Речевая технология Ушаковой.
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Для развития речи ребёнка педагоги и родители должны создавать необходимые условия: побуждать ребёнка говорить, создавать соответствующую среду, интересно организовывать жизнь ребёнка. И в дошкольном учреждении должны быть так же созданы необходимые условия. Педагоги показывают образцы правильной речи, формируют у детей связную речь, учитывая возраст детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevaya_tehnologiya_ushakovoy.docx | 199.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевая технология Ушаковой
Подготовила материал
Черноморченко Е.Н.
Введение
1 Актуальность темы
Речь-это удивительное сильное средство,
но нужно иметь много ума,
чтобы пользоваться им.
Г. Гегель.
Правильно говорить в наше время могут не многие. Своей речью мы пользуемся для того, чтобы передать свои мысли. В наше время различаются следующие виды речи: внутренняя и внешняя.
Внутренняя речь - то, что мы произносим в своих мыслях.
Внешняя речь делится на диалогическую, эгоцентрическую, письменную и монологическую.
Главной потребностью и функцией – является для нас речь. Этим мы отличаемся от животных. Через общение человека с другими людьми мы реализуем себя, как личность.
Невозможно, без оценки речевого развития, судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста.
Речь имеет большое значение в психологическом развитии ребёнка. Формирование как личности связано с развитием речи ребёнка.
Для развития речи ребёнка педагоги и родители должны создавать необходимые условия: побуждать ребёнка говорить, создавать соответствующую среду, интересно организовывать жизнь ребёнка. И в дошкольном учреждении должны быть так же созданы необходимые условия. Педагоги показывают образцы правильной речи, формируют у детей связную речь, учитывая возраст детей. Для этого они используют чистоговорки, скороговорки, загадки и организовывают звукоподражательные игры.
Следует помнить, чтобы развивать речь детей необходимо развивать эмоциональное общение с ребёнком, развивать мелкую моторику детей, проводить совместные игры, так же знакомство с художественной литературой и разучивание стихов, а речь педагога должна быть примером для подражания детям.
2 Программные цели и задачи развития речи дошкольников по ФГОС
Основная цель речевого развития детей дошкольного возраста: формирование устной речи и навыков речевого общения на основе овладения литературным языком с учетом их возрастных особенностей и возможностей.
Общая задача развития речи состоит из ряда частных, специальных задач. Основанием для их выделения является анализ форм речевого общения, структуры языка и его единиц, а также уровня осознания речи.
Три аспекта характеристики задач развития речи:
- структурный (формирование разных структурных уровней системы языка – фонетического, лексического, грамматического);
- функциональный, или коммуникативный (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции, развитие связной речи, двух форм речевого общения – диалога и монолога);
-когнитивный, познавательный (формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи).
Задачи развития речи:
1) воспитание звуковой культуры речи (развитие речевого слуха, обучение правильному произношению слов, выразительности речи – тон, интонация, ударение и т.д.);
2) развитие словаря (обогащение, активизация, уточнение значения слов и т.д.);
3) формирование грамматического строя речи (синтаксической, морфологической стороны речи - способов словообразования);
4) развитие связной речи (центральная задача) – реализуется основная функция языка – коммуникативная (общение), формирование представления о разных типах текста – описании, повествовании, рассуждении;
5) подготовка к обучению грамоте (звуковой анализ слова, подготовка к письму);
6) ознакомление с художественной литературой (как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге).
Знание педагогом содержания задач имеет большое методическое значение, поскольку от этого зависит правильная организация работы по развитию речи и обучению родному языку.
Большинство задач развития речи ставится во всех возрастных группах, однако их содержание имеет свою специфику, которая определяется возрастными особенностями детей.
Так, в младших группах главной задачей является накопление словаря и формирование произносительной стороны речи.
Начиная со средней группы, ведущими становятся задачи развития связной речи и воспитания всех сторон звуковой культуры речи.
В старших группах главным является обучение детей построению связных высказываний разных типов, работа над смысловой стороной речи. В старшей и подготовительной к школе группах вводится новый раздел работы — подготовка к обучению грамоте и обучение грамоте.
3. Целевые ориентиры развития речи дошкольников по ФГОС
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
-развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
-знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Основная часть
4. Организация образовательной работы в ДОУ по речевому развитию дошкольников в соответствии с ФГОС:
4.1 Основные направления работы по развитию речи дошкольников
Основные направления работы по развитию речи детей: развитие словаря; воспитание звуковой культуры речи; формирование грамматического строя; развитие связной речи.
