ООД по развитию речи в старшей группе на тему: Пересказ «загадочных историй» (по Н.И. Сладкову)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Колегова Дарина Васильевна

ООД по развитию речи в старшей группе на тему: Пересказ «загадочных историй» (по Н.И. Сладкову)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6.docx20.01 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Коми

Управление образования администрации

муниципального района «Усть-Куломский»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 2» с. Помоздино

Методическая разработка

Разработал: Воспитатель, без категории

Колегова Дарина Васильевна.

ООД по развитию речи в старшей группе на тему: Пересказ «загадочных историй» (по Н.И. Сладкову)

Цель: Учить детей пересказывать прочитанные рассказы.

Задачи:

Образовательные: учить детей пересказывать текст, опираясь на сюжетные картинки;

Развивающие: развивать речь, память, внимание, образное мышление, любознательность;

Воспитательные: прививать любовь к природе; воспитывать бережное отношение к природе;

Речевые: помогать детям употреблять слова в речи в точном соответствии со смыслом; совершенствовать умение отвечать на вопросы полным предложением.

Словарная работа: полярники, куропатка, песец.

Методы и приёмы: чтение, беседа, рассматривание иллюстраций.

Оборудование: портрет Н.И. Сладкова, сюжетные картинки к тексту.

Ход деятельности:

Приветствие.

Вводная часть.

Воспитатель: Ребята, сегодня я приглашаю вас на выставку. А что мы там увидим, вы сможете узнать, отгадав загадку.

В них живут рассказы, сказки,

Комиксы, стихи, раскраски.

Все девчонки и мальчишки

Любят их. Ведь это…

Дети: Книжки.

Воспитатель: Правильно ребята, это книжки. Значит ребята, как будет называться наша выставка?

Дети: Книжная выставка.

Воспитатель: Я приглашаю вас пройти к первому столу. Ребята посмотрите внимательно на нашей книжной выставке много книг, вы узнаете их? Назовите.

(Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы ребята, а каким одним жанром объединены все эти книги?

Дети: Сказки.

Воспитатель: Правильно ребята, это сказки. Давайте пройдем к другому столу.

Ребята, а эти книги вам знакомы? Назовите. (Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы ребята, а каким жанром объединены эти книги?

Дети: Рассказы.

Воспитатель: Ребята, а что можно сказать о сказках и рассказах. Что в них общего и чем они отличаются? (Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы ребята, сегодня мы продолжим знакомиться с писателями и их произведениями. Я приглашаю вас в читальный зал. Проходите. Давайте немного подышим.

Дыхательная гимнастика: «Подуем на плечо»

Дети стоят, руки опущены, ноги слегка расставлены. Вдох, губы трубочкой-выдох. Выполняются движения по тексту.

Подуем на плечо,

Подуем на другое.

Нас солнце горячо

Пекло дневной порой.

Подуем на живот,

Как трубка станет рот.

Ну а теперь на облака

И остановимся пока. (Е. Антоновой-Чалой).

Воспитатель: Молодцы ребята, садитесь на стульчики.

1. Основная часть.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, это портрет Николая Ивановича Сладкова. Николай Иванович Сладков- писатель, он писал интересные рассказы о тех, кто бегает, ползает, летает и плавает, догадались о ком?

Дети: О животных.

Воспитатель: Правильно ребята, в том числе он писал и о разных загадках природы. Вот сегодня я предлагаю вам познакомиться с одной из таких загадочных историй. Хотите послушать загадочную историю, которую написал Николай Иванович?

Дети: Да.

Воспитатель: Рассказ называется «Красный снег». Я сейчас прочитаю первую часть рассказа.

«Красный снег»

Высадились на остров полярники и ахнули: у скал лежал… красный снег! Песец протрусил – за ним красная строчка следов, куропатки пробежали – красными крестиками наследили.

Слепили снежок из снега – розовый! Скатились на лыжах с горки – позади полосы красные. Хоть глазам не верь!

