Программа логопедического кружка совместно с родителями дошкольников «Говоруша»
проект по развитию речи

Третьякова Анастасия Альбертовна

Нарушение речи – достаточно распространенное явление среди детей дошкольного возраста. Одним из основополагающих принципов коррекционной работы является комплексное коррекционное воздействие на ребенка с нарушением речи. Реализация данного принципа предполагает привлечение к коррекционной работе не только логопеда, но и родителей. Настрой  родителей на проведение в семье необходимых мероприятий коррекционной направленности имеет главное значение в речевом развитии ребенка. 

Рабочая программа логопедического клуба «Говоруша» предназначена для родителей (законных представителей) дошкольников старшего возраста. Реализация программы логопедического клуба для родителей позволяет оказывать специализированную помощь родителям обучающихся, направленную на профилактику и преодоление речевых нарушений у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok.docx44.96 КБ

Предварительный просмотр:

edited

Городской округ Ханты-Мансийск

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМУ НАПРАВЛЕНИЮ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ № 1 «КОЛОКОЛЬЧИК»

(МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 1 «КОЛОКОЛЬЧИК»)

Программа  логопедического кружка

совместно с родителями дошкольников

«Говоруша»

                                                                                                                                  Разработала:

Третьякова А.А..

Ханты-Мансийск, 2024

Пояснительная записка

Нарушение речи – достаточно распространенное явление среди детей дошкольного возраста. Проблема профилактики, выявления и коррекции речи  неоспорима.

Одним из основополагающих принципов коррекционной работы является комплексное коррекционное воздействие на ребенка с нарушением речи. Реализация данного принципа предполагает привлечение к коррекционной работе не только логопеда, но и родителей.

Настрой  родителей на проведение в семье необходимых мероприятий коррекционной направленности имеет главное значение в речевом развитии ребенка. Многие родители не придают должного значения своевременному и правильному развитию речи своих детей, иногда открыто игнорируют, не замечают выраженные речевые трудности детей и тем более не спешат обсуждать их с педагогами ДОУ. Родители не хотят заниматься со своими детьми, и тому есть ряд причин, одной из главных — отсутствие соответствующих знаний. Успешность совместной деятельности учителя-логопеда и семьи ребенка с недостатками речи определяет эффективность коррекционного воздействия. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья.

Еще В.А. Сухомлинский подчеркивал, что задачи воспитания и развития будут успешно решены в том случае, если педагоги будут поддерживать связь с семьей и вовлекать ее в свою работу. И сегодня закон "Об образовании» и федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяют "взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка" как одну из основных задач, стоящих перед педагогами. Статья 44 Федерального закона РФ от29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» гласит о том, что «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».

ФГОС ДО указывает, что вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность является важным психолого-педагогическим условием успешной реализации основной образовательной программы ДОУ.

Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все более востребованным, педагоги ищут новые точки взаимодействия, инновационные формы работы с родителями, которые бы обеспечивали решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально.

Таким образом, высокая значимость родительского участия в профилактике и преодолении речевых нарушений с одной стороны и малая осведомленность родителей в вопросах профилактики нарушений речи, патологии и коррекции речевых нарушений, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей с другой стороны, делают необходимой организацию целенаправленной помощи родителям в речевом развитии детей.

Работа учителя-логопеда предусматривает различные формы взаимодействия с родителями дошкольников. Практика показывает, что родителей дошкольников с нарушением речи беспокоят одни и те же проблемы (неправильное звукопроизношение, бедный лексический запас, нарушение грамматического строя речи). В связи с этим целесообразно организовывать работу с родителями в групповой форме. Одной из таких форм взаимодействия учителя – логопеда с родителями является логопедический клуб для родителей дошкольников.

Рабочая программа логопедического клуба «Говоруша» предназначена для родителей (законных представителей) дошкольников старшего возраста. Реализация программы логопедического клуба для родителей позволяет оказывать специализированную помощь родителям обучающихся, направленную на профилактику и преодоление речевых нарушений у дошкольников.

Программа «Говоруша»  (далее -  Программа) разработана в соответствии с действующими нормативно-правовыми документами   и локальными актами МБДОУ.