Работу по данному направлению я начала, с детьми старшего возраста. Работа с детьми осуществлялась как на занятиях, так и в свободное время. По программе О.С. Ушаковой.
Считаю, что качество и результативность проводимой мной работы зависит от многих условий. В первую очередь к ним относится создание развивающей среды в группе. В группе созданы все условия для развития речи детей:
«Речевой уголок». В нем размещены все необходимые для индивидуальной и подгрупповой работы: сюжетные и предметные картинки, пособия по развитию речи, дидактические игры.
«Театральный уголок». Очень важна для ребенка театральная деятельность. Участвуя, в спектакле дети обмениваются информацией, что способствует общению детей, взаимодействие и сотрудничество между ними. Для обучения детей средствам речевой выразительности используется артикуляционная гимнастика: «Лошадка», «Чистим зубы», «Заводим мотоцикл» и т. д)
«Сюжетно –ролевые игры по ознакомлению с социальной действительностью». Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее. Развивается диалогическая речь. Дети учатся общаться между собой.
«Книжный уголок». Необходимый элемент предметно развивающей среды. В нем выставляем различные книги, портреты писателей. Через чтение художественной литературы ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать.
4.2 Методы реализации развития речи дошкольников.
В свой работе использую различные методы:
- словесные
устное изложение;
беседа;
рассказ;
объяснение;
анализ текста, др.
- наглядные
показ видеоматериалов, иллюстраций;
показ, выполнение педагогом;
наблюдение;
работа по образцу и др.
- практические
эксперимент;
- игровые
дидактическая игра
воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием.
4.3. Формы реализации развития речи дошкольников.
Основной формой обучения родному языку являются специальные фронтальные и индивидуальные занятия с детьми.
Непосредственно – образовательная деятельность. Составление описательных рассказов.
На таких занятия, я решаю задачи из всех разделов программы: развиваю навыки и умения, которые трудно сформировать в других видах деятельности; помогаю реализовать возможности речевого развития.
Развитие связной речи посредством художественной литературы.
Художественная литература является одним из основных средств речевого развития ребенка. На занятиях, в свободной деятельности знакомлю детей с различными жанрами детского фольклора, со стихами и рассказами, сказками. Значительно чаще рассказываю им о писателях, знакомлю с историей произведения, расширяю и усложняю круг чтения детей. Художественная литература служит действенным методом, нравственного и эстетического воспитания. Развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции и словарный запас.
Художественное творчество и развитие речи.
Изобразительная деятельность имеет большое познавательное и воспитательное значение. Художественное творчество - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.
Чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. По мере совершенствования мелкой моторики идет развитие речевой функции. Функция руки и речь развиваются параллельно. В процессе продуктивной деятельности детей учим анализировать формы, наблюдать, сравнивать, выделять черты сходства и различия предметов по величине.
Развитие речевого общения через игровую деятельность.
Через игру побуждаю детей к общению друг с другом, а сюжетно-ролевая игра способствует:
- закреплению навыков пользования инициативной речью,
- совершенствованию разговорной речи,
- обогащению словаря,
-формированию грамматического строя языка и т. д.
Развитие речи средствами дидактической игры.
Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.
С помощью дидактических игр обогащается словарный запас детей. Так же они используются для закрепления словаря детей (существительные, прилагательные, глаголы, названия цвета, пространственные понятия, предлоги и т. д.). Развивается речь, память, внимание, логическое мышление, зрительная память. Закрепляется культура поведения, навыки общения.
Подвижные игры в речевом развитии
Подвижная игра направлена на достижение определённых целей воспитания и обучения.
Во время игры стремлюсь к побуждению у детей подражательной речевой деятельности, расширению объема понимания речи и словарного запаса. Это достигается путем проговаривания вместе с детьми потешек, стихотворений, словесного сопровождения подвижных игр.
Большую роль в развитие речи и пополнении активного словаря детей имеет заучивание и использование в режимных моментах пальчиковых игр, артикуляционной гимнастики, коротких стихотворений.
В своей работе я использую мнемотехнику.
Мнемотехника – это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания какой-либо информации и развития речи детей. В детском саду мы часто используем разные алгоритмы каких –либо процессов (процесс умывания, одевания и т.д.).
Целью мнемотехники является развитие мыслительных процессов: памяти, мышления, воображения, внимания, т.к. они связаны с полноценным развитием речи ребенка. Использование приемов мнемотехники позволяет сформировать у детей связную, последовательную и грамматически правильную речь.
