Конспект открытого занятия по развитию речи с включением театрализованной деятельности в младшей группе «Теремок» на тему «Путешествие в сказку «Заюшкина избушка»
материал по развитию речи (младшая группа)

Ивашура Кристина Сергеевна

Любимая малышами русская народная сказка в классическом пересказе О.И. Капицы и с яркими иллюстрациями А.М. Савченко — теперь в новом формате! На каждом из шести разворотов малыша ждёт красочный пазл из 6 прочных деталей. Где-то здесь затаился зайка, торжествует хитрая лиса, в испуге убегают волк и медведь, а бесстрашный петушок весело шагает по дорожке. Пока взрослые читают вслух интересную сказку о храбрости и справедливости, кроха будет развивать мелкую моторику, концентрацию внимания и усидчивость. Удобная ручка и пластиковый замочек, прикрепленные к книге, позволят взять её с собой в дорогу, на прогулку или в гости. Книги серии "Чудо-пазлы с замком и ручкой" — классика для самых маленьких в удобном игровом формате!

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКДОУ «Кобыльской детский сад «Гнездышко» Глушковского района Курской области»

Конспект открытого занятия по развитию речи с включением театрализованной деятельности в младшей группе «Теремок» на тему «Путешествие в сказку «Заюшкина избушка»

Воспитатель: Ивашура Кристина Сергеевна

Апрель 2024г

Конспект НОД по развитию речи

в младшей группе «Теремок»

«Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка»

Цель: Развивать речь детей посредством русской народной сказки «Заюшкина избушка».

Задачи:

1. Образовательные: продолжить знакомить детей с русской народной сказкой «Заюшкина избушка»; учить детей отвечать на вопросы воспитателя; учить детей слушать текст сказки.

2. Развивающие: развивать интонационную выразительность на материале звукоподражаний; развивать фонематический слух; развивать зрительное и слуховое восприятие; развивать внимание, память и мышление; развивать мелкую моторику рук; развивать артикуляционный и дыхательный аппараты.

3. Воспитывающие: воспитывать интерес к чтению художественной литературы; воспитывать художественно-эстетический вкус; воспитывать культуру речи.

4. Речевые: развивать звукоподражание; развивать фонематический слух; расширять активный словарный запас детей; формировать грамматический строй речи; учить правильно употреблять предлоги.; продолжить работу над автоматизацией звука «с».

Материалы: лед, дерево, две избушки: лубяная и ледяная; мягкие игрушки: заяц, петух, лиса, волк, медведь, собака, щенок; музыкальные инструменты: ложки 2 шт., колокольчик, дудочка; схемы для артикуляционной гимнастики; книга «Заюшкина избушка; сундук; аудиозапись логопедическая «СУ, СА, СЫ,СИ»; снежинки по количеству детей на веревочке;

Ход НОД

I. Организационный момент

(Дети сидят на ковре и играют, воспитатель заносит сундучок в группу)

В.: Ребята, сегодня утром я пришла в садик и около дверей группы нашла вот этот сундук. Посмотрите какой он большой и интересный. Хотите узнать, что в нём?

(Да!)

В.: Что-то он не открывается, наверное, этот сундук волшебный и надо сказать волшебное слово. А какое волшебное слово, вы мне подскажите?

(Дети говорят слово «Пожалуйста»)

В.: Верно, ребята. Повторяйте за мной: сундучок, пожалуйста, откройся!

(Сундучок, пожалуйста, откройся!)

(Воспитатель открывает сундук, достает оттуда игрушку Петуха и книгу со сказкой «Заюшкина избушка»)

В.: Ребята, посмотрите кто это?

(Петушок!)

В.: Верно! Посмотрите внимательно на обложу книги, как вы думаете, Петушок герой какой сказки?

(«Заюшкина избушка»)

В.: Правильно, дети! Петушок – герой сказки «Заюшкина избушка». Мы с вами ее уже читали, и вы наверное хорошо помните, какая беда случилась с Зайцем. Только Петушок сможет ему помочь. А вы поможете Петушку спасти Зайца?

(Да!)

В.: Отлично! Но как же нам отправиться в сказку? Быть может книжка тоже не простая, а волшебная? Сядьте все на стулья, положите руки на колени, закройте глаза и приготовьтесь слушать…

(Дети садятся на стулья, мл. воспитатель включает волшебную музыку, воспитатель читает первые строки сказки, после чего мл. воспитатель выставляет два домика (лубяной и ледяной), а дети открывают глаза)

В.:

Книжка открывается, сказка начинается.

Про Заюшку и Лису,

и про всех зверей в лесу.