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, кто такие полярники? (Ответы детей)

Воспитатель: Полярники – это люди, которые работают на Северном полюсе и в Антарктиде, которые проводят различные исследования в условиях холода и снега. Повторите это слово полярники. (Прошу найти и поставить картинку на мольберт)

-Как вы понимаете выражение «высадились на остров»? (Ответы детей)

Воспитатель: Кто такой песец?

Дети: Это зверь.

Воспитатель: Песец – это полярная лисица или снежная лисица. Мех у него белый, так как живет зверек в арктических снегах Северного полюса. Повторите это слово-Песец.

Дети: Песец. (Прошу найти и поставить картинку на мольберт)

Воспитатель: Как вы понимаете выражение «песец протрусил»?

Дети: Пробежал.

Воспитатель: Кто такие куропатки?

Дети: Это птица.

Воспитатель: Правильно ребята, это небольшая дикая птица, схожая по размерам с обычной домашней курицей. Это для вас новое слово, повторите его.

Дети: Куропатка. (Прошу найти и поставить картинку на мольберт)

Воспитатель: Как вы понимаете выражение «куропатки пробежали – красными крестиками наследили»?

Дети: Оставили следы на снегу.

Воспитатель: Молодцы ребята, а сейчас прослушайте еще раз эту часть рассказа.

(Повтор первой части)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему снег красный? (Ответы детей)

Воспитатель: Какие следы оставили звери и птицы?

Дети: Красная строчка от песца, куропатки – красными крестиками.

Воспитатель: Правильно ребята, а сейчас послушайте продолжение рассказа — отгадку на этот вопрос «Почему снег красный?»

Но глазам верить надо. Красным снег стал потому, что разрослась в нем от весеннего тепла и солнца особая красная водоросль. И снег… зацвел! Только-то и всего. (Читаю еще раз)

Воспитатель: Ребята, почему снег красный?

Дети: Потому что разрослась красная водоросль. (Ставлю картинку)

Воспитатель: Отчего разрослась особая красная водоросль?

Дети: От весеннего тепла.

Воспитатель: Как начинается разгадка?

Дети: …Но глазам верить надо.

Воспитатель: Какими словами автор заканчивает рассказ?

Дети: И снег… зацвел! Только-то и всего.

Воспитатель: Молодцы ребята, давайте попробуем пересказать этот рассказ вместе. Я буду загадывать загадку первую часть, а кто то из вас расскажет отгадку вторую часть рассказа. Кто мне поможет? (Слушаю 2-3 детей)

2 Физминутка: «Весна»

Улыбаются все люди-весна, весна, весна!

(дети поднимают руки над головой и ритмично хлопают)

Она везде, она повсюду — красна, красна, красна.

(делают ритмичные повороты туловища)

По лугу лесу и полянке — идет, идет, идет.

(ритмично шагают на месте)

На солнышке скорей погреться — зовет, зовет, зовет.

(взмахивают обеими руками к себе)

И в ручейке лесном задорно — звенит, звенит, звенит.

(ритмично щелкают пальцами рук)

По камушкам в реке широкой журчит, журчит, журчит.

(потирают ладони)

Разносит запахи повсюду цветов, цветов, цветов.

(делают из пальцев бутон)

И все живое сразу слышит весенний этот зов!

(ритмично сжимают и разжимают пальцы)

Воспитатель: Присаживайтесь на свои стульчики. Ребята у Н.И. Слакова есть еще один интересный рассказ, и называется он — «Волосатое дерево», послушайте первую часть.

«Волосатое дерево»

Разные бывают деревья: толстые — тонкие, высокие — низкие, прямые — кривые. А в горах можно увидеть дерево волосатое! Увидишь — глазам не веришь. А подойдешь, пощупаешь — так и есть, мохнатое! Ствол снизу звериной шерстью оброс! Стоишь и гладишь мохнатое дерево, как собаку. Мягонькое, пушистое...

Воспитатель: Ребята какие бывают деревья?

Дети: Толстые, тонкие и т.д

Воспитатель: Правильно ребята, а в горах какое дерево можно увидеть? Что в нем особенного? На что похоже такое дерево?

