конспект занятия по развитию речи (по сказкам для детей 2-3 лет)
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Цели занятия

Воспитательные  формировать у детей умение внимательно слушать сказ­ку, умение сопереживать героям; слушать, не перебивая говорящего; вырабаты­вать учебные навыки: отвечать на вопросы «кто?», «что?», «где?», «у кого?».

Обучающие  совершенствовать общую моторику; расширять и обогащать словарный запас детей за счет имен существительных (дед, баба, мышка, яйцо), прилагательных (простое, золотое) и глаголов (бил, не разбил, упало, разбилось, плачет, кудахчет).

Развивающие развивать зрительное внимание, находить карточки с изоб­раженными на них героями и  звукоподражать им («ко-ко-ко», «пи-пи»); развивать способность вслушиваться в речь.

Оснащение:

- шапочка курочки;

- ширма;

-фигурки персонажи сказки из настольного кукольного театра;

- карточки с изображенными героями сказки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_zanyatiy_po_skazkam.docx46.7 КБ

Предварительный просмотр:

Курочка Ряба

Жили себе дед да баба, И была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко: Яичко не простое, Золотое.

Дед бил, бил - Не разбил; Баба била, била - Не разбила.

Мышка бежала, Хвостиком махнула - Яичко упало И разбилось.

Дед и баба плачут;

Курочка кудахчет:

- Не плачь, дед, не плачь, баба.

Я снесу вам яичко другое,

Не золотое - простое.

ЗАНЯТИЕ по сказке

Тема занятия: слушаем сказку «Курочка Ряба»

Предварительная работа: вырежьте персонажей сказки: (кукольный театр) дед, баба, курочка, мышка, яйцо белое, яйцо золотое.

Цели занятия

Воспитательные формировать у детей умение внимательно слушать сказку, умение сопереживать героям; слушать, не перебивая говорящего; вырабатывать учебные навыки: отвечать на вопросы «кто?», «что?», «где?», «у кого?».

Обучающие совершенствовать общую моторику; расширять и обогащать словарный запас детей за счет имен существительных (дед, баба, мышка, яйцо), прилагательных (простое, золотое) и глаголов (бил, не разбил, упало, разбилось, плачет, кудахчет).

Развивающие развивать зрительное внимание, находить карточки с изображенными на них героями и звукоподражать им («ко-ко-ко», «пи-пи»); развивать способность вслушиваться в речь.

Оснащение:

- шапочка курочки;

- ширма;

-фигурки персонажи сказки из настольного кукольного театра;

- карточки с изображенными героями сказки: дед, баба, курочка Ряба, мышка, яйцо простое, яйцо золотое

Ход занятия

1 Организационный момент. Наденьте шапочку курочки. Скажите: «Здравствуйте, дети. Я — курочка. Я пришла к вам в гости. Я хочу отвести вас на полянку сказок и рассказать вам одну очень интересную сказку!»

Предложите детям встать за «курочкой» и пойти за ней на сказочную полянку (ковер в групповой комнате). Подведите детей к ковру-полянке и предложите им сесть и устроиться по - удобнее.

Поставьте на стол ширму и предложите детям внимательно слушать сказку.

2. Рассказывание сказки. Рассказывайте детям сказку «Курочка Ряба». По ходу развития сюжета сказки последовательно выставляйте на стол всех действующих персонажей сказки фигурки из настольного кукольного театра. Предложите детям посмотреть на фигурки и рассказать о том, кто пришел к ним в гости (дед, баба, курочка Ряба, мышка). Предложите выбрать и показать того персонажа сказки, который больше всего понравился, и назвать его.

3. Запомни и расскажи. Выложите на столе перед детьми цветные картинки с изображением персонажей сказки. Задайте вопросы по содержанию сказки и предложите выбрать персонаж, необходимый для ответа.

У кого жила курочка Ряба? (Курочка жила у деда и бабы.) Что снесла курочка Ряба? (Курочка Ряба снесла яичко.)

Какое яичко снесла курочка? (Курочка снесла не простое яичко, а золотое.) Что делал дед? (Дед бил, бил, но не разбил яйцо.) Г11 Что делала баба? (Баба била, била, но не разбила яйцо.) Кто же разбил яйцо? (Мышка разбила яйцо.)

Как мышка разбила яйцо? (Мышка хвостиком задела, яйцо упало и разбилось.)

Если задание вызывает у детей затруднение, выставляйте одновременно с картинками персонажей настольного театра и произносите их название вместе с ребенком. Если речь ребенка развита еще недостаточно, предложите ему просто показывать те картинки, на которых изображены названные вами герои сказки.

