Конспект ООД по образовательной области "Речевое развитие" для детей с ОНР ( подготовительная группа) Тема: "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Лютая Тамара Валентиновна

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_ood_zimuyushchie_ptitsy.doc127 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №41 «Золотая рыбка»

города Рубцовска Алтайского края

_________________________________________________________________________________________

658210, город Рубцовск, ул. Красная, 89

телефон 4-21-84, 4-45-45

E-mailds41-zr@yandex.ru

Тема : «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать»

Форма проведения: организованная образовательная деятельность

        Возрастная группа: подготовительная к школе группа для детей с ОНР

   

                                                  учитель-логопед

                                               Лютая Т. В.

                                                               

2019 г.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие» , «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие»,  «Художественно-эстетическое»

1.Лексическая тема: «Зимующие птицы»

2. Грамматическая тема: составление предложений различных синтаксических конструкций; согласование частей речи; образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами; употребление предлогов.

3Логопедическая тема: автоматизация и дифференциация сонорных и свистящих и шипящих звуков в спонтанной речи.

Возрастная группа: подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи.

Тема: «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать»

Цель: создание условий, способствующих развитию связной речи  через  составление предложений различных синтаксических конструкций.

Задачи:

Образовательные:

 Способствовать:

  • закреплению умения  отвечать на заданный вопрос полным предложением;
  • активизации умения в составлении предложений различных синтаксических конструкций;
  • закреплению навыков словообразования и словоизменения (образование существительных с уменьшительно-ласкательным

      суффиксом;  согласование частей речи в роде, числе, падеже); умения использовать в речи предлоги;

  • обогащению и активизации словарного запаса;
  • уточнению и обобщению знаний о   зимующих птицах;
  • закреплению понятия зимующие птицы.

Развивающие:

Способствовать:

  • развитию фонематического и зрительного  восприятия; 
  • развитию  внимания, памяти, мышления;
  • развитию артикуляционной, тонкой и общей моторики, синхронного взаимодействия между движением и речью;
  • развитию правильного речевого выдоха;
  • развитию грамматического строя речи;
  • развитию самостоятельной связной речи;
  • развитию воображения, фантазии.

Воспитательные:

Способствовать:

  • развитию эстетического восприятия:

- поощрять умение воспринимать красоту окружающего мира;

- поддерживать чувство любви и бережного отношения к природе, к зимующим птицам;

- поощрять умение  передавать в речи свои чувства.

  • развитию эмоциональной отзывчивости:

- поддерживать желание проявлять чувство ответственности, инициативности, доброжелательности, взаимопомощи и взаимовыручки;

             - поощрять умение  положительно оценивать речь друг друга;

             - поощрять умение управлять собой, выполнять установленные правила, сдерживать эмоциональное возбуждение,

        умение работать в коллективе.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА:

Зимующие, цвинькают, стрекочут, клекочут, свистят.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ:

1. Словесные: художественное слово, беседа, вопросы, напоминания, указание, поощрение,  правила  речи, объяснения.

2. Наглядные: сюрпризный момент, демонстрация картинок, слайдов, прослушивание фонограмм «Звуки природы»

3. Игровые: игры «Ветер», «Угадай птицу по силуэту», «Покажем птиц»,  «Согреем птиц», «Как стаи птиц голоса подают», «На кормушке».

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Беседы о зиме, о зимующих птицах, наблюдения за изменениями  природы, за природными явлениями, за поведением птиц зимой, чтение сказки «Проказы старухи зимы» К.Д. Ушинского, чтение стихов, рассказов, загадывние загадок о зимующих птицах, игры и занятия по развитию словаря, грамматического строя, связной речи, показ картин о зиме, зимующих птицах.

ОБОРУДОВАНИЕ: 

Фонограммы: «Звуки зимы», «Птичьи голоса», «Голоса птиц - дятел»,  «Звук ветра», «Звук пурги», слайды: зима как живое существо, звери зимой, природные явления ( ветер, пурга, солнечная погода зимой, снегопад), зимующие птицы, двухсторонние картинки с изображением  зимующих птиц (силуэтные и цветные): синица, снегирь, сорока, ворона, воробей, клёст, дятел, голубь,  макет дерева, шапочки  - зимующие птицы, кормушка для птиц, тарелочки, корм для птиц: семечки, ягоды рябины, крошки, семена шишек, кусочек сала, пшено, шишка.

