доклад "Роль детского сада в речевом развитии ребенка"
консультация по развитию речи

Ринчинова Алена Анатольевна

Почему уделяется особое внимание речевому развитию в детском саду? Потому, что именно оно является одним из важнейших показателей интеллектуального уровня ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_rol_detskogo_sada_v_rechevom_razvitii_rebenka.docx26.34 КБ

Предварительный просмотр:

Роль детского сада в речевом развитии ребенка

Почему уделяется особое внимание речевому развитию в детском саду? Потому, что именно оно является одним из важнейших показателей интеллектуального уровня ребенка.

Поэтому систематическое обучение речи, методическое развитие речи и языка лежат в основе всей системы воспитания в детском саду.

Детский сад обязан создать такую конкретную обстановку, среди которой речь детей смогла бы развиваться правильно и беспрепятственно.

Развитие человека - физическое и психическое проходит следующие возрастные ступени: младенчество; ранний детский возраст; дошкольный (детство); младший школьный; подростковый (отрочество); юношеский возраст; зрелость. Интеллект появляется на ступени раннего детского возраста и интенсивно совершенствуется в дошкольном, младшем школьном и подростковом. Но он развивается у человека и совершенствуется только при непременном условии овладения речью.

Если взрослые, окружающие ребенка, с младенчества начнут правильно учить его говорить, у него уже будет развита способность представлять, а затем думать и воображать; эти способности с возрастом совершенствуются. Параллельно с развитием интеллекта развивается и совершенствуется эмоционально-волевая сфера.

Известны случаи из жизни, когда дети по вине  взрослых оказывались  психически недоразвитыми, плохо усваивали речь, с трудом учились в школе, потому что в семье с раннего возраста не занимались их речевым развитием.

В. А. Сухомлинский описывает случай из своей практики директора школы. Ученик этой школы, сын железнодорожника, жившего на железнодорожном разъезде, воспитывался в дошкольные годы бабушкой, совершенно глухой женщиной. Из-за своего недуга она не могла реагировать на речевые действия внука, и он оказался почти немым. Усилия учительницы начальных классов развить речь мальчика не дали результата, нельзя было обучить его и грамоте. Хотя этот мальчик и родился с предпосылками для нормального развития, отсутствие речевого общения оказалось причиной того, что интеллект его не развился.

Своевременное и полноценное овладение речью является первым и важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного ее развития. Своевременное – значит начатое с первых же дней после рождения ребенка; полноценное – значит достаточное по объему языкового материала и побуждающее ребенка к овладению речью в полную меру его возможностей на каждой возрастной ступени.

Своевременное и полноценное овладение речью является первым и важнейшим условием развития полноценной психики ребенка и дальнейшего продолжения его развития. Своевременные меры начинаются с самых первых дней после рождения ребенка, где полноценно используются языковой материал, способствующий овладению речью ребенком в полную его меру на каждой возрастной ступени.

Внимание к развитию речи ребенка на первых возрастных ступенях особенно важно потому, что в это время интенсивно формируется мозг и организовываются его функции. Согласно исследованиям физиологов, функции центральной нервной системы легко поддаются тренировке именно в период их естественного формирования. Без тренировки развитие этих функций задерживается и может остановится навсегда.

Для функции речевого творчества таким «критическим» периодом развития являются первые три года Первые три года жизни ребенка  являются критическим периодом для функции речевого творчества, так как : к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание областей мозга, ребенок овладевает основными грамматическими формами родного языка, накапливается большой запас слов. Если же в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.

Перед детским садом стоит важная задача - научить детей свободно пользоваться родным языком в непосредственном общении с окружающими людьми, правильно и понятно для слушателей выражать свои мысли в устной форме.

При благоприятных условиях  эти качества  вырабатываются у ребенка и в семье в результате влияния родителей, чаще всего несистематического, иногда даже непреднамеренного. В детском саду связная речь, богатство словаря, чистота произношения вырабатывается у ребенка планомерным обучением, путем применения разнообразных методических приемов.

Воспитатель развивает мышление и все стороны речи детей на том содержании, которое дает им ознакомление с окружающей жизнью: бытом семьи и детского сада, трудом людей, общественными событиями и явлениями, живой природой, предметным миром. Познание ребенком окружающей действительности становится более четким, осознанным благодаря тому, что оно облекается в словесную форму, так как в языке регистрируется и закрепляется познавательная деятельность человека.

В детском саду детей не только учат свободно владеть родным языком в непосредственном общении, но и развивают умение вежливо разговаривать с друзьями и взрослыми в разных условиях: высказываться на занятии, разговаривать друг с другом в повседневной жизни, отвечать на вопросы взрослых, выполнять словесные указания, например, спросить, который час, узнать, что на завтрак и т. д.

Воспитание культуры речи тесно связано с воспитанием чувств, морального облика детей. Вежливость, культура речи должны выражать подлинное отношение к людям – дружеское расположение к товарищам, любовь к родным и близким, уважение к старшим.

Учитывая индивидуальные особенности поведения детей, педагог учит их слушать и понимать речь взрослых, обращенную не только лично к отдельному ребенку, но и ко всей группе, запоминать сказанное на занятии, прислушиваться к речи своих друзей в играх и на общих занятиях, сдерживать себя, говорить тихо, когда другие учатся или отдыхают. Всеми этими качествами ребенок, поступающий в детский сад, еще не обладает; их воспитание требует кропотливой и настойчивой работы воспитателя на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду.

Учитывая индивидуальные особенности поведения детей, педагог учит их слушать и понимать речь взрослых, обращенную не только лично к отдельному ребенку, но и ко всей группе, запоминать сказанное на уроке, прислушиваться к речи своих друзей в играх и на общих занятиях, сдерживать себя, говорить тихо, когда другие учатся или отдыхают. Всеми этими качествами ребенок, поступающий в детский сад, еще не обладает; их воспитание требует кропотливой и настойчивой работы воспитателя на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду.

