Обучение грамоте."Путишествие в страну грамоты"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Занятие по обучению грамоте."Путишествие в срану грамоты"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuch_gr.docx29.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Югорка»

«Путешествие в страну Знаний».

/конспект комплексного итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. «Птичка»

                                                          Составила и провела:

                                               Фирсова В.Н.

2024г

        Развитие речи с элементами обучения грамоте.

Тема: « В  гости к королеве знаний!»

Образовательная область: «Речевое развитие».

Тематические модули: «Обучение грамоте», «Развитие речи».

Программное содержание:

Выявить и закрепить понятие детей о звуке, букве, слоге, слове и предложении.

Упражнять в умении делить слова на слоги, различать гласные и согласные звуки, ставить в словах ударения.

Закрепить умение делать звуковой  анализ слова.

Упражнять в умении подбирать  к слову родственные слова.

Развивать фонетический слух и внимание.

Развивать умение ориентироваться в пространстве, составлять предложения из слов,  пользуясь схемой.

Развивать словесно- логическое мышление у детей, умение рассуждать и делать выводы.

Упражнять детей в умении составлять рассказ из предложений..

Формировать навыки совместной работы , работы у доски.

Воспитывать желание учиться, ответственно относиться к выполнению заданий, дорожить дружбой.

Приемы и методы:

проблемная ситуация, сюрпризный момент, загадки,  самостоятельная работа детей по выполнению заданий, работа у доски, работа в тетрадях ,  физ.минутка, дидактические игры , вопросы – ответы, рассуждения и выводы  детей.

Материалы к занятию:

письмо от Королевы страны Знаний, посылка со школьными  принадлежностями,  предметные картинки, схемы предложений, конверты с наборами  слов  для составления предложений, карточки-схемы  для слова «ручка», цветные фишки для каждого ребёнка, рабочие тетради в клетку, простые карандаши, взаимоконтроль.

Предварительная работа:

игровые упражнения  и дидактические  игры на умение различать гласные и согласные звуки, умение делить слова на слоги, выделять голосом ударнуй звук, определять ударный слог,  составлять из слов предложения, из предложений рассказ; упражнения на умение подбирать к слову родственные слова и прилагательные к существительным; разгадывание ребусов и кроссвордов;  чтение слоговых  таблиц, слов, коротких предложений и текстов; разучивание пальчиковой гимнастики  «Скоро в школу мы пойдем» и физ. минутки к занятию; работа в тетрадях по печатанию букв и слов; домашнее задание – найти пословицы и поговорки о дружбе.

Ход занятия:

    Воспитатель звенит колокольчиком и дети собираются вокруг воспитателя.

Мой звонок звенит, заливается,

      И ребята вокруг меня собираются.

    - Дети, давайте возьмёмся за руки сделаем круг.

Собрались все дети в круг,
Ты мой друг и я твой друг.

                                           Крепко за руки возьмёмся

                                           И друг другу улыбнёмся.

- Улыбнитесь, дети друг другу и подарите улыбки гостям.

Ребята, сегодня к нам в группу пришло письмо, Давайте прочитаем его.

  «Мои дорогие юные друзья! Я, Королева Знаний, приглашаю вас в гости, в мою страну Знаний. Мне так хочется узнать, чему же вы научились на занятиях по обучению грамоте и развитию речи. В стране знаний вас ждут интересные задания, которые вам предстоит выполнить. Хочу  быть  уверена, что вы готовы к  школе. Желаю вам удачи!»( Покажем мы королеве знаний ,чему мы научились?Да)

Присаживайтесь поудобнее.

    -Ну что, ребята, вы готовы отправиться в страну Знаний?( Да) Для начала отгадаем загадки о жителях страны Знаний , проведём разминку для ума:

1. Один мягкий и свистит

         Другой, твёрдый и шипит

Третий вовсе запоёт

       Хоть кто его произнесёт…(звук)

     2.Чёрные птички

          На белой страничке

            Молчат, ожидают,

           Кто их прочитает…(буквы)

 3. Сначала я никак не мог

 Прочесть с двух букв

 Свой первый…(слог)

4. Звук я к звуку подберу

    И его произнесу,

      Если буквы  в ряд сложу,

       То его потом прочту…(слово)

5. Много слов я соберу

     Меж собой их подружу

       Понятным будет изложенье

     То получу я …(предложение)                                                                      

   Все загадки отгадали и в волшебную страну попали.

