ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по развитию речи (старшая группа)

Инновационные методы развития речи детей старшего дошкольного возраста

Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста определено одним из направлений образовательной деятельности во ФГОС ДО. В настоящее время умение общаться, владение литературной речью выступает ярким показателем культуры человека. В нашем социальном мире человеку приходится ежедневно вступать в контакты. От умения говорить зависит его успешность в мире, именно поэтому важно, чтобы ребенок умел правильно выражать свои мысли и чувства. Развитие речи в старшем дошкольном возрасте играет ключевую роль в формировании коммуникативных навыков, которые будут необходимы ему в дальнейшей жизни.

Одной из основных задач образовательных программ в старшем дошкольном возрасте является не только обучение детей грамоте и правилам русского языка, но и формирование у них умения ясно и четко выражать свои мысли. Чем богаче и разнообразнее словарный запас у ребенка, тем легче ему будет общаться с окружающими.

Важно помнить, что общение не заключается только в умении излагать свои мысли, но и в умении слушать и понимать собеседника. Поэтому важно развивать у детей навыки активного восприятия информации, анализа и реагирования на нее.

Развитие речи в старшем дошкольном возрасте не только способствует формированию коммуникативных навыков, но и развитию логического мышления и творческих способностей у детей. Поэтому следует уделить особое внимание разнообразным методам и приемам развития речи у детей этого возраста.

В дошкольном детстве ребенок овладевает речью, у него закладываются основы речевой культуры. Хорошая, грамотная и красивая речь  является необходимым условием подготовки детей к школьному обучению. Вместе с тем не все дети в полной мере овладевают речью, в настоящее время растет большое количество детей с проблемами в речевом развитии [1]. Эффективность этого процесса во многом зависит от грамотного руководства педагогом речевым развитием, от его информированности в области современных технологий речевого развития детей, от обеспечения воспитательного и образовательного процесса необходимым оборудованием и методической литературой, от насыщенности предметно-пространственной развивающей среды необходимыми пособиями, играми и игрушками для речевого развития детей. Все это повышает важность методического сопровождения организации речевого развития детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.

К инновационным методикам развития речи детей дошкольного возраста можно отнести следующие:

- интеллектуальные карты, представляющие собой группы картинок, объединенных определенной темой;

- мнемотаблицы, позволяющие осуществлять пересказ или разучивание стихотворений наизусть посредством схематических рисунков;

- карты Проппа, с помощью которых дети учатся составлять собственные сказки;

- ТРИЗ-технологии, позволяющие развивать не только речь, но и творческие способности детей.

 Чтобы проанализировать эффективность использования инновационных технологий в ДОО в области речевого развития дошкольников, необходимо сформулировать критерии оценки. Существует ряд общих критериев, которые и нужно всегда учитывать:

- результаты речевого развития детей, достижение оптимального  уровня для каждого ребенка;

- рост мастерства воспитателей в области речевого развития;

- в коллективе наблюдаются рост творческой активности педагогов, проводятся проекты, семинары, мастер-классы по актуальным проблемам речевого развития детей. и их удовлетворенности результатами своего труда;

- удовлетворенность родителей проводимой работой ДОО по речевому развитию.

Истинная оценка эффективности методической работы дается по конечному результату, а не по числу разнообразно проведенных мероприятий.

Для  создания эффективной предметно-пространственной среды в области речевого развития необходимо:

- обеспечить построение предметно-развивающей среды для речевого развития детей;

- обеспечить наполняемость центра развития речи настольными играми для развития речи, дидактическим материалом, картотеками речевых игр и т.д.

- создание различных видов театров (пальчиковый театр, театр би-ба-бо, настольный театр, ширма, костюмы, маски) [2].

Для повышения компетентности педагогов в области речевого развития необходимо:

- обучение педагогов на базе ДОО (проблемные диспуты, проблемные консультации для педагогов);

- повышение квалификации педагогов (семинары, программы ДПО, конференции);

- обмен опытом педагогов (деловые игры, моделирование, мозговой штурм, мастер-классы);

- участие педагогов в проектах и инновационных площадках по проблемам речевого развития детей дошкольного возраста.

Для повышения информированности родителей в области проводимой работы по развитию речи необходимо:

- проведение консультаций по вопросам развития речи;

- оформление речевых уголков;

- оформление стендов и выставок для родителей в приемной;

- проведение месте-классов для родителей;

- вовлечение родителей в образовательную деятельность путем участия в проектах, праздниках, театрализованных постановках.

Таким образом, к педагогическим условиям методического сопровождения внедрения инновационных технологий речевого развития детей можно отнести: реализацию модели методического сопровождения речевого развития детей, создание эффективной предметно-пространственной среды в области речевого развития, повышения компетентности педагогов в области применения инновационных технологий, повышения информированности родителей и взаимодействие с семьями.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_starsh_st.docx17.93 КБ

Предварительный просмотр:

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста определено одним из направлений образовательной деятельности во ФГОС ДО. В настоящее время умение общаться, владение литературной речью выступает ярким показателем культуры человека. В нашем социальном мире человеку приходится ежедневно вступать в контакты. От умения говорить зависит его успешность в мире, именно поэтому важно, чтобы ребенок умел правильно выражать свои мысли и чувства. Развитие речи в старшем дошкольном возрасте играет ключевую роль в формировании коммуникативных навыков, которые будут необходимы ему в дальнейшей жизни.

