Проект "Книжкина неделя"
проект по развитию речи (средняя группа)

Войчик Алена Анатольевна

Цель проекта:

Практическая: организовать предметно развивающую среду по теме проекта «Книжкина неделя»

Педагогическая: формирование интереса и ценностного отношения к детской книге, привитие детям любви к ней.

Задачи проекта:

Педагогические:

  1. выявить знание детских сказок, через различные виды деятельности;
  2. пополнение и оформление книжного уголка;
  3. привлечь родителей к совместному творчеству в рамках реализации проекта «Книжкина неделя».

Детские:

  1. способствовать формированию интереса к детской книге;
  2. способствовать формированию умения бережно обращаться с книгой.

Ресурсы и оборудования:

  • Портреты детских писателей
  • Разрезные картинки, пазлы «Мои любимые сказки»
  • Иллюстрации с героями сказок, рассказов.
  • Рекомендации для родителей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_knizhkina_nedelya_.docx57.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Иркутского районного муниципального образования

«Ревякинский детский сад»

 

 

 

Проект

(краткосрочный)

по художественно-речевому развитию

«Книжкина неделя»

 

 

 


                                                      

                                                                Автор проекта: Войчик Алена Анатольевна, воспитатель

первой квалификационной категории

 

 

                                         

2024г.

Проект "Книжкина неделя"

Автор: Войчик Алена Анатольевна

Возраст детей: средняя группа (дети 4-5лет)

Тип: краткосрочный, художественно-речевой.

Длительность проекта: 1 неделя

Цель проекта:

Практическая: организовать предметно развивающую среду по теме проекта «Книжкина неделя»

Педагогическая: формирование интереса и ценностного отношения к детской книге, привитие детям любви к ней.

Задачи проекта:

Педагогические:

  1. выявить знание детских сказок, через различные виды деятельности;
  2. пополнение и оформление книжного уголка;
  3. привлечь родителей к совместному творчеству в рамках реализации проекта «Книжкина неделя».

Детские:

  1. способствовать формированию интереса к детской книге;
  2. способствовать формированию умения бережно обращаться с книгой.

Ресурсы и оборудования:

  • Портреты детских писателей
  • Разрезные картинки, пазлы «Мои любимые сказки»
  • Иллюстрации с героями сказок, рассказов.
  • Рекомендации для родителей.

Актуальность: 

Отсутствие интереса у детей к книгам. Дети в недостаточной степени имеют представление о книге и ее важном значении в жизни человека. В современных условиях жизни идет снижение читательского интереса у детей. Не все дети любят слушать художественные произведения. Дети не имеют практически никакого представления о книге и ее большом значении в жизни каждого человека. Родители в большинстве не читают своим детям художественную литературу.

Сейчас наблюдается тенденция замена книги мультфильмами и компьютерами. В следствии этого у детей отмечается нарушение речевое, мыслительное и т.д. Все это отрицательно отражается на его формировании как личности. Поэтому очень важно прививать любовь у дошкольников к книге, которая даст знания и образцы поведения. Все это он увидит в литературных героях, которые своим поведением и поступками раскроют ему представление о прекрасном.

Участие дошкольников в проекте «Книжкина неделя» позволит им обогатить представления о книге, о ее значимости, развивать связную речь, и конечно же творческие способности.

Предполагаемый результат проекта: 

Дети познакомятся с творчеством детских писателей, будут узнавать на портретах детских писателей, научатся распознавать сказочных героев по иллюстрациям.

Дети научатся бережно относиться и ремонтировать книги.

Будут оформлены: уголок «Книжкин дом» и выставка "Мой любимый герой", "Закладка для книжки своими руками".

Родители воспитанников познакомятся с информацией по возрождению домашнего чтения.

Дети научатся играть в сюжетно-ролевые игры: "Книжкина больница", «Библиотека».

Предполагаемый продукт проекта: изготовление совместно с родителями «Книжки самоделки по любимым сказкам»

Этапы работы над проектом:

        1 этап Подготовительный

  • Определение цели проекта и для ее решения задач, составление плана проведения книжной недели.
  • Включение в планы дня мероприятия по проекту
  • Рассматривание иллюстраций к сказкам.
  • Подбор методической литературы, художественной литературы для чтения.
  • Оформление и оснащение уголка «Книжкин дом».
  • Родителям предложено принести книгу для выставки.

        2 этап Основной

Реализация проекта.

        3 этап Заключительный

Оформление выставки "Мой любимый герой", "Закладка для книжки своими руками», Викторина по сказкам «В гостях у сказки», а также фотоотчет о проведении проекта.

План проведения недели книги.

День недели

Работа с детьми

Работа с родителями

Первая половина дня

Вторая половина дня

Понедельник

Выставка книг

в книжном уголке.

Беседа: "Какие бывают книги"

Знакомство с творчеством С. Маршака, чтение произведения "Кошкин дом"

Рисование "Мой любимый герой",

П/И "Мыши водят хоровод"

Пополнение библиотеки группы - предложить принести книги для книжного уголка.

Вторник

Знакомство детей с творчеством В. Г. Сутеева, чтение "Под грибом", "Палочка-выручалочка"

Аппликация "Закладка для книжки своими руками"

П/И "Кто быстрее под грибок"

Оформление выставки «Мой любимый герой»

Среда

Беседа: "Берегите книги".

