Влияние экологических сказок на речевое развитие детей с ТНР дошкольного возраста
консультация по развитию речи (старшая группа)

Ключникова Надежда Викторовна

Речевое развитие детей дошкольного возраста через экологическую сказку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Экологическая сказка26.24 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние экологических сказок на  речевое  развитие детей с ТНР дошкольного возраста

    Экологическое состояние нашей планеты и тенденция его ухудшения требует от   живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологические проблемы присущи всем материкам и государствам. Есть они и в России – свои в каждом регионе.

   Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании – экологическое. Каждому из нас важно понимать, как человек связан с природой и как зависит от неё, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет право их игнорировать.

   Окружающая природа -  источник развития не только ума, но и нравственных чувств   ребенка. Очень важно вызвать у ребенка положительное отношение к предметам и явлениям природы. Необходимо открыть ребенку книгу природы как можно раньше, чтобы каждый день приносил что-то новое, «чтобы каждый шаг был путешествием к истокам мышления и речи – к чудесной красоте природы» (В.А.Сухомлинский).

    Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, речи, творчества, чувства.

   В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Ребёнок способен удивляться тому, что его окружает, задаёт массу вопросов о растениях, животных. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Именно эта возможность должна быть использована как можно полнее в целях экологического воспитания. 

  Одна из задач экологического образования – формирование у ребёнка представления о человеке не как о хозяине, покорителе природы, а как о части природы, зависящей от неё. Необходимо искоренять  потребительское отношение к природе.

    Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников важное место следует отнести наблюдению. Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов, в познании их через различные формы восприятия – зрительное, слуховое, тактильное, обонятельное, и др.

Решаются речевые задачи:

- уметь выстраивать диалог;

- уметь излагать свои мысли;

- совершенствовать монологическую речь детей;

- осознавать грамматические формы и правильно их использовать.

 С детьми ведутся  ежедневные наблюдения за изменениями в природе: за солнышком и дождиком,   за воробьём и вороной, за каплями от дождя на стекле,  как меняется цвет неба в различную погоду, как разнообразны по своей форме облака, за животными, насекомыми, птицами, за явлениями неживой природы. Сравниваем деревья, кустарники (время смены окраса листьев, появление почек), птиц между собой (внешний вид, повадки, зимующие, перелётные). Активно развивается умение анализировать предметы и  явления, выделять части предметов, учимся грамматически верно оформлять предложения, составлять описательные рассказы, делать выводы.

      Образовательная деятельность по экологическому воспитанию  как одна из форм организации обучения детей имеют свою совершенно определённую и очень важную функцию. Разнообразная работа с дошкольниками позволяет им накопить конкретные представления о природе ближайшего окружения. Занятия как особая форма обучения способствуют тому, что чувственные представления дошкольников могут быть качественно преобразованы – расширены, углубленны, объединены, систематизированы.   Во время ОД дети устанавливают экологические связи, существующие в природе. Без этих знаний трудно предвидеть возможные последствия вмешательства в природные процессы. Основные экологические понятия ребёнок может усваивать посредством самых разнообразных форм. Занятия можно проводить с привлечением сказочных персонажей, но основываясь на научные данные.    

    На занятиях используется  художественная литература. Это может быть чтение стихотворения по теме занятия, загадки,   пословицы, поговорки, загадки, народные приметы о природе, стихи, сказки. Ведь именно в художественной литературе содержится полезный и богатый познавательный материал, который приучает детей наблюдать, присматриваться к окружающему миру, и способствуют обогащению их словаря.

     Экологические сказки - сказки,  способствующие   более   осознанному

пониманию детьми природы, природных явлений и формированию у  детей

осознанной природоохранной деятельности   и   навыков   рационального

природопользования. Сказка привлекает малышей своей динамичностью, загадочностью, занимательностью событий, неограниченными возможностями для фантазирования, выдумки, игры ума. С помощью сказки ребенок познает окружающий мир не только умом, но и сердцем, выражает свои мысли по отношению к добру или злу, откликается на явления, события, которые происходят при нем. Знакомство с необыкновенными героями помогают детям погрузится в смысловую суть сказки. Этими волшебными героями может быть Капелька, Колобок, Еловое семечко, Родничок, кузнечик, улитка, дорога, поросенок, эти герои открывают для ребенка таинственный мир, который полон неожиданностей, тайн, чудес.
Ребенок, попадая в этот таинственный мир, узнает тайны, чудеса, таинственные превращения, познает все тайны растительного мира, животного мира, знакомится с сезонными изменениями в природе, узнает о временах года. 

