Формирование грамматического строя речи у детей с ОНР
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Презентация опыт работы по данной теме для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grammaticheskiy_stroy_rechi.pptx715.24 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №4 «СОЛНЕЧНЫЙ» Цапкина Наталья Аркадьевна Учитель-логопед Стаж работы 20 лет Образование – высшее

Слайд 2

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете. Лев Васильевич Успенский

Слайд 3

Грамматика – это наука о строе языка, о его законах. Она объединяет в себе словообразование, морфологию, синтаксис. Морфология изучает грамматические свойства слова и его формы, грамматические значения в пределах слова; синтаксис – словосочетания и предложения, сочетаемость и порядок следования слов; словообразование – образование слова на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано . «Есть-нет», «Сосчитай 2-5», «Он. Она. Они. Оно», «Чей? Чья? Чьи? Чьё?»

Слайд 4

Проблема формирования грамматического строя речи является одной из самых актуальных. В пoследние гoды отмечaется увеличение числa детей с речевыми нарушениями, в частности с общим недoразвитием речи. Общее недорaзвитие речи (ОНР) – дефект, при котoром у ребёнкa c нормальным cлухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты языковой системы – лексика, грамматика и фонетика. Проблема формирования грамматического строя речи у детей с ОНР исследовались в трудах Н.А. Никашиной, Н.В. Лалаевой , Р.Е. Левиной, Е.Ф. Соботович , Т.Б. Филичевой , Г.В. Чиркиной, Н.В. Нищевой . На сегодняшний день особую важность в образовательном процессе приобретает р абота по п оиску средств повышения эффективности коррекционных мероприятий при нарушении грамматического строя речи у детей с ОНР III уровня – как самой распространенной речевой патологии среди детей дошкольного возраста . Исследования отечественных и зарубежных лингвистов, психологов и пелагогов (Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, Р.И. Левина, Н.Х. Швачкин ) доказали, что овладение грамматическим строем характеризуется формированием языковой системы, реализации , анализе и обобщении явлений языка и речи .

Слайд 5

При формировании грамматической стороны речи происходит интеграция образовательной области «Коммуникация» с другими образовательными областями психолого-педагогической работы с детьми: С образовательной областью «Познание» через расширение кругозора детей, включение элементов речемыслительной деятельности, сенсорное развитие. С образовательной областью «Социализация» через развитие игровой деятельности детей, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. С образовательной областью «Физическая культура» через использование грамматических игр с движениями, упражнений пальчиковой гимнастики. С образовательной областью «Здоровье» через сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. С образовательной областью «Чтение художественной литературы» через развитие литературной речи.

Слайд 6

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., с поправками от 30 декабря 2008 г., 5 февраля, 21 июля 2014 г.); Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ. Принятый Государственной Думой 21.12.2012 г.. Одобренным Советом Федерации 26.12.2012г.; Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155); Указ президента Российской Федерации от 29.05.2017 г.№ 240 «Об объявлении в Российской Федерации десятилетия детства»; Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г.; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 года №1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования».

Слайд 7

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической, что осуществляется на основе когнитивного развития, в связи с освоением предметных действий, различных видов детской деятельности (игры, труда), в общении со взрослыми и детьми. Целью моей деятельности в данном направлении является: применение различных игр в коррекции лексико-грамматических категорий, формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе.

Слайд 8

Для реализации поставленной цели мною определены задачи . Изучить теоретические аспекты проблемы исследования, связанные с вопросами формирования грамматических средств языка у детей с ОНР III уровня . На основе анализа специальной литературы подобрать методики обследования грамматического строя речи у детей с ОНР III уровня. Определить направления и содержание логопедической работы по формированию грамматического строя речи у детей с ОНР III уровня и оценить ее эффективность. Оптимизировать взаимодействие участников образовательного процесса ДОУ.

Слайд 11

Для успешного решения этих задач был подобран речевой материал по основным лексико-грамматическим темам в соответствии с « Программой коррекционного воспитания и обучения » Нищевой Натальи Валентиновны. Этот материал использую при проведении подгрупповых заняти й , а также материал рекомендую использовать воспитателям при закреплении основных лексико-грамматических тем. При проведении индивидуальных занятий использую альбомы по автоматизации звуков Ларисы Анатольевны Комаровой, в которых много заданий по формированию грамматического строя речи.

Слайд 12

Дидактические игры «Есть-нет», «Сосчитай 2-5», «Он. Она. Они. Оно», «Чей? Чья? Чьи? Чьё?» и т.д.

Слайд 13

Словесные упражнения « Что из чего ?», «Подбери признак» «Один-много» , «Большой –маленький»

Слайд 14

Рассматривание картин

Слайд 15

Пересказ коротких рассказов и сказок. «Пересказ рассказа с опорой на картинки» «Составление рассказа по картинкам» «Что сначала, что потом?»

Слайд 16

Взаимодействие логопеда и родителей АНКЕТИРО- ВАНИЕ СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ КОНСУЛЬТА- ЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ БЕСЕДА МАСТЕР-КЛАСС РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬ-НЫЕ ТЕТРАДИ ДЕТЕЙ УГОЛОК ЛОГОПЕДА РЕЧЕВЫЕ ДОСУГИ И ПРАЗДНИКИ

Слайд 17

РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ СЕМИНАР СЕМИНАР ПРАКТИКУМ МАСТЕР-КЛАСС КОНСУЛЬТАЦИЯ

Слайд 19

«Прекрасная сама по себе детская речь имеет, кроме того, научную ценность, так как, исследуя ее, мы тем самым открываем причудливые закономерности детского мышления». К . И. Чуковский.

Слайд 20

На личном сайте nsportal.ru учителя-логопеда Натальи Аркадьевны Цапкиной : Ссылка на мой мини-сайт: https://nsportal.ru/natalya-arkadevna-tsapkina

Слайд 21

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.            В дошкольном учреждении о...

Способы формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

       Формирование грамматического строя языка (синтаксиса, морфологии, словообразования) старшего дошкольника имеет свою специфику, и для его развития должны применяться р...

Формирование грамматического строя речи у детей с нарушением зрения и речи.

Формирование грамматического строя речи у детей с нарушением зрения и речи....

Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

В дошкольном учреждении осуществляется целенаправленное педагогическое  руководство умственным и речевым развитием детей. Программой предусматриваются специальные занятия, на которых ребенка учат...