Знакомство детей с творчеством К. И. Чуковского, чтение его стихотворений.

Д/И: "Узнай героев"

Лепка " Герои из сказки К.И. Чуковского"

П/И "Найди свой дом"

Проведение консультации "Что читать дошкольникам"

Четверг

Беседа: "Что такое библиотека?"

Д/И " Доскажи словечко"

Сюжетно-ролевая игра "Библиотека"

Брошюрки "Как привить ребенку любовь к чтению"

Пятница

Д/И "Из какой сказки герой" Сюжетно-ролевая игра "Книжкина больница"

Викторина «Путешествие по сказкам»

Оформление выставки "Книжка самоделка по любимым сказкам»

Список литературы:

  1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией  Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2022г.
  2. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет – М.: Просвещение, 2021.
  3. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе – М.: Мозаика – Синтез, 2020.
  4. Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса «Проектная деятельность дошкольников» -М.: Мозаика-Синтез,   2015
  5. М.М Борисова. Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей 3-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
  6. Л.И.Пензулаева. Физкультурные занятия в детском саду – М.: Мозаика-Синтез, 2021.
  7. Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия / Ср. ст. В.В. Гербова, Н.П. Ильчук. - М.:  Оникс-XXI век, 2005.

Приложение.

  1.  Беседа «Какие бывают книги»

Цель: знакомить детей с многообразием книг, учить бережно к ним относиться.

Ход:

        Сюрпризный момент:

        Педагог предлагает детям прислушаться к шороху, который доносится с книжной полки.

-  Дети, посмотрите в "Книжкином доме" появилось  много книг. У каждого человека есть любимые книги, которые он часто перечитывает. А какую последнюю книгу прочитал вам кто-то из взрослых? (Ответы.)

Все они разные. Сейчас мы постараемся выяснить, какими бывают книги.

Взгляните на эти книги. Они сделаны для самых маленьких. Для детей, которые еще сами не умеют читать. Поэтому в таких книгах много ярких картинок-иллюстраций. А как вы думаете, почему страницы этих книг такие толстые? (Ответы детей.) Потому, что пальчики у малышей непослушные и они могут случайно порвать тонкую страничку.

        По содержанию книги можно разделить по темам: о природе, сказки, рассказы, стихи.

        А знаете, чем отличаются рассказы от сказок, а стихи от рассказов?

        Сейчас я вам расскажу кто пишет рассказы? стихи? сказки? (писатель, поэт, сказочник.)

        А еще есть книги, которые помогают нам, учат нас. Вот, например, энциклопедия. Кто из вас знает, что это за книга такая?

        А знаете ли вы, какие книги называют учебниками? (Ответы.)

        Как называют книги, которые помогают нам учиться рисовать? (раскраски.)

        Книги бывают разные и все они нам необходимы. Они наши помощники.

        А как надо обращаться с книгами? (ответы детей)

  1. Беседа: "Берегите книги".

Цели: закрепление знаний детей о книгах; уточнение знаний детей о предназначении книг; развитие бережного отношения к ним.

Ход: Ребята, сегодня мы отправимся в гости к нашим книгам. Мы с вами много говорили о том, что книга- наш верный друг и как нужно относиться к книге. Давайте все вместе подойдем к книжной выставке и поздороваемся с книгами. (Дети подходят к выставке)

Здравствуйте, книги- наши друзья!

Рады мы встрече с вами всегда!

Будем вас мы беречь, уважать,

Вы нам помогаете мир узнавать!

-Сейчас я приглашаю всех за стол, где вас уже ждут ваши друзья-книги.

-Давайте, ребята, возьмем в руки книги и вспомним стихотворение, которое мы с вами учили.

Книга- верный,

Книга- первый,

Книга лучший друг ребят.

«Нам никак нельзя без книжки!»-

Все ребята говорят.

-Молодцы, ребята. Сейчас я вам буду загадывать загадки. Вы должны их отгадать и показать отгадки:

1.У стены большой и важный Дом стоит многоэтажный.

Мы на нижнем этаже Всех жильцов прочли уже.  (Книжный шкаф)

2.Страну чудес откроем мы и встретимся с героями.

В строчках на листочках, где станции на точках. (Книга)

3.Озорные Человечки Превращаются в словечки.

Образуют предложения- Требуют уважения. (Буквы)

4.Легенда, предание народное, Ребята ее обожают.

Родители, если свободные, Ее тебе на ночь читают. (Сказка)

-Ребята, мы с вами много читали сказок, и родители вам их читают. Назовите сказки, которые вы помните. (Дети называют сказки)

5.С книжками мы все дружны! И ты, и я- читатели.

И, конечно, знаем мы, что пишут их…(Писатели)

-Да, ребята, у каждой книги есть свой автор (Писатель). Давайте полистаем книгу. Что еще мы в ней видим? (Картинки) с помощью картинки мы можем узнать, о чем написано в книге.

-Сейчас пришло время вспомнить о том, как нужно относиться к книге. (Ответы детей)

4.Итог занятия. -Ребята, сегодня мы еще раз поговорили о книге и о том, как нужно с ней обращаться. А еще, мы сделали доброе дело-«полечили» наши книги. В заключение нашего занятия, давайте вспомним стихотворение о бережном отношении к книге.

