготовка материалов для следующего вида работы)

 Приложение 2

Конспект НОД по анализу литературного произведения Николая Носова «Огурцы»

Цели и задачи: продолжать учить анализировать произведения по алгоритму; обогащать словарный запас воспитанников; закреплять основные понятия литературного произведения (завязка, кульминация, развязка) продолжать знакомить с творчеством Н. Носова; развивать связную речь; развивать мыслительные процессы: память, образное мышление, наблюдательность; развивать самостоятельность; воспитывать чувство уважения к труду, нравственные качества: честность, совестливость, уважения к взрослым; воспитывать интерес к литературе; воспитывать культурные навыки: отвечать полным ответом, не перебивать другого, внимательно слушать воспитателя и других; работать над морфологическим строем речи.

Оборудование: портрет Н. Носова; иллюстрации к произведениям; три цветных обруча;  карточки алгоритма анализа литературного произведения; копилка мудрости (копилка с пословицами и поговорками).

Предварительная работа:  чтение произведения Н. Носова; рисование иллюстраций к рассказу; игра «Хорошо-плохо» (нравственные качества человека)

1 Оргмомент       На слайде изображен портрет Николая Носова.

- Ребята, посмотрите на экран.

- Кого вы видите?

-Что можете сказать о нем?

-Какие его рассказы вам знакомы?

Предлагаю поиграть в игру, которая называется «Назови произведение и автора по иллюстрации»

На слайдах по очереди появляются:

- рыбка («Карасик»)

- шляпа («Живая шляпа»)

- щенок («Дружок»)

- муха с самоваром («Муха–цокотуха»)

- каша («Мишкина каша»)

- Какие молодцы! Все произведения угадали!

- А какое произведение лишнее? Почему? («Муха-Цокотуха», его автор К. Чуковский)

- И с этим заданием справились!

-Верно, произведения Чуковского нам сегодня не интересны. Мы с вами сегодня беседуем о творчестве Н. Носова.

- Ребята, напомните мне, пожалуйста, какие части литературного произведения вы знаете? (Завязка, кульминация, развязка)

- Умницы, все правильно, но так ли хорошо вы умеете находить их в тексте, как знаете их названия?

-Давайте поиграем в «Волшебный светофор». Я буду зачитывать отрывок из рассказа Николая Носова, а вы должны будете определить, какая это часть текста.

- Помните, что красный цвет светофора – это завязка, желтый – кульминация,

Зеленый – развязка. Начинаем, будьте бдительны! (Зачитываю отрывки из рассказа Н. Носова «Огурцы»)

2 Основная часть

- Отлично! Вижу, вас не запутаешь!

- А из какого произведения я зачитала отрывки?

(Из рассказа Н. Носова «Огурцы»)

-Верно! Вот мы с вами и поиграли и рассказ вспомнили!

На слайде иллюстрация — Н. Носов «Огурцы»

-Посмотрите на мольберт.

-Что за карточки я для вас приготовила?

-Сейчас я приглашу одного из вас озвучить их названия.

(Один ребенок выходит к доске и четко произносить названия карточек)

-Сегодня мы будем анализировать рассказ Н. Носова «Огурцы», а точнее, главного героя этого рассказа Котьку.

1 Герой

-Итак, наш герой Котька какой?

(Отрицательный, потому что украл огурцы)

-Какие еще отрицательные черты у него имеются?

(Слабохарактерный, глупый, трусливый и т. д.)

2 Что хотел?

- Что хотел Котька по сюжету?

(Вернуть огурцы сторожу)

3 Что мешало?

- Что мешало Котьке осуществить задуманное?

(Трусость, стыд, страх темноты, боязнь того, что сторож его убьет)

4 Какие действия

- Какие действия выполнял Котька?

(Побежал, пришел, держал огурцы за пазухой, взял, говорил, вынимал, шел, плакал)

- Много действий выполнил Котька. А вы вот засиделись у меня! Предлагаю поиграть. Вы будете в роли Котьки выполнять те действия, которые я вам назову. Игра так и называется «Действуй»

Называю действия, дети выполняют их.

5 Средства

- Какие средства помогли Котьке выполнить задуманное?