4. Развитие мелкой моторики. Предложите детям вспомнить и рассказать о том, что любит есть курочка (фасоль, горох, зернышки, червячков).

Предложите покормить курочку. Поставьте перед каждым ребенком мисочку с фасолью, горохом или вырезанными из бумаги червячками. Спросите каждого ребенка, чем он хочет покормить курочку. Предложите сложить угощения для курочки в миску-кормушку.

Покажите, как можно перекладывать угощение, брать указательным и большим пальцами ведущей руки по одной фасолине и перекладывать угощение из мисочки в кормушку. Покажите ребенку способ пинцетного захвата.

Если у ребенка недостаточно хорошо развита мелкая моторика, стоит предложить ему угостить курочку фасолью. Если же у детей мелкая моторика развита лучше, то можно предложить ребенку угостить курочку более мелким угощением -горошинами.

Вышла курочка гулять И горошка поклевать. — Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! Зернышки клевать легко!

Предложите спеть песенку курочки: «Ко-ко-ко!», помахать крылышками. Спросите у детей: «Что делает курочка?» (Клюет зернышки.) «Сколько зернышек в кормушке?» (Много.)

Итог занятия.

Колобок

Жил-был старик со старухой. Вот и просит старик:

- Испеки мне, старая, колобок.

- Да из чего испечь-то? Муки нет.

- Эх, старуха, по амбару помети, по сусекам поскреби - вот и наберется. Старушка так и сделала: намела, наскребла горсти две муки, замесила тесто

на сметане, скатала колобок, изжарила его в масле и положила на окно простынуть.

Надоело колобку лежать, он и покатился с окна на лавку, с лавки на пол да к двери, прыг через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, а там и за ворота, дальше и дальше.

Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц:

-Колобок, колобок! Я тебя съем!

-Нет, не ешь меня, косой, а лучше послушай, какую я тебе песенку спою. Заяц уши поднял, а колобок запел:

Я колобок, колобок! На окошке стужён.

По амбару метён, Я от дедушки ушёл,

По сусекам скребён, Я от бабушки ушёл,

На сметане мешен, От тебя, зайца, не хитро уйти.

В печку сажен,

И покатился колобок дальше - только его заяц и видел. Катится колобок по тропинке в лесу, а навстречу ему серый волк:

- Колобок, колобок! Я тебя съем!

- Не ешь меня, серый волк: я тебе песенку спою. И колобок запел:

Я колобок, колобок! На окошке стужен.

По амбару метён, Я от дедушки ушёл,

По сусекам скребён, Я от бабушки ушёл,

На сметане мешен, Я от зайца ушёл,

В печку сажен, От тебя, волка, не хитро уйти.

Покатился колобок дальше - только его волк и видел

Катится колобок по лесу, а навстречу ему медведь идет, хворост ломает, кусты к земле гнет.

-Колобок, колобок, я тебя съем!

- Ну где тебе, косолапому, съесть меня! Послушай лучше мою песенку. Колобок запел, а Миша и уши развесил.

Я колобок, колобок! Я от дедушки ушёл,

По амбару метён, Я от бабушки ушёл,

По сусекам скребён, Я от зайца ушёл,

На сметане мешен, Я от волка ушёл,

В печку сажен, От тебя, медведь, полгоря уйти.

На окошке стужёи.

И покатился колобок - медведь только вслед ему посмотрел. Катится колобок, а навстречу ему лиса:

-Здравствуй, колобок! Какой ты пригоженький, румяненький!

Колобок рад, что его похвалили, и запел свою песенку, а лиса слушает да все ближе подкрадывается.

Я колобок, колобок! Я от дедушки ушёл,

По амбару метён, Я от бабушки ушёл,

По сусекам скребён, Я от зайца ушёл,

На сметане мешен, Я от волка ушёл,

В печку сажен, От медведя ушёл,

На окошке стужен. От тебя, лиса, не хитро уйти.

- Славная песенка! - сказала лиса. - Да то беда, голубчик, что стара я стала, плохо слышу. Сядь ко мне на мордочку да пропой еще разочек.

Колобок обрадовался, что его песенку похвалили, прыгнул лисе на морду да и запел:

Я колобок, колобок!..

А лиса его ам! и съела.

ЗАНЯТИЕ по сказке

Тема занятия: слушаем сказку «Колобок»

Предварительная работа: настольный театр персонажей сказки

Цели занятия

Воспитательные: формировать у ребенка умение. внимательно слушать и слышать рассказ взрослого; вырабатывать учебные навыки: отвечать на вопросы «где это?», «кто это?», «что это?», не перебивать говорящего; воспитывать положительные качества личности уверенность в себе, смелость, умение сопереживать.