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Цель: создание условий, способствующих ненавязчивому введению детей в образовательную деятельность, установлению контакта, положительной мотивации к предстоящей деятельности.

Задачи:

1. Привлечь детей к предстоящей совместной деятельности;

2. Способствовать активизации детей.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети по мере окончания игр готовятся к  логопедическому занятию, включаются в общую подготовку добровольно, активно, из интереса к происходящему. (убирают игрушки, строятся для перехода в музыкальный зал.)

Дети заходят в музыкальный зал.

Дети приветствуют гостей, присаживаются на стулья.

 

Дети слушают фонограмму «Звуки зимы».

Дети вступают в диалог с педагогом, отвечают на вопросы, делают выводы.

Предполагаемые ответы детей.

- Мы услышали звуки зимы.

– Я услышал шаги по снегу.

– Я услышала, как  вьюга воет.

– Я услышал треск деревьев.

– Я услышал пургу.

- К нам спешит зима.

У детей создана

мотивация к предстоящей деятельности.

Для организации  детей и установления эмоционального контакта за 10 минут до мероприятия учитель-логопед привлекает внимание детей, напоминает

о предстоящем логопедическом  занятии.

Педагог поощряет желание и умение детей действовать дружно, помогать друг другу.

Логопед обращает внимание детей на гостей, находящихся в музыкальном зале, предлагает присесть на стульчики.

 

 Педагог обращается к детям:

- Дети, расскажу вам по секрету к нам  придёт необычная гостья!

- Чтобы узнать, кто это, предлагаю послушать звуки природы.

 Звучит фонограмма «Звуки зимы».

После прослушивания записи логопед задаёт вопросы:

– Звуки какого времени года вы  услышали?

– Как вы догадались, что это звуки зимы?

- Если вы услышали звуки зимы, кто спешит к нам в гости?

Активизирует детей  похвалой.

- Правильно - это зима.

На экране  демонстрируется слайд с изображением зимы.

- Зима пришла послушать  историю, которую я хочу вам рассказать.

Стулья для детей и педагога.

Фонограмма «Звуки зимы».

Практическая деятельность.

Упражнение в составлении простых распространённых с прямым и косвенным дополнением и сложноподчинённого предложения с союзным словом «как».

Слайд 1. «Зима как живое существо».

Основная часть

Цель: создание условий, способствующих развитию связной речи  через  составление предложений различных синтаксических конструкций.

Задачи:

1.Способствовать:  активизации умения в составлении предложений различных синтаксических конструкций; закреплению умения  отвечать на заданный вопрос полным предложением; закреплению навыков словообразования и словоизменения (образовывание существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом;  согласовывание частей речи в роде, числе, падеже); умения использовать в речи предлоги ; обогащению и активизации словарного запаса; уточнению и обобщению знаний о   зимующих птицах; закреплению понятия зимующие птицы.

2.Способствовать: развитию фонематического восприятия; зрительного  восприятия, внимания. памяти, мышления. развитию артикуляционной

тонкой и общей моторики, синхронного взаимодействия между движением и речью; правильного речевого выдоха; грамматического строя речи;

самостоятельной связной речи; воображения, фантазии; развитию эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети слушают сказку.

Предполагаемый ответ

детей.

– Звери зиму не испугались, потому что у них шубка теплая.

Дети отвечают на вопросы  индивидуально.

Предполагаемые ответы

детей.

- Мы услышали птичьи голоса.

- Птиц, которые остаются с нами зимовать называют зимующие.

Дети  выполняют  дыхательное упражнение

«Ветер».

Дети выполняют упражнение на развитие воображения.

 Дети по «сугробам» подходят к «сугробу»-столу, угадывают птицу по силуэту, переворачивают картинку цветной стороной, прижимают «картинку-птицу» к себе. отвечают на вопросы предложениями,

употребляя название птицы

 с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

 Индивидуальные предполагаемые ответы:

- Я спас голубка.

- Я помог воронушке.

- Я выручила сороку.

- Я согрел воробышка.