(Глаза, речь, наказ матери, руки, ноги и т. д.)

6 Результат

- Добился Котька результата?

7 Изменение характера

-давайте вспомним, чего хотел Котька.

- Вернул огурцы?

- После возвращения огурцов изменился ли характер Котьки?

- В какую сторону?

- Какой стал по характеру?

8 Жизненное правило.

- Какой совет можете дать герою?

3 Подведение итогов

- Достаем нашу копилку мудрости.

- Какая пословица подходит к нашему произведению?

- А сейчас мы узнаем новую народную мудрость.

Послушайте, какая еще пословица характеризует наше сегодняшнее произведение.

«Взял без спросу да не сказал, так украл»

- Чему учит эта поговорка?

-Применима ли она к Котьке?

-Повторим ее хором и запомним.

4 Рефлексия  Чем сегодня занимались? Что понравилось? Что запомнилось? Кого хотите похвалить за работу?

Приложение 3

Занятие

по ознакомлению с художественной литературой

(по произведению Н.Носова «Фантазеры»)

Программное содержание:

1.Продолжать знакомить дошкольников с творчеством детского писателя Н. Носова;

2.Формировать умение давать краткие и развернутые ответы на вопросы по тексту;

3.Совершенствовать навыки построения рассуждений, сочинять небольшие фантастические истории;

4.Развивать чувство юмора, творческое изображение.

5.Воспитывать интерес к произведениям художественной литературы;

         Методические приемы: игровая мотивация (приход Незнайки); д/и «Узнай

         рассказ по предмету»; чтение рассказа Н. Носова «Фантазеры»; вопросы  

         воспитателя; физкультминутка «Фантастическая».

         Предварительная работа: Чтение рассказов Н. Носова по выбору    

         воспитателя, рассматривание и рисование иллюстраций к рассказам;  

         рассуждения на  тему «Фантазии».

Материалы и оборудование:

Кукла Незнайка;

Сборник рассказов Н. Носова;

Иллюстрации к рассказу;

Демонстрационная доска;

        Предметы к рассказам Н. Носова: шляпа, огурец,  телефон, кастрюля, поварешка, лопата, песок.

        Индивидуально-дифференцированный подход:

Учить детей с высоким уровнем развития давать развернутые ответы, на вопросы воспитателя, обосновывая свои ответы логическими выводами;

Детей со средним уровнем развития учить давать полные ответы на вопросы воспитателя, пересказывая определенные отрывки текста;

Детей с низким уровнем развития побуждать к ответам на предложенные вопросы, наводить их на правильные умозаключения.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, а вы любите фантазировать?(ответы детей)

Воспитатель: А зачем, как вы думаете, люди фантазируют? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, послушайте, кто-то стучится. К нам в гости пришёл сказочный герой, который очень любит фантазировать, придумывать, сочинять. А кто он, я думаю, вы ответите хором, в рифму:

Озорной, смешной мальчишка,

Он художник и поэт.

Он весёлый коротышка,

         От него вам всем привет!

Ты сейчас его узнай-ка!

К нам пришёл герой…(Незнайка)

 -Кто придумал Незнайку и всех его друзей? (Н. Н. Носов)

Воспитатель: Ребята, Незнайка знает много рассказов Носова и очень любит их. Он собрал разные предметы из своих самых любимых рассказов, но случайно перепутал, какой предмет, из какого рассказа. Поможем ему разобраться?

Д/Игра «Узнай рассказ Н. Носова по предмету»:

 Телефон – «Телефон», шляпа – «Живая шляпа», кастрюля и поварешка – «Мишкина каша», кисть рябины – «Тук-тук-тук», огурец – «Огурцы», песок – «На горке», лопата – «Огородники», штаны с заплаткой - «Заплатка».

Воспитатель: Молодцы, ребятки, помогли разобраться Незнайке. Видишь, Незнайка, наши детки тоже знают много рассказов Носова и любят их, а  читал ли ты рассказ «Фантазеры»?

Незнайка: Да я и сам Фантазер хороший! Но рассказа такого не читал, хотелось бы узнать, что там за фантазеры такие.

