проект «Развитие речи старших дошкольников посредством гекс- технологии»
проект по развитию речи (старшая группа)

Паспорт проекта :

По продолжительностидолгосрочный

Направленность: познавательно-речевое развитие детей.

Вид проекта : обучающий, творческий, игровой, групповой.

Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели.

Этапы реализации проекта :

подготовительный, основной и заключительный.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx608.52 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 8 города Сорочинска Оренбургской области

ПРОЕКТ

ТЕМА:

   

«Развитие речи старших дошкольников посредством  

гекс- технологии»

E:\Рисунок4.png

                                   

                               

         

                     Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 8»

                                                                    Ильина И.С.

г. Сорочинск

2022


Паспорт проекта :

По продолжительностидолгосрочный

Направленность: познавательно-речевое развитие детей.

Вид проекта : обучающий, творческий, игровой, групповой.

Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели.

Этапы реализации проекта :

подготовительный, основной и заключительный.

1 этап - подготовительный этап (сентябрь-октябрь 2022года)

  • изучение психолого-педагогической методической литературы;
  • проведение педагогической диагностики по речевому развитию детей;
  • разработка цикла мероприятий, направленных на развитие речи у старших дошкольников;
  • создание речевой среды по гекс- технологии.
  •  подборка методической литературы и материала для реализации проекта;
  • разработка перспективного плана мероприятий с детьми;
  • определение цели и задач проекта;
  • создание гексо-игр;
  •  разработка конспектов образовательной деятельности  с детьми;
  •  создание оборудования для реализации данного проекта

2 этап — основной этап (ноябрь 2022 года - апрель 2023года)

  • Проведение  образовательной деятельности   с детьми, направленных на развитие речи у детей старшего дошкольного возраста с использование гекс-технологий, взаимодействие с родителями, педагогами.
  • Реализация перспективного плана мероприятий с детьми в течение учебного года.

3 этап — заключительный этап (май 2023год)

  • рефлексия деятельности по реализации проекта, выявление достижений и затруднений проведенной работы:
  • организация и проведение итоговой диагностики воспитанников;
  • презентация проекта (итоговое совместное мероприятие с детьми, родителями, педагогами).

Цель проекта: Создание  условий для развития речи детей старшего дошкольного возраста с  использованием современной инновационной технологий шестиугольного обучения.

Задачи проекта :

изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития речи дошкольников;

• использовать гекс- технологию  в работе по развитию речи у старших дошкольников. ;

• проверить целесообразность и успешность применения гекс- технологии на занятиях по развитию речи дошкольников;

• взаимодействовать с родителями и педагогами (родительские собрания, консультации, буклеты);

• создать предметно-развивающую среду для применения гекс-технологии (картотеки, учебно-дидактические пособия, дидактические игры).

Ожидаемые результаты:

  • Позволит  проводить работу по изучению материала от  общего к частному, от лёгкого к более трудному;
  • Гекс- технология   будет способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей:
  • Развитие  навыков  сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Актуальность.

Проблема развития речевого творчества в системе образования подрастающего поколения в настоящее время все шире привлекает внимание философов, психологов, педагогов. С одной стороны общество ориентировано на потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем, с другой стороны в последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников, которое является важным компонентом речевого творчества.

На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей  дошкольного  возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

Анализ ситуации в показал, что у детей старшего дошкольного возраста наблюдается снижение словарного запаса, недостаточное развитие связной, грамматически правильно построенной диалогической и монологической речи, несмотря на то, что целевые ориентиры (в соответствии со ФГОС ДО) на этапе завершения дошкольного детства должны быть следующими: ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

Таким образом, актуальной является проблема поиска оптимальных средств развития речи детей дошкольного возраста и их системного использования, на основе равноправного взаимодействия педагога и воспитанника, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей развития последнего.

Такими средствами являются инновационные методы и приемы развития речи у дошкольников. Одной из таких технологий смело можно назвать гекс-технологию.

Развивающий потенциал технологии шестиугольного обучения многогранен, в ходе реализации данной технологии у детей формируются: социально-коммуникативные навыки, совершенствуются когнитивные способности, естественнонаучные представления о природных объектах и явлениях, математические представления и основы финансовой грамотности, культура речевого общения, предпосылки освоения грамоты, творческие способности, повышение самооценки и собственной значимости ребенка.

