Конспект открытого занятия по развитию речи на тему: "Домашние птицы"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №89 «Бригантина»

 

 

 

 

 

 

Конспект открытого занятия по развитию речи для детей 4-5 лет

 «Домашние птицы»

 

 

 

 

                                   Составила:

                                           Коротченко В.В.

 

 

Санкт-Петербург

2024

 

  1. Систематизация представлений детей о домашних птицах: местах их обитания,  об их питании, членах птичьих семей, пользе для человека (беседа по вопросам, д/игра, «У кого кто в семье?»);
  2. Совершенствование умения детей образовывать существительные в единственном и множественном числе (д/игра «Один-много»);
  3. Закрепление умения образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (д/игра «Назови ласково»);
  4. Совершенствование умения образовывать существительные в Р.п (д/и «Кого не стало?»).
  5. Развитие логического мышления (отгадывание загадок);
  6. Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика.Игра «Собери картинку»)
  7. Развитие общей моторики (игра с мячом «Один-много»)
  8. Воспитание навыков сотрудничества, самостоятельности на занятии;
  9. Воспитание любви и бережного отношения к домашним птицам;
  10. Контроль над правильным звукопроизношением.

Оборудование: предметные картинки по теме с изображением домашних птиц (утка, гусь, петух, курица, индюк), предметные картинки по теме с изображением семьи каждой домашней птицы (гусь, гусыня, гусята; утка, селезень, утята; индюк, индюшка, индюшонок; петух, курица, цыплята);  резиновый мяч,; разрезные картинки с изображением домашних птиц

Лексика:

Существительные: гусь, гуси,  гусенок, гусята, утка, утки, уточка, селезень, селезни, утенок, утята, петух, петухи, петушок, курица, курицы, курочка, куры, цыпленок, цыплята, цыпленочек, индюк, индюки, индюшка, индюшки, индюшечка, индюшонок, индюшата, индюшоночек, курятник, насест, гнездо, гребешок, шпоры, яйцо, птенец, птенчик, поилка, кормушка, корм, пшено, зерно, хлебные крошки,  птичий двор,

Глаголы: кукарекает, кудахчет, квохчет, крякает, шипит, болбочет, кормит, закроет, откроет, откладывает, высиживает, выводит, выкармливает;

Предварительная работа: рассматривание домашних птиц на предметных картинках, беседа о них, расширение словаря по данной теме.

Организационный момент (приветствие детей, отгадывание загадок, введение в тему, объявление темы занятия).

 

– Здравствуйте, ребята! Сейчас первым сядет тот, чье имя начинается со звука С, вторым сядет тот, чье имя начинается со звука К, остальные, сядут те, чье имя начинается со звука Д.

Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»

(учить детей подбирать слова-антонимы)

Воспитатель. Встаньте рядом друг с другом, словно месяц полукругом.

— Посмотрите, что это? (Перо)

— Оно черное? — …. (оно белое)

— Оно большое? — … (оно маленькое)

— Оно длинное? — … (оно короткое)

— Оно тяжелое? — … (оно легкое)

— Оно грязное? — … (оно чистое)

Это перышко не простое, оно волшебное:

Стоит на него подуть

И оно покажет путь —

В какую сторону идти,

Чтобы хозяина найти.

Воспитатель. — Интересно, кто хозяин этого перышка и где оно живет в лесу или на птичьем дворе? Мы сейчас узнаем. Когда я скажу: «Раз, два, три — перышко лети!», вы все вместе подуйте на него, вдох — через нос, выдох — через рот. (Перышко лежит на ладони вытянутой руки воспитателя)

Теперь внимательно слушайте меня. Сейчас я вам буду загадывать загадки, а вы должны будете, сказать о ком я говорю. Отвечайте полным предложением и следите за правильным звукопроизношением. (Воспитатель  читает загадки и выставляет картинки с изображением домашних птиц)

 «Отгадай загадку»:

 Съем червя, попью водицы.

Хлебных крошек поищу,

А потом снесу яичко

Ребятишек покормлю … (Курица)

Звонко время отмечает.

Утром солнышко встречает.

Вот последний луч потух.

Спать пора!» - поет ... (Петух)

По лужку он важно ходит,

Из воды сухим выходит.

Носит красные ботинки.

Дарит мягкие перинки … (Гусь)

Пестрая крякуша

Ловит лягушек.

Ходит вразвалочку-спотыкалочку (Утка)

Тело перьями покрыто.

Борода висит сердито.

Хвост почти как у павлина,

Когти остры, ноги длинны.

- Разгоню я всех вокруг.

А зовут меня … (Индюк)

 

 Рассматривание картины «Домашние птицы во дворе»

В: Ребята, посмотрите на картину. У бабушки в деревне живут разные домашние птицы. Она за ними ухаживает. Во дворе дома для птиц дедушка построил небольшие сарайчики и курятник. В них положили сено. В корытце для птиц насыпают зерно, наливают воду. Домашние птицы клю

А сейчас давайте вместе с вами отправимся на птичий двор. Скажите еще раз, кто здесь живет? Отвечайте полным предложением и четко проговаривайте все звуки. (На птичьем дворе живут домашние птицы).