( звучит волшебная музыка)

    - Вот мы, кажется, и попали в страну Знаний. Ребята и у королевы знаний для вас есть задания .Будем выполнять?(Да)

               Отгадайте загадку:
             
 Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
И называется строй …

 

Ответ: Алфавит

 Дети: Буква – это символ, обозначающий звук на письме. Звук мы слышим и произносим..

Воспитатель: Чем буква отличается от звука?

Дети: Буквы мы видим и пишем.

Воспитатель: Назовите, пожалуйста какие звуки бывают.

Дети: Звуки бывают гласные и согласные.

Гласные звуки при произношении не встречают препятствие их можно петь.( читаем все гласные)Мы отмечаем красной карточкой.

Воспитатель: А вот с согласные звуки при произношении встречают препятствие при произношении.( проговорить пример)Назовите согласные звуки, которые мы с вами изучили.

Воспитатель: Спасибо!

Воспитатель: Какими бывают согласные звуки?

Дети: Согласные звуки бывают: твердые и мягкие, Твердые мы отмечаем синей карточкой а мягкие согласные зеленой. 

-  это посылка от Королевы Знаний! Давайте посмотрим, что в посылке.

(достаёт из посылки: тетрадь, азбуку, карандаши, ручку, пенал, ластик.

 )

    - Что это? Как назвать эти предметы одним словом?  (школьные принадлежностиГде они нам будут нужны?(В школе))

А вот и следущее задание задание:

Ребята, следущем  задание:Нужно внимательно послушать и разобрать слова на слоги. Вот эти слова:

тетрадь, азбуку, карандаши, ручку, пенал, ластик.

(Дети разбирают слова на слоги.)

Воспитатель: Молодцы! Вы наверно устали, давайте отдохнем и проведем

 Офтальмолог.

 Нас ждет еще одно задание. Нужно отгадать загадку:

Пишем ею мы в тетрадку

Буквы по порядку,

Очень нужная нам штучка,

А зовется просто… (ручка).

Дети: Ручка.

Воспитатель: Правильно! Давайте, все вместе в слух проговорим это слово. Нам нужно определить сколько букв и сколько звуков в этом слове.

(Дети все вмести проговаривают слово «Ручка» в слух.)

Воспитатель: Сколько букв и сколько звуков в этом слове?

Дети: 5 букв и 5 звуков.

Воспитатель: Молодцы! Все правильно! Давайте, составим это слово из букв и сделаем звуковой анализ слова «ручка.

(Составим модель слова «ручка» самостоятельно, а один ребенок у доски.)

Воспитатель: Назовите, пожалуйста, первый звук в слове «Ручка»

Дети: Звук [Р].

Воспитатель: кто даст характеристику этому звуку?

Дети: Звук Р – согласный,  твердый.

Воспитатель: Какого цвета фишку мы подберем для этого звука?

Дети: Для этого звука нужна фишка синего цвета.

Воспитатель: Назовите, пожалуйста, второй звук в этом слове

Дети: Звук [У].

Воспитатель: охарактеризуйте этот звук?

Дети: Звук [У] – гласный.

Воспитатель: Какого цвета фишку мы подберем для этого звука?

Дети: Для этого звука нужна фишка красного цвета.

Воспитатель: какой третий звук в этом слове?

Дети: Звук [Ч].

Воспитатель: Ребята, давайте дадим характеристику этому звуку?

Дети: Звук [Ч] – согласный,  мягкий.

Воспитатель: Какого цвета фишку мы подберем для третьего звука?

Дети: Нужна фишка зеленого цвета.

Воспитатель: какой следующий звук в этом слове, после звука Ч?

Дети: Звук [К].

Воспитатель: Нам нужна характеристика звука [К]?

Дети: Звук[К] – согласный,  твердый.

Воспитатель: Какого цвета фишку мы подберем для этого звука?

Дети: Для звука [К] нужна фишка синего цвета.

Воспитатель: Остался последний звук в этом слове, Что это за звук?

Дети: Это звук [А].

Воспитатель: Какой он? Дайте ему характеристику.

