Конспект речевого развития "Насекомые"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Пономарева Ольга Вячеславовна

Конспект речевого развития для детей 4- 5 лет  детского сада  "Насекомые"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  занятия по развитию речи в средней группе «Насекомые»

                                                         Тема: «Насекомые».

Задачи:

• уточнение, закрепление знаний и активизация словаря по теме «Насекомые» (Паук, муха, комар, стрекоза, муравей, пчела, оса, гусеница, кузнечик, жук, бабочка, );

• Развитие грамматического строя речи: образование множественного числа существительных. Игра с мячом «Один-много»

• Развитие фонематического слуха (игра со звуками ).

• Развитие звуковой культуры речи (повторение чистоговорок).

• Развитие связной речи. В течение всего занятия дети отвечают на вопросы.

• Развитие общих речевых навыков (игра «Закончи предложение»)

• Развитие общей и мелкой моторики (пальчиковая гимнастика «паучок», игра с мячом «один-много»).

• Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.

• Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование:

Лунтик,  пластиковая банка, насекомые (муравей, муха, бабочка, кузнечик, круги зеленого цвета по количеству детей, раскраска «Насекомые», мяч, пособие по дыхательной гимнастике «бабочка».

Ход занятия

- Ребята, сегодня у нас в гостях воспитатели нашего детского сада. Пожалуйста, посмотрите на них. Поздоровайтесь.

Собрались все дети в круг

Я- твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И гостям мы улыбнемся.

Основная часть:

1) - Ребята, к нам сегодня в гости пришел Лунтик.

Ребята, посмотрите, что-то Лунтик грустный! Что с тобой произошло?

-Я вышел на улицу и увидел как Вупсень и Пупсень насекомых поймали и посадили  в банки,  они наверное  не знали, что так делать нельзя и очень переживаю, и не знаю, как теперь насекомых освободить. Ребята, что будем делать?

-Вы мне поможете?

Дети отвечают.

- Вы все правильно сказали,надо освободить насекомых.

- Лунтик, а ты посиди с нами . Тебе все хорошо будет видно и слышно, а ребята тебе помогут.

- Каких насекомых вы знаете? Назовите их.

Дети перечисляют.

- Посмотри, Лунтик, как много насекомых знают наши дети! Молодцы!

- Чтобы освободить насекомых, необходимо сначала отгадать загадку и только потом выполнить задания. После выполненного задания, мы  каждого насекомого из банки пересадим на полянку.

2) Ребята, послушайте какого насекомого мы будем освобождать.

Тащит он соломинку

К маленькому домику.

Всех букашек он сильней

Наш трудяга (муравей.)

- Молодцы, отгадали насекомое.

Ребята, поиграем в любимую  игра  муравьев? Игра с мячом. Давайте в нее поиграем. Я вам буду бросать мяч и называть насекомое, а вы возвращать мяч мне и называть, как мы скажем, когда насекомых несколько.

Игра с мячом “Один - много”

Муха-мухи

Комар-комары

Стрекоза-стрекозы

Муравей-муравьи

Пчела-пчелы

Оса-осы

Кузнечик-кузнечики

Жук-жуки

Бабочка-бабочки

Молодцы, вы справились с заданием. Посадим муравья на полянку.

3) Ребята, давайте следующего спасаемого  насекомого определим.

Послушайте следующую загадку!

Целый день она летает,

Мне спокойно жить мешает,

Прожужжала возле уха

И на стол уселась (муха)

Правильно, муха!

Чтобы ее освободить - нужно повторить за мной чистоговорки. Вы помните, как это надо делать? Рот открываем широко , звуки произносим четко! Готовы? Начинаем!

Чок-чок-чок – сидит маленький сверчок

Чка-чка-чка – на цветочке бабочка

Ры-ры-ры – вот летают комары

За-за-за – прилетела стрекоза

Вей-вей-вей – прибежал к нам муравей

Ла-ла-ла – вот красивая пчела

Ан-ан-ан – бегает там таракан

Са-са-са – полосатая оса

Молодцы! Задание выполнено – посадим муху на полянку.

- Лунтик, ты понял, как правильно проговаривать чистоговорки? Посмотрите, ребята, Лунтик повеселел, потому что мы еще одного насекомого выпустили.