Дети: Волосатое дерево, оно мохнатое, как собака. (Прошу поставить картинку на мольберт)

Воспитатель: Как вы думаете ребята, а почему дерево мохнатое?

(Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, первая часть — это загадка, кто загадает загадку еще раз?

(Спрашиваю 2-3 детей)

Воспитатель: Молодцы ребята, а сейчас послушайте продолжение рассказа — отгадку на этот вопрос «Почему дерево волосатое?»

Если спрятаться у такого мохнатого дерева, то можно тайну его разгадать. Спустится со скалы дикая коза, подойдет к дереву и начнет тереться! Линяет она весной, шерсть зимняя клочьями — вот о кору и счесывает. Одна коза почешется, вторая потрется, третья поскребется — дерево шерстью и обрастет! Стоит волосатое дерево — всем на удивление.

Воспитатель: Почему дерево мохнатое? Кто в этом виноват?

Дети: Дерево мохнатое из-за коз.

Воспитатель: Что козы сделали? Как они оставляют свою шерсть? Почему шерсть остается на стволе дерева?

Дети: Это козы виноваты, они линяют и трутся о дерево.

Воспитатель: Как вы понимаете слово линяет?

Дети: Коза сбрасывает шерсть.

Воспитатель: Правильно животное сбрасывает подшерсток, который грел его зимой, а летом стал не нужен. Как автор пишет в рассказе? Что делала одна коза?

Дети: Одна почешется.

-А вторая?

Дети: Вторая потрется.

-А третья?

Дети: Третья поскребется.

Воспитатель: Ребята, каким предложением заканчивается рассказ?

Дети: …Стоит волосатое дерево — всем на удивление.

Воспитатель: Правильно ребята, а давайте попробуем пересказать этот рассказ. Я буду загадывать загадку первую часть, а кто то из вас расскажет отгадку вторую часть рассказа. Кто хочет мне помочь? (Слушаю 2-3 детей)

Заключительная часть.

Воспитатель: Молодцы ребята. Наш читальный зал закрывается. Книгам тоже пора отдохнуть, они будут ждать своих читателей снова.

Ребята, с какими загадочными историями мы сегодня познакомились?

Дети: Красный снег. Волосатое дерево.

Воспитатель: Кто написал эти рассказы.

Дети: Н.И. Сладков.

Воспитатель: Почему снег красного цвета?

Дети: Потому что разрослась красная водоросль.

Воспитатель: Почему дерево волосатое?

Дети: Козы трутся о дерево и оставляют шерсть.

Воспитатель: Какая история вам понравилась больше? Почему?

(Ответы детей)

Воспитатель: Какую загадочную историю вам хотелось бы рассказать родителям и друзьям?

Спасибо большое, занятие закончилось, вы большие молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему "Пересказ художественного произведения Н. Калининой «Про снежный колобок»"

Пересказ художественного произведения Н. Калининой «Про снежный колобок» с целью формирования связной выразительной речи у детей....

План-конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «"Пересказ рассказа Е. Чарушина "Лисята"

Задачи: Связная речь: учить детей выразительно пересказывать литературный текст без помощи вопросов воспитателя;словарь: учить придумывать загадки; подбирать по смыслу названия качеств (прилагате...

Конспект по развитию речи в старшей группе по теме «Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик».

Задачи и цели: - Научиться связно, пересказывать сказку, опираясь на мнемосхемы. - Учились объяснять смысл поговорки. - Закрепляли умение образовывать слова при помощи суффиксов....

Конспект открытого урока по развитию речи в старшей группе на тему: Пересказ рассказа Е.И. Чарушина "Лисята"

Конспект открытого урока по развитию речи в старшей группе на тему: Пересказ рассказа Е.И. Чарушина "Лисята"...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Пересказ сказки Н.И.Сладкова «Медведь и солнце»

Цель:Обучение связному и последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем.Образовательные:1. Формировать представления детей о характерных признаках весны.2. Познакомить д...