Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы с 6 до 7 лет компенсирующей направленности с ТНР Тема: «Беседа по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Кокоревич Раиса Николаевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 37 г Новочеркасска

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Конспект

занятия  по развитию речи для  детей подготовительной группы

 с 6 до 7 лет компенсирующей направленности с ТНР

Тема:   «Беседа по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель Кокоревич Р.Н.

 

 

 

 

 

 

Тема: «Беседа по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели».

Цель: развитие связной  речи у детей при проведении  беседы по картине А. К. Саврасова  «Грачи прилетели».

Задачи:

Образовательные:

- создать условия для  развития связной речи у детей на основе беседы по картине;

- продолжать учить детей составлять и использовать в речи распространенные предложения;

  - учить  детей определять содержание картины;

Развивающие:

- развивать диалогическую речь — самостоятельно отвечать на вопросы;

-активизировать словарь прилагательных ;

-развивать интерес детей к творчеству русских художников;

- развивать художественное восприятие пейзажных картин.

Воспитательные:

- воспитывать у детей художественный вкус, способность понимать и чувствовать;

- помочь детям ощутить задушевную красоту родной русской природы в картине «Грачи прилетели»;

-способствовать воспитанию культуры речевого общения, доброжелательных отношений между детьми.

Предварительная работа:

1. Знакомство со стихами о весне Ф.И.Тютчева «Весна», «Весенние воды», А.Н.Плещеева «Весна», И.Токмаковой   «Весна».

2. Наблюдение примет наступающей весны в природе.

3. Отгадывание загадок о весне.

4. Повторение перелетных птиц.

5.Знакомство с народными приметами о весне, о птицах.

Оборудование:

1. Репродукция картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели».

Ход занятия:

 Дети располагаются полукругом на ковре. Звучит  запись  детской песни «Кап-кап-капельки!»

Воспитатель:

- Какое сейчас время года?

- С чего начинается весна в природе?

- Назовите приметы  весны.

- Назовите по порядку весенние месяцы.

- Придумайте определение к слову весна. Какая она? (Теплая, красивая, солнечная, голубая.)

- Какая погода весной?  (Теплая, холодная, весенняя, прохладная, весенняя.)

- Какое солнце весной? (Теплое, яркое, ласковое, лучистое, золотое.)

- Какое небо весной? (Голубое, яркое, синее, облачное.)

Воспитатель: Сейчас наступила весна.  Солнце ярко светит и пригревает, тает снег, появляются проталинки. Просыпаются природа от зимнего сна. Из далеких стран возвращаются домой перелетные птицы.

  • Каких перелетных птиц вы знаете? Ответы детей и показ картинок с изображением перелетных птиц.
  • Птицы прилетают и что делают? (вьют гнезда, высиживают птенцов, поют).

- А ещё я для вас приготовила  загадку

Прилетает он весной.

Чёрный, важный…

Не смешной!

Без него весны не будет!

И зовут его все люди,

Что — то вроде слова врач…

Да не врач!

А птица — … ! 

Дети: это птица грач.

 

Воспитатель: Верно, первыми возвращаются грачи, их называют вестниками весны. Сегодня вы узнаете о грачах много интересного. Посмотрите на изображение. Грач – большая птица. Она похожа на ворону. У него большой клюв. Грач  питается червяками, жуками, личинками. Своё гнездо он делает из тонких прутиков на самой верхушке дерева.

Физкультминутка

«Веснянка»

Солнышко, солнышко,                        (дети идут по кругу)

Золотое донышко,

Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей,                        (дети бегут по кругу)

Прилетели сто грачей,

А сугробы тают, тают,                        (приседают)

А цветочки расцветают.                     (встают на носочки)

Воспитатель: весна – это любимое время года многих людей. Поэты пишут про него стихи, композиторы  сочиняют музыку, а художники рисуют картины.

Воспитатель:   Закройте глаза и представьте себе, что мы очутились с вами в небольшой рощице. И вдруг вы очнулись от громкого птичьего крика. Подняли голову, улыбнулись. Да это грачи прилетели (прием «вхождение в картину»).  Дети видят перед собой картину.

Воспитатель: Много лет назад в нашей стране жил замечательный художник Алексей Кондратьевич Саврасов. Он любил Россию и писал картины, на которых изображал  природу.   Давайте полюбуемся этой картиной

 Беседа по картине:

  • Какое время года изобразил на картине «Грачи прилетели» Алексей Кондратьевич Саврасов?
  • Докажите, что это весна. Какая это весна, ранняя или поздняя?
  • Почему вы решили, что это ранняя весна?
  • Найдите на картине приметы ранней весны.

