Конспект занятия по развитию речи "Весна пришла"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект НОД

по развитию речи в старшей группе

Тема: «Весна пришла»

Цель: Составление описательного рассказа о весне.

Задачи:

а) образовательные:

- систематизировать знания детей о весне и её признаках;

-уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Весна»:

весна, оттепель, солнце, облако, сосулька, проталинка, ручей,

птички, набухать);

-совершенствование синтаксической стороны речи (составление

простых распространенных предложений).

б) развивающие:

- развивать связную речь при помощи составления описательного

рассказа о весне; мышление; память;

- развитие общей моторики , координации речи с движением;

-слухового и зрительного восприятия;

в) речевые:

- закреплять умение детей образовывать уменьшительно –

ласкательные существительные;

- подбирать слова с противоположным значением;

- подбирать существительные и прилагательные, характеризующие

весну, солнце, почки.

в) воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к природе;

- формирование навыков сотрудничества;

Словарная работа: набухают, проталины, сажают, белый медведь,

Север, зеленеет.

Материал к занятию:

Фланелеграф, конверт, «письмо от медведя Умки», картинки для

составления рассказа по теме «зима» и «весна»;

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций с изображением ранней весны,

чтение рассказов и стихов о весне, загадывание загадок,

разучивание поговорок, наблюдения на прогулке, экскурсии по

экологической тропе.

Ход занятия:

Организационный момент.

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте!" друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем "Привет!" и "Добрый день!";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО!!!

Сейчас мы проходим и встаем около своего стула,

В. сядет тот, кто будет внимательный,

Задание для девочек, Я называю слово, а вы называете его

ласково:

Солнце – солнышко

Луч-лучик

Птица-птичка

Туча-тучка

Лист-листочик

Ветер-ветерок

Ручей-ручеек

Проталина-проталинка

Облако-облачко

А мальчики скажут наоборот

Я говорю ласково слова, а вы нет.

(дети по одному называют слова и садятся за столы).

2. Основные приметы весны.

Сегодня утром я получила письмо. На нем написано: «ребятам

старшей группы «земляничка»».

В. Давайте посмотрим от кого оно. Посмотрите, пожалуйста, на

конверте кто-то нарисован. Кто же это? (демонстрирую детям

конверт)

Д: Белый медведь.

В: Да это белый медведь. Давайте прочитаем, что пишет нам белый

медведь.

(открываю письмо и читаю)

«Здравствуйте, дорогие ребята!

Меня зовут Умка. Я живу на Севере. Здесь очень холодно, все

покрыто льдом и снегом. Однажды, когда я лежал на льдине, мимо

пролетали птицы. Они сказали, что летят очень далеко, туда, где

уже наступила весна. А что такое «весна», я не знаю. Очень прошу

вас, ребята, расскажите, пожалуйста, мне о весне. Буду ждать

ответа».

В. Вот такое письмо прислал нам медведь Умка.

/Прикрепляю картинку с изображением медведя «Умки»/

В. Какое сейчас время года?

Д. Весна

В. Так давайте и расскажем Умке о весне?

Д. Давайте.

В. После какого времени года наступает весна?

Д. После зимы.

В. Назовите весенние месяцы по порядку.

Д. Март, апрель, май.

В. Какой сейчас месяц?

Д. Март.

В. Молодцы

В. А сейчас, я предлагаю, вам поиграть в игру «Подбери слова»

- Солнце весной какое?

+Яркое, высокое, теплое.

- Почки (какие?) -…

+Зеленые, пахучие, липкие, маленькие.

-Небо весной какое? + (голубое, высокое, чистое)

-Скажите, солнце весной что делает?

+ Греет, припекает, светит.

-А ручьи?

+ Бегут, журчат, шумят.

-Что делают птицы весной? + (вьют гнезда, поют, чирикают,

свистят)

-Молодцы, вы все назвали верно.