Развитие речи на прогулке
Прогулка - это не только важный режимный момент, но и замечательный способ развития речи ребёнка. Территория детского сада разнообразная: здесь растут берёзы, сирень. В тёплое время года клумбы пестрят цветами. На прогулках дети отмечают все, что они видят вокруг себя и стараются выразить свое впечатление словами.
Работа с родителями
Активными помощниками в решении поставленных задач стали родители.
Использую такие формы работы:
-родительское собрание,
-консультации,
-папки – передвижки,
-беседы,
-информационные стенды.
Организовать работу с родителями необходимо так, чтобы в более короткие сроки сделать родителей своими союзниками и активными участниками.
И рекомендации родителям необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей, как в речевом, так и в общем развитии.
4.4 Принципы реализации развития речи дошкольников.
- Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.
Речь опирается на сенсорные представления, составляющие основу мышления, и развивается в единстве с мышлением. Поэтому свою работу по развитию речи не отрываю от работы, направленной на развитие сенсорных и мыслительных процессов.
- Принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи.
Реализация этого принципа предполагает развитие речи у детей, как средства общения и в процессе общения (коммуникации), и в разных видах деятельности.
- Принцип развития языкового чутья («чувства языка»).
Здесь проявляется способность запоминать, как традиционно используются слова, словосочетания. И не только запоминать, но и использовать их в постоянно меняющихся ситуациях речевого общения.
- Принцип формирования элементарного осознания явлений языка.
Этот принцип основывается на том, что в основе овладения речью лежит не только имитация, подражание взрослым, но и неосознанное обобщение явлений языка. Образуется своего рода внутренняя система правил речевого поведения, которая позволяет ребенку не просто повторять, но и создавать новые высказывания.
- Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, развития речи как целостного образования.
Реализация этого принципа состоит в таком построении работы, при котором осуществляется освоение всех уровней языка в их тесной взаимосвязи.
- Принцип обогащения мотивации речевой деятельности
В повседневном общении мотивы определяются естественными потребностями ребенка во впечатлениях, в активной деятельности, в признании и поддержке. В процессе занятий 3 нередко исчезает естественность общения, снимается естественная коммуникативность речи: педагог предлагает ребенку ответить на вопрос, пересказать сказку, что-то повторить. При этом не всегда учитывается, есть ли у него потребность это делать. Психологи отмечают, что положительная мотивация речи повышает результативность занятий.
- Принцип обеспечения активной речевой практики.
Свое выражение этот принцип находит в том, что язык усваивается в процессе его употребления, речевой практики. Речевая активность является одним из основных условий своевременного речевого развития ребенка. Повторность употребления языковых средств в меняющихся условиях позволяет выработать прочные и гибкие речевые навыки, усвоить обобщения.
4.5. Формы и методы подачи учебного материала при реализации элементов парциальной программы О.С. Ушаковой «Развитие речи детей дошкольного возраста»
Совместная образовательная деятельность педагогов и детей | Самостоятельная деятельность детей
| Образователь ная деятельность в семье
| |
непосредственно образовательная деятельность | образовательная деятельность в режимных моментах
| ||
Занятия Игры с предметами и сюжетными игрушками. Обучающие игры с использованием предметов и игрушек. Коммуникативные игры с включением малых фольклорных форм (потешки, прибаутки, пестушки, колыбельные). Чтение, рассматривание иллюстраций. Сценарии активизирующего общения. Имитативные упражнения, пластические этюды. Коммуникативные тренинги. Совместная продуктивная деятельность. Экскурсии. Проектная деятельность. Дидактические игры. Настольно-печатные игры. Продуктивная деятельность. Разучивание стихотворений. Речевые задания и упражнения. Моделирование и обыгрывание проблемных ситуаций. Работа по -обучению пересказу с опорой на вопросы воспитателя -обучению составлению описательного рассказа об игрушке с опорой на речевые схемы -обучению пересказу по серии сюжетных картинок -обучению пересказу по картине -обучению пересказу литературного произведения (коллективное рассказывание). Показ настольного театра | Речевое стимулирование (повторение, объяснение, обсуждение, побуждение, напоминание, уточнение). Беседы с опорой на зрительное восприятие и без опоры на него. Хороводные игры, пальчиковые игры. Пример использования образцов коммуникативных кодов взрослого. Тематические досуги. Фактическая беседа, эвристическая беседа. Мимические, логоритмические, артикуляционные гимнастики. Речевые дидактические игры. Наблюдения. Чтение. Слушание, воспроизведение, имитирование. Тренинги (действия по речевому образцу взрослого). Разучивание скороговорок, чистоговорок Индивидуальная работа. Освоение формул речевого этикета. | Коллективный монолог. Игра-драматиза- ция с использова- нием разных видов театров (театр на банках, ложках и т.п.) Игры в парах и совместные игры (коллективный монолог). Самостоятельная художественно-речевая деятельность детей. Сюжетно-ролевые игры. Игра-импровизация по мотивам сказок. Театрализованные игры. Дидактические игры. Игры-драматиза ции. Настольно-печатные игры. Совместная продуктивна я и игровая деятельность детей. Словотворчество. | Речевые игры. Беседы. Пример коммуникативных кодов. Чтение, рассматривание иллюстраций. Игры-драматизации. Совместные семейные проекты. Разучивание скороговорок, чистоговорок.