Основной базой программы являются:

  • образовательная Программа МБДОУ "Детский сад № 1 "колокольчик";
  • примерная образовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы"

Программа реализуется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников и руководствуется следующими нормативно-правовыми документами:

  • Декларация прав ребёнка. Права ребёнка. Основные международные документы. — М., 1992. «Развитие образования» на 2013—2020 годы (принята 11 октября 2012 года на заседании Правительства РФ).
  • Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012— 2017 годы (утверждена Указом Президента РФ от 1 июня 2012 года № 761).
  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 года  № 273-ФЗ).
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении» от 17 октября  2013 года № 1155).
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении» от 30 августа 2013 года № 1014).
  • Положение о психолого-медико-педагогической комиссии (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении» от 20 сентября 2013 года № 1082).
  • Методические рекомендации по реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и финансовому обеспечению оказания государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного образования (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 октября 2013 года № 08-1408).
  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. СанПиН 2.4.1.3049-13 (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26).

Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности по профилактике и преодолению речевых нарушений у дошкольников.

Цель: создание условий для профилактики и преодоления речевых нарушений у старших дошкольников через организацию взаимодействия учителя - логопеда с родителями в условиях общеразвивающего типа ДОУ.

Задачи:

  • установить партнерские отношения с родителями дошкольников.
  • Оказание консультативно – методической помощи родителям в коррекции речевых нарушений дошкольников, в правильной организации логопедических занятий дома.
  • повысить компетентность родителей в области развивающей и коррекционной педагогики
  • Побуждать интерес у родителей  к процессу развития речи ребенка разных видах деятельности.

Принципы:

  • Принцип доступности предполагает соответствие организации и осуществление работы клуба (форма проведения родительских встреч, их содержание, предлагаемые родителям материалы, пособия) с учетом подготовленности и информированности родителей.
  • Принцип сознательности и активности основывается на развитии у участников логопедического клуба внутренней потребности в ознакомлении, изучении того или иного материала. Реализация принципа подразумевает активное освоение родителями приемов и методов коррекции речевых нарушений и применения их в процессе взаимодействия со своим ребенком.
  • Принцип наглядности предполагает использование целого комплекса средств, приемов и методов которые обеспечивают формирование более четкого и ясного восприятия сообщаемых знаний.
  • Принцип активного привлечения ближайшего окружения к работе с ребенком. Важным условием повышения коррекционного эффекта является готовность ближайших партнеров ребенка принять и реализовать новые способы общения и взаимодействия с ним, поддержать ребенка в его саморазвитии и самоутверждении.

Предполагаемые результаты.

Повышение логопедической компетентности родителей, активизация их сознательного взаимодействия с ребенком по преодолению речевых нарушений и как следствие частичная коррекция речевых дефектов дошкольников.

Возрастание авторитета ДОУ среди родителей воспитанников, увеличение доли участия семьи в воспитательном процессе.

Срок реализации программы кружка – 1 год.

Периодичность занятий: 1 раз месяц, во второй половине дня

Продолжительность занятия: не ограничена

Содержательный раздел

Программа логопедического кружка «Говоруша» состоит из трех блоков:

1 блок – Подготовительный

Задача: выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития, установить контакт с ее членами, согласовать воспитательное воздействие на ребенка.

  • Диагностика речевого развития детей;
  • Анкетирование родителей;
  • Ознакомительная работа с родителями;
  • Сбор анамнестических данных о ребенке;
  • Индивидуальные беседы.

2 блок – Практический

Задача: разработать и апробировать систему методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников.

  • Тематические консультирования;
  • Семинар – практикум;
  • Оформление брошюр по проблемам развития речи ребенка;
  • Оформление различной стендовой информации;
  • Памятки по выполнению домашних заданий;
  • Мастер-класс.

3 блок– Заключительный

Задача: Проанализировать эффективность работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей. Проанализировать эффективность коррекционной работы с детьми.

  • Итоговая диагностика речевого развития детей;
  • Анкетирование родителей «Оценка коррекционной деятельности логопункта»;
  • Вручение выпускникам свидетельств об окончании логопункта.

Примерное календарно – тематическое планирование.

Срок проведения

тема

форма

сентябрь

Организационная встреча. Ознакомление с программой клуба. Выявление запроса родителей. Знакомство участников клуба. Причины речевых нарушений. Роль семьи в развитии речи детей

Беседа

Анкетирование

октябрь

Развитие мелкой моторики рук стандартно и  с использованием нестандартного оборудования.

Практикум для родителей и детей

ноябрь

Речевое дыхание. Артикуляционная гимнастика.

Практикум для родителей и детей

декабрь

Фонематический слух – основа правильной речи.

Практикум для родителей и детей

февраль

Обогащаем словарь детей.

Практикум для родителей и детей.

март

Игры с мячом для развития лексико-грамматических категорий.

