Конспект занятия с детьми среднего дошкольного возраста «Знакомство детей с русско-народной сказкой "Петушок и бобовое зёрнышко"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Петрова Ирина Анатольевна

Познакомить детей со сказкой «Петушок и бобовое зёрнышко».

Уточнить и закрепить знания детей о звуке «Ц»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 26

Петродворцового района Санкт-Петербурга

Конспект занятия

с детьми среднего дошкольного возраста

«Знакомство детей с русско-народной сказкой "Петушок и бобовое зёрнышко"

Воспитатель:

Петрова И.А.

Гайдукова С.С.

Санкт-Петербург

2024


Тема: «Знакомство детей с русско-народной сказкой

 "Петушок и бобовое зёрнышко"

Цель:

Познакомить детей со сказкой «Петушок и бобовое зёрнышко». 

Уточнить и закрепить знания детей о звуке «Ц»

Задачи:

 Образовательные:

  1. формировать умения у детей отвечать на вопросы по содержанию сказки, повторять отдельные слова и фразы из текста;
  2. познакомить с зерновой культурой – бобами, ввести в активный словарь детей слова: боб, бобы, бобовое зернышко;
  3.  добиваться четкого произношения звука Ц изолированно и в словах и в слогах;
  4. Упражнять детей в чётком произношении звука ц в слогах, словах

Развивающие:

  1. Развивать фонематический слух
  2. Развивать подвижность артикуляционного аппарата
  3. Развивать грамматический строй речи (образовывать слова с суффиксом ИЦ)
  4. Развивать связную речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения.
  5. Развивать слуховое и зрительное восприятие.

Воспитательные:

  1. Воспитывать чувство доброты и отзывчивости, любовь к русским народным сказкам, доброжелательное взаимодействие со сверстниками.

Технологии: игровая, здоровьесберегающие технологии

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, физическое, социально - коммуникативное.

Предварительная работа: Разгадывание загадок, чтение художественной литературы, рассматривание картинок из сказок.

Материалы и оборудование: театральная ширма, герои сказки, иллюстрации, зёрна.


Ход занятия:

Части занятия

Задания и упражнения

Содержание

Вводная часть

Основная часть

  1. Приветствие и знакомство

  1. Беседа

Артикуляционная гимнастика

Характеристика звука

Физкультминутка  + Автоматизация звука Ц в слогах

Развитие фонематического слуха

Развитие грамматического строя речи (образование слов с суффиксом ИЦ)

Задание «Соедини маму с детёнышем»

Посадка зёрен.

Дети встают в круг, педагог предлагает поздороваться.
Колокольчик озорной,

Ты ребят в кружок построй.

Собрались ребята в круг

Слева – друг и справа – друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Послушайте загадку .

Вылез птенчик из скорлупки,

Просит зернышек и крупки.

Голосок пока что тонок.

Это желтенький…(цыпленок)

 Давайте позовем вместе? Цып-цып. (Дети зовут цыпленка)

Прибежал цыпленок

(появляется мягкая игрушка цыпленка)

Цыпленок:

Здравствуйте, ребята! Я цыпленок Цыпа!

Дети (здороваются).

Воспитатель:

Цыпа, оставайся с нами! Мы расскажем тебе о звуке «Ц»

Цыпленок:

С удовольствием! Тем более, это мой любимый звук - в моем имени живет звук «Ц»!

А давайте все вместе попробуем правильно произнести этот звук?

Но сначала потренируем наш язычок, чтобы звук получился красивый.

Язычок - озорничок за заборчиком живет (упражнение «заборчик»)

Любит он в футбол играть (язык поочередно упирается в щеки)

Любит он и подремать (широкий язык лежит на нижней губе, упражнение «лопата»)

Вот, Шутник!

Вдруг узким-узким стал язык (язык узкий между зубов и вперед, упражнение «иголочка»)

Язычок мы спрячем в рот,

Пусть немножко отдохнет!