К книге надо относиться хорошо!

Не рвать, не мять, не рисовать,

А только открывать и читать!

  1. Беседа: "Что такое библиотека?"

Цель: Приобщение дошкольников к миру книжной культуры, воспитание грамотного читателя.

Задачи:

1. Рассказать, что такое библиотека.

2.Развивать познавательный интерес к книге.

3. Воспитать потребность общения с книгой.

4. Сформировать бережное отношение к книге.

Ход:

        Ребята сегодня мы с Вами вновь поговорим про книги. А что же такое книга?
        Книга – это древнее изобретение человека, с ее помощью люди записывали, сохраняли полезную и важную информацию. Книгу хранили как драгоценность и передавали от поколения к поколению. 
        Книги встречают человека с ранних лет и сопровождают всю жизнь. Много веков назад, до изобретения бумаги, книги были изготовлены из бересты (коры березы), потом из пергамента (тонкой кожи животных). 

        Книги дарят людям огромный мир, заманчивый, интересный. Книга удивляет читателей разными жанрами. Сказки, рассказы, повести, былины, стихи, потешки, пословицы, поговорки. Бережно хранят книги мудрость народную.

        Русский народ сложил немало пословиц и поговорок о книге.

С книгой поведешься – ума наберешься.

Книга твой друг – без неё как без рук.

Без книги как без солнца, и днём темны оконца.

        Скажите ребята, а где хранятся книги? (Ответы детей)

        У каждого человека есть дома любимые книги, которые аккуратно стоят на книжных полках. Но представьте себе, что книг скопилось очень много. И дома они уже не помещаются.

        Где же тогда нам хранить книги? (ответы детей)

        Оказывается, живут наши верные друзья - книги в специальном доме, который называется – библиотека.

        Библиотека – это место бережного хранения книг. Но книги в библиотеке, не только хранят, но и выдают читать на дом. Человек, который пришел в библиотеку за книгой называется - читатель.

Стихотворение про библиотеку:

Сто чудес для человека сохранит библиотека!

Стеллажи стоят у стен Ожидая перемен.

Книги интересные, Писатели известные,

Выставки, музеи, Чудеса, затеи.

Коллектив добросердечный ждут читателей, конечно.

Маленьких детишек – Тех, кто любит книжки!

        В библиотеке все книги хранятся на специальных стеллажах. Это такие большие книжные полки, от пола до потолка.

        Профессия человека, который работает в библиотеке и помогает детям найти интересную книгу называется – библиотекарь.

        Читальный зал – такое место, где ребята могут взять интересную книгу и прочитать её, не вынося за пределы библиотеки. В этом зале соблюдают правила тишины, чтобы не мешать читателям.

        Библиотека является общественно значимым местом, поэтому нужно уметь соблюдать правила поведения. Как Вы думаете, что нельзя делать в библиотеке? (Ответы детей)

НЕЛЬЗЯ громко разговаривать, бегать, кричать и играть;

НЕЛЬЗЯ рвать, бросать и пачкать книги;

НЕЛЬЗЯ рисовать и писать в книгах;

НЕЛЬЗЯ загибать и мять страницы книг;

НЕЛЬЗЯ вырывать листы;

НЕЛЬЗЯ вырезать картинки из книг.

        Скажите ребята, а как нужно правильно относиться к книгам? (Ответы детей)

        К книгам нужно относиться бережно. Библиотечные книги читают разные дети. Эти книги переходят от ребенка к ребенку, и поэтому нужно стараться, чтобы книга после тебя осталось чистой и аккуратной.

        Необходимо помнить правило: прочитал книгу, сдай её обратно в библиотеку.

        Итог: Ребята, сегодня мы с Вами узнали много нового и интересного про удивительный мир книг. Надеюсь, ребята, Вы будете верными друзьями книг! И помните, двери детской библиотеки всегда открыты для маленьких читателей, то есть для Вас!

  1.  Аппликация "Закладка для книжки своими руками"

Задачи: продолжать учить детей пользоваться клеем: набирать на кисточку, удаляя излишки клея, намазывать клей на бумагу. Развивать умение составлять композицию изображения. Воспитывать аккуратность, внимание, трудолюбие.

Оборудование: разноцветные полоски картона; маленькие картинки с изображением зверей, игрушек; клей, кисти, подставки, салфетки.

Ход:

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, наша Людмила Валентиновна сегодня что-то невеселая. Что случилось, Людмила Валентиновна?

Помощник воспитателя: – Ребята, я вчера начала читала своему сыну сказку, но не дочитали, а решили прогуляться, а потом дочитать до конца. А когда пришли с прогулки, книга оказалась закрытой. Теперь не могу найти, где мы остановились при чтении.

2. Воспитатель: - Что же делать, ребята? Как же помочь Людмиле Валентиновне? (Выслушать ответы детей). А когда мы найдем нужную страничку, как нам ее не потерять вновь?

3.Кажется, я знаю, как помочь. Обычно, когда люди читают книгу и приходится остановиться, они всегда кладут специальную закладку в книгу. У вас есть такая закладка? (Нет) Не переживайте, мы с ребятами научим вас делать закладку и сделаем себе. Ребята, согласны помочь Людмиле Валентиновне? Тогда в путь. А чтобы нам веселей работалось, давайте сделаем зарядку.

