Речевое развитие. Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Смирнова Татьяна Васильевна

Конспект может быть использован в ходе образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста для проведения занятия по развитию речи "Пересказ эскимосской сказки "Как лисичка бычка обидела"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod_kak_lisichka_bychka_obidela.docx21.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Сказка»

Уренского муниципального округа Нижегородской области

Регламентированная образовательная деятельность по речевому развитию

Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела»

Воспитатель: Смирнова Т.В

2022

Цель: формирование умения детей связно, последовательно пересказывать небольшую сказку.

Задачи:

Образовательные:

Помочь понять и запомнить содержание сказки «Как лисичка бычка обидела» (обр.В.Глоцера и Г Снегиреваа). Учить пересказывать текст по частям.

Расширять кругозор детей посредством ознакомления со словами, имеющими одинаковое звучание, но различное значение - омонимами.

Активизировать словарь признаков и глагольный словарь.

Развивающие:

Развитие зрительного восприятия, памяти, мышления.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к художественной литературе, как к средству познания;

Приобщать к словесному искусству.

Воспитывать добрые чувства к товарищам, вежливому обращению с ними.

Методы и приёмы работы: беседа, объяснение, обсуждение, чтение художественной литературы, игра.

Оборудование: иллюстрации к сказке «Как лисичка бычка обидела» на магнитах.

Предварительная работа: знакомство с народом эскимосы; знакомство с образованием сложных слов (пучеглазый, большеротый, косматая), их значением; рисование педагогом картинок к тексту.

Ход

Вводная часть. (Детей приглашаю в круг).

С добрым утром, с новым днём!

Как мы дружно здесь живём.

Крепко за руки возьмитесь

И друг другу улыбнитесь.

В путешествие пойдём,

В страну сказок попадём.

Слушайте, думайте, наблюдайте,

Сказку в душу пропускайте.

- Ребята, скажите, мне,  пожалуйста, а чему учат нас сказки?

(дружить, помогать, узнавать что-то новое). А Вы дружите друг с другом? (да)

- А кто такие друзья? (Дети, с которыми мы дружим, играем, разговариваем)

- Ребята, а какими должны быть друзья? (Дружными, хорошими, веселыми, вежливыми)

- Как хорошо, когда все друг друга любят и дружат между собой. Но иногда так бывает, что одно слово может сильно обидеть, и сейчас про это я прочитаю Вам эскимосскую народную сказку.

Садитесь пожалуйста на стулья.

Сказка называется «Как лисичка бычка обидела».

- Ребята, из названия сказки вы поняли, кто кого обидел?

(Лисичка бычка).

- А кто такой бычок? (Теленок).

- Вы думаете, что бычок – это теленок? (Да).

- А я Вам открою секрет. Вы знаете, что некоторые слова звучат одинаково, но обозначают разные предметы, например, лук – овощ и лук со стрелами. И в нашей сказке все не так просто, бычок в ней не теленок, а … отгадайте мою загадку и узнаете, кто.

         Плаваю под мостиком,

         И виляю хвостиком.

         По земле не хожу,

         Рот есть, но не говорю. (Рыба)

Молодцы, ребята, в нашей сказке бычок – это рыба.

- Предлагаю вам послушать сказку, ведь вам же интересно узнать, что произошло? (Да). Тогда слушайте внимательно.

Шла однажды лисичка по берегу моря. А бычок, рыбешка морская, высунулся из воды и стал лисичку разглядывать. Увидала лисичка бычка и запела:

- Бычок, бычок,

Пучеглазый,

Бычок, бычок,

Большеротый,

Бычок, бычок,

Колючий бочок!

А бычок ей говорит:

- А ты косматая, и глаза у тебя круглые! И в море ты жить не можешь!

Заплакала маленькая лисичка и побежала домой.

Лиса-мать спрашивает:

- Кто тебя обидел, доченька? Почему ты плачешь?

- Как же мне не плакать? Меня морской бычок обидел. Наговорил мне, что я косматая и глаза у меня круглые.

А лиса спрашивает:

- А ты ему ничего не говорила?

- Сказала.

- Что ты ему сказала? – спросила лиса.

- А я ему только сказала, что он пучеглазый да большеротый.

- Вот видишь,- сказала мать-лисица, - ты первая его и обидела.

- Ребята, а сейчас давайте, попробуем припомнить  сказку, а помогут нам картинки. - Ой, что такое? Пока мы с Вами беседовали, кто-то перемешал все мои картинки, как теперь узнать в каком порядке они должны лежать.

- Может вы,  мне поможете? (Да, поможем)

- Вспомните, пожалуйста, как сказка начиналась?

- (Шла лисичка по берегу моря). Очень хорошо, вот и первая картинка нашлась.

- Спасибо. Что было потом?

- (Из воды высунулся бычок - рыба морская). Вот и вторая картинка нашлась, спасибо.

- А потом? (Увидала его лисичка и запела: «Бычок, бычок пучеглазый, бычок, бычок большеротый, бычок, бычок  колючий бочок») Лисичка ведь пела? (да).

- Давайте мы вместе споем лисичкину «дразнилку» (поют)

- Ребята, а почему она бычка назвала пучеглазым? (потому, что у него выпуклые глаза).