– А как называется дом, где живут птицы? (Дом, где живут птицы – называется птичник). Правильно!

- А как вы думаете, почему этих птиц называют «домашними»? (Этих птиц называют домашними, потому что они живут рядом с человеком)

- Молодцы! А как человек ухаживает за домашними птицами? Что он для них делает? (Человек их кормит, дает им воды, чистит их жилище)

А чем питаются домашние птицы? (Домашние птицы питаются специальным кормом, крупой, крошками хлеба, насекомыми, червяками)

 

- Хорошо! А кто мне из вас скажет, какую пользу приносят птицы человеку? Что они нам дают? (Домашние птицы дают нам яйца, мясо, пух, перья)

 

 Физкульминутка

«Утром встал гусак на лапки» Утром встал гусак на лапки, (Потянулись, руки вверх — вдох-выдох.) Приготовился к зарядке. (Рывки рук перед грудью.) Повернулся влево, вправо, (Повороты влево-вправо.) Приседанье сделал справно, (Приседания.) Клювиком почистил пух, (Наклоны головы влево-вправо.) Поскорее в воду — плюх! (Присели.)

 

 Игра с мячом «Один-много»,

- А теперь давайте выйдем с вами на полянку и поиграем с мячиком. Я вам сейчас буду бросать мяч и называть одну домашнюю птицу, а вы поймаете его и назовет когда птиц много. Например, утка – утки (логопед дальше бросает мяч каждому ребенку по очереди и называет разных птиц, ребенок возвращает мяч, отвечая)

курица – курицы, куры,
петух – петухи,
гусь – гуси,

утка – утки,

индюк – индюки,
гусенок – гусята,
утенок – утята,
индюшонок – индюшата,

цыпленок – цыплята

- Молодцы! А теперь садитесь обратно на стульчики!

8. Дидактическая игра с мячом "Назови ласково".

– Ребята, давайте покажем птицам, какие вы добрые – обратимся к ним ласково. Например, Как вы обратитесь к птенцу? Что вы ему скажете? – Вы скажете ему птенчик (далее воспитатель  задает про каждую домашнюю птицу отдельно)

петух – петушок,
курица – курочка,
гусь – гусёнок,
утка – уточка,
цыпленок – цыпленочек,
индюшка – индюшечка,
индюшонок – индюшоночек.

 

Игра: «Как называется птичья семья»

 

Дидактическая игра «Собери пазлы»

- Ребята, посмотрите, кто-то порвал картинки их нужно собрать. Вы поможете мне? (логопед раздает разрезные картинки с изображением домашних птиц, дети собирают). Скажите, кого вы собрали? (дети по очереди отвечают «Я собрал ….»).

Окончание занятия.

– Вот наша экскурсия подошла к концу. И нам надо расставаться с обитателями птичьего двора. Давайте попрощаемся с ними. Скажите, о ком мы сегодня с вами говорили? (Мы говорили о домашних птицах). А что вы о них узнали? Чему вы научились? (дети отвечают на вопросы воспитателя). Вы все очень хорошо отвечали на мои вопросы, внимательно меня слушали.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи по теме: «Зимующие птицы» в подготовительной группе

Образовательные цели. Закрепление знания признаков зимы, представлений о зимующих птицах, обобщающего понятия "зимующие птицы". Расширение, уточнение и активизация словаря по теме. Совершенствов...

Конспект открытого занятия по развитию речи (коммуникация) Тема: «Описание птиц».

Цель:  Продолжать учить  детей составлять описательный рассказ,             используя карточки – схемы. Прогр...

Конспект комплексного занятия по развитию речи на ТЕМУ "Домашние животные " в младшей группе.

Коспект НОД по речевому развитию на тему: "Домашние животны". Рассматривается вопрос как интересней и понятней ребенку активизировать и закрепить речь на заданную тему....

Конспект открытого занятия по Развитию речи в младшей группе на тему:"Домашние животные и их детеныши"

Конспект открытого занятия по развитию речи в младшей группе на тему: «Домашние животные и их детеныши»Цели занятия:• продолжать учить детей различать домашних животных и их детенышей;Задачи:1. Образо...

Конспект занятия по развитию речи по теме: «Домашние птицы» с использованием игр и упражнений по развитию мелкой моторики для детей младшего дошкольного возраста.

В ходе занятия использовались такие педагогические приёмы как сюрпризный момент, отгадывание загадок, знакомство с художественной литературой.Цели занятия:1.      Развитие общ...

Конспект открытого занятия по развитию речи на тему «Домашние животные» с детьми младшего дошкольного возраста (3 - 4 лет)

Цель: Уточнить и расширить знания детей о домашних животных, об образе жизни; о пользе, которую они приносят человеку; стимулировать проявление добрых чувств и отношений к животным.Задачи: ОбучающиеЗа...