4. Физминутка.

Покажите мне ладошки

И похлопайте немножко

Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп-хлоп-хлоп.

На меня теперь смотрите

Точно так же повторите

Раз, два. Раз, два, три.

(показ любого движения).

А теперь покажем ножки

Раз, два. Раз, два, три.

Побежали по дорожке

Раз, два. Раз, два, три.

5. Проходите в нашу мастерскую. Ребята, а кто знает, что же такое закладка и как она выглядит? (Выслушать ответы детей). Да, ребята, закладка – это такой предмет, который можно положить в книгу, чтобы не потерять страничку, где читал. А форма закладки бывает разной.  Сегодня мы будем делать вот такую закладку. Она выглядит как полоску, украшенная разными фигурками.

У вас на столах есть все, чтобы сделать закладку. Выберите, какого цвета полоску вы хотите, а в тарелочках есть разные фигурки для украшения. Подумайте, как вы украсите свою закладку. Кто уже придумал – приступайте к работе.

6. Практическая часть – украшение полоски, изготовление закладки.

7. Выставка всех закладок. Ребята, посмотрите, какая красота у нас получилась.

Помощник воспитателя: – Спасибо, вам ребята, вы мне очень помогли. Теперь у меня будет своя специальная закладка для книги, и я никогда не потеряю страничку, на которой остановилась.

Воспитатель: - У ребят тоже будет такая закладка, которая им пригодится дома. А вот эту закладку мы оставим в группе.

        Пусть наши закладки высыхают, а мы наведем порядок в нашей мастерской.

  1. Рисование "Мой любимый герой"

Задачи: учить детей изображать сказочных героев. Развивать у детей воображение творчество.

Материал: акварельные краски; кисть тонкая; подставки; клеёнки; салфетки.

Ход:

Воспитатель: показывает детям отрывки знакомых сказок. Рассматривают выставку знакомых книг. Дети называют знакомые сказки.

Предложить закрыть глаза и представить, с каким сказочным героем хотели бы они встретиться.

        Рассуждают. Рассказывают о том, что они хотели бы нарисовать.

        Дети проходят на свои места. Поговорить с детьми о том, как пользоваться красками, чтобы рисунок был ярким и красивым.

        Рисуют самостоятельно (во время самостоятельной работы воспитатель помогает детям каждому индивидуально).

По мере того, как дети заканчивают работу – они потихоньку наводят порядок на своих местах и выставляют свои рисунки.

Воспитатель:

-Кого мы сегодня рисовали?

-Вам тяжело было?

-Чья работа вам понравилась больше всего?

Молодцы ребята!

  1. П/И "Мыши водят хоровод"

Цель: развивать двигательную активность, внимание.

Правили игры

         Перед началом игры необходимо выбрать водящего — «кота». Кот выбирает себе «печку» (ею может послужить скамейка или стул), садится на нее и закрывает глаза. Все остальные участники берутся за руки и начинают водить хоровод вокруг кота со словами:

Мыши водят хоровод,

На печи дремлет кот.

Тише мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите,

Вот проснется Васька кот —

Разобьет наш хоровод!»

        Во время произнесения последних слов кот потягивается, открывает глаза и начинает гоняться за мышами. Пойманный участник становится котом, и игра начинается сначала.

  1. П/И "Кто быстрее под грибок"

Цель: учить детей бегать быстро, стараясь быстро по сигналу найти домик- "грибок". Развивать внимание, быстроту реакции на сигнал.

Правили игры: Под музыку дети бегают по залу. По сигналу воспитателя, необходимо занять место под "грибком» - определенное место.

  1. П/И "Найди свой дом"

Цель: продолжать развивать двигательную активность детей, внимательность, быстроту реакции, умение ориентироваться в пространстве.

Правили игры

Под музыку дети бегают по залу. По сигналу воспитателя, необходимо занять место в своем обруче.

9. Консультация для родителей «Что читать дошкольникам"

        

        Малыши готовы слушать любимую книгу десятки раз, но даже самая любимая книжка в конце - концов надоедает. Причем чаще всего она надоедает родителям намного раньше, чем ребенку. И когда уставшая мама мечтает заменить выученную наизусть книжку на что-то новенькое, перед ней встает вопрос: что почитать ребенку?

        Конечно, все детки разные – кому-то больше нравится слушать про животных, кто-то уже в 3 года с удовольствием читает детские энциклопедии, другие детки вообще хотят только картинки рассматривать. Но есть некоторые книги, которые нравятся практически всем детям без исключения.

10. Д/И " Доскажи словечко"

Где весною было пусто, Летом выросла … (капуста).

От дождя земля намокла, Вылезай, толстушка … (свёкла).

Надо поклониться низко, чтобы вытащить … (редиску).

Что за скрип, что за хруст? Это что еще за куст? Как же быть без хруста, если я … (капуста).

Как на тоненький ледок выпал беленький … (снежок).

Для птенцов и для зверят тоже нужен детский … (сад).

Хитрая плутовка, Рыжая головка, Пушистый хвост-краса. Кто это? … (лиса).

Серый волк в густом лесу встретил рыжую … (лису).

Эй, не стойте слишком близко – Я тигренок, а не … (киска).

Кто один имеет рог? Отгадайте - …(носорог).