|
5. Перспективное планирование реализации методики:
5.1. Перспективное планирование в старшей группе
Сентябрь
№ | Тема | Программное содержание |
1. | Пересказ сказки «Лиса и рак» | Учить связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку без помощи вопросов воспитателя; подвести к составлению описательного рассказа по картине «Лиса» |
2. | Составление сюжетного рассказа по картине «Кошка с котятами» | Учить составлять небольшой сюжетный рассказ по картине: рассказывать о событиях, предшествовавших изображенным на картине, придумывать концовку. Учить отмечать и называть различие и сходство между кошкой и котятами на основе сравнения их внешнего вида, поведения; |
3. | Рассказывание о личных впечатлениях на тему «Наши игрушки» | Учить давать описание внешнего вида игрушки, рассказывать о том, как с ней можно играть, какие игрушки есть дома. Закреплять умение образовывать близкие по смыслу однокоренные слова, |
4. | Составление рассказа по скороговорке | Формировать навыки связной речи. Учить использовать в речи сложноподчиненные предложения; называть игрушки, предметы, подбирать слова, близкие по смыслу. |
Октябрь
№ | Тема | Программное содержание |
1. | Пересказ рассказа Н.Калининой «Разве так играют?» | Учить выразительно пересказывать текст. Активизировать в речи глаголы, учить подбирать по смыслу глаголы к существительным; учить образованию форм ед. и мн. числа существительных, обозначающих названия детенышей животных; |
2. | Составление сюжетного рассказа по картине «Строим дом» | Учить составлять сюжетный рассказ по картине; придумывать продолжение сюжета, название картины. Учить подбирать глаголы и прилагательные для характеристики действий персонажей. |
3. | Составление рассказов на темы стихотворений | Учить рассказывать связно, не отступая от заданной темы. Упражнять в образовании названий детенышей животных в И.п. и Р.п. мн.ч.; закрепить представление о том, что не все детеныши имеют специальное название; активизировать в речи сложноподчиненные предложения. |
4. | Составление рассказа на заданную тему | Учить составлять короткий рассказ на заданную тему. Закрепить умение образовывать названия детенышей животных в И.п. и Р.п. мн.ч.; активизировать в речи сложноподчиненные предложения. |
Ноябрь
№ | Тема | Программное содержание |
1. | Пересказ рассказа Е.Чарушина «Лисята» | Учить выразительно пересказывать литературный текст без помощи вопросов воспитателя. Учить придумывать загадки; подбирать по смыслу прилагательные и глаголы; |
2. | Составление рассказа по картине «Ежи» | Учить составлять рассказ по картине, используя имеющиеся у них знания о жизни диких животных (ежей). Активизировать в речи сложноподчиненные предложения; |
3 | Составление рассказа на тему «Домашнее животное» | Учить рассказывать о своих личных впечатлениях; воспитывать умение отбирать для рассказа интересные факты и события. Учить употреблению трудных форм Р.п. мн.ч. существительных (ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек); Воспитывать умение задавать друг другу вопросы. |
4 | Составление описательного рассказа о предметах посуды | Учить составлять короткий рассказ по стихотворению и описательный рассказ о предметах посуды. Учить сравнивать различные предметы по материалу, размерам, назначению, употребляя названия качеств (стеклянный, металлический, пластмассовый) |
Декабрь
№ | Тема | Программное содержание |
1 | Пересказ рассказа Н.Калининой «Про снежный колобок» | Учить передавать художественный текст связно, последовательно, выразительно, без помощи вопросов воспитателя. Учить подбирать подходящие по смыслу определения (активизация прилагательных); закрепить умение употреблять трудные формы Р.п. мн.ч. существительных |
2. | Составление рассказа по картине «Река замерзла» | Учить составлять рассказ по картине, при описании событий указывать место и время действия. Тренировать умение понимать оттенки значения слова; учить согласовывать в роде глагол прошедшего времени с существительным. |
3. | Составление рассказа на тему «Игры зимой» | Учить составлять связный рассказ о впечатлениях из личного опыта, не отступая от заданной темы. Учить употреблять предлоги с пространственным значением. |
4. | Составление рассказа на темы скороговорок | Учить самостоятельно составлять короткий рассказ на темы скороговорок. |
Январь
№ | Тема | Программное содержание |
1. | Каникулы |
|
2. | Пересказ сказки «Петух да собака» | Учить пересказывать сказку без помощи вопросов воспитателя, выразительно передавая диалог действующих лиц. Учить подбирать прилагательные и глаголы к существительным лиса и собака; |
3. | Составление рассказа по картине «Северные олени» | Учить составлять сюжетный рассказ по картине, используя свои знания о внешнем виде и жизни животных. Учить подбирать наиболее точные определения при описании внешнего вида животных; |