Одной из основных задач образовательных программ в старшем дошкольном возрасте является не только обучение детей грамоте и правилам русского языка, но и формирование у них умения ясно и четко выражать свои мысли. Чем богаче и разнообразнее словарный запас у ребенка, тем легче ему будет общаться с окружающими.

Важно помнить, что общение не заключается только в умении излагать свои мысли, но и в умении слушать и понимать собеседника. Поэтому важно развивать у детей навыки активного восприятия информации, анализа и реагирования на нее.

Развитие речи в старшем дошкольном возрасте не только способствует формированию коммуникативных навыков, но и развитию логического мышления и творческих способностей у детей. Поэтому следует уделить особое внимание разнообразным методам и приемам развития речи у детей этого возраста.

В дошкольном детстве ребенок овладевает речью, у него закладываются основы речевой культуры. Хорошая, грамотная и красивая речь является необходимым условием подготовки детей к школьному обучению. Вместе с тем не все дети в полной мере овладевают речью, в настоящее время растет большое количество детей с проблемами в речевом развитии [1]. Эффективность этого процесса во многом зависит от грамотного руководства педагогом речевым развитием, от его информированности в области современных технологий речевого развития детей, от обеспечения воспитательного и образовательного процесса необходимым оборудованием и методической литературой, от насыщенности предметно-пространственной развивающей среды необходимыми пособиями, играми и игрушками для речевого развития детей. Все это повышает важность методического сопровождения организации речевого развития детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.

К инновационным методикам развития речи детей дошкольного возраста можно отнести следующие:

- интеллектуальные карты, представляющие собой группы картинок, объединенных определенной темой;

- мнемотаблицы, позволяющие осуществлять пересказ или разучивание стихотворений наизусть посредством схематических рисунков;

- карты Проппа, с помощью которых дети учатся составлять собственные сказки;

- ТРИЗ-технологии, позволяющие развивать не только речь, но и творческие способности детей.

Чтобы проанализировать эффективность использования инновационных технологий в ДОО в области речевого развития дошкольников, необходимо сформулировать критерии оценки. Существует ряд общих критериев, которые и нужно всегда учитывать:

- результаты речевого развития детей, достижение оптимального уровня для каждого ребенка;

- рост мастерства воспитателей в области речевого развития;

- в коллективе наблюдаются рост творческой активности педагогов, проводятся проекты, семинары, мастер-классы по актуальным проблемам речевого развития детей. и их удовлетворенности результатами своего труда;

- удовлетворенность родителей проводимой работой ДОО по речевому развитию.

Истинная оценка эффективности методической работы дается по конечному результату, а не по числу разнообразно проведенных мероприятий.

Для создания эффективной предметно-пространственной среды в области речевого развития необходимо:

- обеспечить построение предметно-развивающей среды для речевого развития детей;

- обеспечить наполняемость центра развития речи настольными играми для развития речи, дидактическим материалом, картотеками речевых игр и т.д.

- создание различных видов театров (пальчиковый театр, театр би-ба-бо, настольный театр, ширма, костюмы, маски) [2].

Для повышения компетентности педагогов в области речевого развития необходимо:

- обучение педагогов на базе ДОО (проблемные диспуты, проблемные консультации для педагогов);

- повышение квалификации педагогов (семинары, программы ДПО, конференции);

- обмен опытом педагогов (деловые игры, моделирование, мозговой штурм, мастер-классы);

- участие педагогов в проектах и инновационных площадках по проблемам речевого развития детей дошкольного возраста.

Для повышения информированности родителей в области проводимой работы по развитию речи необходимо:

- проведение консультаций по вопросам развития речи;

- оформление речевых уголков;

- оформление стендов и выставок для родителей в приемной;

- проведение месте-классов для родителей;

- вовлечение родителей в образовательную деятельность путем участия в проектах, праздниках, театрализованных постановках.

Таким образом, к педагогическим условиям методического сопровождения внедрения инновационных технологий речевого развития детей можно отнести: реализацию модели методического сопровождения речевого развития детей, создание эффективной предметно-пространственной среды в области речевого развития, повышения компетентности педагогов в области применения инновационных технологий, повышения информированности родителей и взаимодействие с семьями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Нетрадиционные методы развития речи детей старшего дошкольного возраста"

Использование мнемотаблиц,мнемодорожек,пиктограмм для обучения рассказыванию,пересказу,составлению описательных рассказов.Особенности методики....

Песочная терапия как эффективный метод развития речи детей старшего дошкольного возраста в ДОО

Консультация для родителей, которая раскрывает причины недоразвития речи дошкольника и знакомит с одним из эффективных методов развития речи "Песочной терапией"....

Мастер-класс «Знакомство с волшебной книгой Виммельбух - как инновационной технологией развития речи детей старшего дошкольного возраста ».

Мастер-класс «Знакомство с волшебной книгой Виммельбух - как инновационной технологией развития речи детей старшего дошкольного возраста ». Цель: повышение профессионального маст...

Статья "Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста:приемы,методы развития речи в игре"

В статье  раскрываются методы и приемы,которые можно использовать в работе по развитию речи детей с помощью игры...

СТАТЬЯ «СТОРИТЕЛЛИНГ -ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

  Актуальность. Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Имен...

Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста: приёмы и методы развития речи в игре.

В статье приведены примеры игр, которые можно эффективно использовать при планировании ООД по развитию речи в старшем дошкольном возрасте....

«Песочная терапия как эффективный метод развития речи детей старшего дошкольного возраста в ДОО»

quot;Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли"      ...