Конспект. Развитию речи. 6 – 7 лет (группа компенсирующей направленности). Тема: «Заюшкина избушка».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Вихрова Елена Васильевна

Задачи:

Образовательные:

- закрепить у детей навык пересказа с опорой на мнемотаблицу;

- научить детей вести «живой диалог» от лица героев сказки;

- закрепить навык образования антонимов к заданным словам;

- закрепить навык составления синквейна;

- отработать умение определять позицию определённого звука и буквы  в слове.  

Развивающие:

- развивать диалогическую речь;

- развивать память, мышление, воображение;

- развивать творческие способности детей;

- развивать самостоятельность;

- развивать фонематический слух.

Воспитательные:

- воспитывать чувство взаимопомощи;

- воспитывать любовь к художественной литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rr_6-7_zayushkina_izbushka.docx23.86 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности

                                                    по развитию речи

Возрастная категория: 6 – 7 лет (группа компенсирующей направленности).

Тема: «Заюшкина избушка».

Цель: развитие навыков ведения «живого диалога» у детей.

Задачи:

Образовательные:

- закрепить у детей навык пересказа с опорой на мнемотаблицу;

- научить детей вести «живой диалог» от лица героев сказки;

- закрепить навык образования антонимов к заданным словам;

- закрепить навык составления синквейна;

- отработать умение определять позицию определённого звука и буквы  в слове.  

Развивающие:

- развивать диалогическую речь;

- развивать память, мышление, воображение;

- развивать творческие способности детей;

- развивать самостоятельность;

- развивать фонематический слух.

Воспитательные:

- воспитывать чувство взаимопомощи;

- воспитывать любовь к художественной литературе.

Образовательная область: «Развитие речи».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно - эстетическое развитие».

Образовательные технологии: игровые, здоровьесберегающие, технология модерация, ИКТ, координационная лестница, мнемотаблица, театрализация.

Оборудование и материалы: будильник, костюм кошечки «Карамельки», мнемотаблица по сказке «Заюшкина избушка», костюмы: две собаки, лиса, заяц, петух (можно использовать наручные куклы), мяч, координационная лестница (можно сделать своими руками, приклеить малярный скотч к полу), карточки с буквами: А, З, Е, Д, К.

Раздаточный: смайлики для рефлексии, жёлтые карандаши.

Предварительная работа: репетиция с ребёнком роли «Карамельки»,

Ход.

Педагог привлекает внимание детей при помощи будильника.

Воспитатель: Ребята, мой волшебный будильник звонит, значит, нам пора узнать что-то новое и интересное.

Мой будильник всё звенит,

Всем в кружок вставать велит!

Но перед тем как мы начнём, нам необходимо поприветствовать друг друга.

Игра «Комплимент соседу».

Сейчас мы будем передавать по кругу наш волшебный будильник, а вместе с ним делиться с другими игроками приятными комплиментами об участниках игры. Сейчас я покажу на примере, как будет проходить игра. (Педагог передаёт будильник по кругу и говорит ребёнку: «Привет, Настя, у тебя очень красивая причёска». Дети выполняют задание).

Раздаётся мяуканье (аудиозапись).

Воспитатель: Ребята, кажется, у нас в коридоре кто-то мяукает, пойду - ка я посмотрю. (Педагог выходит в коридор, а возвращается уже с Карамелькой). Друзья, это мяукала Карамелька, она хочет нам что-то рассказать!

Карамелька: Привет, ребята. Я прибежала к вам в гости, потому что узнала от своих братишек, что вы знаете очень много сказок. Дело в том, что завтра в нашем садике для котят проходит театральный конкур. Мне выпала честь участвовать в сказке «Заюшкина избушка». На конкурсе нужно будет сходу показывать спектакль, дома нас попросили порепетировать, а я даже сказку такую не знаю. Кто бы мог мне помочь? (Дети предлагают свою помощь).

Воспитатель: Ребята, как я рада, что вы такие отзывчивые. Ну что же, раз вызвались помогать, надо браться за дело!

Этап 1.

Воспитатель: Конечно, прежде всего нам нужно пересказать сказку «Заюшкина избушка» Карамельке, чтобы она знала, в чём её смысл, какие в ней присутствуют герои, что они делают. В этом нам поможет вот такая волшебная таблица с картинками. Глядя на иллюстрации слева направо, сверху вниз, вы сможете постепенно пересказать сказку, опираясь на сюжет данных картинок. (Педагог показывает направление «чтения» мнемотаблицы). Сейчас мы попробуем это сделать. (Дети пробуют составить пересказ по мнемотаблице. Педагог помогает формировать сложные предложения, подсказывая варианты связующих слов типа «чтобы», «а затем», «после чего», «для этого» и т.д.)

Воспитатель: Ну что же, хорошая сказка получилась.

Карамелька: Мне очень понравилась!

Этап 2.

Воспитатель: Друзья, конечно, Карамельке нужно помочь, попробовать обыграть сказку. Для этого мы возьмём на себя роли героев сказки, будем произносить их текст, покажем движения, которые выполняют эти герои. В этом задании нам помогут вот такие костюмы. (Педагог назначает детям роли, раздаёт костюмы или наручные куклы).