Чтобы ноги отдохнули, Посиди-ка ты на … (стуле).

Рисунок сделаю прекрасный, возьму лишь кисточки и … (краски).

Слегка дунул ветерок, с дерева слетел … (листок).

Ты не бойся – это гусь, я сама его … (боюсь).

Десять ночей Айболит Не ест, не пьет и не … (спит).

Зайку бросила хозяйка – Под дождем остался … (зайка).

Где обедал, воробей? В зоопарке у … (зверей).

Просыпаюсь утром рано вместе с солнышком румяным, заправляю сам кроватку, Быстро делаю … (зарядку).

Приходили к Мухе блошки, приносили ей сапожки. А сапожки не простые, В них застежки … (золотые).

Побежала мышка-мать, стала щуку в няньки … (звать).

И сказали блюдца: -Надо бы … (вернуться).

По ночам сове не спится, ведь сова – ночная … (птица).

Хитрый след плести стараясь, по сугробам прыгал … (заяц).

Что ты, Петя, не встаешь? Что ты песен не … (поешь).

Встает на заре, поет во дворе, на голове гребешок. Кто же это? … (петушок).

Летом в болоте вы ее найдете, Зеленая квакушка. Кто это? … (лягушка).

Загляни-ка ты в кадушку – И увидишь там … (лягушку).

Я рубашку сшила мишке, я сошью ему … (штанишки).

Шел по лесу шустрый мишка, на него свалилась …(шишка).

Долго, долго крокодил Море синее … (тушил).

Красные щечки, Пестрые платочки. Хлопают в ладошки веселые … (матрешки).

-Голосок твой так хорош – очень сладко ты … (поешь).

Когда спишь, кладешь под ушко Свою мягкую … (подушку).

Я пришью ему новые ножки, Он опять побежит по … (дорожке).

И бежит Айболит к бегемотикам, и хлопает их по … (животикам).

А рядом бегемотики схватились за … (животики).

Солнце светит очень ярко, Бегемоту стало … (жарко).

Лежебока рыжий кот отлежал себе … (живот).

Он в иголках острых сплошь, потому что это … (еж).

Вяжет мама длинный шарф, потому что сын … (жираф).

На большой дубовый сук опустился майский … (жук).

И встал Айболит, побежал Айболит, по полям, по лесам, по лугам он … (бежит).

Как на тоненький ледок выпал беленький … (снежок).

Поскорее наливай Мне в стакан горячий … (чай).

Мы по узенькой дощечке побежим купаться в … (речке).

Наша Таня громко плачет, уронила в речку … (мячик).

Тише, Танечка, не плачь! Не утонет в речке … (мяч).

На кусте сидит галчонок, под кустом сидит … (зайчонок).

Мед в лесу медведь нашел. Мало меду, много … (пчел).

Я не бегаю к врачу – Я сама его … (лечу)

Рады зайчики и белочки, Рады мальчики и … (девочки).

Сверху солнышко печет, а внизу река … (течет).

В варежках, в мороз трескучий, не замерзнут твои … (ручки).

Водичка, водичка, Умой мое … (личико).

И сейчас же щетки, щетки затрещали, как …(трещотки).

А в болоте Медведица рыщет, Медвежат под корягами … (ищет).

Приходите, тараканы, я вас чаем … (угощу).

У меня пропал носок, утащил его … (щенок).

Заставил плакать всех вокруг, хоть он и не драчун, а … (лук).

Пышный хвост торчит с верхушки. Что за странная зверюшка? Щелкает орехи мелко. Ну, конечно, это … (белка).

В реках Африки живет Злой зеленый пароход! Кто б навстречу ни поплыл, Всех проглотит … (крокодил).

А возле этой елки бродили злые …(волки).

Уронили мишку на пол, оторвали мишке … (лапу).

Не послушал зайка папу, отдавили зайке … (лапу).

Тихо-тихо снег идет, Белый снег мохнатый. Мы расчистим снег и лед во дворе … (лопатой).

Руки мыть пошла Людмила, Ей понадобилось … (мыло).

Крошка-сын к отцу пришел, и спросила кроха: -Что такое хорошо и что такое … (плохо)?

Михаил играл в футбол и забил в ворота … (гол).

Мед в лесу медведь нашел, мало меду, много … (пчел).

Долго, долго крокодил Море синее … (тушил).

Елка, елка, елочка – Колкая … (иголочка).

-Иго-го! – поет лошадка. – Спи, мышонок, сладко … (сладко).

Заглянула в дверь коза, очень грустные …(глаза).

Ехали медведи на … (велосипеде).

И рыщут по дороге Слоны и носороги и говорят сердито: «Что ж нету … (Айболита).

Звери задрожали, в обморок … (упали).

Мы щенка в воде и в мыле Два часа мочалкой … (мыли).

Подготовлен самолет, Он отправится в … (полет).

Мы не ели, мы не пили, Бабу снежную … (лепили).

Вдруг из подворотни Страшный великан, Рыжий и усатый … (таракан).

Он от дедушки ушел, Он от бабушки ушел. Круглый сам, румяный бок, а зовется … (колобок).

Мишка косолапый по лесу идет, Пирожки в корзине на спине несет, и нельзя Топтыгину на пеньке сидеть. Это что за сказочка? … (Мама и медведь).