4. | Составление описательного рассказа на тему «Зима» | Учить при описании событий указывать время действия, используя разные типы предложений (простые, распространенные и сложные). |
Февраль
№ | Тема | Программное содержание |
1. | Ознакомление с предложением | Дать представление о последовательности слов в речи; ввести термин «предложение»; учить составлять и распространять предложение, правильно «читать» его; |
2. | Пересказ сказки «Лиса и кувшин» | Учить рассказывать сказку без наводящих вопросов, выразительно. Объяснить значение слова жать, учить подбирать синонимы к глаголам, составлять предложения с заданными словами, правильно сочетая их по смыслу; |
3. | Составление рассказа по картине «Лошадь с жеребенком» | Учить составлять описательный рассказ по картине, используя наиболее точные слова для обозначения цвета, величины. Закреплять в игре умение строить предложение из заданных слов, |
4. | Составление рассказа на тему «Как цыпленок заблудился» | Учить самостоятельно продолжать и завершать рассказ, начатый воспитателем. Формировать умение составлять из данного предложения новое путем последовательной замены слов. |
Март
№ | Тема | Программное содержание |
1. | Составление рассказа на заданную тему | Учить составлять рассказ на тему, предложенную воспитателем; учить сравнивать предметы, точно обозначаясловом черты сходства и различия; |
2. | Пересказ рассказа Л.Толстого «Пожарные собаки» | Учить связно, последовательно, выразительно пересказывать художественный текст без наводящих вопросов. Учить подбирать по смыслу определения, слова, близкие и противоположные по смыслу; |
3. | Составление сюжетного рассказа по набору игрушек | Учить составлять сюжетный рассказ, выбирая для него соответствующих персонажей (игрушки); давать описание и характеристику персонажей, вводить в повествование диалог. |
4. | Сочинение на тему «Приключения зайца» | Учить придумывать сказку по предложенному плану, не отступая от темы, не повторяя сюжетов товарищей. Учить подбирать прилагательные и глаголы к существительному заяц; |
Апрель
№ | Тема | Программное содержание |
1. | Составление рассказа на предложенную тему | Учить составлять рассказ, используя предложенный сказочный сюжет. Учить самостоятельно соотносить названия объектов с их изображениями на картинках. |
2. | Пересказ рассказа Я,Тайца «Послушный дождик» | Учить пересказывать текст в ситуации письменной речи (ребенок диктует – взрослый записывает). Подвести к образованию названий профессий исходя из занятий. |
3. | Составление рассказа по картине «Зайцы» | Учить составлять рассказ по картине по предложенному плану, включать в рассказ описание внешнего вида персонажей и их характеристику. |
4. | Составление рассказа на тему «Как Сережа нашел щенка» | Учить составлять рассказ по предложенному плану, образно описывая место действия, настроение героя. Учить построению сложных предложений в ситуации письменной речи. |
Май
№ | Тема | Программное содержание | |
Пересказ сказки В.Сутеева «Кораблик» | Учить связно рассказывать сказку, выразительно передавать диалоги персонажей; соблюдать композицию сказки. Учить понимать и объяснять смысл поговорок; | ||
Повторение |
| ||
Мониторинг |
| ||
Мониторинг |
|
5.2. Перспективное планирование подготовительной группе
Сентябрь
№ | Тема | Программное содержание |
1. | Пересказ сказки «Лиса и козел» | Закрепить представления об особенностях композиции сказок (зачин, концовка); учить использовать при пересказе образные художественные средства, выразительно передавать диалоги персонажей. |
2. | Составление рассказа по картине «В школу». | Учить составлять сюжетный рассказ по картине, используя приобретенные ранее навыки построения сюжета (завязка, кульминация, развязка), самостоятельно придумывать события, предшествовавшие изображенным. Активизировать в речи слова, относящиеся к темам «Школа», «Осень». |
3. | Пересказ рассказа К.Ушинского «Четыре желания» | Учить передавать художественный текст последовательно и точно, без пропусков и повторений. Учить разным способам образования степеней сравнения прилагательных и наречий; учить подбирать синонимы и антонимы к прилагательным и глаголам. |
4. | Составление текста-рассуждения | Учить употреблению сложноподчиненных предложений. Учить подбирать определения к заданным словам; учить согласовывать прилагательные к существительным в роде и числе; учить подбирать однокоренные слова. |
Октябрь
№ | Тема | Программное содержание |
1. | Пересказ рассказа В.Бианки «Купание медвежат» | Развивать умение связывать в единое целое отдельные части рассказа, передавая текст точно, последовательно, выразительно.