  1. Итак, первый отрывок попробуют разыграть заяц и лиса. Ту часть, где лиса просится к зайцу в гости, а заяц её пускает.
  2. Второй отрывок о том, как заяц горюет, ему приходят на помощь две собаки.
  3. Третья часть о том, как зайка всё ещё плачет о потерянном жилье и на помощь к нему приходит медведь.
  4. Четвёртая часть расскажет нам, как петух узнаёт о беде зайца и выручает его.
  5. Пятая часть о том, как лиса сбегает из избушки, а петух и заяц остаются в ней жить и добра наживать.

(Дети разыгрывают диалоги, педагог иногда меняет ребёнка, который играет роль зайца и лисы).

Воспитатель: У вас прекрасно получается показывать сценки, вы как настоящие актёры! Настало время сыграть ещё в одну игру.

Этап 3.

Воспитатель: Ребята, я буду называть вам слово, которое встречалось в нашей сказке, а вы будете называть мне в ответ другое слово, противоположное по значению. Отвечать будет тот, кто поймает мяч.

Злой – добрый.

Холодный – горячий.

Сильный – слабый.

Большой – маленький.

Сырой – сухой.

Хороший – плохой.

Смелый – трусливый.

Прекрасно, все слова отгаданы!

Теперь предлагаю вам немного отвлечься и сделать небольшую разминку.

Физкультминутка (координационная лестница).

Ребята, эта лестница приведёт нас к волшебному мешочку, внутри которого спрятано задание, которое так нужно выполнить к=Карамельке до начала конкурса. Давайте доберёмся до него. Сделать это нужно особым способом. Каждый из вас пройдёт по ней передвигаясь вот так. (Педагог показывает любую схему движения по координационной лестнице. Дети выполняют упражнение. Можно проделывать задание под музыку).

Этап 4.

Воспитатель: Вы отлично справились. Итак, пора заглянуть в волшебный мешочек. Ребята, там карточки, на которых написаны буквы. Сейчас я буду вам их показывать, вы будете называть букву, которая на них изображена. А потом мы попробуем придумать слова, в которых встречается данная буква. Ребята, задача усложняется тем, что нам нужно сказать, в какой части слова располагается эта буква: в начале, в середине или в конце. Попробуйте называть слова, связанные с нашей сказкой.

Буквы: А, З, Е, Д, К.

(Дети выполняют задание).

Этап 5.

Воспитатель: Отличная работа! Ребята, вот и настало время сказать заключительные слова о сегодняшней сказке, точнее о главном её герое, о зайце.

Мы составим о нём синквейн.

  1. Первое слово, о ком синквейн. (О зайце).
  2. Заяц какой. (Два прилагательных).
  3. Что делал заяц в сказке. (Три глагола).
  4. Составьте предложение о зайце. (Основная мысль).
  5. Ассоциация с зайцем. (Существительное).

Отличная работа.

Карамелька: Теперь я точно отлично выступлю на завтрашнем конкурсе. Спасибо вам, дорогие друзья.

Воспитатель: И я вас, ребята, благодарю за активность и отличную работу. Скажите, пожалуйста, какое задание сегодня вам показалось самым интересным? А какое вызвало сложности? Ребята, если вам понравилось занятие, пожалуйста, раскрасьте весёлые смайлики жёлтым цветом. Если не понравилось, то грустные. (Дети реагируют). Очень рада вашей положительной оценке. С нетерпением жду нашего следующего занятия. А сейчас наведём порядок на столах и немного поиграем.

Список использованных ресурсов:

  1. Гомзяк, О. С. Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе группе. - М.: Гном, 2017.
  2. Дурова, Н. В. Игры и упражнения на развитие фонетико-фонематического слуха у дошкольников. Книга для воспитателей и родителей. - М.: Школьная Пресса, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД «Поможем весне» по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей тяжёлыми нарушениями речи старшего возраста

Конспект НОД «Поможем весне» по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей тяжёлыми нарушениями речи старшего возраста...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей 4 - 5 лет с нарушениями речи

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей 4 - 5 лет с нарушениями речиТема: "Домик в деревне"...

Конспект открытого подгруппового занятия по речевому развитию в подготовительной группе компенсирующей направленности. Тема: «Культурную речь и слушать приятно».

Конспект открытого подгруппового занятия по речевому развитию в подготовительной группе компенсирующей направленности. Тема: «Культурную речь и слушать приятно». ...

Конспект открытого занятия по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет «Осень. Периоды осени. Деревья осенью».

Конспект открытого занятия по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет «Осень. Периоды осени. Деревья осенью»....

Конспект занятия по развитию речи (средняя группа компенсирующей направленности) Тема «Одежда»

Расширение и конкретизация представлений об одежде, ее назначении, деталях, из которых она состоит; закрепление в речи существительного с обобщающим значением одежда, уточнение и расширение словаря по...

Конспект НОД по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением опорно – двигательного аппарата Тема: чтение р. н. с. «Лисичка-сестричка и волк»Цель: ознакомление детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и серый в

Цель: ознакомление детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и  серый волк», помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок из произведения. Обучающая ...