Обучающие — совершенствовать общую моторику; обогащать словарь ребенка за счет звукоподражаний (ы-ы-ы, р-р, ам), имен существительных (лиса, заяц, волк, медведь), местоимений (он, она), указательных слов и служебных частей речи (вот, где, да, нет); способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи.

Развивающие развивать зрительное и слуховое внимание умение рассматривать иллюстрации, узнавать контурное изображение героев сказки; умение вслушиваться в речь взрослого.

Оснащение:

- сюжетная картинка.

- цветные изображения героев сказки.

- контурные изображения персонажей сказки

- фигурки персонажей сказки (дед, баба, колобок, заяц, волк, лиса, медведь) из настольного кукольного театра.

Ход занятия

1. Организационный момент. Предложите рассмотреть сюжетную картинку. Попросите показать отдельные детали на картинке: домик, окно, дорожку, забор, пенек, лес.

2. Знакомство со сказкой. Предложите ребенку послушать сказку. Рассказывайте сказку, выставляя персонажей - фигурки из настольного кукольного театра -на цветную сюжетную картинку.

Предложите ребенку в соответствии с его речевыми возможностями повторять звукоподражания и слова, произносимые вами в процессе рассказывания сказки. («Дед», «баба», «прыг-прыг» (зайка), «ы-ы-ы» (волк), «р-р-р» (медведь), «о!»-удивление, «ам!».)

3. Развитие грамматической стороны речи. Предложите ребенку поиграть в игру «Да — нет». Предъявляйте предметные картинки с изображением героев сказки, а ребенка попросите, глядя на картинки, отвечать на ваши вопросы.

Покажите картинку с зайцем. Спросите: «Это заяц?» (Да.) Покажите картинку с лисой: «Это волк?» (Нет.) Аналогично обыграйте остальных героев сказки.

4. Развитие зрительного внимания. Покажите ребенку контурные изображения Колобка, яблока, лимона и попросите ребенка найти среди них изображение Колобка.

Если ребенок не смог выполнить задание, то дайте ему цветную предметную картинку с изображением Колобка и предложите наложить ее на подходящий контур.

Затем покажите ребенку контурные изображения людей и животных-героев сказки. Попросите ребенка найти среди них изображения бабушки, дедушки, зайца, волка, медведя, лисы.

5. Развитие общей моторики. Предложите ребенку имитировать движения (походку) героев сказки попрыгать, как зайчик; походить, как медведь; побегать, как лиса.

6. Что сначала, что потом. Поставьте на стол персонажей сказки из настольного кукольного театра. Попросите ребенка посмотреть на них и сказать (или показать), кого сначала повстречал колобок. Спросите: «Кого Колобок повстречал потом? Кого Колобок встретил после волка?

7. Подведение итогов занятия. Обязательно положительно оцените работу ребенка, похвалите его.

Репка

Посадил дед репку - выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тащить: тянет - потянет, вытянуть не может.

Позвал дед на помощь бабку. Бабка за дедку, дедка за репку: тянут -потянут, вытянуть не могут.

Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут - потянут, вытянуть не могут.

Кликнула внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут - потянут, вытянуть не могут.

Кликнула Жучка кошку Машку. Машка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут - потянут, вытянуть не могут.

Кликнула кошка Машка мышку. Мышка за Машку, Машка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут -потянут - вытащили репку!

ЗАНЯТИЕ по сказке

Тема занятия: слушаем сказку «Репка»

Предварительная работа: подготовить изображения героев сказки. Подготовьте 5 контейнеров-«скорлупок» желтого цвета от «Киндер-сюрпризов»: насыпьте в них различные сухие сыпучие материалы (манку, гречу, горох, фасоль). В двух «скорлупках» вид и количество насыпанного материала должны быть одинаковыми.

Цели занятия

Воспитательные - формировать у ребенка умение внимательно слушать рассказ взрослого; вырабатывать учебные навыки: отвечать на вопросы взрослого, не перебивать говорящего; воспитание положительных качеств личности - уверенность в себе, смелость, умение сопереживать.

Обучающие обогащать словарь ребенка за счет звукоподражаний (гав-гав, мяу), имен существительных (кошка, собака), способствовать употреблению слов в самостоятельной речи.

Развивающие - развивать умение вслушиваться в речь взрослого; зрительное и слуховое внимание, умение рассматривать иллюстрации, узнавать изображенных героев; по слуху определять одинаково звучащие предметы.

