Мастер – класс «Развитие речи дошкольников с использованием современных, традиционных и нетрадиционных форм работы.
материал по развитию речи

Бартанова Евгения Сергеевна

Одной из главных проблем дошкольного детства на современном этапе является увеличение числа детей с речевой патологией. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего и полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем больше у него возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее идет становление его как личности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx27.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Боханский детский сад №1»

Мастер – класс

«Развитие речи дошкольников с использованием современных, традиционных и нетрадиционных форм работы.

                                             Подготовила

                                             учитель-логопед Бартанова Е. С.

Бохан, 2023г.

Цель: повышение профессиональной компетентности в сфере речевого развития детей дошкольного возраста через использование современных, традиционных и нетрадиционных педагогических технологий, приёмов, методов и форм. 

Задачи:

- Познакомить педагогов с эффективными методами, приёмами, технологиями речевого развития детей.

-Активизировать работу педагогов в области речевого развития дошкольников.

Мастер - класс

Одной из главных проблем дошкольного детства на современном этапе является увеличение числа детей с речевой патологией. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего и полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем больше у него возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее идет становление его как личности.

И соответственно одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников. Поэтому определение направлений и условий речевого развития относятся к числу важнейших педагогических задач. И повышая эффективность коррекционного процесса в целом, педагогу необходимо использовать в практике разнообразные современные, традиционные и нетрадиционные технологии, методы и приемы. И сегодня я бы хотела затронуть некоторые из них и познакомить вас с ними.  

Ход мастер-класса

  1. Орг. момент  

Прежде чем начать наш мастер-класс давайте немного разомнем наши пальчики, а с ними и активизируем наш мозг для плодотворной работы. (слайд №2)

  • Классное солнце.
  • Классный заяц
  • Классный мизинец
  1. Одним из направлений в коррекции речи это   - работа над развитием артикуляционного аппарата.

Произношение звуков речи – это сложный навык, который происходит в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Движения губами, языком, челюстью развиваются у ребенка постепенно, т. е. прежде, чем он начнет полноценно говорить, у него должен сформироваться этот сложный двигательный навык, формирование которого требует проведение специальных упражнений. Именно совокупностью этих специальных упражнений и является артикуляционная гимнастика, которая направленна на укрепление мышц артикуляционных органов, развитие их силы и дифференцированности движений.

Гимнастику необходимо выполнять ежедневно и чтоб она не наскучила детям можно использовать яркую наглядность с любимыми сказочными персонажами, музыкальное сопровождение, видеоролики, а также применять интересные приемы и методы. (Слайд №3)

Например, для чтобы определить какое упражнение дети будут выполнять можно предложить найти фигурки или картинки с символами упражнений в контейнере с крупой, камушками, шишками т. п.  Этот прием помогает проявить интерес к предстоящей гимнастики, развивает мелкую моторику и делает массаж кистей рук.

 Также можно засыпать крупой символы с упражнениями сверху и детям предложить с помощью кисточек и лопаток расчистить или подуть и найти то, что спрятано.   Здесь параллельно кроме развития мелкой моторики идет и работа над развитием дыхания. И еще можно применить приёмы нейрогимнастики – отчищать одновременно двумя кисточками или лопатками тем самым работать над укреплением межполушарных связей.

В здоровьесбеоегающей технологии есть метод биоэнергопластики, который я активно применяю в артикуляционной гимнастике.

Биоэнергопластика берет свое начало из древних традиций йоги, где используются хасты – «жесты кисти рук». Эти упражнения положительно влияют на физическое и психическое состояние человека.

Биоэнергопластика – соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. В момент выполнения артикуляционных упражнений рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы. Работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Выполнение артикуляционных упражнений совместно с ритмическими движениями кистью и пальцами индуктивно приведут к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон.

Давайте и мы с вами попробуем выполнить несколько упражнений с применением биоэнергопластики.

«Сказка о веселом язычке» (слайд №4-9)

По утрам язычок широко открывает окно –(упражнение «Окно», расставить широка пальцы) и сморит на вверх – светит ли солнышко, вниз – нет ли луж – (упражнение «Качели», ладони поднимать вверх и опускать вниз) и закрывает окно – (закрыть рот и соединить пальцы). (повторить 2 раза).