Воспитатель: Ну, тогда послушай вместе с ребятами еще один рассказ Николая Носова «Фантазеры»

Чтение рассказа Н. Носова «Фантазеры»

Вопросы по тексту:

Вам понравился этот рассказ Н. Носова?

Как он называется?

А почему, как вы думаете, рассказ называется «Фантазеры»?

Кого из героев можно смело назвать фантазерами, почему?

Разве все мальчики рассказывали выдуманные истории?

А чем история Игоря отличалась от историй Мишутки и Стасика?

Какую историю он им рассказал?

Почему ребята не захотели дружить с Игорем?

Как можно отличить ложь от фантазии?

Физкультминутка. Сейчас мы отдохнём. Проведём фантастическую физминутку.

 Раз-два-три-четыре-пять

 Начинаем мы играть!

 Все глаза свои закрыли (закрывают глаза руками)

 И головки опустили, (приседают)

 А когда откроем глазки (встают)

 Попадём в рассказы, сказки, (поднимают вверх руки)

  Сказка даст нам отдохнуть.

 Отдохнем -  и снова в путь!

 Нам советует Мальвина:

 Будет талия осиной,

 Если будем наклоняться

 Влево – вправо 10 раз, (наклоны влево – вправо)

 Вот Дюймовочки слова:

 - Чтоб была спина пряма,

 Поднимайтесь на носочки,

 Словно тянетесь к цветочкам. (Встают на носочки, руки поднимают вверх)

 Раз, два, три, четыре, пять

 Повторите-ка опять:

 Раз, два, три, четыре, пять, (повторяют)

 Красной Шапочки совет:

 Если будешь прыгать, бегать,

 Проживешь ты много лет.

 Раз, два, три, четыре, пять, (прыжки на месте)

 Повторите-ка опять:

 Раз, два, три, четыре, пять, (повторяют)

 Дала нам сказка отдохнуть!

 Отдохнули? Снова в путь!

 Быстро глазки закрываем, (закрывают глаза руками, приседают)

 Снова в садик попадаем! (Встают, поднимают ручки вверх)

Воспитатель: Ну что, Незнайка, понравилcя тебе рассказ «Фантазеры»?

Незнайка: Очень понравилось, а вам, ребята?

Воспитатель: А что вам понравилось и запомнилось больше всего? (ответы детей).

Незнайка: А мне, ребята, очень понравились истории Мишутки и Стасика! Вот вернусь, сегодня в Солнечный город к своим друзьям, и мы с ними вместе насочиняем таких историй! Жалко только, что пришла пора прощаться с вами. До свидания, ребята!

Дети: До свидания, Незнайка!

Воспитатель: Ребятки, мы сегодня с вами узнали, какие фантазеры герои нашего рассказа. И предлагаю сегодня вечером вам тоже пофантазировать с мамами и папами, придумать свои рассказы, а завтра рассказать их друг другу в детском саду.

Приложение 4. Литературная викторина «Путешествие в Страну Фантазий Н.Н. Носова» для детей  детского сада.

Возрастная группа: подготовительная

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Используемые технологии:

Коммуникативная

Игровая

Здоровьесберегающая

Ожидаемые результаты:

Знает фамилию автора и названия рассказов, эмоционально откликается на литературное произведение, желание рассказывать произведения Н.Н. Носова.

Цель: познакомить детей с творчеством писателя Н.Н. Носова

Задачи:

Образовательные

В игровой форме обобщить и систематизировать знания детей о жизни и творчестве Н.Н. Носова.

Прививать любовь к художественной литературе.

Развивающие

Развивать эмоциональность и выразительность речи и движения.

Воспитывающие

Воспитывать чувство радости, интерес и любовь к книге.

Воспитывать доброжелательность и отзывчивость.

Оборудование: 

Выставка книг Н.Н.Носова, портрет писателя, набор предметов для викторины, мультимедийная презентация, атрибуты для физ минуток, 2 шляпы и маленькие мячи для конкурса «Попади в цель»; 2 мольберта, 2 листа А3.