Оснащение:

-фигурки героев сказки из настольного кукольного театра;

- сюжетная картинка;

- предметные картинки: дед, баба, внучка, собака, кошка, мышка.

- предметные картинки с контурным изображением овощей

- сюжетная картинка «Друг за дружку»;

- 5 контейнеров-«скорлупок» от «Киндер-сюрпризов».

Ход занятия

1. Организационный момент. Предложите ребенку рассмотреть сюжетную картинку «Друг за дружку».

2. Знакомство со сказкой. Предложите ребенку послушать сказку. Рассказывайте сказку, одновременно выставляя фигурки соответствующих персонажей из настольного кукольного театра на сюжетную картинку. Предложите ребенку в соответствии с его речевыми возможностями повторять отдельные звукоподражания и слова («дед», «бабка», «гав-гав», «пи-пи-пи», «мяу», «о!»-удивление, «о-ох!» -тяжело тащить репку!).

3. Развитие грамматической стороны речи. Предложите ребенку поиграть в игру «Да - нет». Предъявляйте ребенку по очереди картинки с изображением героев сказки. Попросите ребенка, глядя на фигурку, правильно ответить на вопрос: «да» или «нет».

Покажите картинку с нарисованной мышкой и спросите: «Это мышка?» (Да.) Покажите картинку с нарисованной собакой и спросите: «Это мышка?» (Нет.) «Это кошка?» (Нет.)

Аналогично обыграйте других героев сказки.

4. Развитие зрительного внимания. Покажите ребенку контурные изображения овощей - репки, моркови, капусты. Попросите ребенка найти среди них репку. Если ребенок не справился с заданием, предложите ему наложить цветное изображение репки на контурное.

5. Развитие мелкой моторики и слухового внимания. Предложите поиграть в игру По очереди потрясите контейнеры-«скорлупки» от «Киндер-сюрпризов» и попросите ребенка найти две одинаково звучащие «репки».

6. Кто сначала, кто потом. Предложите ребенку посмотреть на сюжетную картинку «Друг за дружку». Попросите ребенка, глядя на картинку, ответить на ваши вопросы.

Кто стоит впереди всех?

Кто стоит между Жучкой и мышкой?

Кто стоит перед бабкой?

Кто стоит перед кошкой?

Кто стоит перед внучкой?

Кто стоит перед мышкой?

Кто стоит перед Жучкой?

Кто стоит последним?

8. Подведение итогов занятия. Похвалите ребенка.

Теремок

Стоит в поле теремок.

Бежит мимо мышка-норушка.

Увидела теремок, остановилась и спрашивает:

- Теремок-теремок! Кто в тереме живет?

Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала в нем жить. Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:

- Терем-теремок! Кто в тереме живет?

- Я, мышка-норушка! А ты кто?

- А я лягушка-квакушка.

- Иди ко мне жить!

Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоем жить. Бежит мимо зайчик - побегайчик. Остановился и спрашивает:

- Терем-теремок! Кто в тереме живет?

-Я, мышка-норушка!

- Я, лягушка-квакушка. А ты кто?

- А я зайчик - побегайчик.

- Иди к нам жить!

Заяц скок в теремок! Стали они втроем жить. Идет лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:

-Терем-теремок! Кто в тереме живет?

- Я, мышка-норушка.

- Я, лягушка-квакушка.

-Я, зайчик - побегайчик. А ты кто?

-А я лисичка-сестричка.

- Иди к нам жить!

Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить. Прибежал волчок - серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает:

- Терем-теремок! Кто в тереме живет?

- Я, мышка-норушка.

- Я, лягушка-квакушка.

- Я, зайчик-побегайчик.

- Я, лисичка-сестричка. А ты кто?

- А я волчок - серый бочок.

- Иди к нам жить!

Волк и влез в теремок. Стали они впятером жить. Вот они все в теремке живут, песни поют.

Вдруг идет мимо медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:

- Терем-теремок! Кто в тереме живет?

- Я, мышка-норушка.

- Я, лягушка-квакушка.

- Я, зайчик-побегайчик.

- Я, лисичка-сестричка.

-Я, волчок - серый бочок. А ты кто?

- А я медведь косолапый.

- Иди к нам жить!

Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез - никак не мог влезть и говорит:

- Я лучше у вас на крыше буду жить.

- Да ты нас раздавишь!

- Нет, не раздавлю.

- Ну так полезай!

Влез медведь на крышу. Только уселся -трах! раздавил теремок. Затрещал теремок, упал набок и весь развалился.