Воспитатель: Художник просто и проникновенно изобразил первые шаги весны.

  • Что же вы видите на картине? ( На березы прилетела стая грачей).
  • Расскажите о грачах, что они делают? ( Грачи ремонтируют старые гнезда и строят новые).
  • Что делает грач у корней березы?  (Он нашел веточку и держит ее в клюве).
  • Как вы думаете, грачи радостные или грустные?  (Они радостные, веселые, ведь они вернулись домой на родину).
  • Где грачи строят свои гнезда?  (На вершинах берез).

Воспитатель: Грачи – дружные птицы.  Вернувшись домой, они осматривают старые гнезда, ремонтируют их и вьют новые по нескольку гнезд на одном дереве. Такие места называют грачевниками.

- Как называются такие места?  (Грачевники).

 - На каких березах больше гнезд и почему?  (На старых березах,  потому что ветки у них толстые,  крепкие, гнезда хорошо на них закреплены).

- Что можно сказать о небе? Какое оно? (Небо хмурое, серое, затянуто темными тучами).

 - Что вы чувствуете, глядя на картину «Грачи прилетели»?  (ответы детей)

Воспитатель: А сейчас мы с вами побудем художниками и нарисуем свои картины о прилете птиц. Проходите на свои места и приступайте к рисованию. (Продуктивная  деятельность) По окончании работы рассматриваем рисунки и авторы рассказывают, что они нарисовали.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_grachi_prileteli.docx27.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 37 г Новочеркасска

 Конспект

занятия  по развитию речи для  детей подготовительной группы

 с 6 до 7 лет компенсирующей направленности с ТНР

Тема:   «Беседа по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели»

Воспитатель Кокоревич Р.Н.

Тема: «Беседа по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели».

Цель: развитие связной  речи у детей при проведении  беседы по картине А. К. Саврасова  «Грачи прилетели».

Задачи:

Образовательные:

- создать условия для  развития связной речи у детей на основе беседы по картине;

- продолжать учить детей составлять и использовать в речи распространенные предложения;

  - учить  детей определять содержание картины;

Развивающие:

- развивать диалогическую речь — самостоятельно отвечать на вопросы;

-активизировать словарь прилагательных ;

-развивать интерес детей к творчеству русских художников;

- развивать художественное восприятие пейзажных картин.

Воспитательные:

- воспитывать у детей художественный вкус, способность понимать и чувствовать;

- помочь детям ощутить задушевную красоту родной русской природы в картине «Грачи прилетели»;

-способствовать воспитанию культуры речевого общения, доброжелательных отношений между детьми.

Предварительная работа:

1. Знакомство со стихами о весне Ф.И.Тютчева «Весна», «Весенние воды», А.Н.Плещеева «Весна», И.Токмаковой   «Весна».

2. Наблюдение примет наступающей весны в природе.

3. Отгадывание загадок о весне.

4. Повторение перелетных птиц.

5.Знакомство с народными приметами о весне, о птицах.

Оборудование:

1. Репродукция картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели».

Ход занятия:

 Дети располагаются полукругом на ковре. Звучит  запись  детской песни «Кап-кап-капельки!»

Воспитатель: 

- Какое сейчас время года?

- С чего начинается весна в природе?

- Назовите приметы  весны.

- Назовите по порядку весенние месяцы.

- Придумайте определение к слову весна. Какая она? (Теплая, красивая, солнечная, голубая.)

- Какая погода весной?  (Теплая, холодная, весенняя, прохладная, весенняя.)

- Какое солнце весной? (Теплое, яркое, ласковое, лучистое, золотое.)

- Какое небо весной? (Голубое, яркое, синее, облачное.)

Воспитатель: Сейчас наступила весна.  Солнце ярко светит и пригревает, тает снег, появляются проталинки. Просыпаются природа от зимнего сна. Из далеких стран возвращаются домой перелетные птицы.

  • Каких перелетных птиц вы знаете? Ответы детей и показ картинок с изображением перелетных птиц.
  • Птицы прилетают и что делают? (вьют гнезда, высиживают птенцов, поют).

- А ещё я для вас приготовила  загадку

Прилетает он весной.

Чёрный, важный…

Не смешной!

Без него весны не будет!

И зовут его все люди,

Что — то вроде слова врач…

Да не врач!

А птица — … !  

Дети: это птица грач.