Предварительная работа: Чтение рассказов «На горке», «Фантазеры», «Живая шляпа», «Заплатка», «Огурцы», «Карасик», «Затейники», «Мишкина каша», «Метро»,  просмотр мультфильма «Бобик в гостях у Барбоса», рисование по рассказам Н.Н. Носова, разучивание ролей с воспитанниками.

Ход совместной деятельности:

Воспитатель: Сегодня, ребята, мы отправляемся в путешествие. А в какое – вы узнаете, отгадав загадку.

Ты беседуй чаще с ней –

Будешь вчетверо умней. (Книга.)

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно.

Книга нам про все расскажет,

Книга нам все покажет.

Почему садится солнце,

Где прибой о берег бьется.

Где тепло, а где мороз,

Листья все смахнул с берез.

Если книгу прочитаешь,

Много интересного узнаем.

Воспитатель: Путешествовать будем двумя командами. У каждой свой значок. Вы, ребята, как называетесь?( "Затейники").

Капитан: Наш девиз

Затейники не знают скуки

Мы умельцы на все руки

Наш девиз: не унывать

Все уметь и все узнать

А вы?( "Фантазеры".).

Капитан: Наш девиз

Фантазерам нет и дела,

До житейских серых дней.

Фантазировать умеем

Чтоб всем было веселей

Итак 1 -й конкурс “Блиц-вопросы” . Я буду каждой команде задавать вопросы. За правильный ответ команда получает фишку. Сначала вопросы для команды …

Звучит музыка, появляется Незнайка c воздушными шарами.

Незнайка. Ой-ой-ой… Куда это я попал?..

Воспитатель. Ты попал в детский сад.

Незнайка.  Вы меня узнали?..Я прилетел к вам из цветочного города.

Незнайка.  А вы кто? (Дети называют свои имена)

Незнайка. Ребята вы такие начитанные и умненькие, а подскажите пожалуйста, из какого произведения я к вам попал.

Ответы детей

Незнайка: Ну надо же, так может быть знаете кто Автор произведения?

Ответы детей.

Незнайка обращает внимание на выставку книг Н.Н.Носова и портрет: Ой, а почему тут какие –то другие малыши не из Цветочного города.

Воспитатель: потому что Носов написал много других произведений.

Рассказ воспитателя о жизни и творчестве Н.Н. Носова.

Николай Николаевич Носов родился 23 ноября 1908 года в Киеве. Его отец был актером, мать воспитывала четырех детей. Она была рукодельницей и певуньей, очень чутким человеком. Николай с детства был замкнутым и неуверенным в себе человеком. С детства его увлечения были разносторонними. Он занимался музыкой, пением и любительским театром, увлекался точными науками: химией, электротехникой, шахматами, фотографией.

Как же получилось, что «ворчливый дяденька» Николай Носов все-таки стал известен нам не как химик, фотограф или кинорежиссер, а именно как детский писатель? Николай Носов любил рассказывать своему сыну разные смешные истории, придумывая их на ходу. Постепенно он понял, что сочинять для детей наилучшее занятие. Оно требует не только литературных знаний, но и любви и уважения к детям. Он умел волшебно становиться ребенком, видеть мир его глазами, чувствовать его душой, говорить его языком. Фантазия – вот то качество, которое храня память детства, помогло Николаю Носову стать одним из самых любимых и известных детских писателей. И первый рассказ “Затейники” был опубликован в журнале “Мурзилка” в 1938 году.

Герои рассказов Н. Носова с первых минут завоевывают сердца читателей. Наивные, озорные, любознательные непоседы постоянно попадают в необычные, часто смешные ситуации. В отзывчивых, готовых помочь другим, деятельных, открытых ребятах юные читатели узнают себя и своих друзей

Воспитатель: А сейчас я хочу предложить первое задание для ребят, а тебя Незнайка прошу мне помочь определить победителя. Согласен?

Итак, начинаем нашу викторину:

КОНКУРС 1. «Угадай произведение (слайд)»

Для команды «Фантазеры»

-«Огурцы». Игра: «Какое что бывает». Цель: классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу; сравнивать предметы, сопоставлять; подбирать как можно больше наименований, подходящих под заданное определение.

-«Заплатка». Игра: «Кто знает другое слово». Цель: подбирать синонимы к заданному слову.

