Конспект по речевому развитию по сказкам К.И. Чуковского
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Конспект по речевому развитию по сказкам К.И. Чуковского

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 96 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Конспект занятия по речевому развитию по сказкам детского писателя К.И. Чуковского

Воспитатель:

Стрелкова Татьяна Николаевна

г. Санкт-Петербург

2024

Конспект занятия по речевому развитию по сказкам детского писателя К.И. Чуковского

(для детей средней группы)

Цель:

Закрепить и расширить представление детей о детском писателе К.И. Чуковском и его творчестве.

Задачи:

Образовательные:

  • Закреплять у детей умение определять содержание литературных произведений по отрывкам из книг и иллюстрациям.
  • Закреплять умение детей сравнивать животных.
  • Закреплять умение у детей образовывать множественное число имен существительных.

Развивающие:

  • Расширить и активировать словарный запас детей за счет слов: сказочник, детский, картинная галерея.
  • Развивать зрительное внимание: умение из частей составлять целое.
  • Развивать наглядно-образное мышление и слуховую память, умение находить на слух отгадку в строчках сказки.

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к художественной литературе, к сказкам.
  • Воспитывать у детей чувство доброты, отзывчивости, взаимопомощи.

Словарная работа:

Поучительные, отзывчивыми, аккуратными, доброжелательная, игривые.

Предварительная работа.

Чтение сказок К.И. Чуковского, рассматривание иллюстраций. Продуктивная деятельность: рисование на тему: «Мой любимый персонаж». Раскрашивание раскрасок с героями любимых сказок. Лепка на тему: «Посуда бабушки Федоры». Сюжетно-ролевая игра «Больница Айболита».

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие» 

«Социально - коммуникативное развитие» 

«Физическое развитие»

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, познавательно – исследовательская, здоровьесберегающая.

Материал:

Музыка для физкультминутки «Автобус», портрет К.И. Чуковского, предметы к игре - телефон, шоколад, перчатки, мыло, колпак врача, блюдце, воздушный шар, монета, градусник. Иллюстрации к произведениям «Федорино горе», «Айболит», «Мойдодыр», «Телефон», «Муха-Цокотуха», «Тараканище», разрезные картинки.

Ход занятия:

Дети заходят в группу, здороваются с гостями и встают в круг.

Воспитатель:

Собрались все дети в круг

Я твой друг, и ты мои друг.

Крепко за руки возьмёмся.

И друг другу улыбнёмся.

Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Чтобы у нас весь день было хорошее настроение.

- Дети, я вас сегодня приглашаю отправиться в путешествие по сказкам.

- А вот куда будет наше путешествие, догадайтесь сами.

Дети проходят и присаживаются на стулья. Звонит телефон.

Воспитатель:– У меня зазвонил телефон. «Кто говорит?»

Дети – Слон.

Воспитатель:– Откуда?

Дети:– От верблюда.

Воспитатель:– Что вам надо?

Дети:– Шоколада.

Воспитатель:– Из какого произведения этот отрывок?

Дети:– ответы.

Воспитатель:– А кто написал это произведение?

Дети:– ответы.

Воспитатель:- Для кого писал свои произведения К.И.Чуковский?

Дети:– ответы.

Воспитатель:– Значит, как можно сказать про него?

Дети:– Детский писатель

Воспитатель:- К. И. Чуковский – любимый детский писатель, сказочник. Его книги очень любят дети и с удовольствием читают взрослые.

- Какими должны расти дети по мнению Корнея Ивановича?

(Ответы детей: добрыми, отзывчивыми, аккуратными, бережно относились ко всему, что нас окружает, были честными, трудолюбивыми.)

Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю отправиться сегодня в путешествие туда, где живут сказки. Как вы думаете, как называется это страна?

(Ответы детей: в сказочную страну)

Но добраться мы туда можем только на автобусе. Вы готовы?

Дети: Да!.

Воспитатель: Присаживайтесь по удобнее и поехали.

 

Звучит музыка для физкультминутки «Автобус».

Физкультминутка «Автобус»

Вот мы в автобусе сидим

И сидим, и сидим

И из окошечка глядим

Всё глядим!

Глядим назад, глядим вперёд

Вот так вот, вот так вот

Ну что ж автобус не везёт

Не везёт?

Колёса закружились

Вот так вот, вот так вот

Вперёд мы покатились

Вот так вот!

А щётки по стеклу шуршат

Вжик-вжик-вжик, вжик-вжик-вжик

Все капельки смести хотят

Вжик-вжик-вжик!

И мы не просто так сидим

Бип-бип-бип, Бип-бип-бип,

Мы громко-громко все гудим

Бип-бип-бип!

Пускай автобус нас трясёт

Вот так вот, вот так вот

Мы едем-едем всё вперёд

Вот так вот!

Воспитатель: Первая наша станция «Сказочная». Я вам предлагаю поиграть в игру

«Герои сказок».

- Посмотрите, я сейчас уберу занавеску, а там Корней Иванович и его любимые герои.

 (убирает занавеску, а там пустые рамки.)

– Ребята, посмотрите, герои из сказок исчезли! Как вы думаете, почему это произошло?

(Ответы детей).

- Правильно, их кто-то заколдовал.

А чтобы их расколдовать вам нужно закончить стихотворение и назвать из какой сказки эти слова.

(Достает конверт с заданиями).