    У детей нет такой возможности наблюдать за тем, как животные готовятся к зиме. Далеко не все моменты их жизни можно увидеть в природе. Известно, что птицы совершают перелеты в теплые края в основном по ночам. Не всегда есть возможность понаблюдать с дошкольниками за жизнью диких животных или отправиться в путешествие, увидеть своими глазами рассвет или подводное царство. А экологическая сказка даёт такую возможность благодаря хорошо развитому у детей дошкольного возраста воображению.
Дети, живущие в городе, наблюдают за поведением и повадками белок, уток в парках и скверах, за поведением и повадками животных в зоопарках, зоосадах. Очень важно, чтобы дети, вступая в огромный непонятный мир, научились тонко чувствовать, видеть и понимать, что этот загадочный мир очень разнообразный, многогранный, многокрасочный, а мы - частица этого мира.  Читая ребенку сказку,  формируем у ребенка после прослушивания сказки желание увидеть эти явления или объекты природы на прогулке, экскурсии, перенести свои впечатления на бумагу, и сделать что- то самим, чтобы помочь природе. После прослушивания сказок, дети с большим интересом наблюдали за листопадом, искали под опавшими листьями листовичков, копались в песке, ища дождевых червей, которые помогают листовичкам спрятаться на зиму.
Чему же учат экологические сказки?
- познавать окружающий мир;  
- воспитывать чувство причастности к благополучию в природе;
- думать о последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру, об ответственности за сохранение ее богатства и красоты.
   Главное в любой сказке – это мораль, сказка учит нравственности, доброте.  В сказках, точно подмечены особенности многих животных, растений, природных явлений, описываются национальные культурные традиции.  С помощью сказки дети хорошо усваивают характеристики животных-героев сказок: волк – злой, лиса – хитрая, заяц – трусливый. Очень часто такое представление остается на всю жизнь.
В сказке растения, животные могут разговаривать, играть, веселится, грустить, совершать различные поступки – хорошие и не очень, и этими поступками они вызывают у детей сопереживания, сочувствие, чувства гнева, ласки, нежности.  Меняется отношение ребенка к реальным явлениям и событиям в природе, вначале ребенок становится внимательным, а затем со временем бережливым и заботливым.

   В экологической сказке ненавязчиво, в форме игры даются детям знания. Краткость, простота сюжета, конкретность и в конце сказки – вывод, а иногда – вопрос для поддержания диалога с маленькими слушателями.  Не

всегда есть возможность понаблюдать с дошкольниками за жизнью диких

животных или отправиться в путешествие, увидеть своими глазами рассвет

или подводное царство. А экологическая сказка даёт такую возможность

благодаря хорошо развитому у детей дошкольного возраста воображению.

Ведь малыш приходит в детский сад с большим творческим

потенциалом, а реализовать этот потенциал ему должны помочь мы –

педагоги. Сказки помогают развивать фантазию ребенка. Ведь, создавая

сказку, ребенок утверждает свою способность к творческому мышлению,

уясняет для себя природные взаимосвязи и связи человека с окружающей

средой.

   «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Эти слова мы

знаем с детства. И, действительно, сказка не только развлекает, она

воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добром и злом. С

помощью сказки можно дать определенные знания детям. Причем, это

происходит в ненавязчивой форме, а как бы исподволь. Например, в

младшем возрасте, читая сказку «Репка»,  можно дать детям такое

понятие как «организм и среда» (Что нужно для того, чтобы репка выросла?

Нужна почва, семя, вода. Нужен уход за репкой). В среднем возрасте,

рассказывая сказку «Заюшкина избушка»,  можно познакомить детей с

состоянием воды – пришла весна, солнце стало припекать, ледяная избушка

растаяла. А для старших детей в сказке «Двенадцать месяцев», дается

понятие о том, что в природе всё взаимосвязано между собой, что за зимой

приходит весна, за весной лето и т.д.

Часто используем народные сказки, так как они во многом

«экологичны»: в них отражается отношение людей к окружающему миру,

взаимоотношение людей со средой обитания.

  Экологические сказки помогают усвоить определенный материал.

Например, если мы хотим выяснить, как наши дети усвоили информацию об

обитателях почвы и их приспособленности к окружающей среде и друг к

другу, мы придумываем короткую сказку, в которой встречаются крот и

дождевой червяк. Как они будут себя вести, что делать?

    Ожившие персонажи из сказок помогают окунуться детям в мир

движений, фантазий, воображения, игры. Дети становятся участниками

необычного действия.

   Сказки, написанные самими детьми, занимают особое место в

экологическом воспитании. Они помогают нам глубже понять детские

интересы и их направленность. Самое важное в сказках для маленьких слушателей узнать о проблемах дикой природы из уст самих ее обитателей, услышать их голос, где  животные, растения одушевляются и сопереживают любым изменениям в природе и своей привычной жизни.

Поэтому, в основе экологических сказок,  используются следующие

принципы:

• содержательной основой сказки является познавательно-

экологическая, а не развлекательная информация;

• в сказках действуют реальные вещи, предметы, объекты

природы, которые наделяются несвойственными им человеческими

способностями (речью, мыслями, поступками и пр.);

• вызвать у детей любовь, интерес, положительное отношение к

героям сказки, ведь если малышам будет симпатичен герой, то они легче и

лучше усвоят все, что с ним будет связано.

При составлении экологических сказок используются методы:

- типовые приемы фантазирования;

- метод нахождения и разрешения противоречий и сходства;

- метод фокальных объектов;

- метод маленьких человечков;

- метод синектики.