-А сейчас я хочу посмотреть, какие вы сообразительные, предлагаю

поиграть в игру «Скажи наоборот»

«Зимой снег чистый, а весной …(грязный)

Зимой дни холодные, а весной …(теплые)

Зимой солнце тусклое, а весной…(яркое)

Зимой погода часто пасмурная, а весной…(ясная)

Зимой световой день короткий, а весной ….(длинный)

3. Динамическая пауза «Весна»

Солнышко-солнышко, золотое

донышко

Руки поднимаем вверх

Побежал в саду ручей

Сложить ладони рук вместе

перед грудью и продвигать их

вперед по ломаной линии

Прилетело сто грачей Имитируем движения руками

(как крылья у птиц)

А сугробы тают, тают Медленно приседаем

А цветочки вырастают Медленно поднимаемся

В. А чтобы Весна шагала быстрее, давайте вспомним с вами ее

приметы. Вставайте в круг. Вот вам сундучок, в нем таинственный

клубок.

Кто этот клубок в руки возьмет – тот примету весны назовет!

Например: весна пришла потому, что пригревает солнце

на свои, цветущая, шумная).

В. Молодцы. Садитесь. места Д. Ответы детей (теплая, красивая,

солнечная, пахучая, звонкая, яркая, зеленая

- А еще вместе с письмом Умка прислал нам картину, где художник

все перепутал. Умка попросил вас разобраться и составить

картину о весне.

4. Игра «Путаница» Работа с фланелеграфом .

(дети по вызову воспитателя выбирают приметы весны и

выкладывают их на свободный фланелеграф, остальные ребята

проверяют.).

В. Все правильно? Ничего не забыли? Молодцы! Так, какое же

время года у нас получилось?

Д.Весна!

В. Как вы думаете, каким цветом можно обозначить весну?

Д. Зеленым

В. А почему? Приметы, какого времени года остались здесь

(показываю на фланелеграф, где была путаница)

Д.Зима!

В. Давайте и ее обозначим цветом, выбирайте, какой подходит?

(белый), почему? (закрываю фланелеграф с изображением зимы от

внимания детей)

В.Какая красивая получилась у нас картина, так и хочется о ней

рассказать.

Так много картинок, что мои глаза устали, а ваши? Давайте

сделаем гимнастику для глаз.

5. Зрительная гимнастика:

Вот стоит весенний лес

В нем много сказок и чудес.

(выполняют круговые движения глазами)

Слева-сосны, справа - ели.

(глазами влево - вправо)

Дятел сверху тук да тук.

(глазами вверх- вниз)

Глазки ты закрой- открой,

И скорей беги домой!

В.Отдохнули?

А сейчас послушайте мой рассказ о весне.

6. Составление рассказа о весне

В. Наступила весна. Весной солнце греет теплее.

Земля оттаивает и журчат ручьи. На проталинах появляются первые

цветы.

Деревья и животные весной просыпаются.

Дети одеваются по весеннему. Они рады весне, пускают

кораблики и помогают взрослым - копают, сажают.

Вам понравился мой рассказ?

В. -А теперь вы попробуйте рассказать сами. Начнет (Артемий)

(если у ребенка не полный ответ предлагаю другому дополнить)

-продолжит Маша….

В. -Молодцы, хороший и у вас рассказ получился, помогли

разобраться в ошибках.

Но нам нельзя забывать про письмо. Ведь Умка ждет ответ. Я

предлагаю вечером вам нарисовать рисунки о весне , напишем

рассказ, который у нас получился и Умка будет все знать об этом

времени года.

Итог занятия

Давайте вспомним, чем мы занимались на занятии, что вам

понравилось

(если дети затрудняются задаю наводящие вопросы, например: кто

вам письмо прислал?) 3-4 предложения.

В. А сейчас наше занятие закончено, попрощайтесь с нашими

гостями, отдыхайте.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mart_enes_portal.docx20.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

по развитию речи в старшей группе

Тема: «Весна пришла»

Цель: Составление описательного рассказа о весне.

Задачи:

а) образовательные:

- систематизировать знания детей о весне и её признаках;

-уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Весна»:

весна, оттепель, солнце, облако, сосулька, проталинка, ручей,

птички, набухать);

-совершенствование синтаксической стороны речи (составление

простых распространенных предложений).

б) развивающие:

- развивать связную речь при помощи составления описательного

рассказа о весне; мышление; память;

- развитие общей моторики , координации речи с движением;

-слухового и зрительного восприятия;

в) речевые:

- закреплять умение детей образовывать уменьшительно –

ласкательные существительные;

- подбирать слова с противоположным значением;

- подбирать существительные и прилагательные, характеризующие

весну, солнце, почки.

в) воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к природе;

- формирование навыков сотрудничества;

Словарная работа: набухают, проталины, сажают, белый медведь,

Север, зеленеет.

Материал к занятию:

Фланелеграф, конверт, «письмо от медведя Умки», картинки для

составления рассказа по теме «зима» и «весна»;

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций с изображением ранней весны,

чтение рассказов и стихов о весне, загадывание загадок,

разучивание поговорок, наблюдения на прогулке, экскурсии по

экологической тропе.

Ход занятия:

Организационный момент.

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте!" друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем "Привет!" и "Добрый день!";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО!!!

Сейчас мы проходим и встаем около своего стула,

В. сядет тот, кто будет внимательный,

Задание для девочек, Я называю слово, а вы называете его

ласково:

Солнце – солнышко

Луч-лучик

Птица-птичка

Туча-тучка

Лист-листочик

Ветер-ветерок

Ручей-ручеек

Проталина-проталинка

Облако-облачко

А мальчики скажут наоборот

Я говорю ласково слова, а вы нет.

(дети по одному называют слова и садятся за столы).

2. Основные приметы весны.

Сегодня утром я получила письмо. На нем написано: «ребятам

старшей группы «земляничка»».

В. Давайте посмотрим от кого оно. Посмотрите, пожалуйста, на

конверте кто-то нарисован. Кто же это? (демонстрирую детям

конверт)

Д: Белый медведь.

В: Да это белый медведь. Давайте прочитаем, что пишет нам белый

медведь.

(открываю письмо и читаю)

«Здравствуйте, дорогие ребята!

Меня зовут Умка. Я живу на Севере. Здесь очень холодно, все

покрыто льдом и снегом. Однажды, когда я лежал на льдине, мимо

пролетали птицы. Они сказали, что летят очень далеко, туда, где

уже наступила весна. А что такое «весна», я не знаю. Очень прошу

вас, ребята, расскажите, пожалуйста, мне о весне. Буду ждать

ответа».

В. Вот такое письмо прислал нам медведь Умка.

/Прикрепляю картинку с изображением медведя «Умки»/

В. Какое сейчас время года?

Д. Весна

В. Так давайте и расскажем Умке о весне?

Д. Давайте.

В. После какого времени года наступает весна?

Д. После зимы.

В. Назовите весенние месяцы по порядку.

Д. Март, апрель, май.

В. Какой сейчас месяц?

Д. Март.

В. Молодцы

В. А сейчас, я предлагаю, вам поиграть в игру «Подбери слова»

- Солнце весной какое?

+Яркое, высокое, теплое.

- Почки (какие?) -…

+Зеленые, пахучие, липкие, маленькие.

-Небо весной какое? + (голубое, высокое, чистое)

-Скажите, солнце весной что делает?

+ Греет, припекает, светит.

-А ручьи?

+ Бегут, журчат, шумят.

-Что делают птицы весной? + (вьют гнезда, поют, чирикают,

свистят)

-Молодцы, вы все назвали верно.

-А сейчас я хочу посмотреть, какие вы сообразительные, предлагаю

поиграть в игру «Скажи наоборот»

«Зимой снег чистый, а весной …(грязный)

Зимой дни холодные, а весной …(теплые)

Зимой солнце тусклое, а весной…(яркое)

Зимой погода часто пасмурная, а весной…(ясная)

Зимой световой день короткий, а весной ….(длинный)

3. Динамическая пауза «Весна»

Солнышко-солнышко, золотое

донышко

Руки поднимаем вверх

Побежал в саду ручей

Сложить ладони рук вместе

перед грудью и продвигать их

вперед по ломаной линии

Прилетело сто грачей Имитируем движения руками

(как крылья у птиц)

А сугробы тают, тают Медленно приседаем

А цветочки вырастают Медленно поднимаемся

В. А чтобы Весна шагала быстрее, давайте вспомним с вами ее

приметы. Вставайте в круг. Вот вам сундучок, в нем таинственный

клубок.

Кто этот клубок в руки возьмет – тот примету весны назовет!

Например: весна пришла потому, что пригревает солнце

на свои, цветущая, шумная).