-«Затейники» Игра: «Рифма» Цель: учить подбирать слова созвучные на слух.

- «Живая шляпа» Игра: Назови ласково». Цель: Подбирать слова в уменьшительно – ласкательной форме, обозначающие людей, животных, предметы, игрушки.

Подвижная Игра “Попади в цель”

Каждой команде дается картофель и шляпа. Необходимо картофелем попасть в шляпу. Побеждает та команда, которая больше совершила точных попаданий.

Для команды «Затейники»

-«Бобик в гостях у Барбоса» Игра: «Подбери прилагательное». Цель : подбирать определения к предмету, явлению.

-«Мишкина каша» Игра: « Я начну, а ты закончи». Цель: продолжать синонимический ряд, находить слова, близкие по смыслу.

-«Метро» Игра: «Кто больше вспомнит» Цель: Подбирать слова, обозначающие действия, состояния (глаголы).

-«Фантазеры» Игра: «Слова наоборот». Цель: подбирать слова, противоположные по смыслу.

КОНКУРС 2. «Эпизод». Назовите произведение и его героев?

Для команды «Затейники»

1.        Один раз Павлик взял с собой Котьку на реку ловить рыбу. Но в этот день им не повезло: рыба совсем не ловилась. Зато когда шли обратно, они забрались в колхозный огород. (Мальчиков звали – Павлик и Котька. “Огурцы”).

2.        “Я вот обедаю, а Мурзик бедный в подвале сидит” или “Такие свистки не продаются. Это настоящий милицейский свисток” (“Карасик”, Виталик, Сережа)

3.        “Взял Ирке губы вареньем намазал. Мама пришла: “Кто варенье съел?” Я говорю: “Ира”. Мама посмотрела, а у нее все губы в варенье”. (“Фантазеры”, Мишутка, Стасик, Ира, Игорь)

Для команды «Фантазеры»

4.        “Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на нее” (“На горке”, Котька Чижов)

5.        “Они взяли кочергу и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату” (“Живая шляпа” Котенок Васька, Вовка, Вадик).

6.        “Сумел порвать, сумей и зашить” (“Заплатка”, Бобка).

Подвижная Игра “Заплатка”. Подобрать геометрические фигуры (круг, Квадрат, Треугольник) в соответствующие отверстия.

КОНКУРС 3. «Что лишнее». Необходимо по набору картинок, определить: какая из них лишняя и назвать из какого произведения.

Для команды «Затейники»

Рыба, удочка, огурцы, помидор.(“Огурцы”)

Шляпа, картофель, лыжная палка, собака.(“Живая шляпа”)

Бобка ,одеяло, стол, серый волк.( " Затейники")

Для команды «Фантазеры»

Брюки, иголка, нитки, швейная машинка.(“Заплатка”)

Милицейский свисток, рыба, кот, конфета.(“Карасик”)

Охотник, Бобик, Барбос, дедушка. ( " Бобик в гостях у Барбоса")

КОНКУРС 4. «Составь рассказ». На столе перепутана последовательность иллюстраций, необходимо расположить картинки в правильном порядке.

Для команды «Затейники»

«Огурцы»

Для команды «Фантазеры»

«Мишкина каша»

Подвижная Игра “Рыболов”. Импровизированной удочкой с магнитом надо поймать как можно больше рыбок.

КОНКУРС 5.  Инсценировка произведения Н.Носова.

Для команды «Затейники» «Фантазеры»

Для команды «Фантазеры» «Бобик в гостях у Барбоса»

Воспитатель. Все испытания вы прошли,

Пора итоги подводить
И кого - то наградить. Прошу жюри подвести итоги

Подведение итогов. Награждение.

Воспитатель. Вы, ребята, получили очень дорогой подарок - книгу. Они рассказывают нам о Родине, о труде, о дружбе, книги обогащают наш ум, душу. Помогают преодолевать трудности, стать смелыми, вежливыми, умелыми. Читая книги, важно думать над их содержанием.

Пока книга сделается книгой
Огромный путь она пройти должна.
И столько знаний требуется разных,
Труда, забот, чтоб родилась она.