Откройте глаза и послушайте внимательно.

(Дети открывают глаза)

II. Основная часть

В.: Жили-были Лиса да Заяц. У Лисы избушка была ледяная.

1) Ребята, потрогайте кусочек льда. Какой он на ощупь?

(Дети берут из контейнера по кусочку льда)

(Холодный, мокрый, синий)

В.: Правильно, избушка у Лисы была изо льда - светлая, холодная.

А у зайца — лубяная, то есть - деревянная.

2) Вот, потрогайте бревнышко, постучите по нему. Какое оно?

(Дети стучат и осматривают бревнышко)

(Бревнышко твердое, теплое, желтое)

В.: Правильно. Избушка у Зайца была деревянная, теплая, темная, прочная – твердая.

Вот лиса и дразнит зайца:

— У меня избушка светлая, а у тебя тёмная! У меня светлая, а у тебя тёмная!

3) Дыхательная гимнастика «Дуем на снежинку»

Цель: Развивать дыхательный аппарат детей.

В.: - Но пришла весна.

(Мл. воспитатель раздает детям снежинки на веревочке)

В.: Но пришла весна, лед и снег начали таять. Ребята, растопите избушку Лисы, положите снежинку себе на ладошку и подуйте. Сдувайте снежинку с ладошки.

(Дети дуют на снежинки, складывая губы трубочкой)

В.: - Пришла весна и избушка у Лисы – растаяла.

(Мл. воспитатель убирает ледяной домик и собирает снежинки)

5) Логопедическая игра «Необычная песенка»

Цель: Развивать речевой аппарат детей. Автоматизировать звук «с».

В.: — Нет, Лиса, не пущу! Зачем дразнилась?

Стала Лиса пуще упрашивать и запела. Как Лиса поет? Повторяйте за мной.

(Мл. воспитатель включает логопедическую аудиозапись «СУ,СА,СЫ,СИ)

6) В.: Постучала Лиса в дверь к Зайцу: тук-тук-тук. Как Лиса стучится? Постучите кулачком по ладошке? Тук-тук-тук..

(Дети стучат по ладошке и повторяют звуки за воспитателем)

В.: Постучала и снова стала зайца упрашивать пустить ее в избушку. Пустил Заяц Лису к себе в дом. Прошёл день, другой — стала Лиса Зайца из избушки гнать:

— Ступай вон, косой! Не хочу с тобой жить!

Так и выгнала.

В.: Нечего делать, пошел Заяц в лес. Пойдемте посмотрим, куда же пошел Заяц.

(Дети подходят к столу, на который воспитатель сажает фигурку Зайца)

7) Пальчиковая игра «Травка»

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

В.: Посмотрите, сколько в лесу зеленой травки. Положите ладони на травку. Повторяйте за мной..

Зайчик по лесу скакал, (кончики пальцев касаются коврика и поднимаются)

На полянке отдыхал (ладони на ковре)

Ох, бежит лиса-сестрица, (волнообразное скольжение ладошками по коврику)

На обманы мастерица (потираем ладошки)

Зайчик спрятался под елку (одна ладонь на коврике, вторая на ладони сверху)

Там — зеленые иголки (меняем ладони)

Ой! Иголки! Колки! Колки! (кончики пальцев касаются коврика и поднимаются)

Лапкам Зайки очень больно (потираем ладошки)

Мы пойдем прогоним Лиску (шагают по коврику кончиками пальцев)

В темный лес, совсем не близко (погрозили указательными пальчиками)

Зайка! К дому поспеши, (ребра ладоней стучат по коврику)

Видишь, рядом ни души! (положили ладони на ковер)

(2 раза)

В.: Молодцы. Садитесь на стулья.

(Дети садятся на стулья, воспитатель продолжает сказку с героями у домика)

В.: Сидит Заяц на травке и плачет, горюет, лапками слёзы утирает.

Бегут мимо собаки.

8) Фонетическая игра «Громко-тихо»

Цель: Развивать речевой аппарат детей.

В.: — Тяф, тяф, тяф! О чём, заинька, плачешь?

— Как мне не плакать? Была у меня избушка деревянная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня же и выгнала.

— Не плачь, Зайчик, — говорят собаки. — Мы её выгоним.

— Нет, не выгоните!

— Нет, выгоним! Подошли к избушке. Собаки стали громко гавкать.

9) Ребята, как собаки гавкают?

(Гав-гав-гав!)

В.: Верно, давайте все вместе громко погавкаем и напугаем Лису! Гав-гав-гав! Поди, лиса, вон!