Одной из целей  использования гекс-технологии в детском саду является развитие связной речи у детей в процессе игровой деятельности, а также развитие познавательных процессов детей (память, мышление, воображение) через использование гексов в  игровых и развивающих упражнений.

Задачи:

  • Пополнять словарный запас детей, развивая грамматический строй речи.
  • Развить речевую практику детей, для овладения ими навыков общения.
  • Способствовать освоению детьми типовыми приемами фантазирования для развития воображения и решения проблем.
  • Развивать умение логически мыслить и связно выражать свои мысли.
  • Развивать творческое воображение, фантазию в речевых высказывания. Научить детей решению творческих задач.
  • Создать условия для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса, оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами, антонимами, нестандартными ответами);
  • Сформировать у детей умения наблюдать, анализировать, сравнивать, решать задачи творческого характера;
  • Воспитывать творческую личность, применять знания по применению шестиугольников  на других занятиях.

Использование гексов  в процессе обучения даёт несомненные преимущества:

• в активизации познавательной деятельности;

• в создании мотивационных установок на проявление творчества;

• в создании условий для развития образной стороны речи детей;

• повышает эффективность овладения всеми языковыми средствами;

• формирует осознанность в построении лексико-грамматических конструкций;

• развивает гибкость аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности.

Предполагаемый результат на этапе завершения дошкольного образования :

  •  у дошкольников развиты речь и творческое воображение;
  •  в силу возрастных и индивидуальных особенностей дошкольники умеют осуществлять логические операции сравнения, анализа, обобщения, эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы;
  • аргументированно, убедительно и дружелюбно отстаивать свою позицию;
  • делать позитивные выводы, вносить предложения, применять знания по гекс-технологии  на других занятиях и в повседневном общении.
  •  умеют составлять связный рассказ без повторов и пропусков существенной информации.
  •  умеют пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок, короткие рассказы.
  • самостоятельно используют шестиугольники  для описания, составления рассказа, пересказа, чтения стихов.
  • проявляют умственную активность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
  • у детей развиты психические процессы: мышление, внимание, память.

В результате совместной деятельности, непрерывной образовательной деятельности с применением гекс-технологии  у детей снимается чувство скованности, возникает чувство уверенности,  развивается логика мышления. Гекс-технология развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.

Используя в работе по развитию речи с дошкольниками гекс -технологиюважно учитывать следующие дидактические принципы:

  • Принцип свободы выбора — в любом обучающем или управляющем действии предоставить ребенку право выбора.
  • Принцип открытости – нужно предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условие творческого задания необходимо закладывать разные варианты решения.
  • Принцип деятельности — в любое творческое задание нужно включать практическую деятельность.
  • Принцип обратной связи — воспитатель может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.
  • Принцип позитивности- создание психологически комфортной, доброжелательной и теплой атмосферы помощи, сотрудничества.
  • Принцип индивидуального подхода- учет индивидуального опыта ребенка.

Этапы реализации проекта.

месяц

тема

задача

ноябрь

Описание картины «Осень»

Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»  

учить детей мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображенного на картине;

 учить детей устанавливать взаимосвязи между объектами, правильно задавать вопросы;

активизировать интерес детей к окружающему миру;

систематизировать знания детей о явлениях природы.

учить детей пересказыванию, используя шестиугольники;

учить представлять прошлое и будущее объекта и составлять связный рассказ об этом;

развивать речевые способности детей посредством игры.

декабрь

Описание картины «У елки»

учить детей мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображенного на картине;

учить детей устанавливать взаимосвязи между объектами с помощью шестиугольников;

активизировать мышление детей;

 учить сравнивать и анализировать свойства объектов.

январь

Описание картины «Зима»

учить описывать картину используя гексы; учить выстраивать сюжет знакомой сказки по порядку;                                                                развивать речь;                                                            закрепить знания о волшебнике «Время».

февраль

Заучивание стихотворения «Много мебели в квартире»

Игровое рассказывание по картине «На празднике».