Еле-еле успели из него выскочить мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок - серый бочок -все целы и невредимы. Принялись они бревна носить, доски пилить - новый теремок строить. Лучше прежнего выстроили!

ЗАНЯТИЕ по сказке

Тема занятия: слушаем сказку «Теремок»

Предварительная работа: карточки с изображенными персонажами сказки: мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок - серый бочок, медведь косолапый.

Цели занятия

Воспитательные формировать у ребенка умение внимательно слушать рассказ взрослого; вырабатывать учебные навыки: отвечать на вопросы взрослого, не перебивать говорящего; воспитание положительных качеств личности, умение сопереживать героям сказки.

Обучающие — обогащать словарь ребенка за счет звукоподражаний, имен существительных (теремок, избушка, дом), способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи;

Развивающие развивать зрительное и слуховое внимание, внимательно рассматривать сюжетную картинку, узнавать изображенных героев на контурных рисунках; умение вслушиваться в речь взрослого.

Оснащение:

- сюжетная картинка «Сломанный теремок»

- сюжетная картинка настольный театр

- фигурки персонажей сказки из настольного кукольного театра;

Ход занятия

1. Организационный момент. Предложите ребенку рассмотреть картинку «Сломанный теремок» Попросите рассказать, что нарисовано.

2. Знакомство со сказкой. Предложите ребенку послушать сказку. Рассказывайте сказку, выставляя фигурки соответствующих персонажей на сюжетную картинку.

Предложите ребенку в соответствии с его речевыми возможностями повторять звукоподражания и слова («я», «пи-пи-пи» (мышка), «ква-ква» (лягушка), «прыг-прыг» (зайчик), «р-р-р» (волк), «ы-ы-ы» (медведь), «ах!», «ох!»— удивление), произносимые вами в процессе рассказывания сказки.

3. Развитие грамматической стороны речи. Предложите ребенку поиграть в игру «Да - нет». Предъявляйте ребенку изображения разных героев сказки. Попросите ребенка, глядя на героя сказки, правильно ответить на вопросы: «да» или «нет».

Покажите картинку, на которой нарисован заяц. Спросите: «Это заяц?» (Да.) Покажите картинку, на которой нарисована лиса. Спросите: «Это волк?» (Нет.) Аналогично обыграйте остальных персонажей сказки.

4. Развитие зрительного внимания. Покажите ребенку изображения различных построек на предметных картинках. Попросите ребенка найти среди них теремок.

Покажите ребенку контурные изображения животных – героев. Попросите ребенка найти среди них изображения зайца, волка, медведя, лисы.

Если ребенок не может выполнить задание, предложите ему наложить цветное изображение на подходящее контурное.

5. Развитие общей моторики. Предложите ребенку имитировать движения (походку) и звукоподражания животных из сказки:

Попрыгать, как зайчик. Попрыгать, как лягушка, и поквакать. Походить и порычать, как медведь. Побегать, как лиса.

6. Кто сначала, кто потом. Предложите ребенку посмотреть на фигурки персонажей и сказать (или показать), кто подошел к теремку. Задайте вопросы.

Кто первым подошел к теремку? Кто подошел после лисы? Кто следующим подошел? Кто был после волка? Кто подошел после зайца? Кто разволил теремок?

7. Подведение итогов занятия: похвалите ребенка.

Конспекты занятий по сказкам для детей 2-3 лет

Курочка Ряба,

Колобок,

Репка,

Теремок.

г. Оренбург 2022


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи "Пересказ сказки "Лиса и Журавль"

Цель:     1. Учить детей выразительно рассказывать сказку               2.Закреплять умение детей пересказыват...

Конспект занятия по развитию речи и лепке для детей 2–3 лет на тему: «Русские народные сказки»

Закрепление знания народных сказок. Создание радостного настроения, чтобы вызвать у детей положительные эмоции. Развиваем мышление и воображение и активизируем обогащение словарного запаса....

Конспект занятия по развитию речи и лепке для детей 2–3 лет на тему: «Русские народные сказки».

Воспитываем любовь к народному творчеству, активизация словаря....

Конспект занятия по развитию речи Любимые сказки

Конспект занятия по развитию речи Любимые сказки...

Конспект занятия по развитию речи "Мудрые сказки"

Конспект занятия по развитию речи в средней группе, его цель: формировать понятие о том, как не нужно поступать с людьми, на примере знакомых детям сказок....

Конспект занятия по развитию речи "Изучение сказки "Заюшкина избушка"

Изучение сказки "Заюшкина избушка". Беседа с детьми о лисе....