Конспект НОД по развитию речи «На помощь весне» (Средняя группа)
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Козлова Ольга Валерьевна

Цель: формировать умение составлять связный рассказ.

 

Задачи:

 

Обучающие:

-обогащать активныйсловарь; совершенствовать грамматический стройречи;

- упражнятьсяв подборе существительных к прилагательному, слов со   сходным

значением, с противоположным значением

- составлять рассказа по мнемотаблице;

- уметь составлять целое из частей;

-закрепить представления о весне, весенних признаках.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_kozlova_3.docx32.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 9 г. Павлово

Конспект НОД по развитию речи «На помощь весне» (Средняя группа)

Выполнила:

Воспитатель

Козлова О.В.

                                                           

г.  Павлово

2024 г.

Цель: формировать умение составлять связный рассказ.

Задачи:

Обучающие:

-обогащать активныйсловарь; совершенствовать грамматический стройречи;

- упражнятьсяв подборе существительных к прилагательному, слов со   сходным

значением, с противоположным значением

- составлять рассказа по мнемотаблице;

- уметь составлять целое из частей;

-закрепить представления о весне, весенних признаках.

Развивающие:

 - развивать диалогическую и связную речь;

- расширять словарный запас;

- развивать слуховое внимание и логическое мышление;

- умение внимательно слушать и отвечать на вопросы предложениями, отгадывать

загадки;

-  проявлять самостоятельность в различных видах деятельности;

-  свободно общаться с взрослыми и детьми в процессе занятия.

Воспитательные:

- приобщаться к общепринятым правилам взаимоотношений;

-работать в коллективе;

-желание помогать в разных ситуациях;

-получить радость от проделанной работы.

Способы:

   Создание проблемной ситуации,мультимедийная презентация«На помощь Весне», вопросы,указания, речевой образец, самостоятельный поиск ответов; игровые упражнения«На картинки посмотрите, чего не бывает весной, назовите»,«Скажи наоборот»,«Сравни и назови»; художественное слово(загадки), чистоговорка «Весна пришла», физкультминутка;работа в подгруппах; оценка детской речи; похвала.

Средства:

 Мультимедийная установка, экран, ноутбук, белый лист ватмана с надписью«Весна», презентация, мнемотаблица «Весна», пазлы«Весенние цветы», конверты с заданиями, смайлики, предметные картинки (силуэты деревьев: береза, дуб, рябинка; мальчик и девочка в весенней одежде; ручеек, гнездо, скворечник, сосулька; птицы: грач, скворец, журавли, ласточка; цветы: подснежники, мать – и мачеха, одуванчики); мяч, материалы для рисования и аппликации.

Предварительная работа:

Наблюдения на прогулке за явлениями живой и неживой природы; рассматривание картинок с приметами ранней и поздней весны, репродукции картин по теме «Весна», альбом «Перелетные птицы», «Дикие животные», чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, отгадывание загадок о весне, художественное творчество на тему «Весна», дидактические и подвижные игры, просмотр презентаций.

Ход деятельности:

Ход деятельности:

Возможные ответы,

действия детей:

(Воспитатель обращает внимание детей, на мольберт, на нем закреплен белый лист)

Воспитатель: Ребята, кто прикрепил здесь лист?  

-Да, тут что-то написано (читает) – весна.

 Что-то я ничего не понимаю! Белый лист и написано Весна.  Ребята, это разве похоже на весну?

- Что все это значит? (включается видеописьмо от Весны).

На экране появляется изображение Весны.

-Весна: «Здравствуйте ребята! Снежная Королева не хочет, чтобы Весна наступила и поэтому заперла меня за крепкой дверью, а ключи спрятала. Я решила обратиться за помощью к вам, в детский сад. Ребята, помогите, пожалуйста, спасите меня! Выручит меня тот, кто картинку про меня соберет.  Вам солнышко на помощь высылаю, его лучики подскажут, что надо сделать. Ваша Весна»

На экране появляется изображение солнышка без лучей.