Я думаю, что с сегодняшнего дня вы еще бережнее будете обращаться с книгой, чаще просить читать своих родителей.

Воспитатель. Наша викторина закончена. Всех благодарю, вы молодцы!

Приложение 5.

Конспект занятия  

Веселые рассказы Н.Носова: «Живая шляпа и «Затейники».

Область: речевое развитие

Цель: Познакомить детей с новыми веселыми произведениями Н.Носова.

Задачи:

1.Продолжить знакомить детей с творчеством детского писателя Н. Носова.

2.Формировать умение давать краткие и развернутые ответы на вопросы по тексту.

3.Развивать чувство юмора, творческое воображение.

4.Продолжать учить выражать эмоциональный настрой героев через мимические упражнения.

Предварительная работа:

Размещение в «литературной гостиной» иллюстраций произведений Н.Носова, его портрет и книги.

Материалы, инструменты, оборудование:

Презентация «Волшебник и друг детей Николай Николаевич Носов»

книги Н.Носова

портрет Н.Носова

иллюстрации к произведениям Н.Носова

цветные карандаши

черно-белые раскраски к рассказам «Живая шляпа» и «Затейники».

Методические приемы:
Наглядные: рассматривание иллюстраций, показ.
Словесные: образец педагога, вопросы, речевые упражнения.
Практические: физкультминутка и мимические упражнения.

Ход занятия.

Воспитатель: - Ребята, вы любите веселые рассказы?

- Помните какие-нибудь из них? (ответы детей)

Слайд 1

- А я очень люблю рассказы детского писателя Николая Носова?

Слайд 2

- Николай Николаевич Носов родился 23 ноября 1908 года в городе Киеве, семье эстрадного артиста.

Детство его прошло в небольшом городе Ирпень.

Он был очень разносторонним человеком, увлекался фотографией, химией, шахматами и музыкой.

Работал Н.Н. Носов постановщиком и режиссером мультипликационных. Научных и учебных фильмов.

Слайд 3

- В детстве, Николая Носова мама и папа ласково называли его Кока. Мама – Варвара Петровна, а папа – Николай Петрович. У Николая был старший брат. В 1938 году у Носова родился сын и именно с этого года Николай Николаевич начал сочинять для него сказки и рассказы.

Слайд 4

- Эти рассказы стали невероятно популярны. Они печатались в детских журналах «Мурзилка», «Костер», «Затейники».

Слайд 5

- Ведь незря говорят: «…перед Носовым снимите шляпу: Ведь это сам Незнайкин папа!».

Слайд 6

- Ребята, а вы знаете почему детям нравятся веселые рассказы Николая Николаевича Носова? Да потому. Что в них рассказывается о таких же, как вы непоседах и фантазерах – словом об обычных мальчиках и девочках.

Физкультминутка.

Воспитатель:

- Ребята! Сейчас мы отдохнём, проведём веселую физкультминутку.

Раз – два – три – четыре – пять (руки согнули в локтях, поставили на стол и под счет загибаем пальцы)

Начинаем мы играть! (вращательные движения кулачками)

Все глаза свои закрыли (закрывают глаза руками)

И головки опустили, (опускают голову)

А когда откроем глазки (поднять голову, отвести руки)

Попадём в рассказы, сказки, (поднимают вверх руки)

Сказка даст нам отдохнуть (махи руками)

Отдохнем - и снова в путь! (отпускаем руки)

Воспитатель: - Молодцы ребята!- Сегодня я прочитаю Вам два рассказа: «Живая шляпа» и «Затейники».

Слайд 7

- Садитесь поудобнее, рассказ начинается. Чтение рассказа «Живая шляпа».

Слайд 8-9-10-11

Воспитатель: - Ребята, вам понравился рассказ «Живая шляпа»? (ответы детей). - Хорошо, тогда ответьте мне на вопросы.

Мимические упражнения

Воспитатель:- Ребята, вспомните, как Вовка и Вадик испугались и затряслись от страха, когда шляпа побежала (показываем испуг и движение страха).

- Хорошо. А теперь, вспомните, как они обрадовались, когда увидели, что под шляпой котенок Васька (улыбаемся, обнимаем себя).