Консультация с элементами практикума

апрель

Деловая игра для родителей «мама- лучший логопед»

Игровой практикум для детей и родителей

май

Итоговое анкетирование

Сбор данных

Темы заседаний клуба и консультаций определяются учителем-логопедом совместно и на основе родительского запроса. С согласия большинства родителей в содержание тематического планирования могут быть внесены изменения. Игры и упражнения, используемы в практикумах могут варьироваться в зависимости от интересов родителей и детей.

По итогам каждого мероприятия родители получают памятку с рекомендациями по организации коррекционной работы с ребенком по обсужденной на заседании теме, с практическими упражнениями, играми, заданиями для дошкольников для преодоления недоразвития того или иного компонента речи. Таким образом, по окончании работы клуба у каждого участника будет в наличии серия памяток, содержание которых поможет родителям осуществлять коррекцию, развитие и совершенствование речи ребенка в домашних условиях.

Организационный раздел

Кружок  посещают родители (законные представители) дедушки, бабушки дошкольников старшего возраста. Заседания клуба проводятся 1 раз в месяц, в удобное для родителей время. Длительность встреч не ограничена. Заседания клуба проводятся преимущественно в форме семинаров – практикумов, мини-практикумов, круглых столов, бесед и др. Проведение заседаний клуба по темам «Развитие мелкой моторики», «Развитие фонематического восприятия» и др. целесообразно организовывать совместно с детьми в форме практикумов, соревнований, открытых занятий с дошкольниками, логопедических гостиных. Это позволит родителям увидеть проблемы в речевом развитии своего ребенка и на практике овладеть приемами и методами их коррекции в домашних условиях. Общение родителей между собой во время заседаний клуба позволит обогатить их опыт коррекционной работы, распространить наиболее удачный опыт семейного воспитания, организации коррекционной работы, психологически настроить на работу по преодолению речевого нарушения в домашних условиях.

Для побуждения участников клуба к более осознанному и активному участию в проводимых мероприятиях в конце каждой встречи целесообразно предложить родителям высказать или написать обратную связь, используя метод незаконченных предложений. Полученная таким образом информация позволит вносить коррективы в содержание последующих встреч.

Оценка результативности

Оценка результативности работы кружка «Говоруша» проходит по результатам анкетирования родителей в конце года.

Материально-методическое обеспечение программы

  • индивидуальные зеркала
  • грецкие орехи,
  • массажные ежики,
  • карандаши с гранями,
  • мячики-попрыгунчики,
  • бельевые прищепки,
  • демонстрационные карточки с изображением органов артикуляции,
  • ватные диски,
  •  «поддувалочки» (листочки, птички, фонтанчики и др.),
  • резиновые игрушки,
  • комплект карточек с упражнениями артикуляционной гимнастики,
  • ватка,
  • демонстрационный материал по разным лексическим темам.

Литература

  • Бабина Е. С. «Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе». Логопед 2005 N 5.
  • Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 64 с. (Библиотека журнала «Логопед»).
  • Воробьёва Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические игры с мячом. – СПб: Издательский Дом «Литера», 2010.
  • Косинова Е. М. Грамматическая тетрадь (№ 1, 2,3,4) для занятий с дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера, 2014.
  • Максаков А. И. Развитие правильной речи ребенка в семье. (пособие для родителей и воспитателей) — Москва, 2006.
  • Светлова И. Е. Развиваем устную речь. – М.: Эксмо, 2003.
  • Сидельникова Г. Элементы психотерапии в работе логопеда. — Дошкольное воспитание. 1998. № 3.
  • Теремкова Н. Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР.- М.: ГНОМ, 2009. (4 альбома)

Приложении 1

 Анкета для родителей (в начале работы клуба)

Фамилия, имя ребенка._______________________________________________

И. О. родителя ______________________________________________________

Как Вы считаете, соответствует ли речевое развитие Вашего ребенка возрастной норме? (да, нет, не знаю) ___________________________________

Знакомы ли Вы с нормами речевого развития Вашего ребенка? (да, нет) _____

Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (воспитатели, родители, логопед, др.) ___________________________________

Как Вы считаете, зачем исправлять недостатки речи детей? (потому что нарушения речи мешают развитию всех психических процессов и личности ребенка, потому что это некрасиво, считаю, что не надо исправлять речевые нарушения, все само пройдет, другое) __________________________________

Знакомы ли Вы с результатами логопедического заключения, понимаете ли, что означает данное заключение? ______________________________________

Как Вы думаете, от кого или от чего зависят результаты логопедических занятий? (только от логопеда, от способностей самого ребенка, от родителей, от воспитателей и др.) ________________________________________________

Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? В чем она заключается? ______________________________________________

Знакомы ли Вы с понятием «фонематический слух» (нет, да, что означает данное понятие) _____________________________________________________

Какие Вы знаете игры, упражнения для развития лексико-грамматического строя речи? _________________________________________________________

Какие темы, вопросы Вы хотели бы рассмотреть, обсудить на заседаниях логопедического клуба? ______________________________________________

Ваши ожидания от участия в работе логопедического клуба? ______________

Спасибо за сотрудничество!