 учить детей запоминать стихотворения, используя гексы;                                                  продолжать формировать умение слушать и запоминать стихотворение;  совершенствовать интонационную выразительность речи;                                      расширять словарный запас детей.

учить детей вживаться в образ и составлять связный рассказ от первого лица;                        учить подбирать признаки к предмету;       развивать фонематический слух у детей, умение определять место звука в слове.

март

Составление загадок с применением гексов

формировать у детей умение сравнивать объекты по нескольким различным признакам;                                                                учить составлять загадки, используя признаки, представленные в виде зрительных символов;                                                                            учить классифицировать объекты по данным признакам, составлять описательные рассказы. 

апрель

Сочинение сказки про животных с  использованием гексов   созданными детьми

систематизировать знания детей о сказочных животных;                                                                      развивать логическое мышление, воображение, творческие способности детей

май

Заучивание стихотворений с использованием готовых гексов

 продолжать формировать умение слушать и запоминать стихотворение;       совершенствовать интонационную выразительность речи;                                       расширять словарный запас детей.

Работа с родителями:

1) Консультации: «Как говорит ваш ребенок»«Развитие речи детей с использованием гекс-технологии»«Как развивать речь ребенка».

2) памятки: «Артикуляционная гимнастика»«Говорю с ребенком на языке игры»«Факторы успешного речевого развития детей»,

3) Родительские собрания «Применение гекс-технологии в работе по развитию речи  старших дошкольников»

Родители принимали активное участие в реализации проекта, с интересом знакомились с предложенным информационным материалом.

Продукт проекта: Гексо-планшет, который был создан в нашей группе для хранения и использования гексов. Гексо-планшет по нашему мнению многофункциональный, с одной стороны  находится коллекция гексов по пяти образовательным областям . С другой стороны  раскладываются  гексы которые понадобятся педагогу в течении дня.  Все шестиугольники находятся в свободном доступе, дети могут использовать их в процессе игры, а также могут по собственной инициативе создавать новые гексы, используя заготовки, из копилки по  созданию гексов.

Таким образом использование гекс - технологии в процессе развития речи дошкольников способствует :

  • активизации познавательной деятельности детей;
  • созданию мотивационных установок на проявление творчества;
  • созданию условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами);
  • повышению эффективности овладения всеми языковыми средствами.

Ильина Ирина Сергеевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-исследовательский проект "Развитие речи старших дошкольников с использованием нетрадиционных игровых технологий"

Актуальность исследованияВ последние годы наблюдается тенденция к увеличению количества детей с речевыми нарушениями. В садик поступают безречевые дети с практически полным отсутствием звуков, нарушен...

Педагогический проект «Развитие речи старших дошкольников через познавательную деятельность посредством ознакомления со сказами П.П.Бажова»

В данном материале представлен опыт проектной педагогической деятельности с дошкольниками старшего возраста. Базируясь на самобытном творчестве русского народа,  в общем, и красоту родного края, ...

Выступление на педагогическом совете по теме: «Развитие речи старших дошкольников посредством использования технологии «интерактивной папки» в игровой деятельности детей»

 В век глобальной компьютеризации всё острее встает вопрос развития речи дошкольников, т.к. и дети, и взрослые больше общаются с компьютером и другими средствами технического прогресса, че...

Проект: «Развитие речи младших дошкольников посредством изобразительной деятельности»

Проект: «Развитие речи младших дошкольников посредством изобразительной деятельности»...

Педагогический проект "Развитие познавательной активности дошкольников посредством ТРИЗ технологий"

Использование адаптированных к дошкольному возрасту методов ТРИЗ технологий позволяет формировать новые действия и соответствующие им чувственные образы и понятия. Доступные образы, действия...

Развитие связной речи старших дошкольников посредством ТРИЗ-технологий

Для развития связной речи старших дошкольников мною была выбрана технология ТРИЗ. Элементы технологий ТРИЗ содержат огромной потенциал, который позволит изменить процесс речевого развития детей дошкол...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Развитие познавательной активности дошкольников посредством ТРИЗ технологии»

В современном обществе нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого.Технология ТРИЗ способна помочь...