Перед детским садом стоит еще одна важная задача: воспитать у детей интерес и любовь к художественному слову.

Художественная литература оказывает огромное влияние на умственное, нравственное и эстетическое развитие детей, и вместе с тем она является одним из могучих средств развития и обогащения их речи. В дошкольные годы жизни ребенка его нужно ввести в прекрасный мир народного творчества, познакомить с лучшими книгами детских писателей (русских, украинских, белорусских и др., с некоторыми доступными этому возрасту произведениями классиков отечественной литературы, а также зарубежных детских писателей. Благодаря художественной литературе, детям становится ближе и понятнее внутренний мир человека, его чувства, мотивы поступков, его отношение к другим людям, природе.

Художественная литература обогащает эмоции детей. Слушая чтение, рассказывание, дети сочувствуют герою, переживают вместе с ним его приключения, невзгоды и победы.

Воображение ребенка следует за течением рассказа, сказки и одну за другой рисует картины. Способность человека воссоздавать образ по слову чрезвычайно ценна, и эту способность помогает развивать художественная книга.

Ребенок видит, слышит, осязает, обоняет, вкушает, взвешивает, сравнивает, и совокупность всех чувственных впечатлений образует в первые же годы его жизни тот фундамент, на котором мало-помалу будет расти здание его представлений и знаний, а стало быть и богатство языка. Степень ясности и определенности этих представлений, а в связи с этим устойчивости и точности языка находится в зависимости от двух условий: меры участия в образовании этих представлений возможно большего числа внешних чувств и мер активности, проявляемой самим ребенком в процессе наблюдения и постижения окружающей его действительности.

Воспитательница следит за тем, чтобы каждое чувственное завоевание связывалось со словом. Она стремится к тому, чтобы дети называли предметы, их признаки, действия, соотношения, чтобы они умели описать то, что видят, умели сравнивать.

Воспитательница в совершенстве владеет родным для детей языком, выдвигая в своем языке тот образец, которому дети могут следовать, владеет всеми методами развития языка ребенка, признанными педагогикой. Формы живого слова, которыми она пользуется, служат не только для осмысления наглядного материала, но и для воздействия на высшие чувства.

Обучение языку идет рука об руку с развитием любви к лучшим образцам родной литературы, потребности быть в общении с ними, черпать в них радость и вдохновение.

Живое слово, образная сказка, рассказ, в должное мгновение и с должной выразительностью прочитанное стихотворение, народная песня царят в детском саду, как и в семье, и готовят ребенка к дальнейшим, более глубоким художественным восприятием.

Ребенок живо, всем существом своим отзывается на эти эстетические впечатления; он подражает и матери, и воспитательнице и сам рассказывает, декламирует, поет, жестикулирует, импровизирует. Его литературные вкусы слагаются на лучших образцах.

Обучение ребенка начинается задолго до того времени, когда его засаживают за букварь и перо. Руководить именно этим обучением и есть основная задача детского сада. Расширяя методически, шаг за шагом, число представлений детей, неизменно памятуя, что отнюдь не глаза и не руки, а ухо является краеугольным камнем развития их языка, влияя путем обдуманно подобранного, ценного литературного материала на их чувства, на выработку художественных вкусов, детский сад совместно с семьей готовят школе именно тех учеников, за которых она всегда скажет им горячее спасибо.

Итак, какова же роль детского сада в развитии речи ребенка? Ее трудно переоценить. В детском саду учат детей правильно говорить на родном языке в непосредственном общении с окружающими людьми (элементарным формам диалогической и монологической устной речи, воспитывают навыки организованной речевой деятельности, обогащают словарь, воспитывают любовь к художественному слову. Все это осуществляется воспитателем в соответствии с программой каждой возрастной группы в течении всего пребывания в детском саду.

К концу дошкольного возраста большинство детей полностью усваивает звуковую сторону родного языка, значительную часть словаря и грамматический строй устного разговорного языка; к семи годам речь детей стоит на уровне бытового разговорного языка окружающих их взрослых.

Упражнения по развитию речи являются неотъемлемой частью всех видов деятельности в детском саду, причем неважно, специальное это занятие или же самостоятельное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль детской книги в речевом развитии ребенка

Работа с художественным произведением на занятиях по развитию речи...

Роль детской книги в речевом развитии ребенка

Как научить ребенка содержательно, грамматически связно и последовательно излагать свои мысли? Какие книги должны быть в домашней библиотеке малыша? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в этой по...

Роль детской книги в речевом развитии ребенка

Ребенок-дошкольник является своеобразным «читателем». Слово «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взросл...

Занятие в старшей группе детского сада по речевому развитию «Доброе слово дом построит, а злое разрушит»

Цели:воспитывать уважительное отношение друг к другу, приобщать к культуре поведения;продолжать обогащать словарь детей вежливыми и добрыми словами;способствовать проявлению своей индивидуальности;фор...

Роль детской книги в речевом развитии ребенка.

Детские книги играют большую роль в речевом развитии детей. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления развития всех сторон речи: фонетической, лексиче...

Система работы детского сада по речевому развитию (основная и вариативная часть Образовательной Программы )

В статье раскрывается система работы детского сада по реализации парциальных программ и технологий  по образовательной области "Речевое развитие" . Так же затрагиваются ...

«Роль семьи и детского сада в речевом развитии ребёнка 3-4 лет»

Основные задачи речевого развития детей:- формирование грамматического строя (умение сочетать слова по родам, падежам и числам);- формирование правильного звукопроизношения, правильного речевого дыхан...