- Как здорово у нас получилось, вот и третья картинка нашла своё место.

- Кто дальше продолжит?

(А бычок сказал: «А ты косматая, у тебя глаза круглые, и в море жить ты не можешь»).

- Спасибо, теперь мы и четвёртую картинку нашли. 

- А дальше?

- (Заплакала лисичка и домой побежала). Вот и пятая картинка, спасибо.

- У нас осталась последняя шестая картинка.

- Кто вспомнил, чем сказка закончилась. (Мама – лиса спрашивает: Кто тебя обидел? Почему ты плачешь?

- А лисичка говорит: «Меня обидел морской бычок. Сказал, у тебя глаза круглые, ты косматая, и в море жить ты не можешь») Что еще спросила лиса-мать? (А ты ему ничего не говорила?) Что ответила лисичка? (сказала, что он пучеглазый да большеротый).

- Какой вывод сделала мама-лиса? (Вот видишь, ты первая его и обидела).

- Спасибо,  ребята, что помогли правильно распределить картинки, а теперь предлагаю Вам немного отдохнуть. Вставайте со своих стульев.

Физминутка

У лисицы острый нос (показывают «острый нос»)

Рыжий и пушистый хвост (показывают хвост)

Утром лисонька проснулась, (дети присели, затем поднимают руки, вытягивают ноги поочередно)

Лапкой вправо потянулась, (тянутся рукой вправо)

Лапкой влево потянулась, (тянутся рукой влево)

Солнцу нежно улыбнулась (руки разводят перед собой и улыбаются).

В кулачок все пальцы сжала,

Растирать все лапки стала –

Лапки, ножки и бока.

Вот какая красота!

- Давайте еще раз повторим, кто запомнил слова, помогайте мне.

- Молодцы, теперь приглашаю вас всех на свои места и мы продолжим.

- Я прочитаю Вам сказку еще раз, а потом мы будем её пересказывать.

- Слушайте внимательно.

- Теперь попробуем пересказать эскимосскую сказку «Как лисичка бычка обидела». - Кто хочет попробовать? (выходит ребенок).

- Сказка большая, поэтому ты можешь попросить своего друга помочь ее пересказать (Помоги мне, пожалуйста, рассказать эту сказку. Спасибо).

- Вам помогут картинки и мы с ребятами.

Дети пересказывают сказку по очереди.

- Ребята, сегодня я прочитала Вам эскимосскую сказку. Вам понравилась сказка?

- Про что была сказка? (лисичка бычка обидела).

- Ребята, а подскажите мне, пожалуйста, что нужно сделать лисичке, чтобы помириться с бычком? (Попросить прощения, извиниться)

А какими словами можно попросить прощения? (прости меня, пожалуйста, я так больше не буду).

Наше  занятие подошло к концу, я желаю, чтобы вы были настоящими, добрыми друзьями!

Шла однажды лисичка по берегу моря. А бычок, рыбешка морская, высунулся из воды и стал лисичку разглядывать. Увидала лисичка бычка и запела:

- Бычок, бычок,

Пучеглазый,

Бычок, бычок,

Большеротый,

Бычок, бычок,

Колючий бочок!

А бычок ей говорит:

- А ты косматая, и глаза у тебя круглые! И в море ты жить не можешь!

Заплакала маленькая лисичка и побежала домой.

Лиса-мать спрашивает:

- Кто тебя обидел, доченька? Почему ты плачешь?

- Как же мне не плакать? Меня морской бычок обидел. Наговорил мне, что я косматая и глаза у меня круглые.

А лиса спрашивает:

- А ты ему ничего не говорила?

- Сказала.

- Что ты ему сказала? – спросила лиса.

- А я ему только сказала, что он пучеглазый да большеротый.

- Вот видишь,- сказала мать-лисица, - ты первая его и обидела.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ООД Пересказ эскимосской сказки "Как лисичка бычка обидела"

Данная работа состоит из: орг.момента, чтения сказки, вопросы по сказке, физминутки, работы по мнемотаблице, пересказ сказки детьми, итога....

Пересказ эскимосской сказки "Как лисичка бычка обидела"

Сценарий открытого занятия по развитию речи в старшей дошкольной группе "Как лисичка бычка обидела" (эскимосская сказка)....

"Пересказ эскимосской сказки "Как лисичка бычка обидела".

Формировать умение детей связно и последовательно пересказывать....

Пересказ эскимосской сказки "Как лисичка бычка обидела"

#каклисичкабычкаобидела #развитиеречи #пересказ #открытоезанятие Формирование у детей умения связно, последовательно пересказывать небольшую сказку; совершенствование слухового восприятия детей....

Конспект интегрированного занятия (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое развитие) Тема: «Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела» Старшая группа

Конспект интегрированного занятия(социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое развитие) Тема: «Пересказ эскимосской сказки«Как лисичка бычка обидела»Старшая г...

Конспект занятия по развитию речи (Старшая группа) Тема: «Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела»

МКДОУ Воскресенский детский сад № 2 «Семицветик»      Конспект занятия по развитию речи(Старшая группа) Тема: «Пересказ эскимосской сказки«Ка...