Статья Тренировка мышления и развитие памяти
статья по развитию речи (средняя группа)

T9204154491

Любые способности человека можно усовершенствовать и развить.

Память - это не застывшая структура, а процесс, который заключается в сохранении, анализе и воспроизведении полученного опыта. Она постоянно развивается и меняется во времени в зависимости от поступающей в мозг информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.14 КБ

Предварительный просмотр:

Тренировка мышления и развитие памяти

Любые способности человека можно усовершенствовать и развить.

Память - это не застывшая структура, а процесс, который заключается в сохранении, анализе и воспроизведении полученного опыта. Она постоянно развивается и меняется во времени в зависимости от поступающей в мозг информации.

Виды памяти

По сроку хранения информации память бывает кратковременная и долговременная, по объекту запоминания - зрительная, слуховая, тактильная, эмоциональная, обонятельная, двигательная, по форме хранения - образная и словесно-логическая, по участию воли в процессе запоминания - произвольная и непроизвольная.

В дошкольном возрасте развитие памяти происходит непроизвольно. У ребенка нет осознанной цели что-то запомнить.

Память школьника уже достаточно развита для того, чтобы запоминать информацию по своему желанию, то есть произвольно. Дети школьного возраста способны строить логические цепочки, анализировать информацию и делать выводы. Восприятие информации напрямую зависит от возраста ребенка.

  • 0-2 года. В первые годы жизни активно развивается моторная память: ребенок запоминает жесты, движения и старается их повторить.
  • 2-4 года. На данном этапе происходит развитие непроизвольной памяти. Малыш запоминает все, что видит и слышит.
  • 5-6 лет. Непроизвольная память развивается по-прежнему, побуждая ребенка запоминать то, что его заинтересовало. Но в этом возрасте он уже способен запомнить что-то по своему желанию, то есть начинает работать произвольная память.
  • 6-12 лет. Дети младшего школьного возраста способны к произвольному запоминанию и готовы приложить необходимые усилия, чтобы запомнить то, что им предлагают. Однако более интересная для них информация по-прежнему усваивается быстрее.

Что нужно делать?

Для тренировки произвольной памяти ежедневно расспрашивайте малыша о том, что он запомнил из прошедшего дня, просите его сравнить события сегодняшнего и вчерашнего дней.

Избегайте механического заучивания чего-либо и зубрежки. Пытайтесь ребенка заинтересовать.

Повторение - мать учения. Для того чтобы информация закрепилась в долгосрочной памяти, необходимо периодически возвращаться к ней. Например, утром можно прочитать с ребенком стихотворение, вечером - повторить, через день - вернуться к прочитанному.

Главные условия тренировки

  1. С ребенком играем, а не даем задания. Иначе мотивация будет нулевой.
  2. Играйте в «неодноразовые» игры, которые не надоедают.
  3. Родители - активные участники игры, а не контролеры.
  4. Выбирайте игры, в которых можно улучшить результат, а не останавливаться на одном достижении.

Игры для тренировки памяти

  • Я кладу в мешок-

Родитель говорит: «Я начинаю предложение, тебе нужно повторить мои слова и добавить свое. Я повторю за тобой и тоже добавлю свое. Интересно, сколько слов мы сможем добавить?»

Например: «Я положил в мешок яблоко», - «Я положил в мешок яблоко, тетрадь», - и т. д.

  • Фотоаппарат

Слова взрослого: «Давай представим себя фотоаппаратом. Когда мы пройдем мимо дома (человека, машины, статуи), надо его сфотографировать глазами. А когда повернем за угол, мы начнем вспоминать, как он выглядел».

  • Пароль дня

Обращаясь к ребенку, мама или папа говорит: «Предлагаю утром придумать нам пароль, который надо будет помнить весь день, а вечером при встрече мы друг другу его скажем».

  • Восстанови последовательность

Выложите в ряд на стол несколько маленьких разных по фактуре предметов: игрушку, катушку, мячик, яблоко и т. п. Ребенку с завязанными глазами предложите их пощупать. Затем перемешайте предметы и попросите ребенка выложить (уже не вслепую) их на столе в той последовательности, в которой они были изначально.

  • Повторяй за мной!

В эту игру можно играть с одним малышом или с группой, например, на детской площадке. Детям нужно показать танцевальные движения, двигаясь от простых к сложным, и попросить их повторить.

  • Остановись вовремя!

Перед началом игры нужно договориться с ребенком (с детьми), какое движение под запретом: например, прыжок на месте. Игра заключается в повторении движений вслед за ведущим. Когда ведущий делает запрещенное движение, все должны остановиться. Тот, кто не среагирует вовремя, выбывает из игры.

А что с мышлением?

Мыслительный процесс - это возможность обрабатывать и преобразовывать информацию. Его основные функции: обобщение, анализ, сравнение поступающих сведений, установление причинно-следственных связей и рассуждение. Скорость мышления и способность рассуждать также можно натренировать, развивая при этом такой важный навык, как креативность.

Важно учить ребенка мыслить нестандартно.

Игры для тренировки мышления

  • По-другому

Слова взрослого: «У каждого предмета есть свое применение. Например, стакан у нас есть, чтобы пить воду. А как бы мы еще могли использовать стакан?»

Примеры: посадить цветок, использовать как вазу, сложить маленькие игрушки и т. д.

  • Банка

Родитель говорит: «Представь, что у нас есть трехлитровая банка. Давай осмотримся вокруг и решим, что мы в нее сможем положить. Главное - не забывай, что у таких банок горлышко меньше самой банки».

  • Хорошо и плохо

В каждой ситуации можно найти что-то хорошее и что-то плохое. Например, когда светит ярко солнце, хорошо, что можно загорать, и плохо, что земля быстро высыхает.

Примеры ситуаций: идет дождь, сломался телефон, растаяло мороженое и т. д.

  • Сравни

Многие предметы и живые существа, что нас окружают, чем-то похожи друг на друга, а чем-то отличаются. Давай подумаем, чем похожи, например, кошка и белка. И чем они отличаются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека упражнений, направленных на развитие памяти, внимания, мышления у детей дошкольного возраста с нарушением слуха

Данную картотеку упражнений можно успешно применять для развития детей со слуховой депривацией и для детей с другими  обенностями  развития.  Упражнения направлены на развитие всех пси...

«Использование мнемотехники в работе с детьми 4-7 лет как одного из способов развития памяти, мышления, воображения, внимания, а именно, запоминание песен на музыкальных занятиях в ДОУ »

У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увели...

Развитие мышления,воображения и памяти ребёнка с помощью оригинальных методов эйдетики.

Краткое описание принципов и методов развития памяти при помощи игр, тренингов и упражнений применяемых в Школе эйдетики.Методика оздаравливающая организм, снимающая стресс. При  помощи которой в...

Особенности внимания,запоминания дошкольников. Развитие памяти. Развитие мышления и речи дошкольников.

Учебная дисциплина: психология.Темы:1. Сенсорное развитие дошкольников.2. Особенности внимания дошкольников.Управление вниманием.3. Особенности запоминания дошкольников.Развитие памяти.4. Развитие мыш...

Статья на тему : " Роль развития памяти в дошкольном детстве"

В данной статье говорится о  роли развития памяти, как важнейшем виде умственной деятельности....

Статья: "Мнемотехника, как средство развития памяти дошкольников"

Мнемотехника, как средство развития памяти  дошкольников....