- Я спас синичку.

- Я помогла снегирьку.

- Я помогла клесту.

Дети определяют первый звук в названиях птиц и садят птицу на дерево,называя её.

Предполагаемые ответы

детей.

- Голубь.

- Звук [Г].

- Птицы сидят на ветках.

- Мы сказали предложение.

- В предложении 4 слова.

- Птицы.

- Сидят.

- На.

- Ветках.

Дети,  надевают шапочки птиц.

Индивидуальные предполагаемые ответы:

- Клёст.

- Я дятел.

- Я ворона и т.д.

Дети, стоя около дерева, выполняют

артикуляционную гимнастику.

«Клювики»

Медленно всасывают щёки в зазор между зубами.

Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперёд.

«Острые клювики»

Показывают острый язычок.

«Голодные птицы»

Дети максимально широко открывают рот.

Хоровой предполагаемый ответ.

- У клеста зимой появляются птенцы.

«Птенцы ждут корм»

Дети делают чашечку из языка и удерживают её.

Хоровой предполагаемый ответ.

- Это дятел стучит.

«Дятел»

Дети поднимают язык за верхние зубы и стучат язычком: д-д-д-д-д.

Дети «пролетают» небольшой круг по залу, останавливаются и в кругу

проговаривают слова и выполняют  движения  вместе с педагогом.

Птицы крыльями махали

Всё летали и летали,

(Дети взмахивают руками).

Птицы в воздухе кружились

(Кружатся  вокруг себя).

На дорожку опустились,

(Приседают).

По дорожке поскакали,

(Встают,подскоки на месте).

Крошки, зёрнышки искали.

(Наклоны вперёд).

Дети  «летят» к стульчикам, присаживаются.

Дети рассказывают,

как птицы голоса подают.

Индивидуальные предполагаемые ответы детей:

Клесты клекочут.

Вороны каркают.

Сороки стрекочут.

Воробьи чирикают.

Голуби воркуют.

Синицы цвинькают.

Снегири свистят.

Дети  слушают продолжение истории.

.

Дети «летят» к столу с кормушкой.

Я, снегирь, буду клевать ягоды рябины.

Я,  дятел, угощусь семенами шишек.

Я, ворона, поклюю хлебные крошки.

Я, синица, буду питаться салом.

Я, воробей, буду клевать пшено

Я, сорока, буду угощаться зерном.

Я, голубь, поклюю семечек.

Люди спасли нас от голода!

Предполагаемый ответ детей:

- Зима, что не смогла  победить  птиц, потому что им помогают люди.

Дети,  снимают шапочки птиц.

Предполагаемые ответы детей:

- Зимой можно кататься на коньках, на санках, на лыжах, с горки, играть в снежки.

- Зимой очень красиво, бывает красивый снегопад, мороз рисует на стёклах красивые узоры.

- Зимой бывают праздники - Новый год и Рождество.

   Педагог рассказывает:

- Однажды разозлилась Зима на весь белый свет. То сильными морозами ударит, то вьюгой заметёт. Трудно пришлось всему живому.

Звери Зиму не испугались.

На экране демонстрируется слайд с изображением зверей зимой.

-.Почему не испугались звери?

Еще пуще Зима разозлилась. И слышит – чьи-то голоса.

Звучит  фонограмма «Птичьи голоса».

После прослушивания фонограммы логопед задаёт вопросы:

- Чьи  голоса вы услышали?

- Как называют общим словом птиц, которые остаются с нами зимовать?

На экране  демонстрируется слайд с изображением зимующих птиц .

Логопед продолжает рассказ:

- Услышала Зима птичьи голоса и решила  погубить птиц. Подула она на них холодным ветром..

На экране  демонстрируется слайд с изображением ветра,

звучит  фонограмма «Ветер».

Педагог просит детей  показать, как дул ветер.

Дети и логопед  под звуки ветра дуют два – три раза.

После выполнения дыхательного упражнения «Ветер» педагог продолжает рассказывать:

- Началась пурга сильная…

Замела пурга так, что ничего не видно вокруг.

На экране демонстрируется слайд с изображением пурги, звучит  фонограмма «Пурга».

 И птиц в сугроб замела. Замерзают они…

- Дети, предлагаю вам отправиться в парк и помочь птицам.