Решил язычок приготовить на завтрак блинчики. Для этого он замесил тесто – (упражнение «Месим тесто», руки сжимать и разжимать). Когда тесто приготовилось язычок постряпал блины – (упражнение «Блины», ладошки выставить тыльной стороной вверх и удерживать под счет). После завтрака язычок отправился кататься по реке на паруснике – (упражнение «Парус», поставить ладошки тыльной стороной вперед и удерживать под счет.).

И кратко хочу вас познакомить с правилами артикуляционной гимнастики. (слайд №10)

Правила выполнения артикуляционной гимнастики:

1. Проводить артикуляционную гимнастику ежедневно, для закрепления вырабатываемых навыков. Выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не более 2 - 3 упражнений за раз.

2. Каждое упражнение выполняется по 5 - 7 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 10 - 15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. При отборе упражнений для артикуляционной идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

5. Из выполняемых двух - трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

  1. Следующее и не менее важное направление работы над развитием речи – это дыхательная гимнастика.

Одна из причин возникновения речевых нарушений – неправильное дыхание. Слабые или толчкообразные вдохи и выдохи, нерациональное распределение воздуха ведут к тому, что ребенок говорит то слишком громко, то слишком тихо, неразборчиво, «захлебывается» словами, не приговаривает их целиком.

Для коррекции проблем с дыханием нужно проводить дыхательную гимнастику. Дыхательной гимнастикой называют систему упражнений, которая включает в себя вдохи и выдохи определенной скорости, интенсивности, длительности. Это хорошая тренировка для мышц и органов, участвующих в физиологическом процессе дыхания, которая к тому же способствует насыщению клеток организма кислородом, предупреждает гипоксию и возникающие вследствие нее болезни. Дыхательные упражнения благотворно влияют и на психоэмоциональное состояние — снимают излишнее напряжение, переключают внимание, успокаивают.

Как у каждой гимнастики у дыхательной есть свои правила: (слайд №11)

вдыхать нужно через нос;

не поднимать плечи при вдохе;

выдыхать — плавно и долго;

при выдохе важно не надувать щеки (сначала можно придерживать их ладошками);

при выполнении упражнений не надо напрягать мышцы груди, шеи, рук, живота.

Сделать такую гимнастику веселой и интересной позволяют дидактические пособия, которые можно изготовить самим или приобрести в магазинах. (слайд №12)

А мы с вами попробуем выполнить упражнение  фокус с помощью кусочка салфетки.

Ложем на кончик носа кусочек салфетки и пытаемся его поднять вверх с помощью нашей воздушной струи, помогая язычком. Это упражнения вырабатывает силу воздушной струи.

  1. Развитие мелкой и общей моторики.

           Дети с речевыми нарушениями имеют поражение или дисфункцию разных мозговых областей. Это как мыслительные процессы так двигательные. Поэтому таким детям, необходимо работать не только с «головой», но и со всем телом. И сегодня я хочу вас познакомить с одним из направлений работы над развитием мелкой и общей моторики – это моторное планирование.

Для чего? Дело в том, что в основе успешного освоения навыков, которыми мы овладеваем в течение жизни, лежит двигательное планирование. Когда мы учимся выполнять какое-то движение и прикладываем определенные усилия, контроль осуществляют премоторная кора лобной доли и мозжечок. Этот контроль и есть моторное планирование, на языке нейропсихологии это явление называется ПРАКСИС. Умение говорить и писать это тоже навык, который формируется в движении, точнее в умении планировать движения. Говоря научным языком, нейронная связь, отвечающая за верное произнесение того или иного звука, должна быть настолько крепкой, чтобы мозг мог выполнять параллельно другую задачу, не «отвлекаясь» и не теряя этот навык. Если будет порядок и согласованность действий в крупной и мелкой моторики, то и с речью, её построением, формированием мыслей проблем не будет. Ну и наконец, согласитесь, гораздо интересней развивать речь играючи, в движении, чем сидеть за столом и называть известные всем давным-давно карточки с картинками.

