Сочинение лимериков как средство творческого развития детей
консультация по развитию речи

Опыт работы над лимериками

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сочинение лимериков как средство творческого развития детей

«Начиная с двух лет всякий ребенок становится на короткое время гениальным лингвистом, а потом, к пяти-шести годам, эту гениальность утрачивает. В восьмилетних детях ее уже нет и в помине, так как надобность в ней миновала».

Корней Чуковский

Ещё К.И. Чуковский обращал внимание на необходимость поэтического воспитания детей. Совсем необязательно, считал он, делать детей стихотворцами, но научить их восприятию поэзии, развивать умение наслаждаться стихами просто необходимо.

Словесное творчество помогает ребёнку выразить свои переживания, рассказать интересные моменты из своей жизни в необычной форме, способствует развитию психических процессов (памяти, внимания, речи, мышления).

В настоящее время в практике дошкольного образования, к сожалению, нет сложившейся методики работы по обучению детей составлению стихотворных текстов. А вот в технологии, разработанной на основе методов и приемов ТРИЗ, предлагается использовать лимерик для развития словесного творчества детей.

Воспитатель зачитывает стихотворение:

Жил старик на развесистой ветке.

У него были волосы редки.

Но галчата напали

И совсем общипали

Старика на развесистой ветке.

- Странное произведение? В чём необычность этих странных произведений? (повторяющиеся слова в начале и в конце; нет смысла, какая-то бессмыслица; 5 строчек, обычно 4;первая строчка рифмуется со второй и пятой, а третья с четвертой)

Сегодня я хочу поделиться опытом работы по созданию рифмованных стихотворений — лимериков. Лимерик – это короткое стихотворение, бессмыслица состоящее, как правило, из пяти строк, написанное в жанре нонсенса. Такие рифмованные тексты начали сочинять в Ирландском городе Лимрик. Непревзойденным мастером этого жанра можно считать поэта и художника Эдварда Лира (1812 – 1888).

Первая книга, которая была издана Эдвардом Лиром с лимериками, называлась «Книга Нонсенс», что переводится как «бессмыслица», «чепуха». книга переведена почти на все языки мира. Среди русских переводчиков наиболее известны нам Самуил Маршак и Корней Чуковский..

Эти произведения создавались для того, чтобы развлечь себя или целую компанию. Лимерики схожи с частушками. Самое интересное, что в настоящее время лимерики стали популярными, и многие люди, которые в общем-то далеки от стихосложения, пытаются создавать подобные произведения.

Характеристика текста лимерика:

1. Как правило, это стихотворение из пяти строчек, которые рифмуются следующим образом.

Первые две строчки рифмуются между собой.

Третья и четвертая строчки рифмуются между собой.

Пятая содержит вывод и не рифмуется.

2. По содержанию лимерик строится по следующей модели:

1 строчка

Жил – был (объект)

2 строчка

Сравнение или указание на свойство объекта

3 строчка

Действие или взаимодействие с другими объектами

4 строчка

5 строчка

Вывод (утверждение или мораль)

3. Лимерик должен содержать ярко выраженный парадокс или гиперболу. Чем противоречивее выбранное для стихотворения сочетание, тем оно более похоже на лимерик.

При обучении дошкольников составлению лимериков выделяют следующие этапы:

1. «Складные картинки»

Цель: учить детей подбирать картинки с изображением предметов, названия которых рифмуются.

Ход: воспитатель раскладывает около 40 изображений предметов, названия которых рифмуются (мак – рак, олень – тюлень и т.д.). Воспитатель поднимает какую-либо картинку и просит найти парную по рифме. Игра считается законченной, когда сложено 20 пар рифмованных слов.

2. «Придумай рифмованное слово»

Цель: учить детей самостоятельно подбирать рифмованные слова.

Ход: воспитатель называет какое -либо слово, дети придумывают к нему рифмовки.

ПР: воспитатель говорит «миска», дети добавляют: «Киска, мурыська, сосиска»

Игровое упражнение можно проводить в старшем возрасте с усложнением, которое заключается в том, что воспитатель объявляет слово определенной части речи, а дети должны придумать рифмующееся слово той же части речи.

ПР:

  • называется глагол «бежали»; дети добавляют глаголы «лежали, звали»;
  • называется существительное «улица», подбирается рифма «курица»;
  • называется прилагательное «пшеничный», добавляется прилагательное «яичный»;
  • называется наречие «широко», добавляется рифмовка «далеко».

3. «Придумываем рифмованные строчки»

Цель: учить детей составлять рифмованные строчки по заданному словосочетанию.

Ход: воспитатель предлагает детям выбрать какую-либо рифмованную пару (для начала надо взять существительные) и сочинить рифму следующим образом «Жил-был кто-то и был похож на что-то». Игра считается законченной, если каждый ребенок составил рифмованную фразу по словосочетанию.

ПР: «Жил-был рак и был похож на мак».

В качестве усложнения между словами «Жил-был» и объектом ставятся другие слова (жил-был веселый рак, и он часто глядел на алый мак).

4. «Составление лимериков»

Цель: познакомить детей с моделью составления лимерика и упражнять в создании рифмованных текстов в стиле нелепицы.

Ход: воспитатель предлагает детям сочинить смешные стишки используя модель составления лимерика:

Жил-был объект

Какой?

Что делал?

С кем общался?

Вывод

Для этого нужно вспомнить 2 пары рифмованных слов (птичка – синичка, бежала – лежала). Эти слова подставляются в 1-4 строчки. Вместе с детьми воспитатель сочиняет текст лимерика по модели. Лимерик повторяется несколько раз детьми.