Воспитатель: Ну, что, ребята, поможем Весне?

- Весна нам прислала главного ее помощника– Солнышко, которое поможет нам снять чары Снежной Королевы.

На экране появляется первый лучик.

- Посмотрите, у солнышка   лучик появился.

На экране появляется изображение – окно и текст на экране: «К окну поближе подойдите, внимательно посмотрите, задание найдите»

Воспитатель читает задание: «На картинки посмотрите, чего не бывает весной, назовите»

(Воспитатель предлагает детям сесть на коврик. Педагог побуждает говорить детей полным предложением).

Воспитатель: Молодцы, справились с первым заданием, давайте посмотрим, что- то еще лежит в конверте.

- Что это? Правильно, деревья. Ребята, куда мы это поместим?

-Хорошо, давайте выложим на«заколдованный» лист.

На экране появляется лучик с изображением «Кукольного домика».

Воспитатель: Лучик прислал еще задание. Вы догадались, где оно спрятано?

Воспитатель:Чтобы Снежная Королева свои чары сняла, давайте сыграем в игру «Скажи наоборот»

- Зима ушла, а весна…

- Зимой медведь спит, а весной…

- Перелетные птицы осенью улетают, а весной…

- Зимой холодно, а весной…

- Зимой небо пасмурное, а весной...

- Зимой снег выпадает, а весной…

- Зимой заяц белый, а весной…

- Зимой дни короткие, а весной…

(после выполнения в конверте находят смайлик)

На экране лучик с изображением группового музыкального уголка

Воспитатель:Смотрите у нашего солнышка еще лучик, на нем изображен наш музыкальный уголок.

- Задание: загадки о весне прочтите, и ответы вы найдите».

Загадки:

Новоселье у скворца

Он ликует без конца.

Чтоб у нас жил пересмешник -

Смастерили мы.

В голубой рубашке,

Бежит по дну овражка.

Здесь на ветке чей - то дом,

Ни дверей в нем, не окон,

Но птенцам там жить тепло,

Дом такой зовут.

Серебристая Морковка

Прицепилась к крыше ловко.

Уцепилась за карниз

И растет весною вниз.

А теперь в кружок вставайте   чистоговорку повторяй.

Чистоговорка «Весна пришла»

Ла-ла-ла – к нам весна пришла.

Ло-ло-ло – в лесу тепло.

Пель-пель-пель – капает капель.

Ля-ля-ля – расцветай земля!

Леть-леть-леть – просыпайся медведь!

Воспитатель:Посмотрите, какая интересная картина у нас получается (воспитатель обращает внимание на картину).

- Появляется на экране еще один луч с изображением уголка изодеятельностис надписью «В уголок рисования идите, там задание найдите».

- Посмотрим, что тут за задание? Весна принесла нам фотографии первых весенних цветов. Но Снежная Королева все перемешала. «Нужно фотографии собрать, и цветы назвать».

Еще один лучик появился на экране с изображением книгс надписью«Там, где книги в группе стоят, там задания лежат».

Воспитатель: (читает) «На картину посмотрите, про Весну расскажите».

Правило такое: предложение начинайте со слова «весна»».

(предлагается мнемотаблица «Весна»)

-Ребята, нужно составить рассказ о Весне.Рассказывать надо слева направо, используя все рисунки. Каждая карточка — это новое предложение. Я начну. Наступила весна. Весной…

На экране появляется солнышко со всеми лучами.

Воспитатель: - Ой, посмотрите, а у нашего солнышка все лучики зажглись.

-  Давайте, чтобы солнышко набралось силы, поиграем и расскажем и про него.

(Проводиться игра «Сравни и назови», в ходе которой воспитатель, бросая ребенку мяч, начинает фразу, а ребенок должен ее закончить)

Солнце желтое, как… 

Солнце круглое, как…

Солнце ласковое, как… 

Солнце веселое, как…

 Солнце теплое, как ..

 Солнце жаркое, как…

На экране появляется изображение солнышка веселое, радостное.