 

Анкета для родителей (по итогам работы клуба)

Фамилия, имя ребенка._______________________________________________

И. О. родителя ______________________________________________________

Помогло ли Вам участие в логопедическом клубе понять как организовать работу по совершенствованию речи ребенка в домашних условиях? _________________________________________________________________________________

Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? В чем она заключается? ______________________________________________

Наблюдается ли динамика в речевом развитии Вашего ребенка? ____________

Хотели бы Вы участвовать в работе клуба на следующий учебный год? ______

Приложение 2

Игра на развитие речевого дыхания

«Задуй упрямую свечу»

В правой руке держать цветные полоски бумаги; левую ладонь положить на живот; вдохнуть ртом, надуть живот; затем длительно вдыхать, «гасить свечу».

«Паровоз»

Ходить по комнате, имитируя согнутыми руками движения колес паровоза, произнося при этом «чух-чух» и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения.

«Пастушок»

Подуть носом в небольшую дудочку как можно громче, чтобы созвать разбежавшихся в разные стороны коров; показать ребенку, что необходимо вдохнуть через нос и резко выдохнуть в дудочку.

«Гуси летят»

Медленно и плавно ходить по комнате, взмахивая руками, как гуси; руки-крылья на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося «гу-у-у» (8 – 10 раз).

«Кто громче»

Выпрямить спину, сомкнуть губы, указательный палец левой руки положить на боковую сторону носа, плотно прижимая левую ноздрю, глубоко вдохнуть правой ноздрей (рот закрыть) и произносить (выдыхать) «м-м-м», одновременно похлопывая указательным пальцем правой руки по правой ноздре (в результате получается длинный скандированный выдох); звук [м] надо направлять в нос, он должен быть звучным; выполнить такие же действия, прижимая правую ноздрю.

«Аист»

Стоять прямо, поднять руки в стороны, одну ногу, согнув в колене, вынести вперед и зафиксировать положение на несколько минут, удерживая равновесие; на выдохе опустить ногу и руки, тихо произнося «ш-ш-ш» (6 – 7 раз).

«Маятник»

Сесть по-турецки, руки на затылке; спокойно вдохнуть (пауза 3 с.), наклониться вперед – выдох, возвратиться в исходное положение – вдох. Повторить 3 – 4 раза.

«Охота»

Закрыть глаза, по запаху определить, что за предмет перед вами (апельсин, духи, варенье и т. д.).

«Шарик»

Представить себя воздушными шариками; на счет 1, 2, 3, 4 сделать четыре глубоких вдоха и задержать дыхание. Затем на счет 1- 5 медленно выдохнуть.

«Каша»

Вдыхать через нос, на выдохе произнести слово «пых». Повторить не менее 6 раз.

«Ворона»

Сесть прямо, быстро поднять руки через стороны вверх – вдох, медленно опустить руки – выдох. Произнести: кар!

«Покатай карандаш»

Вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по столу круглый карандаш.

«Греем руки»

Вдыхать через нос и дуть на озябшие руки, плавно вдыхая через рот, как бы согревая руки.

«Пилка дров»

Встать друг против друга парами, взяться за руки и имитировать распиливание дров: руки на себя – вдох, руки от себя – выдох.

«Дровосек»

Встать прямо, ноги чуть уже плеч; на выдохе сложить руки топориком и поднять вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустить вниз, корпус наклонить, позволяя рукам «прорубить» пространство между ногами. Произнести «ух». Повторить 6 – 8 раз.

«Сбор урожая»

Встать прямо, поднять руки вверх, чтобы достать яблоки, – вдох (пауза 3 с.). Опустить руки, наклонить корпус вперед и вниз – выдох. Повторить 3 – 4 раза.

«Комарик»

Сесть, ногами обхватить ножки стула, руки поставить на пояс. Вдохнуть, медленно повернуть туловище в сторону; на выдохе показать, как звенит комарик – «з-з-з»; быстро вернуться в исходное положение. Новый вдох – и поворот в другую сторону.