- Молодцы!- А теперь приготовьтесь слушать рассказ «Затейники». Чтение рассказа «Затейники».

Слайд 13-14-15

Воспитатель: - Ребята, вам понравился рассказ «Затейники»? (ответы детей)

- Хорошо, тогда ответьте мне на вопросы.

Рефлексивный момент:

Воспитатель. Ребята понравилась вам веселые рассказы? Кто написал эти рассказы?

Сегодня мы с вами раскрасим цветными карандашами картинки к рассказам Н.Носова «Живая шляпа» и «Затейники» и разместим их в нашей литературной гостиной.

Приложение 6

  1. Конспект проведения открытой непосредственно-образовательной деятельности по конструированию из бумаги- оригами "Незнайка"

Цель: развитие творческих способностей детей  дошкольного возраста путем обеспечения единства решения игровых, познавательных и практических задач

Задачи:

совершенствовать конструктивные умения и навыки,

развивать мелкую моторику пальцев,

развивать воображение и пространственное мышление,

формировать интерес к художественной литературе,

познакомить детей с творчеством детского писателя Н.Носова,

научить детей заботиться друг о друге, помогать друг другу,

научить детей бережно относиться к работам своим и своих друзей,

обогащение игрового опыта.

Средства обучения:

1. Раздаточный материал:

цветная бумага ( цвета: белый, оранжевый, желтый, синий, зеленый)

клей

ножницы

2. Наглядные пособия:

дидактические материалы (портрет писателя Н.Носова, иллюстрации к его произваедениям, образец для показа, подготовленный кроссворд на листе формата А0)

3. Технико-сопровождающее оборудование:

магнитофон

аудиокассеты

ХОД ЗАНЯТИЯ

Здравствуйте, ребята!

Я очень рада, что вы сегодня пришли, несмотря на хмурую погоду. У меня поэтому хорошее настроение. А у вас?  Давайте поиграем в нашу любимую игру «Как живешь?»

КАК ЖИВЕШЬ? Вот так!

КАК ПЛЫВЕШЬ? Вот так!

КАК БЕЖИШЬ?         Вот так!

ВДАЛЬ ГЛЯДИШЬ     Вот так!

ЖДЕШЬ ОБЕД          Вот так!

МАШЕШЬ ВСЛЕД     Вот так!

НОЧЬЮ СПИШЬ        Вот так!

А ШАЛИШЬ               Вот так!

Теперь вы тоже улыбаетесь, и можно начинать занятие. Мы с вами поздоровались, а наши помощники? Кто у нас помощники? (наши пальчики)

Пальчиковая игра «Здравствуй, пальчик»

Ну, вот, пальчики поздоровались и начали играть.

Пальчиковая игра «Наши пальчики играют» (проснулись-потрудились-заснули)

Итак, Давайте знакомые книги откроем,
И снова пройдем от страницы к странице.
Всегда ведь приятно с любимым героем
Опять повстречаться, узнать, подружиться.

А кто пишет книги? Писатели.

Вот одного из них мы сейчас вспомним. (Показ портрета Н.Носова)

Родился Николай Николаевич Носов в Киеве в 1908 году в семье актера.

В годы учебы он увлекался музыкой, шахматами, электротехникой. Носов не сразу стал писателем, он сменил множество профессий. Потом учился в институте в Москве.

Первые рассказы сочинял для своего сына. И первый рассказ «Затейники» был опубликован в журнале «Мурзилка».

Вы знаете много его произведений. Вот иллюстрации только к некоторым из них – показать иллюстрации к его произведениям Сейчас мы с вами будем разгадывать кроссворд.

Как звали писателя Носова?

Как звали коротышку, который сочинял стихи?

О ком он сочинил песню?

Не дерево, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает.

Чем швырял Володя в шляпу в рассказе «Живая шляпа»?

Что уронил в колодец Мишка в рассказе «Мишкина каша»?

Что варил Мишка в рассказе «Мишкина каша»?

Как называется рассказ, в котором Мишутка и Стасик сочиняли небылицы?