Воспитатель: Верно, первыми возвращаются грачи, их называют вестниками весны. Сегодня вы узнаете о грачах много интересного. Посмотрите на изображение. Грач – большая птица. Она похожа на ворону. У него большой клюв. Грач  питается червяками, жуками, личинками. Своё гнездо он делает из тонких прутиков на самой верхушке дерева.

Физкультминутка

«Веснянка»

Солнышко, солнышко,                        (дети идут по кругу)

Золотое донышко,

Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей,                        (дети бегут по кругу)

Прилетели сто грачей,

А сугробы тают, тают,                        (приседают)

А цветочки расцветают.                     (встают на носочки)

Воспитатель: весна – это любимое время года многих людей. Поэты пишут про него стихи, композиторы  сочиняют музыку, а художники рисуют картины.

Воспитатель:   Закройте глаза и представьте себе, что мы очутились с вами в небольшой рощице. И вдруг вы очнулись от громкого птичьего крика. Подняли голову, улыбнулись. Да это грачи прилетели (прием «вхождение в картину»).  Дети видят перед собой картину.

Воспитатель: Много лет назад в нашей стране жил замечательный художник Алексей Кондратьевич Саврасов. Он любил Россию и писал картины, на которых изображал  природу.   Давайте полюбуемся этой картиной

 Беседа по картине:

  • Какое время года изобразил на картине «Грачи прилетели» Алексей Кондратьевич Саврасов?
  • Докажите, что это весна. Какая это весна, ранняя или поздняя?
  • Почему вы решили, что это ранняя весна?
  • Найдите на картине приметы ранней весны.

Воспитатель: Художник просто и проникновенно изобразил первые шаги весны.

  • Что же вы видите на картине? ( На березы прилетела стая грачей).
  • Расскажите о грачах, что они делают? ( Грачи ремонтируют старые гнезда и строят новые).
  • Что делает грач у корней березы?  (Он нашел веточку и держит ее в клюве).
  • Как вы думаете, грачи радостные или грустные?  (Они радостные, веселые, ведь они вернулись домой на родину).
  • Где грачи строят свои гнезда?  (На вершинах берез).

Воспитатель: Грачи – дружные птицы.  Вернувшись домой, они осматривают старые гнезда, ремонтируют их и вьют новые по нескольку гнезд на одном дереве. Такие места называют грачевниками.

- Как называются такие места?  (Грачевники).

 - На каких березах больше гнезд и почему?  (На старых березах,  потому что ветки у них толстые,  крепкие, гнезда хорошо на них закреплены).

- Что можно сказать о небе? Какое оно? (Небо хмурое, серое, затянуто темными тучами).

 - Что вы чувствуете, глядя на картину «Грачи прилетели»?  (ответы детей)

Воспитатель: А сейчас мы с вами побудем художниками и нарисуем свои картины о прилете птиц. Проходите на свои места и приступайте к рисованию. (Продуктивная  деятельность) По окончании работы рассматриваем рисунки и авторы рассказывают, что они нарисовали.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе с ТНР. Тема: «Рассматривание картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели».

Конспект по развитию речив подготовительной группе с ТНР.Тема: «Рассматривание картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели»....

Конспект интегрированного занятия Тема: Знакомство с картиной А. К. Саврасова «Грачи прилетели»

Образовательные задачи: продолжать знакомить детей с живописью на примере произведения художника А.К.Саврасова, способствовать проявлению активного интереса и  эмоционального отклика на содержани...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе с использованием инновационной технологии ТРИЗ и ИКТ. Тема: «Откуда хлеб пришёл?»

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе с использованием инновационной технологии ТРИЗ и ИКТ.Тема: «Откуда хлеб пришёл?»Цель: Дать детям понятие о том, что хлеб – гла...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе с использованием инновационной технологии ТРИЗ и ИКТ. Тема: «Дикие и домашние животные и птицы осенью».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Керчи Республики Крым  "Детский сад  №32 «Дюймовочка»"  Конспект НОД по развитию речи в п...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Тема: «Беседа по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели».

Тема: «Беседа по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели».Цель: развитие связной  речи у детей, на основе беседы по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели».Задачи...

Беседа по картине А.К.Саврасова «Грачи прилетели»

Тема: Беседа по картине  А.К. Саврасова «Грачи прилетели»Цели:1. Помочь детям увидеть, ощутить задушевную красоту родной русской природы в картине» Грачи прилетели «2.Учит...

Конспект по развитию речи в подготовительной группе «Составление описательных рассказов с использованием схемы на тему бытовые приборы»

Конспект по развитию речи в подготовительной группе «Составление описательных рассказов с использованием схемы на тему бытовые приборы» Программные задачи: образовательные: Закреплять знания детей...