«Сыграем на гармошке»

Встать прямо, ноги слегка расставить, руки на поясе. Вдохнуть (пауза 3 с.). Наклон в левую сторону – медленно выдохнуть, растянув первый бок. Исходное положение – вдох (пауза 3 с.). Наклон в правую сторону – медленно выдохнуть. Повторить 3 – 4 раза.

«Трубач»

Поднести к губам воображаемую трубу. Имитируя движения трубача, нажимать пальцами на воображаемые клавиши, на выдохе произнести «ту-ту-ту» (10 – 15 с.).

«Жук»

Сесть, руки развести в стороны, немного отведя их назад, – вдох. Выдыхая, показать, как долго жужжит большой жук – «ж-ж-ж», одновременно опуская руки вниз.

«Шину прокололи»

Сделать легкий вдох, выдыхая, показать, как медленно выходит воздух через прокол в шине – «ш-ш-ш».

Игра на развитие фонематического слуха

Игра «Покажи, что звучит».                                                                               

Логопед приводит в звучание один из предметов, спрятанных за  ширмой. Затем ребенку предлагается показать звучавший предмет и еще раз его «озвучить», проверив себя.

Игра «Повтори за мной».                                                                                   

  Ребенок вслед за логопедом должен воспроизвести идентичное звучание одного из имеющихся у него предметов. Восприятие звуковых сигналов осуществляется на слух.

Игра  «Самый , внимательный».                                                                       

  По инструкции логопеда дети выполняют различные движения, соотнося их с различными звучаниями. Например, на звук свистка дети должны поднять руки вверх, на звук дудочки — удерживать руки впереди, а на звук шарманки — развести их в стороны.

Игра «Узнай по звуку».                                                                 

   Логопед предлагает детям закрыть глаза («наступила ночь»), внимательно послушать, узнать и назвать, какие звуки они услышали (стук в дверь, пение птиц, мяуканье кошки, звон колокольчика, кашель и т.п.).   Дети прослушивают от 2 до 5 звучаний. Затем они по команде логопеда («день») открывают глаза, указывают на звучавшие предметы или их изображения и называют запомнившиеся звуки или предметы, их издающие.

Игра «Как правильно»

Взрослый даёт ребёнку два кружка – красный и зелёный и предлагает игру: если ребёнок слышит правильное название того, что изображено на картинке, он должен поднять зелёный кружок, если неправильно – красный. Затем показывает картинку и громко, медленно, четко произносит звукосочетания:

БАМАН           АЛЬБОМ        ВИТАМИН                  КВЕТКА

ПАМАН           АЙБОМ          МИТАМИН                 КЛЕТКА 

БАНАН           АНЬБОМ        ФИТАМИН                 КЛЕТТА

БАНАМ           АВЬБОМ         ВИТАЛИН                  ТЛЕТКА

Игра «Повтори»

Ребёнку предлагается повторить похожие слова вначале по 2, затем по 3 в названном порядке:

Мак – бак – так; 

Ток – тук – так; 

Бык – бак – бок; 

Дам – дом – дым; 

Ком – дом – гном; 

Моток – каток – поток; 

Батон – бутон – бетон; 

Будка – дудка – утка; 

Нитка – ватка – ветка; 

Клетка – плётка – плёнка; 

Тыква – буква – будка. 

Примечание: при воспроизведении слов не обязательно значение понятий. Особенности этого и последующих подборов слов в том, что они доступны по звуковому составу, не содержат трудно произносимых звуков.

Игра «какое слово отличается?»

Из четырёх слов, отчетливо произнесённых взрослым ребёнок должен назвать то, которое отличается от остальных:

Канава – канава – какао – канава; 

Кот – ком – кот – кот; 

Утёнок – утёнок – утёнок – котёнок; 

Будка – буква – будка – будка; 

Винт – винт – бинт – винт; 

Минутка – монетка – минутка – минутка; 

Буфет – букет – буфет – буфет; 

Билет – балет – балет – балет; 

Дудка – будка – будка – будка. 

Игра «Рифма»

Взрослый читает 2 стихотворные строки, выделяя голосом последнее слово в начальной сточке. Ребёнок должен выбрать одно из предложенных слов, добиваясь рифмы в стихотворении.

            Шепчет ночью мне на ушко 

            Сказки разные … (перина, рубашка, подушка).