Ответы: Николай, Цветик, кузнечик, книга, картошка, чайник, каша, фантазеры.

Разгадали весь кроссворд, и в главной строке видим имя главного героя нашего сегодняшнего занятия. Кто же это? Загадка:

Городок их маленький,
Да народ удаленький:
Один шар придумал чудо!
Чтоб слетали все повсюду.
Рисовал один из них,
Еще один писать мог стих.
Да и было еще много
Замечательных ребят.
Это Гусля и Авоська,
Был у них еще Небоська,
Врач Пилюлькин всех лечил,
Цветик стихи сочинил,
Пончик пек всем пирожки,
Из замечательной муки,
Винтик, Шпунтик все чинили,
Но, чтоб там не говорили,
Хоть умней всех был там Знайка,
Сегодня наш герой – НЕЗНАЙКА!

А теперь приступаем к творческой части нашего занятия. Мы с вами делаем фигурку Незнайки.

Наша цель на сегодня – сложить фигурку Незнайки.

Для этого нам надо (задачи): вспомнить этого героя и определиться с необходимым материалом

вспомнить знакомые базовые формы оригами, работать по методу следования за показом

добиваться аккуратности и четкости складок

Фигурка будет составная (вспоминаем, что составная фигурка оригами – это фигурка, собранная из нескольких деталей).

Вспоминаем, какого цвета была у Незнайки одежда и берем необходимую бумагу.

Рубашка – оранжевая, штаны – желтые, шляпа – синяя

Каждому из вас понадобится:

квадрат белый– лицо

квадрат синий – щляпа

квадрат желтый– штаны

квадрат оранжевый – рубашка

Порядок работы:

берем все бумагу нужных цветов

вырезаем квадраты из прямоугольников

лицо – для придания круглой формы у квадрата загибаем уголочки

волосы – режем полоски

штаны, рубашка – делаем надрезы

шляпа

галстук

ботинки

Какой веселый Незнайка у нас получился!

Давайте все вместе споем его любимую песню «В траве сидел кузнечик»

Все молодцы!

Посмотрите, с помощью известных вам уже приемов «получение квадрата из прямоугольника», «загибание уголочка», «мятые комочки», и участие в одной работе всех детей у нас получилась такая замечательная работа

Приложение 7

Анкета для родителей

«Книга в семье»

Уважаемые родители! Предлагаем Вам принять участие в исследовании «Книга в семье». Если вы хотите узнать, что значит для вашего ребенка чтение, какую роль играет оно в его жизни, попробуйте ответить на данные вопросы. Вы не только определите круг чтения ребенка, но и сможете оценить свои способности как руководителя чтения ваших детей. Благодарим за содействие!

1. Часто ли вы читаете вслух вашему ребенку?

практически каждый день

несколько раз в неделю

редко, когда есть время

никогда этим не занимаюсь

2. Вы читаете детям книги:

по просьбе ребенка,

по своей инициативе

3. Обсуждаете ли вы прочитанное с ребёнком?_______________

4. Есть ли у ребёнка домашняя библиотека?_________________

Сколько книг (приблизительно) она включает?______________

6. Каких жанров (стихи, сказки и т. д.)_____________________

7. Какие книги предпочитает ваш ребёнок:

сказки

стихи

литературу о природе,

энциклопедии

книги познавательного содержания,

нет определённых предпочтений

8. Рассказывает ли ваш ребёнок о тех книгах, которые прочитали в детском саду?________________________________

  9. Ходите вы с ребёнком в библиотеку?______________________

 10. Читаете ли вы с ребёнком произведения для длительного чтения? Если да, то какие последние произведения вы прочитали?____________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Бином фантазии или "Грамматика фантазии"

quot;Если мы хотим научить детей думать, то прежде мы должны научить их придумывать"   Дж. Родари...

Литературная викторина «Путешествие в Страну Фантазий Н.Н. Носова»

Познакомить детей с творчеством писателя Н.Н. Носова...

Мир затей и фантазий Н.Н. Носова

Наше время проигрывает с точки зрения детской литературы, редко на полках магазинов можно встретить книги новых авторов с действительно интересными и смысловыми рассказами, потому мы всё чаще обращаем...