В. Молодцы. Садитесь. места Д. Ответы детей (теплая, красивая,

солнечная, пахучая, звонкая, яркая, зеленая

- А еще вместе с письмом Умка прислал нам картину, где художник

все перепутал. Умка попросил вас разобраться и составить

картину о весне.

4. Игра «Путаница» Работа с фланелеграфом .

(дети по вызову воспитателя выбирают приметы весны и

выкладывают их на свободный фланелеграф, остальные ребята

проверяют.).

В. Все правильно? Ничего не забыли? Молодцы! Так, какое же

время года у нас получилось?

Д.Весна!

В. Как вы думаете, каким цветом можно обозначить весну?

Д. Зеленым

В. А почему? Приметы, какого времени года остались здесь

(показываю на фланелеграф, где была путаница)

Д.Зима!

В. Давайте и ее обозначим цветом, выбирайте, какой подходит?

(белый), почему? (закрываю фланелеграф с изображением зимы от

внимания детей)

В.Какая красивая получилась у нас картина, так и хочется о ней

рассказать.

Так много картинок, что мои глаза устали, а ваши? Давайте

сделаем гимнастику для глаз.

5. Зрительная гимнастика:

Вот стоит весенний лес

В нем много сказок и чудес.

(выполняют круговые движения глазами)

Слева-сосны, справа - ели.

(глазами влево - вправо)

Дятел сверху тук да тук.

(глазами вверх- вниз)

Глазки ты закрой- открой,

И скорей беги домой!

В.Отдохнули?

А сейчас послушайте мой рассказ о весне.

6. Составление рассказа о весне

В. Наступила весна. Весной солнце греет теплее.

Земля оттаивает и журчат ручьи. На проталинах появляются первые

цветы.

Деревья и животные весной просыпаются.

Дети одеваются по весеннему. Они рады весне, пускают

кораблики и помогают взрослым - копают, сажают.

Вам понравился мой рассказ?

В. -А теперь вы попробуйте рассказать сами. Начнет (Артемий)

(если у ребенка не полный ответ предлагаю другому дополнить)

-продолжит Маша….

В. -Молодцы, хороший и у вас рассказ получился, помогли

разобраться в ошибках.

Но нам нельзя забывать про письмо. Ведь Умка ждет ответ. Я

предлагаю вечером вам нарисовать рисунки о весне , напишем

рассказ, который у нас получился и Умка будет все знать об этом

времени года.

Итог занятия

Давайте вспомним, чем мы занимались на занятии, что вам

понравилось

(если дети затрудняются задаю наводящие вопросы, например: кто

вам письмо прислал?) 3-4 предложения.

В. А сейчас наше занятие закончено, попрощайтесь с нашими

гостями, отдыхайте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по развитию речи "в гости кнам весна пришла"

занятие на целено : расширить словарный запас, упражнять в подборе синонимов и определений к заданным словам, закреплять составлять рассказ описание....

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы на тему: «Пришла весна»

Аннотация   Материал занятия знакомит детей с сезонными изменениями в природе весной. Занятия направлено на развитие у детей эмоциональной отзывчивости на музыку композиторов – классиков, му...

Конспект занятия по развитию речи во 2-й младшей группе "Вот и осень к нам пришла!"

Занятие проводилось во 2-й младшей группе МДОУ "Детский сад компенсирующего вида №159". Цель этой деятельности - дать детям представление об осени, её  приметах, осенних дарах.  В заня...

Конспект занятий по развитию речи "Откуда пришла книга"

Дать детям понятие как делается книга....

Конспект занятия по развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения подготовительного возраста "К нам в гости клеточка пришла"

Коррекционно-образовательные  задачи:1.     Компенсировать  развитие зрительного восприятия детей за  счет  активизации сохранных анализаторов.2....

Конспект занятия по развитию речи для средней группы на тему:"Мы пришли к вам опять, чтоб потешку рассказать".

Программное содержание:Развивать и обогащать речь  детей. Закрепить знающие потешки – малые формы фольклора. Вызвать у детей желание повторять их вместе с воспитателем, четко проговаривая звуки, ...

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «В гости к нам пришли игрушки»

Интегрируемые образовательные области:- Познание- Коммуникация- Социализация- Музыка- Художественная литератураПрограммные задачи:Образовательные - расширять словарный запас детей, развивать связ...