- Ребята, посмотрите, какие вы молодцы! Со всеми заданиями справились. Посмотрите, как засияло Солнышко.

-Ребята посмотрите, на «заколдованный» лист. Что произошло? Картинка ожила, Весна сюда пришла.

На экране появляется изображение Весны.

-Весна: «Спасибо вам ребята, что вы выполнили все задания и спасли меня от Снежной Королевы. Пора мне приниматься за дело. Природа ждет меня.Много снега еще кругом, нужно все в порядок привести, да и солнышко меня заждалось. До скорой встречи! ».

-Воспитатель: Весна оставила нам на память такую замечательную картину. Вечером мы ее оформим, сделаем ей красивую раму и повесим в группе, чтобы Весна нас радовала своим великолепием круглый год.

- не знаем

- нет

-да

(дети подходят к окну и находят конверт, на котором нарисован лучик)

(дети садятся на коврик)

-  Весной не желтеют листья.

- Весной не бывает снеговиков.

Весной шубка у зайца не белая.

(ребенок вынимает из конверта смайлик, внутри силуэты деревьев: береза, дуб, рябинка)

- на лист, который прислала Весна

(лист кладут на стол и на него дети помещают деревья).

- да, в кукольном домике

(ребенок идет и приносит конверт)

-пришла.

-просыпается.

-прилетают.

-тепло.

-ясное.

-тает.

-серый.

-длинные.

(внутри смайлика изображения птиц: грач, скворец, журавли, ласточка –дети помещают на ватман).

(ребенок находит конверти приносит)

-Скворечник

-Ручей

-Гнездо

-Сосулька

(все отгадки дети находят в конверте и помещают на ватман: ручеек, гнездо, скворечник, сосулька)

Хлопают в ладоши.

Сжимают-разжимают пальцы.

Ударяют указат. пальцем по ладони.

Делают «фонарики».

Топают ногами.

(дети подгруппами из пазлов собирают цветы: подснежники, мать – и мачеха, одуванчики и получают смайлик и изображения цветов для картинки)

Весной ярко светит солнышко. Весной тает снег. Весной появляются сосульки. Весной бегут ручьи. Весной прилетают птицы.

(после выполнения задания, дети получают смайлик: а внутри силуэты мальчика и девочки в весенней одежде, помещают на ватман).

-одуванчик, цыпленок, лимон,

- мячик, апельсин, колобок.

-бабушка, мама, ветерок, теплое море.

-песенка, клоун,

-печка, рукавички, кофта

-огонь, костер

- получилась весенняя картина

Литература:

  1. В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду»средняя группа

  1. Интернет ресурсы:

http://www.maam.ru/detskijsad/otkrytoe-zanjatie-po-razvitiyu-rechi-na-temu-vesna-v-srednei-grupe.html

https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2016/11/14/konspekt-nod-po-razvitiyu

https://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-po-razvitiyu-rechi-vesna

http://kladraz.ru/blogs/zinaida-aleksevna-dovydenko/kakie-zaboty-vesna-prinesla.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по развитию речи "Полезные витамины" в средней группе

Конспект занятия по развитию речи "Полезные витамины" цель которого: уточнить и расширить представление детей об отличительных особенностях овощей и фруктов, учить узнавать их на ощупь, вкус, воспитыв...

Конспект НОД по развитию речи "Составление описательных рассказов" средняя группа

эффективность внедрения педагогических технологий развития связной разговорной речи как условие развития речевых способностей у детей....

Конспект НОД по развитию речи "Части тела" в средней группе

Конспект НОД по развитию речи "Части тела" в средней группе...

Развитие речи: ТРУД ЛЮДЕЙ ВЕСНОЙ (средняя группа)

Воспитывать у детей уважение к труду взрослых, желание помогать им....

Конспект открытого интегрированного занятия "Поспешим на помощь Весне" Средняя группа

Конспект открытого интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию "Поспешим на помощь Весне"...