Формирование речевого дыхания дошкольников посредством использования игр-тренажеров
консультация по развитию речи (старшая группа)

В дошкольном возрасте у детей в процессе речевого развития одновременно формируются речь и речевое дыхание. Использование игр-тренажеров развивает у детей умение координировать дыхание, речь и движения. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную речь и четкое произношение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование речевого дыхания дошкольников посредством использования игр-тренажеров

В дошкольном возрасте у детей в процессе речевого развития одновременно формируется связная речь и речевое дыхание. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную речь и четкое произношение.

Применение дыхательной гимнастики с детьми является самым популярным видом здоровьесберегающей технологии в ДОУ, в результате использования которой активизируется мозговое кровообращение, повышается насыщение организма кислородом; тренируется дыхательный аппарат; осуществляется профилактика заболеваний органов дыхания; развивается речевое дыхание…

Упражнения для развития дыхания детей дошкольного возраста целесообразно проводить в форме игры, используя тренажеры. Главной особенностью данной работы является формирование поведенческих реакций, направленных на сохранение и укрепление здоровья ребёнка через привычку «правильного» дыхания, что обеспечивает нормальное звукообразование, достаточную громкость, соблюдение пауз, сохранение плавности речи и её выразительности.

С помощью тренажера развивается артикуляционный аппарат детей, больше поступает кислорода в кровь. Дети с удовольствием играют в «дыхательные» игры, так как тренажер является занимательной и полезной игрушкой. В ходе игр с детьми используются как стандартные пособия, заводского изготовления, так и нестандартное оборудование, изготовленное педагогами.

При проведении игр с дыхательными тренажерами, необходимо помнить, что дыхательные упражнения быстро утомляют и при этом могут вызвать головокружение. Поэтому игры должны ограничиваться по времени 3-5 до 10 минут с перерывами на отдых. Следует иметь в виду и то, что во всех играх развивающих дыхание, строго соблюдается правило: вдох совпадает с расширением грудной клетки, выдох - с сужением её.

В ходе выполнения упражнений нужно особое внимание уделять характеру производимых вдохов и выдохов. Следует учить детей вдыхать через нос (вдохи должны быть короткими и легкими), а выдыхать через рот (выдох долгий). Также дыхательная гимнастика включает упражнения на задержку дыхания. Важно, чтобы у детей при выполнении упражнений на развитие речевого дыхания не напрягались мышцы тела, не двигались плечи. необходимо следить за тем, чтобы не надувались щёки ( для начала их можно придерживать руками)

Важное условие эффективности такой гимнастики в том, что её нужно выполнять регулярно, без перерывов.

В работе с детьми с ТНР игры дыхательной гимнастики используются в различных режимных моментах:

• как часть физкультурного занятия или отдельные дыхательные упражнения на физкультурном и музыкальном занятиях после нагрузки; в утренней гимнастике;

• после оздоровительного бега;

• после дневного сна в сочетании с физическими упражнениями; в закаливающих мероприятиях;

• в любой двигательной деятельности детей.

Не заниматься за 20 минут до еды и 1 час после еды. Требования к проведению игровых упражнений: длительность 3-5 минут, упражнение повторяется 3 – 5 раз, дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.

Непременным условием является постоянное наблюдение за самочувствием детей.

Какие же дыхательные тренажеры, и с какой целью мы используем с детьми в группе компенсирующей направленности для развития речевого дыхания?

Речевое дыхание призвано участвовать в создании голосового звучания на равномерном выдохе.

Тренажер «Веселая горка», «Аэробол»

способствуют увеличению вентиляции легких, насыщению кислородом легочной ткани, увеличению жизненного объема легких. Задача игры: «Горка» направленной струей воздуха сдуть шарик; «Аэробол» удержать шарик «в полете» как можно дольше, контролируя поток выдыхаемого воздуха.

«Вертушки»

Цель: активизация речевого дыхания

Следует соблюдать последовательность упражнений (счет ведем про себя)

вдох (носом) 1-3, пауза - 1, выдох (ртом) - 1-6.

Плечи при вдохе не должны подниматься, выдох должен быть

целенаправленным (щёки не надувать).

Во избежание головокружения продолжительность упражнения 3-4 раза.

Игра-тренажер «Лети-порхай», и игры на этой основе (бабочку, листик…)

«Найди, кто спрятался»

Цель тренажера: способствует увеличению объёма дыхания, становлению правильной речи, развитию умения выполнять плавный длительный выдох, направлять струю воздуха в нужном направлении укрепление дыхательных мышц, стимуляция работы верхних дыхательных путей, носоглотки, обеспечение вентиляции легких во всех его отделах., короткий звук «у», слог «ух», шипящих согласных (ш, ж)

Ход игры: Задача ребенка – сильной струей воздуха сдуть бумажную «птичку» с веточки.

Игра-тренажер «Сезонная рамка» (меняем по времени года – снежинка, цветок…)

Цель тренажера: обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц.

Ход игры: суть игры заключается, чтобы ребенок смог расшевелить листок, путем легкого выдоха воздуха изо рта. Через нос сделать вдох, а через рот непрерывный выдох.

Игра-тренажер «Снежная метель»

Цель: развитие силы органов дыхания.