            Ой, ребята, верь, не верь –

            От меня сбежала … (кошка, дверь, стенка).

            Сказала дверь: «Мой дорогой!

            Не открывай меня …» (плечом, коленом, ногой).

            У грязнули даже стол 

            Поздним вечером… (сбежал, ушел, ускакал).

            Две лисички, две сестрички 

            Отыскали где-то … (спички, щетку, ножик).

            Опустела мостовая,

            И уехали … (автобусы, трамваи, такси).

            Говорила мышка мышке:

            - До чего люблю я … (сыр, мясо, книжки).

            Сел в машину верный пёс,

            У него в чернилах … (лапа, шея, нос).

Загадки

Взрослы просит подобрать слово в рифму:

Портфель я выронил из рук,

Такой большой на ветке … (жук)

            Шел по лесу шустрый мишка,

На него свалилась … (шишка)

 

Здесь в лесу есть злые звери,

Запирайте на ночь … (двери)

Тише, Танечка, не плачь,

Не утонет в речке … (мяч)

 

Как-то вечером две мышки

Унесли у Пети … (книжки)

 

Не ползет Влад на ель

У него в руках … (портфель)

 

«Я трудиться не привык!»

Отвечает … (грузовик)

 

Мы собирали васильки

На головах у нас … (венки)

Игры на развитие лексико-грамматических категорий

«Один - много»

Цель: научить образовывать существительные множественного числа.

Оборудование: мяч.

Ход. Взрослый называет существительное в единственном числе и бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч: дождь - дожди капля - капли лист - листья гриб - грибы зонт - зонты плащ — плащи птица – птицы.

«Что в корзинке?» 

Цель: познакомить с фруктами, уточнить их названия, цвет, форму, вкусовые качества. Оборудование: корзинка с натуральными фруктами или муляжами.

 Ход. Взрослый по одному достает фрукты из корзинки и описывает их: «Яблоко круглое, красное. Яблоко сладкое, сочное, вкусное. Яблоко можно есть». Ребенок помогает взрослому рассказывать о фрукте, затем пробует его на вкус.

«Назови ласково» 

Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами. Оборудование: мяч.

Ход. Взрослый называет какой-нибудь фрукт и бросает мяч ребенку Тот называет его ласково и возвращает мяч взрослому (яблоко - яблочко, лимон - лимончик, апельсин - апельсинчик и т. д.). Неговорящему ребенку показывайте картинки и просите: «Покажи яблоко, А теперь покажи яблочко»

«Чего не хватает»

Цель: Развитие у ребенка целостного восприятия предмета.

Оборудование: Картинка с изображением одуванчика без стебля.

 Ход: Ребенку предлагают посмотреть на картинку и назвать, и дорисовать то, чего не хватает.

Игра с перебрасыванием мяча «Подскажи словечко» Есть всего один ответ. Кто-то знает, кто-то — нет.

Цель: развитие мышления, быстроты реакции.

Ход игры. Логопед, бросая мяч поочередно каждому ребенку, спрашивает: — Ворона каркает, а сорока? Ребенок, возвращая мяч логопеду, должен ответить: — Сорока стрекочет. Примеры вопросов: — Сова летает, а кролик? — Корова ест сено, а лиса? — Крот роет норки, а сорока? — Петух кукарекает, а курица? — Лягушка квакает, а лошадь? — У коровы теленок, а у овцы? — У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей дошкольников "Математические сказки для дошкольников"

Консультация "Математические сказки для дошкольников" поможет родителям  дошкольников....

Консультация для родителей дошкольников "Расскажите дошкольникам о Великой Отечественной войне…"

Консультация для родителей дошкольников "Расскажите дошкольникам о Великой Отечественной войне…"...

круглый стол с родителями дошкольников на тему "Организация самостоятельной игры дошкольника"

quot;Организация самостоятельной игры дошкольника".1. Изначально установить проблему, с которой сталкиваются родители.2.Мозговой штурм с обсуждением проблемных ситуаций,и исходя из положит...

Консультация для родителей дошкольников на тему: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через нетрадиционную технику рисования»

Консультация для родителей дошкольников на тему:«Развитие мелкой моторики у дошкольников через нетрадиционную технику рисования»...

Консультация для воспитателей «Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника»

Консультация для воспитателей«Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника»...

Занятие по развитию речи старших дошкольников "Говоруша в гостях у ребят".

Посредством использования игровых приемов  познакомить со звуком «О», уточнить произношение звука [O] в изолированном виде, словах, чистоговорках. Познакомить с буквой – О....