Учить подбирать синонимы, антонимы к прилагательным и глаголам. |
2. | Составление рассказа по картинам из серии «Домашние животные» | Учить составлять рассказ по одной из картин, придумывать предшествовавшие и последующие события; учить оценивать содержание рассказа, правильность построения предложений. Учить употреблять существительные в Р.п. мн.ч., подбирать определения; учить образовывать относительные прилагательные; формировать умение сравнивать. |
Ноябрь
№ | Тема | Программное содержание |
1. | Составление рассказа по серии сюжетных картин. | Учить составлять коллективный рассказ, давать ему точное название. Учить заканчивать предложение, начатое взрослым, подбирать определения к заданным словам. Развивать чувства ритма и рифмы. |
2. | Составление рассказа на тему «Первый день Тани в детском саду». | Учить составлять рассказ по плану, предложенному воспитателем, самостоятельно строить сюжет. Учить образованию формы Р.п. мн.ч. существительных, тренировать в словообразовании. |
3 | Составление текста-поздравления. | Учить составлять текст-поздравление. Закрепить правильное произношение звуков «с», «ш», научить дифференцировать эти звуки на слух и в произношении; отчетливо и внятно с различной громкостью и скоростью произносить слова и фразы с этими звуками, правильно использовать вопросительную и утвердительную интонации. |
4 | Сочинение сказки на тему «Как ежик выручил зайца». | Учить придумывать сказку на заданную тему, описывать внешний вид персонажей, их поступки, переживания; оценивать рассказы друг друга. |
Декабрь
№ | Тема | Программное содержание |
1 | Сочинение сказки на тему «День рождения зайца». | Учить самостоятельно придумывать сказку на заданную тему по плану; использовать описания, диалог, при оценке сказок отмечать занимательность сюжета, средства выразительности. |
2. | Составление рассказа с использованием антонимов. | Учить составлять рассказ, используя антонимы. Учить выделять существенные признаки предметов; подбирать синонимы к прилагательным; оценивать предложения по смыслу и вносить исправления. |
3. | Составление рассказа по картине «Лиса с лисятами». | Учить составлять сюжетный рассказ по картине, соблюдая последовательность, точность и выразительность. |
4. | Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка». | Учить пересказывать литературный текст, используя авторские выразительные средства. |
Январь
№ | Тема | Программное содержание |
1. | Составление рассказа по картине «Вот так покатался!» | Учить рассказывать по картине, не повторяя рассказов друг друга; использовать для описания зимы образные слова и выражения. |
2. | Составление рассказа на тему «Моя любимая игрушка». | Учить отбирать соответственно теме факты из личного опыта; рассказывать связно, полно и выразительно, четко выстраивать композицию рассказа. |
3. | Пересказ сказки «У страха глаза велики». | Учить пересказывать текст последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей. |
4. | Составление рассказа на тему «Четвероногий друг». | Учить развивать предложенный сюжет. Активизировать в речи союзы и союзные слова (в сложноподчиненных предложениях разных типов), учить употреблять слово варежки в разных падежах. |
Февраль
№ | Тема | Программное содержание |
1. | Сочинение сказки на предложенный сюжет. | Учить составлять коллективный описательный рассказ по предметным картинкам; сочинять сказку на заданный сюжет. |
2. | Составление рассказа на тему «Как мы играем зимой на участке». | Учить отбирать для рассказа самое интересное и существенное и находить целесообразную форму передачи этого содержания; включать в повествование описания природы, окружающей действительности. |
3. | Составление рассказа «Шишка» по серии сюжетных картин. | Учить передавать сюжет, заложенный в серии картин, определять основную идею сказки. |
4. | Составление рассказа «Как Ежонок попал в беду» по серии сюжетных картин | Обучать построению синтаксических конструкций, развивать умение использовать разные способы связи между частями текста, соблюдая логическую и временную последовательность, включать в повествование элементы описания и рассуждения. |
Март
№ | Тема | Программное содержание |
1. | Составление рассказа «Как зверята пошли гулять» по серии сюжетных картин. | Учить составлять связное высказывание по серии сюжетных картин, связывая его содержание с предыдущими сериями. |