Именно поэтому я строю свою работу в формате моторного планирования, т.е. я применяю этот метод практически на всех этапах логопедического занятия и   используя для этого разнообразный дидактический материал: разноцветные камушки разной формы, крышки, шишки, кубики, мячики, коврики массажные, губки т.п.

Так, например выполняя дыхательную гимнастику я предлагаю детям сначала разложить по очереди массажные коврики и перья. Дальше ребята выполняют мою инструкцию: положить руки на коврик, далее хлопнуть в ладоши или притопнуть ногой и сдуть перо.

Развивая   лексико-грамматическую сторону речи, так же применяю интересные приемы. Например: разлаживаю по очереди коврики и кубики, а под кубики прячу предметные картинки. Предлагаю детям встать на коврик, затем присесть, раздвинуть кубики и посмотреть, кто спрятался под ними при этом  обязательно проследить, чтобы малыши отвечали полным предложением и использовали правильные окончания существительных.

Подобных игр можно придумать очень много, применяя всеможный дидактический материал.  Буквально недавно я приобрела в магазине «Фикс прайс» губки для мытья посуды в виде драконов. И теперь эти «дракончики» применяются как массажные коврики, а также использую их и   на этапе автоматизации поставленного звука, и при изучении какой-либо лексической темы. Например: предлагаю детям ответить на вопрос «Кого или что съели «дракончики?» или играем в дидактическую игру «Спасатели» и т.д.

Для развития речевого слуха предлагаю детям услышав заданный звук положить камень, а если звук отсутствует положить например: шишку или мячик, или мелкую игрушку. В итоги они построят дорожку, которую в последствии нужно будет убрать двумя руками одновременно, причем брать предметы с двух сторон. Здесь идет развитие не только речевого слуха, но и мелкой моторики и укрепление нейронных связей с помощью элементов нейрогимнастики.  (Слайд №13-14)

А вам уважаемые коллеги хочу предложить построить дорожку по моей инструкции для нашего медвежонка из шишек, камушек и цветных губок.   Вам нужно выложить по 2 шишки, 1 губку и по 2 камушка. А теперь предлагаю с ней поиграть, развивая при этом крупную моторику. Над шишками хлопнуть 2 раза, на губки положить обе ладошки, над камушками сжать руки в кулачки.

Ну и, конечно, уберем дорожку двумя руками одновременно. Играя в эту игру, мы развиваем мелкую и общую моторику, развиваем внимание, память и укрепляем межполушарные связи, и повышаем интерес дошкольников к нашим занятиям.

 Разнообразная, интересная, а главное систематическая работа по развитию артикуляционной, мелкой и общей моторики, речевого дыхания создает благоприятные условия для нормального развития  речи детей дошкольного возраста.

  1. Рефлексия (Слайд №15)

Поднимите вверх большой палец (класс) – если вам было интересно, и вы будете применять в своей практике.

  Жест «Виват» (указательный и средний палец руки направлены вверх). - если вы уже используете продемонстрированные методы.

Жест сжатых в кулак пальцев – для вас было недостаточно информативно.

   В завершении я хочу вам пожелать, чтобы самым лучшим отдыхом для вас была работа, лучшим днем был день –«сегодня», самым большим даром-любовь, а самым большим богатством здоровье!

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Развитие логического мышления дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша».

Конспект мастер-класса на методобъединении для воспитателей, презентация игрового материала....

Мастер-класс Развитие творческих способностей дошкольников с использованием методов арт-терапии

Цель: Повышение профессионального уровня и статуса педагога. Повышение качества педагогического процесса в сфере дошкольного образования. Обобщение и обмен педагогическим опытом....

Мастер-класс ««Развитие коммуникативных навыков дошкольников с использованием платковых кукол»

Платковые куклы - яркие и зрелищные. Они могут стать не только украшением любой театральной постановки, игры, но и ярким сюрпризом любого занятия....

Мастер-класс «Развитие логического мышления дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша».

Начиная развивать ребенка и знакомить его с миром математики, все мы наверняка хотим, чтобы ребенок не просто «подготовился к школе», а действительно заинтересовался математикой и п...

Мастер-класс "Развитие логического мышления дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша"

Материал представляет собой методическую разработку мастер-класса с педагогами и родителями по  использованию дидактических игр с логическими блоками Дьенеща с детьми дошкольного возраста....