Типовые приемы фантазирования. Сначала анализируем сказки, где

они используются («Репка», «Дюймовочка», «По Щучьему велению»,

«Сказка о потерянном времени», «Путаница» и другие), затем придумываем

ситуации на основе этих приемов

Метод нахождения и разрешения противоречий и сходства. Это непосредственно изобретательские задачи, которые делятся на

линейные, прогностические и собственно изобретательские. «Репка».

Метод фокальных объектов. При этом методе мы совершенствуем

объект, примеряем на него свойства другого объекта. Так, при исходном

объекте «колыбель» и при «фокусе» «белка – пушистая, прыгающая», мы

получали новый объект: пушистая колыбель – значит изнутри оббита мехом,

в ней пуховая перина, прыгающая – потому что подвешена на пружинах.

Метод маленьких человечков. В сказках этот метод позволяет моделировать и анализировать природу вещества или явления, анализировать агрегатное состояние вещества и понять причины его состояния.

Метод «синектики» предлагает поставить себя на место кого (чего) –

либо. Метод работает как метод эмпатии, подразумевающим представление

детьми себя каким – то конкретным предметом или явлением и передачу

чувств, переживаний, настроения этого образа. Детям предлагаются такие

ситуации: что думают воробьи, когда они нашли зерно или крошки? Когда за

ними охотится кошка? Когда на улице сильный мороз?

Алгоритм составления сказок.

1.Определяется место, где будут разворачиваться события, это место

обозначается каким-либо словом. Например: лес.

2. Перечисляются неодушевленные объекты, типичные для этого места:

боровики, подберезовики, подосиновики, маслята, мухоморы, лось.

3. Объекты наделяются свойствами или чертами характера человека:

хвастливые, важный, веселые, грустный. Наделять объекты нужно

разноплановыми характеристиками.

4. Идет описание жизни этих объектов в данном месте. Все они выполняют

свои функции, их единственная особенность заключается в том, что они

умеют думать и чувствовать, как люди. Описывается случай.

6. Составляется текст от имени каждого героя (в виде монолога) по

отношению к случаю.

7. Выводятся жизненные правила, которые вкладываюся в уста мудрого

объекта.

8. Из выведенных правил составляется общее, которое бы подходило к

разным:

9. Придумывается название сказки, которое начинается одним из следующих

способов: «История, подслушанная ...», «История, которая произошла там -

то...», «Как кто - то учился мудрости».

Таким образом, на основе знаний, которые дети получают через экологические сказки, могут быть заложены начальные формы осознанно правильного отношения к природе; интерес к ее познанию; сочувствие ко всему живому; умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней.

    Изучение каждой лексической темы предполагает занятия по развитию связной речи.  На занятиях по развитию связной речи у детей с речевыми нарушениями не только закрепляются знания о природных явлениях, о животных и птицах, но и формируются эмоционально-доброжелательное отношение к живым существам, формируются экологические представления.

   Речевая среда для ребенка является миром общения и мышления, и главная роль в этом мире речевой культуре отдается взрослому. Именно от него зависит не только речевые возможности ребенка, но и отношение к окружающему миру, познавательные способности и представления о себе.

Вывод.

   Опыт показал, что работа по лексическим темам экологического содержания у детей с общим недоразвитием речи с использованием экологических сказок даёт положительные результаты: у детей совершенствуется интеллект, расширяется кругозор, повышается культура поведения в природе. А так же происходит продуктивная работа по развитию всех компонентов речи.

Таким образом, можно сделать вывод, что на занятиях с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи можно и нужно использовать речевой материал экологического содержания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Речевое развитие детей в старшем дошкольном возрасте"

Данный материал поможет педагогам дошкольных образовательных учреждений научить детей с помощью схем, таблиц, карт составлению  описательных рассказов, сказок....

Родительское собрание "Речевое развитие детей в старшем дошкольном возрасте".

quot;Развитие речи и языка должно лежать в основе всей системы воспитания в детском саду". Е.И.Тихеева...

Проект «Оптимизация образовательного процесса, направленного на амплификацию (обогащение) речевого развития детей раннего и дошкольного возраста»

Оптимизация образовательного процесса, направленного на амплификацию (обогащение) речевого развития детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры...

Роль экологического образования в речевом развитии детей с ОНР дошкольного возраста.

Воспитателям  о развитие речи дошкольников в процессе экологического воспитания...

Особенности речевого развития детей в младшем дошкольном возрасте. Как развивать речь детей в 3-4 года.

Наиболее активным периодом формирования речи является возраст 3-4 лет. В это время ребенок совершает огромный шаг вперед по сравнению со своими прежними речевыми навыками. Он уже умеет обобщать схожие...

.Программа по речевому развитию детей раннего и дошкольного возраста в рамках образовательной области «Речевое развитие» «От «А» до «Я».

Разработанная Программа связана с внедрением ФГОС в образовательный процесс ДОУ и  является нормативно-управленческим до­кументом дошкольного образовательного учреждения, характеризующим сист...