2. | Составление рассказа «Мишуткин день рождения» по серии сюжетных картин. | Развивать умение следить за сюжетом, не упуская важных деталей; формировать представление о композиции рассказа, включать в связное высказывание разнообразные синтаксические конструкции и способы связи между частями. |
3. | Составление рассказа о животных по сюжетным картинкам (открыткам). | Учить составлять сюжетный рассказ по картинкам; развивать способность самостоятельно придумывать события, предшествовавшие изображенному и последующие; учить определять начало, основную часть, заключение рассказа, восстанавливать их последовательность. |
4. | Пересказ рассказа М.Пришвина «Ёж». Составление рассказа на тему из личного опыта. | Учить пересказывать текст точно, последовательно, выразительно; придумывать самостоятельный рассказ по аналогии с литературными произведениями; пересказывать текст, написанный от первого лица, переводя прямую речь в косвенную. Познакомить со значениями слова игла. |
Апрель
№ | Тема | Программное содержание |
1. | Пересказ сказки Л.Толстого «Белка и волк». | Учить пересказывать литературный текст в ситуации письменной речи (ребенок диктует – взрослый записывает). Активизировать в речи сложные предложения; обратить внимание на наличие в авторском тексте краткой формы прилагательных, ввести их в активный словарь. |
2. | Сочинение сказки на заданную тему. | Формировать умение придумывать сказку на заданную тему, передавать специфику сказочного жанра. |
3. | Составление рассказа о животных по сюжетным картинкам (открыткам. | Учить составлять сюжетный рассказ по картинкам; развивать способность самостоятельно придумывать события, предшествовавшие изображенному и последующие; учить определять начало, основную часть, заключение рассказа, восстанавливать их последовательность. |
4. | Составление рассказа на тему"Веселое настроение". | Закрепить умение составлять рассказ назаданную тему,активизировать употребление прилагательных,учить подбирать синонимы и антонимы к заданному слову; раскрывать перед детьми разные значения многозначных слов,учить определять предмет по его основным признакам. |
Май
№ | Тема | Программное содержание |
1. | Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется». | Учить выразительно пересказывать сказку, используя слова и речевые обороты из текста. Активизировать употребление глаголов. |
2. | Описание пейзажной картины. | Формировать умение правильно воспринимать, чувствовать настроение, отраженное художником в пейзаже, и передавать его словом. |
3. | Составление рассказа по картине «Если бы мы были художниками». | Учить составлять коллективный рассказ-описание.
Учить строить предложения со сказуемым, выраженным глаголом в сослагательным наклонении. |
4. | Пересказ рассказа М.Пришвина «Золотой луг". | Донести содержание и художественную форму рассказа в единстве; закрепить понимание специфики жанра рассказа; учить пересказывать от третьего лица. |
Образовательные области | Сентябрь 2021 Стар. гр. | Май 2022 Стар. гр. | Сентябрь 2022 Подг. гр. | Май 2023 Подг. гр | ||||||||
| Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
Развитие связной речи | 33% (6 чел.) | 55% (10 чел.) | 12 % (2 чел.) | 21% (4 чел.) | 61% (11чел.) | 18% (3чел.) | 21 % (4 чел.) | 50% (9 чел.) | 27% (5чел.) | 18% (3 чел.) | 44% (8 чел.) | 38% (7чел.) |
Развитие лексической стороны речи
| 33% (6 чел.) | 55% (10 чел.) | 12% (2 чел.) | 21% (4чел.) | 61% (11чел.) | 18% (3 чел.) | 21% (4 чел.) | 50% (9чел.) | 27% (5 чел.) | 18% (3 чел.) | 44% (8 чел.) | 38% (7чел.) |
Формирование грамотного строя речи | 27% (5 чел.) | 61% (11 чел.) | 12% (2 чел.) | 21% (4чел.) | 55% (10 чел.) | 21% (4чел.) | 21% (4 чел.) | 50% (9чел.) | 27% (5 чел.) | 18% (3 чел.) | 38% (7 чел.) | 44% (8чел.) |
Развитие звуковой стороны речи | 27% (5чел.) | 61% (11 чел.) | 12% (2 чел.) | 21 % (4 чел.) | 61% (11 чел.) | 18% (3чел.) | 21% (4 чел.) | 55% (10 чел.) | 21% (4 чел.) | 18% (3 чел.) | 33% (6 чел.) | 50% (9чел.) |
Развитие образной речи | 27 % (5чел.) | 61 % (11 чел.) | 12% (2чел.) | 21% (4 чел.) | 61% (11чел.) | 18% (3 чел.) | 21% (4 чел.) | 55% (10 чел.) | 21% (4 чел.) | 18% (3 чел.) | 33% (6чел.) | 50% (9чел.) |
Средний итоговый результат % уровня освоения программы на начало и конец учебного года | 29,4% | 58,6% | 12% | 21% | 59,8% | 18,6% | 21% | 52% | 24,6% | 18% | 38,4% | 44% |
В результате работы по данной технологии наблюдается положительная динамика:
84 % детей овладели возможностью понимать и употреблять обобщающие слова;
84% - подбирать признаки и действия к названию предметов, сравнивать и называть предметы по размеру, цвету ; у 78% детей улучшилось звукопроизношение.