Ход игры: ребенку предлагается устроить настоящую снежную метель,

стоит лишь только подуть в коктейльную трубочку, которая расположена в

пластиковой капсуле, как метель начинается.

Игра тренажер «Лабиринт»

(как с одним ребенком, так и с несколькими, соревновательного характера) С помощью тренажера "Лабиринт" можно развивать у детей навыки речевого дыхания в понятной для них игровой форме. Ребенку нужно провести шарик через лабиринт, передвигая его потоком воздуха, выдуваемым через трубочку. Для того чтобы это сделать, необходимо чередовать короткие и длинные выдохи, дуть с разной силой и следить за своим дыханием. Чтобы оно было эффективным, необходим постоянный контроль со стороны взрослых за правильностью дыхания. Дополнить упражнение можно атрибутами к дидактическим играм, игрушками по лексическим темам.

Цель: увеличить объем дыхания, развивать умение пользоваться короткими вдохами-выдохами или глубокий вдох, короткие выдохи», становление правильной речи, развитию умения выполнять плавный длительный выдох, направлять струю воздуха в нужном направлении способствуя развитию умения ориентироваться в пространстве.

Использование игр с подручными средствами: воздушными шариками, «дуделками» Надувание шариков следует начинать с 3-4 выдохов, постепенно увеличивая их количество на 2-3 выдоха за каждое занятие, доводя до полного заполнения воздухом. При этом необходимо контролировать, чтобы ребёнок вдыхал только через нос

(Будто шариком играем:

Наш животик надуваем.

Дружно все вдохнули:

Затем мы шарик сдули).

Сделать вдох, надуть живот, затем сделать выдох, животик сдуем.

Мыльные пузыри «Фокус»

Цель: Учить детей прислушиваться к своему дыханию; его глубине, частоте; обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц.

Ход игры: ребенок путем легкого выдоха струи воздуха изо рта в стакан с «водой» делает фокус. (Через нос сделать вдох, а через рот непрерывный выдох). Если дуть слабо – получаются маленькие пузыри. А

если подуть сильно, то получается целая буря! Давай устроим бурю!»

«Зеркало»

Цель: Учить детей расслаблять артикуляционный аппарат на длительный выдох звук «А»; «Я»; «О» - регулировать процесс дыхание, концентрировать внимание с целью расслабления своего организма.

Теплая струя воздуха, «рисуем» на запотевшем зеркале

Тренажеры для игр изготовленные с детьми на занятиях по ручному труду:

«Горячий чай», «Китенок», «Огнедышащий дракон», «Бабочка»

Тренировка артикуляционного аппарата и дыхательной системы. Научить детей правильно дышать через нос, рот и при дыхании выполнять различные упражнения; Снимать эмоциональное напряжение и, естественно, оздоровление организма.

«Пошевели пальчиками» - тренировка силы дыхательного потока, закрепление названий пальцев

Соревнования с тренажерами «Летательные аппараты», «Насекомые», «Птички» в играх «Кто дальше», «Кто быстрее».

Цель: Тренировка дыхательной системы; закрепление знаний по лексическим темам; развитие слухового восприятия, эмоциональный настрой игры.

Игра помогает выработать сильный, плавный, удлиненный выдох, сформировать целенаправленную воздушную струю.

Изготовленные работы детей часто используем в организации развивающей среды, дети могут самостоятельно использовать их для тренировки дыхания (можно использовать алгоритм), но и закрепить с детьми знания по лексической теме.

Перед вами алгоритмы изготовления с детьми несложных дыхательных тренажеров. Совместная работа по изготовлению тренажеров, радость от полученного результата – это своеобразная эмоциональная мотивация для обыгрывания их в дальнейшей работе с детьми по развитию речевого дыхания.

Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков.

Мы желаем вам удачи и успехов в работе с детьми!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: «Формирование социальной компетентности дошкольников посредством использования коммуникативных танцев»

ВВЕДЕНИЕАктуальность.В настоящее время в практике работы дошкольных образова­тельных учреждений пристальное внимание уделяется вопросам оптимизации межличностных отношений в группах, так как личностны...

Методическая разработка по теме ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

Речевое развитие дошкольников я изучаю в рамках темы по самообразованию, постоянно ищу способы и методы повышения его уровня. Как же повысить речевую активность ребенка? Как заставить его говорить, ст...

Формирование речевого творчества дошкольников через использование новых методов активизации речевой активности

Речь сопровождает практически каждую деятельность ребёнка, совершенствует её и обогащается сама. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, шире его возможности знать ...

Консультация «Формирование речевых компетенций дошкольников посредством знакомства с русскими народными сказками»

Консультация «Формирование речевых компетенций дошкольников посредством знакомства с русскими народными сказками»Хотелось бы начать с понятия «Речевая компетенция» - ...

17.09.19 года Консультация для сотрудников на педсовет. Тема : "Формирование речевых компетенций дошкольников посредством знакомства со сказками."

Речевая компетенция входит в состав коммуникативной компетенции и является основой  в дальнейшем обучении детей в школе. Главная задача в дошкольном возрасте развить ее на высоком уровне. Использ...

«Развитие речевой активности дошкольников посредством использования приёма ИЗОсказка»

Чтобы научить детей излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей среды, наряду с традиционными методиками, можно использовать и инновационные комбинированные методы обучения.Од...