4.-Ребята, давайте немного отдохнем и сделаем нашу любимую пальчиковую гимнастику. Вы не забыли, как мы делам гимнастику? Рот открываем широко, язычок у вас работает, движения повторяйте за мной. Я вам напомню, как надо делать, а потом мы сделаем гимнастику вместе.

         

«Пчелки»

ВОТ МАЛЕНЬКИЙ УЛЕЙ,
(изобразить улей: сжать вместе две округленные ладони в вертикальном положении)
ТАМ ПЧЕЛКИ СИДЯТ.
СПРЯТАЛИСЬ ПЧЕЛКИ
И ИХ НЕ ВИДАТЬ.
(отвести в стороны большие пальцы и заглянуть в образовавшееся отверстие)
НО СОЛНЦЕ ПРИГРЕЛО-
(скрестить руки на уровне запястий; пальцы растопырить, словно это солнечные лучи)
И ПЧЕЛКИ ЛЕТЯТ.
(вращать указательными пальцами, изображая пчелок)
ПЧЕЛКИ ЛЕТЯТ, МЁДУ ХОТЯТ:
«З-З-З-З»

-Какое насекомое мы еще освободим? (Пчелу)

5) Ребята, возьмите себе каждый по одному кругу.

Отгадайте загадку.

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел –

Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

Правильно, бабочка!

- Ребята, садитесь на стульчики.

Я буду произносить слова, а вы когда услышите звук  ж в слове  поднимите круг вверх.

Приготовились! Внимание! Слушайте!

-Пижама, енот,ужин,крот,жук,кровать,сад,олень,дождик,

ежик,крокодил,жираф,машина.

Мы с вами справились с заданием, теперь можно посадить бабочку на полянку.

6) Бабочка села на цветочек. Давайте подуем на бабочку (делаем с детьми дыхательную гимнастику). Бабочка вспорхнула и улетела. (Дуют на бабочку).

 Физминутка. «Бабочка»

Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)
На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком.)
— Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)
Ох, считать не сосчитать! (Прыжки на месте.)
За день, за два и за месяц... (Шагаем на месте.)
Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.)
Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)
Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком.)

- Лунтик, тебе нравится , как ребята отвечают ?

7) Ребята,еще осталось одно насекомое. Послушайте кого мы освободим.

Целый день в траве скакал,

Скрипку где-то потерял.

И теперь грустит у речки

Наш зелёненький …

Кузнечик

Молодцы, отгадали кузнечик!

-Но чтобы его освободить, нужно поиграть еще в одну игру. Садитесь на стульчики.

 Игра « Закончи предложение»

Жук большой, а комар……..(маленький)
Бабочка летает, а гусеница……(ползает)
Пчёлы живут в ульях, а муравьи…….(в муравейнике)
У птиц две лапки, а у насекомых……(шесть).
Божья коровка маленькая, а улитка …(большая)
Пчёлы из нектара делают…(мёд)
У жука крылья короткие, а у стрекозы…(длинные).

 -Вы освободили последнее насекомое! Посадим кузнечика на лужок. Посмотрите, ребята, Лунтик очень рад. Как вы думаете, почему он радуется?

Дети: потому что всех насекомых освободили.

-Ребята, что же мы с вами сегодня делали на занятии? Кому мы помогали?

-Трудно ли вам было выполнять задания для освобождения насекомых? Какие задания были наиболее интересными?

8) Ребята, вы такие молодцы! Вы справились со всеми заданиями! Все насекомые теперь свободны! Лунтик очень вам благодарен, а в подарок он дарит вам свои любимые  раскраски . Лунтик очень хочет, чтобы вы раскрасили всех насекомых очень аккуратно и не забывали наше веселое приключение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию «Насекомые» для детей первой младшей группы

Цель: закрепить знания детей о насекомых; воспитывать чувство прекрасного, любовь к природе....

Конспект «Речевое развитие» Развитие речи «Составление рассказа «Как зверята пошли гулять» по серии сюжетных картин».

Цель: Обучение связному, последовательному изложению событий по серии сюжетных картин.Задачи:Образовательные: Учить передавать сюжет, заложенный в серии картин.Развивающие: Развивать сп...

Конспект занятия в подготовительной группе по речевому развитию "Насекомые"

Конспект занятия в подготовительной группе по речевому развитию...

Конпект занятия по речевому развитию " Насекомые"

Конспект занятия по теме " Насекомые"...

Конспект речевого развития "Насекомые"

Конспект речевого развития для детей 4- 5 лет  детского сада  "Насекомые"...