Дети научились регулировать темп речи и силу голоса (72% - в начале использования технологии; 90% - по итогам);
78% детей овладели умением пересказа, составлением рассказа по сюжетным картинам и из личного опыта.
Дети с удовольствием рассматривают сюжетные картинки и кратко рассказывают об увиденном; отвечают на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения, используя в речи практически все части речи, простые нераспространенные предложения. Выявлены затруднения у некоторых детей в поддержании беседы, в речи отмечаются грамматические ошибки.
Программу на высоком и среднем уровне к концу учебного года осваивают до 90% воспитанников.
Заключение
В целом исследования показали, что система работы по созданной нами методике приводит к крупным сдвигам в речевом и общем умственном развитии дошкольников. У детей формируются высокая культура речи, тенденция к ее саморазвитию, повышается точность речи, ее выразительность. Дошкольники начинают уместно употреблять средства художественной выразительности в собственном речевом творчестве (при сочинении загадок, сказок, стихов).
Обучение дошкольников родному языку, развитие речи предоставляют богатые возможности решения задач нравственного и эстетического воспитания. Это относится не только к развитию монологической речи (пересказыванию, рассказыванию), но и к частным (структурным) аспектам обучения родному языку: воспитанию звуковой культуры речи, словарной работе, формированию грамматического строя речи. Так, работа над смысловой стороной слова, семантическое обогащение словаря детей, их развивающаяся лексика может и должна включать введение в речь детей (и в понимание речи) групп слов, обозначающих качества человека, оценки его поступков, так же как и эстетические качества и оценки.
Таким образом, овладение всеми сторонами речи, развитие языковых способностей рассматриваются как стержень полноценного формирования личности дошкольника, который представляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.
7. Литература
1. Акулова О.В., Сомкова О.Н., Солнцева О.В. и др. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста. – М., 2009
2. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. – М., 1994
3. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. – М., 2008.
4. О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой.+ Конспекты занятий» - М., 2002
5. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников. 2004, /tmo/260025.pdf
6. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий/ под ред. О.С. Ушаковой. – М., 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод наглядного моделирования в познавательно-речевой технологии ТРИЗ-РТВ-ОТСМ
Представлен метод наглядного моделирования в познавательно-речевой технологии ТРИЗ-РТВ-ОТСМ в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)...
Актуальность речевой технологии в ДОУ.
Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной р...
Речевые технологии в раннем возрасте
Материал рекомендуется использовать с детьми от 1,5 до 3 лет в организованной и свободной деятельности в детском саду и дома....
«Использование современных речевых технологий в работе с дошкольниками»
laquo;Использование современных речевых технологий в работе с дошкольниками»...
1. Речевая технология " Сухой пальчиковый бассейн "
- Консультация для родителей- Уголок сухого пальчикового бассейна- Правила поведения при проведении игр в сухом пальчиковом бассейне....
Примерное содержание непрерывной образовательной деятельности «Строим игровую площадку» с использованием речевой технологии «Сухой пальчиковый бассейн»
методическая разработка...
Примерное содержание непрерывной образовательной деятельности с элементами речевой технологии «Сухой пальчиковый бассейн»
Тема: «День защитника Отечества. Наша армия»...