Обучение дошкольников созданию рифмованных текстов возможно начинать уже с трехлетнего возраста. Основная форма работы - игровые задания и упражнения, которые проводятся с детьми в определенной последовательности. В своей группе мы начали работать над рифмой в старшей группе.

Для привлечения ребят к игре я прочитала им отрывки из рассказа Н.Носова «Незнайка – поэт» и рассказа А.Смирнова «Василёк». Ребятам стало интересно попробовать себя в роли поэтов, и мы начали подготовку к стихотворчеству с игр.

В качестве подготовки я стала использовать следующие словесные игры и творческие задания: «Доскажи словечко», «Склад – несклад», «Чистоговорки», «Сочини дальше», «Исправь меня», «Дразнилка».

Далее для того чтобы научить детей подбирать картинки с изображением предметов, названия которых рифмуются, и самостоятельно подбирать рифмованные слова, мы начали работу с игры «Складные картинки». Детям предлагается найти картинки, которые рифмуются. Например, подушка – лягушка, рубаха – черепаха и т.д. Если не получается рифма, то предлагаю изменить их, добавив одинаковые суффиксы (хвостики). Причем рифмуются не только названия предметов, но и их действия и признаки. Самое главное – выбрать наиболее удачные варианты и обратить на них внимание детей.

В игре «Придумай рифмованную строку» учу детей составлять рифмованные строчки по заданному словосочетанию. Это задание для детей очень сложное, т.к. они увлекаются самим сюжетом, постоянно «уходят в сторону». Здесь важно подвести их к пониманию того, что строчка должна заканчиваться одним из выбранных слов.

В игре «Сочиняем разные лимерики» знакомимся с моделью составления лимерика и упражняемся в создании рифмованных текстов в стиле нелепицы, используя табличку с моделью составления лимерика:

Жил-был объект Какой? Что делал? С кем общался? Вывод

И после этого переходим к непосредственному сочинению лимериков. А так как лимерики — это забавная нелепица, то такое сочинение доставляет детям огромное удовольствие. Сочиняем в группе, на прогулке, сочиняем к каждой лексической теме. Работа эта продолжается дома с родителями.

Изначально ребятам было сложно составить даже двустрочники, но с каждым разом стихи получаются все интереснее по содержанию и больше по размеру строк.

Существуют ещё два варианта составления лимериков. С ними я начну знакомить детей после нового года.

Второй вариант: Детям предлагается переделать сочиненный лимерик, используя новое начало " Если бы…, но не…":

Третий вариант их составления

Новые слова зачина будут следующие: "Что было бы…, если бы…" Переделываем знакомый лимерик, только с новым началом.

Дети с радостью откликаются на выполнение данной работы и сочиняют следующие стихи:

Жил-был рыженький котик,

И был он непослушный обормотик.

Ночью муху он ловил,

Всю посуду бабушке разбил.

Вот какой непослушный котик!

Сочиненные стихи могут быть оформлены в виде книжек – малышек. Мы с ребятами сочиняли стихи в группе, привлекли к этой работе родителей и у нас получилась небольшая книжка-малышка со стихами-лимериками. Вот, неапример:

Вывод

Не могу сказать, что все дети усвоили механизм сочинения лимериков, но большинство с удовольствием складывают рифмы, и сам процесс совместного творчества всем очень нравится. Лимерик тем и хорош, что представляет из себя смешную нелепицу. Чем смешнее и неправдоподобнее получается, тем больше стихотворение похоже на лимерик.

Дети с увлечением создают иллюстрации к своим собственным произведениям устного творчества. Кроме этого, дети после подобных занятий более бережно начинают относиться к слову, чаще задумываются над тем, что услышали, и над тем, что хотят сказать. Таким образом, составление дошкольниками рифмованных текстов способствует активному развитию речи детей.

Предложите своим детям сочинить лимерик. Желаю удачи!

Итак, попробуем сочинить весёлые, необычные стихи – лимерики.

Уважаемые коллеги, понятна ли Вам методика составления лимерика? Чем противоречивее выбранное для стихотворения сочетание, тем оно более похоже на лимерик. Сначала мы с вами проведём небольшую поэтическую разминку, подберём рифму: Кот –Ромашка–Шишка –Лягушка –Жираф –Белка –Играл –Петух –Собака-

Так как символ 2018 года собака, то предлагаю первую строчку нашего лимерика: «Жила-была…собачка…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театральная деятельность как средство творческого развития детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС в ДОО

В российском образовании необходимыми условиями формирования гармонически развитого человека являются интеллектуальная свобода, хороший эстетический вкус, телерантность в социальном общении....

статья Декоративно-прикладное творчество народов Саха, как средство творческого развития детей дошкольного возраста

В настоящее время растет интерес к народному творчеству. Дети работая в творческой мастерской "Северные мотивы" смогут яснее и глубже представить художественное творчество предков, представить их мног...

Музыкальные кружки – важное средство творческого развития детей

О важности развития творческих способностей детей в музыкальных кружках ДОУ....

Консультация для воспитателей "Элементарное музицирование как средство творческого развития детей дошкольного возраста"

Консультация для воспитателейhttp://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/07/31/elementarnoe-muzitsirovanie-kak-sredstvo-tvorcheskogo-razvitiya...

Пластилинография как средство творческого развития детей дошкольного возраста

Интересные  разработки  и  работы  по  пластилинографии  детей  нашей  группы....

Выступление на методическом объединении: «Арт-терапия как средство творческого развития детей дошкольного возраста»

Арт-терапия - это метод  оказания психологической помощи посредством художественного творчества....

Музицирование на детских и народных инструментах, как средство творческого развития детей

Работа посвящена особой роли музицирования на детских и народных инструментах, как средство развития творческих способностей детей. А также это источник положительных эмоций, обогащение мира ребёнка, ...