Зимой она красавицей гуляла, но вот пора весенняя настала. Лишь солнцем озарилась улочка, под солнышком растаяла … (Снегурочка).

Злой Кощей ее заколдовал, А Иван-Царевич в жены взял. В этой сказке она не простушка.

Кто такая? … (царевна-лягушка).

11. Д/игра «Узнай героя сказки по описанию»

Цель: Воспитывать умение называть героя сказки по его характерным признакам, описаниям, воспитывать выдержку.

«Плотник, работник, хлебороб, мореход, стрелец, кузнец, певец»

(Сказка «Семь Симеонов – семь работников»)

«Такая красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Под косой месяц, на каждой волосинке по жемчужине». (Елена Прекрасная)

«…Такой птицы я никогда не видывала: и прышки – то какие красивые, и гребень – то какой – то красный, и голос – то какой звонкий!»

(Петух; Сказка «Петух да собака»)

«Была лягушкой, обернулась белой лебедью»

(Василиса Премудрая; Сказка «Царевна – лягушка»)

12. «Книжкина больница»

Цель: научить детей оказывать помощь в ремонте книг, прививать бережное отношение к книгам.

Задачи воспитателя:

Показать, как можно «полечить» книгу.

Развивать начальные формы сотрудничества друг с другом.

Учить намазывать клеем полоску бумаги, работать на клеенке.

Развивать эмоциональную отзывчивость, мыслительные операции.

Словарная работа:

Учить детей правильно употреблять глаголы: намазывать, приклеивать, проглаживать. Отвечать на вопросы воспитателя полными предложениями. Закреплять название частей тела петуха, цвета.

Ход занятия.

Дети сидят на стульях полукругом перед ширмой.

Все девчонки и мальчишки,

Знаю, очень любят книжки

- Сегодня я вам расскажу сказку «Заюшкина избушка». Только, где же книжка? Наверно я книжку за ширмой оставила.

Воспитатель идет за ширму. Берет куклу лисы.

Не прочитать вам эту книжку,

Изорвал ее волчишка.

Мы всю книжку пролистали

И странички изорвали.

- Вот нашла книжку, только читать ее нельзя. Что же с ней стало? (ответы детей) Как можно помочь книжке? (ответы детей)

Заболела эта книжка, изорвал ее волчишка.

А мы книжку пожалеем, мы возьмем ее и склеим.

- Вы, поможете мне ее подклеить?

Дети подходят к столу, на котором приготовлены: скотч, клей, салфетки, клеенки, полоски для подклеивания, кисточки. Дети намазывают полоски, а воспитатель наклеивает, проговаривая свои действия.

- Вот посмотрите, как хорошо мы с вами вместе «полечили» эту книжку, она у нас стала как новая. Пока наша книжка подсыхает, мы с вами поиграем.

Физминутка:

На полянке стайкой танцевали зайки.

Прыгали, скакали, лапками стучали.

Тук-тук-тук, тук-тук-тук. Лапками стучали.

Выставляли ножки в красненьких сапожках.

Раз и два, раз и два, в красненьких сапожках.

Вот бежит лисичка рыжая сестричка.

Ищет где же зайки, зайки- побегайки.

        После игры дети садятся на стульчики.

-Дети, пока мы с вами играли, лиса утащила у нас страничку, где нарисован петушок.

- Что можно сделать? (ответы детей)

- Посмотрите, у меня есть рисунок петушка. Давайте раскрасим его и вклеим новую страницу в книгу.

- Что есть у петушка? Какого цвета гребешок? Кто хочет его раскрасить?

- Что можно раскрасить, синим цветом (желтым, зеленым)?

- Пусть книжка подсыхает, а потом мы ее прочитаем.

Слышится жалобный писк.

- Кто это? Да, это же лиса плачет, ей стало стыдно. Почему лисе стало стыдно?

- Давайте расскажем лисе, как правильно обращаться с книжками (ответы детей, показ пиктограмм).

- Книгу можно брать только чистыми руками.

- Книгу читаем и смотрим за столом.

- Не кушать, когда смотрим книгу.

- А если нечаянно порвали книгу, то нужно попросить взрослых, чтобы вам помогли ее подклеить.

Мы подарим лисе наши картинки-подсказки, пусть она в лесу расскажет всем, как правильно обращаться с книгами.

- Вы, сегодня были умелые, добрые, дружные. Руки у вас «золотые», только такие дети могли так аккуратно «подлечить» книжку.

Прошу не драться, не кидаться.

И с книгой в ванне не купаться.

И вам сейчас сказать спешу:

Все книги я любить прошу.

13. Сюжетно-ролевая игра «Книжный магазин».

Цель: развитие речи, внимания, памяти, воображения, формирование навыков общения, вежливости, учтивости и внимательности к нуждам другого человека, развитие любви к книге.