(Дети повторяют за воспитателем)

10) В.: Молодцы! А как щенки тявкают?

(Тяв-тяв-тяв!)

В.: Правильно, давайте все вместе тихо потявкаем и напугаем Лису! Тяв-тяв-тяв! Поди, лиса, вон!

(Дети повторяют за воспитателем)

11) В.: Услышала Лиса «Гав-гав-гав!» и спрашивает, кто так громко гавкает?

(Собаки!)

12) В.: Услышала Лиса «Тяв-тяв-тяв!» и спрашивает, кто так тихо тявкает?

(Щенки!)

В.: Молодцы!

Закричала Лиса с печи:

— Как выскочу,

Как выпрыгну —

Пойдут клочки

По закоулочкам!

Испугались собаки и убежали.

Опять сидит зайчик и плачет.

Идёт мимо Волк:

13) В.: А как Волк зубами делает? Щелк-щелк! Повторяйте за мной.

(Дети повторяют за воспитателем «Щелк-щелк!»)

14) В.: Молодцы! Идет Волк по лесу и песенку поет «Уууу, уууу!». Повторяйте за мной.

(Дети повторяют за воспитателем «Ууу-ууу!»)

В.: — О чём, Заинька, плачешь?

— Как же мне, серый Волк, не плакать? Была у меня избушка деревянная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, избушка у Лисы растаяла. Попросилась Лиса ко мне, да меня же и выгнала.

— Не плачь, Зайчик, — говорит Волк, — вот я её выгоню.

— Нет, не выгонишь. Собаки гнали — не выгнали, и ты не выгонишь.

— Нет, выгоню!

15) Физкультминутка «Зайка серенький сидит»

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит. (делает ручками ушки на голове и ими шевелит)

Вот так, вот так

И ушами шевелит. (2 строки 2 раза)

Зайке холодно сидеть

Надо лапочки погреть. (хлопает в ладоши)

Вот так, вот так

Надо лапочки погреть (2 строки 2 раза)

Зайке холодно стоять

Надо зайке поскакать. (прыгает)

Вот так, вот так

Надо зайке поскакать. (2 раза)

Волк зайчишку испугал.

Зайка прыг и убежал.

В.: Молодцы, оставайтесь на скамеечке и послушайте, что же было дальше.

Пришёл Волк к избе и завыл страшным голосом. А Лиса ему с печи:

— Как выскочу,

Как выпрыгну —

Пойдут клочки

По закоулочкам!

Испугался Волк и убежал. Вот Заяц опять сидит и плачет.

Идёт старый Медведь:

— О чём, заинька, плачешь?

— Как же мне, Медведушко, не плакать? Была у меня избушка деревянная, а у Лисы — ледяная. Пришла весна, избушка у Лисы растаяла. Попросилась Лиса ко мне, да меня же и выгнала.

— Не плачь, Зайчик, — говорит Медведь, — я её выгоню.

— Нет, не выгонишь. Собаки гнали, гнали — не выгнали, Серый Волк гнал, гнал — не выгнал. И ты не выгонишь.

— Нет, выгоню!

16) Дидактическая игра «Найди Лису»

Цель: Формировать грамматический строй речи. Учить правильно употреблять предлоги.

17) В.: Ребята, помогите Медведю выгнать лису. Для этого внимательно посмотрите на картинку и скажите, где спряталась Лиса – у домика, за домиком или в домике.

(Воспитатель показывает первую картинку «Лиса у домика»)

18) В.: Где стоит Лиса?

(У домика!)

(Воспитатель показывает вторую картинку «Лиса за домиком»)

19) В.: Верно, а теперь где стоит Лиса?

(За домиком!)

(Воспитатель показывает третью картинку «Лиса в домике»)

20) В.: Правильно! Молодцы! Ой, а где же теперь Лиса?

(В домике)

В.: Правильно, в домике, на печи сидит.

В.: Пошёл Медведь к избушке и зарычал:

21) Ребята, как медведь рычит? Повторяйте за мной..ррр-ррр

— Рррр... ррр... ступай, Лиса, вон!

А она с печи:

— Как выскочу,

Как выпрыгну —

Пойдут клочки

По закоулочкам!

Испугался Медведь и ушёл.

Опять сидит Заяц и плачет.

Идёт Петух, несёт косу.

— Ку-ку-реку! Заинька, о чём ты плачешь?

— Как же мне, Петенька, не плакать? Была у меня избушка деревянная, а у Лисы — ледяная. Пришла весна, избушка у Лисы растаяла. Попросилась Лиса ко мне, да меня же и выгнала.

— Не горюй, Заинька, я тебе Лису выгоню.