Отрывки из сказок:

1. Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар
И купила … (
самовар) «Муха-цокотуха»
2. А за ними кот, задом наперед
А за ним комарики …
(на воздушном шарике). («Тараканище»)

3. Одеяло убежало.
Улетела простыня,
И подушка, как лягушка … (
Ускакала от меня) («Мойдодыр»)
4.Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.
За лопатою метла
Вдоль по улице …
(пошла) («Федорино горе»)
5. А, потом позвонили мартышки:

«Пришлите, пожалуйста, …» (книжки) («Телефон»)

Воспитатель:– Ребята, а кто сочинил все эти сказки?

Дети:– ответы.

Воспитатель:- Посмотрите на героев, как вы думаете, что получилось у нас?

Дети:– ответы.

Воспитатель:– А получилась картинная галерея (выставка картин). Повторим четко вместе, тихо-громко.

Воспитатель:- Молодцы, вот здесь навели порядок. Идем дальше, и впереди нас с вами ждет новая станция «Тень». 

Давайте найдем животных по изображению его тени и назовем  их. Как вы догадались, что это именно то животное.

Дидактическая игра «Найди, чья тень?»

Воспитатель: ребята, какой слон (большой, сильный, ушастый, у него длинный хобот, хвостик маленький и т. д)

-Как вы догадались, что это крокодил (зубастый, страшный, низкий, длинный хвост и т. д)

-Почему вы решили что это заяц (уши длинные, хвост короткий, маленький и т. д

Слон, крокодил, заяц, кенгуру, бегемот, цапля, ворона, свинья, мартышка.

- Все эти звери, ребята, живут в одной замечательной сказке К. Чуковского под названием «Телефон». Молодцы, что быстро справились с заданием.  

А мы идем с вами дальше и следующая наша сказочная станция называется «Угадай-ка»

Воспитатель: Я хочу вас пригласить поиграть еще в одну игру «Из какой сказки предмет».

В корзинке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Помогите найти их владельца, вспомните сказку и строчки, в которых говорится об этом предмете.
(Дети подходят к столам, под скатертью в корзине лежат разные предметы из сказок К.И. Чуковского. Воспитатель показывает предмет, а дети называют его и определяют из какой сказки)

  • Телефон (У меня зазвонил телефон)
  • Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде,…а за ним комарики на воздушном шарике)
  • Мыло (Вот и мыло подскочило)
  • Блюдце (А за ними блюдца)
  • Перчатки (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?»)
  • Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла)
  • Шоколадка (Что вам надо – шоколада)
  • Градусник (И каждому ставить градусник)

Воспитатель:– Молодцы, вы справились с заданием.

Наше путешествие продолжается и следующая сказочная станция называется «Кто есть кто?»

Воспитатель: Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена?
Айболит - (
доктор)
Бармалей - (
разбойник)
Федора - (
бабушка)
Каракула - (
акула)
Мойдодыр - (
умывальник)
Тотошка, Кокошка - (
крокодильчики)
Цокотуха - (
муха)
Рыжий, усатый великан - (
таракан)

Воспитатель: Ребята, вы правильно ответили на все вопросы, а сейчас переходим к нашей последней станции, которая называется «Игровая». Посмотрите, на эти разрезные картинки, здесь разбежались звери, которых нужно собрать и назвать.

Игра «Собери картинку»

(Дети собирают разрезные части в одну картинку и проговаривают, что изображено на картинке в единственном и множественном числе)

Воспитатель:– Да вы просто умницы и умники. Ребята, занимайте места в нашем веселом паровозике, возвращаемся в детский сад!

(Звучит музыка «Автобус» )

Рефлексия:

Воспитатель:– Мы вернулись в наш детский сад!  Молодцы, вы справились! Хорошо вы знаете сказки и стихи К.И.Чуковского этого замечательного автора. Мы вспомнили наши любимые сказки, которые мы с вами читали.  

А почему вам нравятся сказки К.И Чуковского?

Дети:– Веселые, смешные, добрые, поучительные, интересные, игривые, любимые.

– А чему эти сказки нас учат?

Дети:– Быть добрыми, смелыми, аккуратными, вежливыми.

- Давайте вспомним, с какими сказками мы с вами встретились. Что вам особенно запомнилось или понравилось? (Ответы детей)

- А что для вас оказалось сегодня сложным? (Ответы детей)

- Мне понравилось с вами путешествовать и играть. Я еще хочу вам передать сладкие угощения от Мухи-Цокотухи.

(передает корзину с угощением)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно-речевого развития по сказке Э.Шим «Камень, ручей, сосулька и солнце»

Конспект познавательно-речевого развития по сказке Э.Шим«Камень, ручей, сосулька и солнце»          Программные задачи: закрепить представления детей о нар...

Конспект НОД по речевому развитию "По сказкам Корнея Чуковского" в средней группе

Формировать умение определять основную идею произведения...

Конспект открытого занятия по речевому развитию .Чтение сказки К.И.Чуковского "Федорино горе"

Конспект занятия по речевоме развитию. Продолжаем знакомить детей со сказками К.И.Чуковского. Закрепление видов посуды в д.игре....

Конспект по речевому развитию "Рассказывание сказки "Репка"

Сказки  - неотъемлемая часть детской жизни, которая помогает маленькому человеку познавать незнакомый мир. Сказки очень полезны:- сказки развивают речь ребенка. Ведь сказки являются источником но...

Конспект занятия речевого развития по сказке "Колобок " для детей младшей группы

Цель: Способствование развитию связной речи у детей.Задачи:Образовательные: Приобщать к художественной литературе.Развивающие: Создавать условия для развития воображения, мышления, связ...

Конспект по речевому развитию " Лесная сказка"

Конспект по речевому развитию " Лесная сказка"с использование технологии " Цветные палочки Кюизнера"...