На подготовительном этапе игры необходимо обустроить «книжный прилавок». Дети выбирают несколько книг из детской библиотеки, расставляют или раскладывают их аккуратно на столе. Заранее необходимо приготовить «деньги» (фантики, бумажки из цветной бумаги и т.п.) и сумку, в которую покупатель будет складывать товар. Дальше необходимо распределить роли.
1. «Хочу купить самую, самую…» Воспитатель предлагает выбрать книгу: самую толстую или тоненькую, с самыми красивыми и яркими картинками, самую любимую, самую смешную, самую интересную и т.д. Необходимо спросить, почему ребенок выбрал именно ту или иную книгу.
2. «О чём эта книга?» Воспитатель показывает свою заинтересованность той или иной книгой и просит ребенка рассказать о ней. Ребенок вспоминает название, главных героев, кратко или полностью рассказывает сюжет, например, какой-нибудь сказки.
3. «Какую бы книгу вы мне предложили?» Можно разыграть растерянность при виде такого большого ассортимента хороших книжек и попросите детей выбрать для вас книгу на свой вкус. Пусть он обоснует свой выбор.
4. «Мне нужна книга, которая…» Дайте краткое описание книги: цвет обложки, с чего начинается или чем заканчивается сказка, что изображено на первой странице книги и т.д.
5. «Мне необходимо несколько…» Повторение числа и счета. Попросить детей «продать», например, три книжки со сказками, пять книжек-раскладушек, семь книг с толстой картонной обложкой и т.д.

14. Брошюра «Как привить ребенку любовь к чтению?»

1. Прививайте ребёнку интерес к чтению с раннего детства.

2. Покупайте книги, выбирайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию.

3. Систематически читайте ребёнку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.

4. Обсуждайте прочитанную книгу среди членов своей семьи.

5. Рассказывайте ребёнку об авторе прочитанной книги.

6. Если вы читаете ребёнку книгу, старайтесь прервать чтение на самом интересном месте.

7. Вспоминая с ребёнком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил ранее прочитанный текст.

8. Рекомендуйте ребёнку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.

9. Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.

10. Покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребёнку авторов, оформляйте его личную библиотеку.

11. Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя реликвии своей семьи.

12. Дарите своему ребёнку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и тёплыми пожеланиями.

15. Викторина «Путешествие по сказкам»

Цель: приобщать детей к народной культуре - знанию сказок

Задачи:

· активизировать знания детей о русских народных сказках;

· способствовать развитию речи, внимания, памяти с помощью различных заданий;

· воспитывать дружеские отношения в команде при выполнении совместных заданий;

· создавать условия для угадывания персонажа сказки и названия сказки по описанию;

· формировать умение составлять целое из отдельных частей;

· побуждать детей находить ошибки в названиях сказок.

Оборудование: фишки, разрезные картинки к сказкам, мольберт, презентация, призы.

Ход викторины:

Воспитатель: Добрый день, друзья! Добрый день, дорогие гости! Мы рады приветствовать вас на нашей литературной викторине « Путешествие по сказкам». В ней будут участвовать 2 команды: «Колобок» и команда «Репка».

-Дети, из сказочной страны к нам пришло письмо от Золушки. Она узнала, что мы будем путешествовать по сказкам, и попросила о помощи. Злая мачеха превратила ее в тыкву, и чтобы ее расколдовать, нужно выполнить все ее задания. Ребята поможем золушке?(да)

Воспитатель: И чтобы попасть в сказочную страну, надо знать и любить сказки. А вы любите сказки? А много ли сказок вы знаете? (Ответы детей.)

- Тогда давайте мы с вами отправимся в страну сказок, но вот беда, туда пешком не дойти, и на машине не доехать. Как же нам добраться?

- Какие средства передвижения бывают в сказках?

(Ответы детей: печка, ступа, сапоги-скороходы, метла, ковер-самолет).

Воспитатель:

- Вот на ковре-самолете мы и полетим.

Давайте возьмемся за руки, закроем глаза и произнесем волшебные слова:

«Раз, два, три, наш ковер в страну сказок лети!»

- Все ближе и ближе сказочная страна

Ковер - самолет медленно опускается на землю. Мы прилетели.

Воспитатель:

- А вот и первое задание, которое нам нужно преодолеть. Открывают сундучок, находят там клубок и записку –

«Чтобы клубочек вас повел дальше по сказочной стране, вы должны ответить на хитрые вопросы

Мы будем по очереди задавать вопросы каждой команде. Вы должны отвечать быстро. За правильный ответ в каждом конкурсе дается фишка. Итак, начинаем.

1 конкурс « Блиц- опрос»

1. С кем встречался Колобок во время путешествия? (с зайцем, волком, медведем, лисой)

2. Какое яйцо снесла курочка Ряба? (золотое)

1. К кому шла Красная Шапочка? (к бабушке)

2. Кто тянул Репку? (дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка)

1. Как звали трёх поросят? (Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф)

2. Кто потерял хрустальную туфельку? (золушка)

1. Кого спасла Дюймовочка? (ласточку)

2. Что купила на базаре Муха – Цокотуха? (самовар)

1. Кто разбил золотое яичко? (мышка)

2. Чем ловил рыбу Волк в русской народной сказке «Лиса и Волк»? (хвостом)

(воспитатель бросает клубочек к мольбертам)

Ты катись, катись, клубок,

С овражка в лесок,

Только сильно не спеши,

Путь - дорожку укажи.

Воспитатель: Ребята клубочек привел нас к следующему заданию.