- Идёмте!

- Какие сугробы большие намела пурга,  перешагивайте через них, не упадите, помогайте друг другу, Соня, держи Артёма.

А вот и птицы.

- Освободите их  из сугроба и узнайте птицу, согрейте ласковым словом.  

Логопед берёт «картинку-птицу» переворачивает картинку цветной стороной, прижимает  к себе.

- Я помогла дятлику.

- Саша, кого ты спас?

- Тимофей, кому ты помог?

- Соня, кого ты выручила?

- Артём, кого ты согрел?

- Андрей , кого ты спас?

- Кирилл, кого ты выручил?

- Аня, кому ты помогла?

Логопед поощряет детей  похвалой.

- Молодцы, вы согрели птиц!

- Пурга утихла, солнышко вышло.

На экране демонстрируется слайд с изображением солнечной погоды зимой.

Педагог предлагает детям посадить птиц на дерево, активизирует детей индивидуальными обращениями и  похвалой.

Сначала посадим на дерево птиц, в названии которых  первый звук [ С ], …

([ В ], [СЬ], [ДЬ])

- Какая птица осталась?

- Какой первый звук в слове?

- Где сидят птицы?

- Что вы сказали?

- Сколько слов в предложении?

- Какое первое?

- Второе?

- Третье?

- Четвёртое?

- Молодцы, вы спасли птиц!

- А сейчас мы превратимся в птиц и поиграем!

Педагог раздает детям шапочки птиц:

 Логопед надевает шапочку клеста.

Педагог предлагает птицам-детям взяться за руки и познакомиться:

- Какая я птица?

- А вы что за птицы?

- Хорошо птицам на дереве!  

Стали  они клювики показывать.

- Покажите, какие острые клювики у птиц.

- Вспомните, как птицам голодно зимой, изобразите голодных птиц.

-  У какой птицы зимой появляются птенцы?

 - Покажите, как птенцы клеста ждут корм.

- Прислушайтесь, что за звук?

Звучит Фонограмма «Голоса птиц - дятел».

- Постучите язычком, как дятел.

Логопед поощряет детей  похвалой.

Педагог  предлагает «птицам- детям»  «полетать», чтобы не замёрзнуть.

Логопед приглашает детей вернуться на места.

- Вечереет…  Пора в домики.

- Птицы, а вы помните, как стаи ваших птиц  голоса подают?

Логопед задает воспитанникам вопросы, активизирует индивидуальными обращениями и  похвалой.

- Моя стая-клесты как голос подают?

- Вороны?

- Сороки?

- А воробьи?

- Голуби?

- А синицы?

- Снегири?

- Послушайте историю дальше.

- Сжалилась зима над нами, птицами, но ненадолго...

- Отправила она  снегопад на землю, чтобы он весь корм засыпал.

На экране демонстрируется слайд с изображением  снегопада.

 - Но птицам помогли люди, сделали кормушки, насыпали корм в кормушку,  чтобы холод им, сытым, был не страшен.

- Птицы, когда мы с вами летали, я заметила одну кормушку, полетели к ней!

Педагог приглашает «детей-птиц»  «полететь»  на кормушку.

- Сколько много корма. Будем угощаться!

- Я, клёст поклюю шишку.

Активизирует детей  похвалой, индивидуальными обращениями.

- Снегирь, что ты будешь клевать?

- Дятел,  чем ты угостишься?

- Ворона, что ты поклюёшь?

- Синица, чем ты будешь питаться?

- Воробей, что ты будешь клевать?

- Сорока, чем ты будешь угощаться?

- Голубь, что ты  поклюёшь?

- Все угостились? Какие люди добрые! Спасибо вам! Люди спасли нас.

 - Отчего нас спасли люди?

Педагог  приглашает  детей «полететь» в «домики» и послушать,  чем закончилась история.

- Поклевали птицы у кормушки и запели на разные голоса. Поняла зима, что с птицами ей не справиться.

Звучит  фонограмма «Птичьи голоса».

На экране демонстрируется слайд с изображением зимы.

- Почему зима не смогла победить птиц?

- Снимем шапочки, мы снова люди.

Педагог снимает свою шапочку и  забирает  шапочки у детей.