— Нет, не выгонишь. Собаки гнали, гнали — не выгнали, Серый Волк гнал, гнал — не выгнал, Старый Медведь гнал, гнал — не выгнал. А ты и подавно не выгонишь.

— Нет, выгоню! Пошёл Петух к избушке.

22) Логопедическая игра «Лисичка попляши»

Цель: Учить детей различать на слух звучание различных инструментов, подражать звуковым музыкальным инструментов.

В.: Ребята, посмотрите у Петушка есть ложка, колокольчик и дудочка.Как звучит дудочка?

(Воспитатель дудит на дудочке, дети звукоподражают)

(Ду-ду-ду!)

23) В.: Как звучит колокольчик?

(Воспитатель трясет колокольчик, а дети звукоподражают)

(Динь-динь!)

24) В.: Как звучат ложки?

(Воспитатель стучит ложками, а дети звукоподражают)

(Тук-тук!)

25) В.: Ребята, Лиса очень любит плясать под игру этих инструментов. Попробуем выманить ее из домика..Играем на дудочке…ду-ду-ду..ду-ду-ду..

(Дети звукоподражают, младший воспитатель изображает что Лиса танцует)

26) В.: Молодцы! Играем на колокольчике…динь-динь..динь-динь

(Дети звукоподражают, младший воспитатель изображает что Лиса танцует)

27) В.: Молодцы! Играем на ложках…тук-тук..тук-тук..

(Дети звукоподражают, младший воспитатель изображает что Лиса танцует)

В.: Выманил Петушок Лису из дома Зайца.

— Ку-ку-реку!

Иду на ногах,

В красных сапогах,

Несу косу на плечах:

Хочу Лису посечи́.

Пошла, Лиса, с печи́!

Испугалась Лиса, соскочила с печи — да бежать.

А Заюшка с Петухом стали жить да поживать.

В.: Вот и сказочке конец, а кто слушал…Молодец!

(Дети повторяют хором «Молодец!»)

III. Заключительная часть

В.: Ребята, в какой сказке вы сегодня побывали?

(Сказка «Заюшкина избушка»)

В.: Правильно. Дети, скажите, а Лиса какая?

(Лиса – хитрая, злая, красивая, рыжая)

В.: Молодцы! А какой Заяц?

(Заяц – трусливый, серый, маленький, пушистый)

В.: Хорошо, а Петух какой?

(Петух – смелый, красивый, сильный, добрый)

В.: Дети, а как вы думаете, что сказал Заяц Петуху, за то, что он помог ему Лису прогнать? Какое вежливое слово?

(Спасибо!)

В.: Правильно! Спасибо вам, ребята, что помогли Петуху спасти Зайца и прогнать Лису. За вашу работу, Петух и Заяц дарят вам вот эту новую интересную игру.

(Воспитатель передает детям игру)

В.: А нам пора возвращаться. Садитесь, пожалуйста, на стульчики.

(Звучит волшебная музыка, воспитатель закрывает книгу)

В.: Если дружно встать на ножки

Топнуть, прыгнуть – не упасть

То легко ребята могут

Снова в детский сад попасть!

(Звучит волшебная музыка, дети уходят на ковер играть)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи по средством театрализованной деятельности по сказке «Теремок»

Задачи:Образовательные задачи: учить выразительно, произносить фразы, развивать актёрские способности; учить передавать характерные черты героев сказки с помощью мимики, жестов, движений;Раз...

Конспект открытого занятия по развитию речи с элементами театрализованной деятельности в первой младшей группе на тему: «Сказки из сундучка»

Конспект открытого занятия по развитию речи с элементами театрализованной деятельности в первой  младшей группе на тему: «Сказки из сундучка» Цель: Формирование представления дет...

Конспект открытого занятия по развитию речи с элементами театрализованной деятельности в старшей группе на тему «Путешествие в сказочную страну»

Цель: создание благоприятных условий для развития речи и творческой активности у детей посредством театрализованной деятельности....

Конспект открытого занятия по развитию речи с элементами театрализованной деятельности в средней группе "Путешествие в сказку"

Цель: Развитие связной речи у детей через театральную деятельность; Задачи:Развивать познавательный интерес, желание участвовать в театрализованных постановках.Продолжать развивать зрительное и с...

Конспект открытого занятия по развитию речи с элементами театрализованной деятельности "Здравствуй, театр" (по мотивам русской народной сказки "Заюшкина избушка")

Конспект открытого занятия по развитию речи с элементами театрализованной деятельности  "Здравствуй, театр" (по мотивам русской народной сказки "Заюшкина избушка")...