2. конкурс: «Угадайте героя по реплике»

Команде «Репка»

- «…высоко сижу – далеко гляжу» (Маша «Маша и медведь»)

Команде «Колобок»

- «… я от дедушки ушел…» (Колобок «Колобок»)

Команде «Репка»

- «…жучка иди… тянуть» (Внучка «Репка»)

Команде «Колобок»

«… слышим, слышим. Да не матушкин это голосок» (козлята «Волк и семеро козлят»)

Команде «Репка»

- «…несет меня лиса за темные леса» (Петух «Кот, петух и лиса»)

Команде «Колобок»

- «…ловись рыбка мала и велика» (Волк «Лисичка – сестричка и серый волк»)

Команде «Репка»

- «Да я не потесню вас: сама лягу на лавочку, хвостик под лавочку, курочку под печку. …» («Лисичка со скалочкой»)

Команде «Колобок»

- «…речка – реченька – укрой меня…» («Гуси – лебеди»)

Воспитатель: Ребята вы молодцы, отлично справились с заданием.

И нам надо отправляться дальше - бросаем клубочек он катиться на коврик.

Физкультминутка "Три медведя"

3 .Физкультминутка "Три медведя"

Три медведя шли домой. (Дети шагают на месте вперевалочку).

Папа был большой - большой. (Поднять руки над головой, потянуть вверх).

Мама с ним поменьше ростом. (Руки на уровне груди).

А сынок - малютка просто. (Присесть).

С погремушками ходил. (Встать, руки перед грудью сжаты в кулаки).

Дзинь - дзинь, дзинь - дзинь. (Дети имитируют игру с погремушками).

Воспитатель: Присаживайтесь дети на стульчики, нас ждет следующее задание

(бросают клубочек к мультимедийной доске)

4.Конкурс . «Отгадай загадку».

Каждой команде по очереди предлагается загадка, ответ выводится на экран в виде картинки.

1. «Толстячок живёт на крыше, а летает он всех выше». (Карлсон)

2.« Возле леса на опушке трое их живёт в избушке, Там три стула и три кружки, три кровати и подушки». (Три медведя.)

3. «На сметане он мешен, на окошке он стужен, круглый бок, румяный бок, кто же это?». (Колобок.)

4. «Убежали от грязнули сковородки и кастрюли, ищет их она зовет, по дороге слезы льет». (Федора.)

5. «Едет, едет на печи, ест большие калачи». (Емеля.)

6. «Докторов он всех добрей, лечит птичек и зверей, сквозь очки свои глядит, кто же это?». (Айболит.)

7. «В гости к бабушке пошла, пирожков ей понесла, серый волк за ней следил, обманул и проглотил». (Красная шапочка.)

8. «С Пятачком он ходит в гости, любит мед, варенье просит, это кто, скажите вслух, медвежонок…». (Винни-Пух.)

(Воспитатель бросает клубочек к следующему заданию)

5. конкурс. «Назови сказку правильно»

«Сестрица Аленушка и братец Никитушка» «Иван-царевич и зеленый волк» «Лисичка-сестричка и серая мышь» «По собачьему веленью» «Дарьюшкина избушка» «Сивка-будка» «Волк и 7 тигрят» «Пашенька и медведь» «Гуси-вороны» «Царевна-индюшка»

(Воспитатель бросает клубочек)

6 конкурс. «Собери сказку»

Дети получают по одному набору разрезных картинок к сюжету какой-либо русской народной сказки. Детям необходимо собрать иллюстрацию к сказке и определить ее название.

( под музыку выходит золушка )

Золушка: Спасибо , дети , за то , что вы меня расколдовали.

Я приглашаю вас на свой танец.

Воспитатель: танцевать, друзья готовы?

Громче музыка играй, танцевать всех приглашай!

Дети танцуют польку с золушкой « Встаньте, дети, встаньте в круг»

( золушка угощает детей сладостями и прощается)

Воспитатель: Ребята, а нам пора возвращаться в детский сад. Взялись за руки, произнесли волшебные слова: «Раз, два, три наш ковер в детский сад лети».

- Вот мы и в детском саду.

-Вам понравилось путешествовать?

- А что вам понравилось больше всего в нашем путешествии?

- А в какой стране мы побывали? («Страна сказок»)

-Сегодня мы решали интересные и сложные задания :

-Отгадывали загадки, летали на ковре- самолете.

-Помогали золушке , вернуться в свою сказку.

Итог. А мы предоставляем слово жюри».

Слово жюри, итоги (считаются фишки). Включается тихая музыка, дети обмениваются впечатлениями о празднике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчеты о проведении тематических недель во второй младшей группе: " Неделя здоровья" , "Неделя безопасности"

Иногда написание отчета о проведении  тематической  недели является небольшой сложностью, особенно для молодого специалиста: форма, стиль и т.д. Предлагаю в качестве альтернативы имеющимуся ...

Календарно - тематическое планирование для второй младшей группы на Февраль.Темы недели: 1 неделя "Моя семья", 2 неделя "Мой город", 3 неделя "Мебель", 4 неделя "Семейные праздники - Масленица".

Календарно - тематическое планирование для второй младшей группы на Февраль. Темы недели: 1 неделя "Моя семья", 2 неделя "Мой город", 3 неделя "Мебель", 4 неделя "Се...

Календарное планирование в подготовительной группе « Б» тема недели «Книжкина неделя. Неделя театра»

Календарное планирование в подготовительной группе « Б» тема недели  «Книжкина неделя. Неделя театра»Цели: приобщение детей к книге; воспитание желания к постоянному общен...