Дети: Звук [А]– гласный.

Воспитатель: Какого цвета фишка будет для этого звука?

Дети: Фишка красного цвета.

Воспитатель: Молодцы, ребята!

А тепрь мы составим преддложение со словом ручка и запишем схемы предложений. Мне  купили новую  ручку../- --.

Воспитатель:Молдцы.

Мы отправляемся дальше и следущее задание.

     Воспитатель.

Назовите слова обратные по значению антонимы:

День-ночь,сухой-мокрый,большой-маленький,длинный-короткий,Чистый-грязный.

Воспитатель-молодцы.Вы хорошо справились с заданиеми .

Физминутку:

 Теперь немного отдохнем,

Физкультминутку проведем.

Все сейчас тихонько встали,

Дружно руки вверх подняли,

В стороны, вперед, вниз,

Повернулись влево, вправо

Тихо сели и вновь за дело. (Проводится 2-3 раза

Следущее задание: Схемы предложений со словом ручка.

Следущее задание!Игра  Доскажи словечко.

***

3.Кто альбом раскрасит наш?

Ну, конечно…(карандаш)

***
Быть должны всегда в порядке
Твои школьные… (тетрадки).

Воспитатель.Молодцы.И еще одно задание.
***

Чтение слогов

.На мольберте.А теперь игра:

Игра « Прочитай слоги»

Нам с тобой пришёл черед

Сыграть в игру «Наоборот»

Скажу я слово «высоко», а ты ответишь…..низко

Скажу я слово «далеко», а ты ответишь……..близко

Скажу я слово «потолок», а ты ответишь…… пол

Скажу я слово «потерял», и скажешь ты ….нашёл

Скажу тебе я слово трус, ответишь ты…….храбрец

Теперь начало я скажу, ну, отвечай …конец

И еще одно задание:«Составь рассказ по картинкам. Скоро в школу.                                                                                                

        Дети работают за столами . Воспитатель обращает внимание детей, что  из предложений  получился рассказ и просит одного  или двух  детей пересказать его, соблюдая последовательность предложений

1.ПОКА Я хожу в деский сад.

СКОРО Я ПОЙДУ В ШКОЛУ.

И БУДУ УЧИТЬСЯ.

Я ХОЧУ МНОГО ЗНАТЬ

МНЕ КУПИЛИ ранец..

В школу я возьму с собой школьные принадлежности….

  Воспитатель хвалит детей.

Следущее задание. Раскась картинку Школа.

Итог занятия:
Воспитатель: Ребята, скажите, для вас какими были задания? Что больше всего вам понравилось? Воспитатель: - Ребята, ну вот и закончилось наше увлекательное путешествие в Страну Знаний Я думаю королеве знаний очень понривились ваши ответы .Она Вам прислала сюрприз..В добрый путь !Вас ждет школа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие – путешествие по обучению грамоте «Путешествие в страну - Грамоты»

Данное занятие можно считать итоговым по разделу программы "Обучение грамоте". Знятие построенно в игровой и доступной форме.  Занятие имеет три основные части, которые между собой взаимосв...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ по грамоте «Путешествие в страну Грамоты» в подготовительной к школе группе

Данное ОС имеет следующие программные задачи: учить детей проставлять ударение в словах и читать их с использованием ударения; закреплять умение выкладывать предложение с применением всех пройденных п...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ по грамоте «Путешествие в страну Грамоты»

Образовательное событие с детьми .Закрепдение полученных раннее знаний: ударение в словах и чтение  их с использованием ударения; закреплять умение выкладывать предложение с применением всех прой...

Конспект образовательной деятельности для подготовительной к школе группе по подготовке к обучению грамоте: «Путешествие в страну грамоты».

Цель: Выявить и закрепить уровень знаний, умений и навыков по разделу «Подготовка к обучению грамоте».Задачи:Обучающие:- Выявить уровень усвоения детьми полученных знаний, умений и на...

Конспект итоговой НОД в подготовительной группе по обучению грамоте « Путешествие в страну Грамота», 2021 г.

Обучать грамоте дошкольника можно и нужно  с использованием игровых методик. Данное занятие выстроено в форме увлекательного путешествия. Сначала учащиеся попадают в сказку к Бабе Яге и  клу...