- Хоть и бывает зима суровой, но мы все равно её любим!

- А за что мы  любим зиму?

На экране демонстрируется слайд с изображением зимних забав, праздника Нового года.

Слайд 2. «Звери зимой».

Практическая деятельность.

Упражнение в составлении  сложноподчинённого предложения с союзом «потому что».

Фонограмма «Птичьи голоса».

Практическая деятельность.

Упражнение в составлении простого распространённого и сложноподчинённого предложения с союзным словом «которые».

Слайд 3. «Зимующие птицы»

Слайд 4. «Ветер».

Фонограмма «Звук ветра».

Дыхательное упражнение «Ветер».

Слайд 5. «Пурга».

Фонограмма «Звук пурги».

Стол, накрытый белой простыней, с ватным «сугробом» .

Двусторонние картинки-силуэты зимующих птиц .

Практическая деятельность.

Упражнения в составлении простых распространённых предложений с прямым дополнение в употреблении  имён существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Слайд 6.«Солнечная погода зимой»

Макет дерева.

Артикуляционная гимнастика.

«Птицы»

Практическая деятельность.

Упражнение в составлении простого распространённого предложения с прямым дополнением.  

Фонограмма «Голоса птиц - дятел».

Физминутка «Птицы»

(на развитие речи с движениями)

.

Практическая деятельность.

Упражнения в  употреблении простых нераспространённых предложений.

Слайд 7. «Снегопад».

Практическая деятельность.

Упражнение в употреблении простых распространённых предложений с прямым и косвенным дополнением, на развитие словесно-логического мышления.

Слайд 8. «Зима».

Фонограмма «Птичьи голоса».

Практическая деятельность.

Упражнение в составлении  сложноподчинённого предложения с союзом «потому что».

Слайд 9. «Зимние забавы, праздник Нового года».

Практическая деятельность.

Упражнение в  употреблении простых распространённых предложений с прямым и косвенным дополнением

Заключительная часть

Цель: подведение итогов.

Задачи:

1.Закреплять умение детей обобщать и делать выводы.

2.Развивать желание делиться своими впечатлениями.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечания

Дети сидят на стульчиках. Свободно выражают свои мысли, чувства, делятся своими впечатлениями.

Отвечают на вопросы хором и индивидуально. Предполагаемые ответы детей:

-  Мы были в парке.

- Мы помогали зимующим птицам.

- Как мы спасали птиц,  рассказывали,  как птицы голоса подают, как  угощались на кормушке.

Дети прощаются с гостями.

Педагог побуждает детей к обсуждению, выделению главного, обращаясь

с вопросами:

- Где мы побывали?

- Какой хороший поступок вы совершили?

- Что вам запомнилось?

Педагог активизирует детей индивидуальными обращениями, похвалой.

Педагог отмечает, что дети говорили предложениями, научились говорить красиво и правильно.

Логопед сообщает детям:

- А сейчас нам пора  в группу.

Педагог просит детей попрощаться с гостями.

Практическая деятельность.

Упражнение в  употреблении простых распространённых предложений с прямым и косвенным дополнением


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать..."

конспект занятия был разработан с целью закрепить знания детей о зимних явлениях в природе, расширить представления о зимующих птицах....

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе. Тема: «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать».

В рамках дошкольного учреждения все педагоги нашего сада подготовили и провели показ открытых занятий Мною было показано интегрированное занятие  по ознакомлению с окружающим миром. Дети узнали м...

Конспект «Наблюдение за живым объектом» Тема: «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать...»

Конспект разработан в помощь молодым педагогам при организации занятий по экологическому образованию дошкольников....

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе. Тема: «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать».

Конспект открытого занятияпо ознакомлению с окружающим миромво второй младшей группе.Тема: «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать»....

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию во второй младшей группе «Островок» на тему «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать...»

Расширять представления о зимующих птицах, развивать художественно-творческую деятельность детей.формировать умение рисовать нетрадиционным способом - ватными палочками;дать детям знания о жизни птиц ...

Занятие для детей старшего дошкольного возраста по теме "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!"

Данный материал поможет расширить знания  детей о птицах, вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам, учить проявлять заботу к ним....