Статья на тему: «Как связаны речь и движение?» Автор: Степанова М.П.
статья по развитию речи

Степанова Маргарита Петровна

Существует тесная взаимосвязь между состоянием двигательных функций и речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_stepanova_m.p.docx17.92 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему:

«Как связаны речь и движение?»

Автор: Степанова М.П. 

Движение является одной из врожденных потребностей человека.

Ее удовлетворение сильно важно в детском возрасте. Такой возраст создает наиболее благоприятные условия для разностороннего развития ребенка.

В этот период, формируются все основные стороны психики - мышление, память, внимание, двигательные умения. Так же активно развивается интеллект и его социальный компонент -  речь.

Существует тесная взаимосвязь между состоянием двигательных функций и речи. Поэтому развитие речи напрямую зависит от развития общей моторики ребенка. Развитие речи и движений  (мелкой и общей моторики), так же как и их нарушения идут «параллельно». Исследователи установили, что около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.

С точки зрения физиологии, при движении мозг получает больше кислорода, который питает нервные клетки. Большое количество различных движений повышает деятельность речедвигательного анализатора и создает благоприятную основу для восстановления нарушенной речевой функции.

С точки зрения психологии, передвигаясь, ребенок получает больше возможностей познавать окружающий мир. Любознательность влечет за собой расширение пассивного, а затем и активного словаря. Дети, регулярно получающие физическую нагрузку, лучше воспринимают смысл услышанного или прочитанного текста. Это приводит к тому, что такие дети лучше говорят.

Точное, динамическое выполнение упражнений для ног, рук, туловища, головы подготавливает и совершенствует движения артикуляторных органов (губ, языка, нижней челюсти), которые являются ведущими при формировании правильного звукопроизношения. Двигательные упражнения в сочетании с речью ребенка координируют движения определенных мышечных групп (рук, ног, головы, корпуса). Артикуляционная и мимическая, моторика совершенствуется на логопедических занятиях для включения её непосредственно в речь ребёнка. Чистота произношения всех звуков возможна только при постоянном( контроле артикуляции. Мимика же необходима для эмоционального общения (нелепо выглядит человек с неподвижным лицом).

Дыхательные движения нужны, как энергетическая основа нашей речи. Результативны как простые дыхательные упражнения с вовлечением в работу диафрагмы, так и сложные (носом вдох - живот надувается, ртом выдох - живот вбираем в себя), на развитие нижнедиафрагмальное дыхание, которое является самым экономичным и физиологически правильным. Плечи при вдохе не поднимать! Это дыхание нужно отработать до автоматизма.

Мелкая моторика рук и действия с предметами особенно тесно связаны со становлением речи. Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика здесь была роль руки, развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребёнка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи - такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга.

Речь и движение. Известно: чем выше двигательная активность ребёнка, тем интенсивнее развивается его речь. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся более  плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональность.

В процессе выполнения физических упражнений и подвижных игр речевые задачи решаются более эффективно и с большим удовольствием для детей, при этом они не устают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Приёмы развития речи"

Практические рекомендации  для родителей по развитию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста....

Статья по теме: звуковая культура речи «Звук [М]»

Задачи:1. Упражнять в отчетливом произношении звука «М» изолированно в словах и во фразовой речи. Характеристика звука «М».2. Развивать подвижность артикуляционного аппарата.3. Выделять первый и после...

статья на тему: Развитие связной речи у детей с ОНР посредством экспериментально поисковой деятельности.

Систематизировать опыт работы  по формированию связной речи у детей с ОНР посредством экспериментально поисковой деятельности.Я работаю  воспитателем логопедической группы, и наблюдаю,...

Статья на тему "Обучение связной речи детей дошкольного возраста"

В своей работе воспитатели, ежедневно общаясь с детьми, знают насколько развита речь того или иного ребенка, каковы его речевые навыки, замечают, что в речи ребенка появляются новые слова, даже целые ...

Консультация для родителей (законных представителей). Тема: "Как связаны речь и осанка"

Статья раскрывает связь между осанкой и формированием речи дошкольников....

Статья на тему: «Понятие о речи. Виды и функции речи» 17 ноября 2022год

Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности. Речь &md...