При произнесении звука [ц] рот слегка приоткрыт. Губы улыбаются. Зубки не смыкаем. Кончик языка уприте в нижние зубки. Сильно и коротко дунем. Получился звук: ц…

Давайте хором скажем – [ц]. А сейчас поднесите ладошку к губам (тыльная сторона). При правильном произнесении звука [ц], вы почувствуете ветерок. Звук произносим отрывисто. Звук при произнесении встречает преграду.

Цыпа: Ребята какие вы молодцы, как хорошо у вас получается. Посмотрите, что я вам принес. Это бобовое зёрнышко, и про него я сейчас расскажу вам одну историю, которая случилась на птичьем дворе.

Жили-были петушок и курочка.

Петушок все торопился, да торопился, а курочка знай себе да приговаривает:

- Петя, не торопись. Петя, не торопись.

Клевал как-то петушок бобовые зернышки, да второпях и подавился. Подавился, не дышит, не слышит, лежит не шевелится.

Перепугалась курочка, бросилась к хозяйке, кричит:

- Ох, хозяюшка, дай скорей маслица петушку горлышко смазать: подавился петушок бобовым зернышком.

Хозяйка говорит:

- Беги скорей к коровушке, проси у нее молока, а я уж собью маслица.

Бросилась курочка к корове:

- Коровушка, голубушка, дай скорее молока, из молока хозяюшка собьет маслица, маслицем смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зернышком.

- Ступай скорее к хозяину, пусть он принесет мне свежей травы.

Бежит курочка к хозяину:

-Хозяин! Хозяин! Дай скорее коровушке свежей травы, коровушка даст молочка, из молочка хозяюшка собьет маслица, маслицем я смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зернышком.

- Беги скорей к кузнецу за косой, - говорит хозяин.

Со всех ног бросилась курочка к кузнецу:

- Кузнец, кузнец, дай скорее хозяину хорошую косу. Хозяин даст коровушке травы, коровушка даст молока, хозяюшка даст мне маслица, я смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зернышком. Кузнец дал хозяину новую косу хозяин дал коровушке свежей травы, коровушка дала молока, хозяюшка сбила масла, дала маслица курочке. Смазала курочка петушку горлышко. Бобовое зернышко и проскочило. Петушок вскочил живехонький и во все горло запел:

- Ку-ка-реку!

Воспитатель:

1.Что говорила курочка петушку, когда он кушал?

2. Что случилось с петушком?

3. К кому обращалась курочка за помощью?

4. Чему учит нас эта сказка?

Шёл цыплёнок по дорожке

 ац- ац- ац (говорят слоги дети)

 (дети шагают на месте, выполняя движения руками)

У него устали ножки

оц- оц- оц

Отдохнуть решил немножко

 иц- иц- иц

Сел цыплёнок на пенёк,

посидел совсем чуток ЦЦЦ

 (дети присели на корточки)

И снова в путь отправился

Уц –уц –уц

 (дети шагают на месте, выполняя движения руками)

Цыпа: А сейчас я с вами хочу поиграть.

Игра « Хлопни, когда услышишь в слове звук [Ц]».

Заяц. Лошадь. Леденец. Собака,

Огурец. Помидор. Актер. Дворец. Врач. Отец. Машина. Месяц. Чайник. Боец. Карандаш. Конец. Дверь. Окно. Птенец.

Какие вы молодцы! Все справились с заданием!

Цыпленок:

У каждого из нас есть мама.

Предлагаю поиграть с мячом. Я называю детёныша, а вы – маму.

У ослика?- ослица. У волчонка- волчица.

У лисёнка – лисица. У цыплёнка – курица.

У медвежонка- медведица. У тигрёнка – тигрица

У львёнка – львица. У орла - орлица.

Воспитатель: Молодцы ребята!

налетел ветерок (покажите как дует ветер: носик воздух набирает, ротик воздух выпускает плавно, сильно, тихо….), ветерок закружил и мам с малышами разъединил.

Воспитатель: ребята, давайте поможем соединить обратно маму с малышом

Цыпа: Какие вы умнички. Оставляю вам бобовые зёрнышки. Посадите их и обязательно ухаживайте за ними. Вы знаете как нужно ухаживать?

Наше занятие подошло к концу! Вы большие молодцы!

Заключительная часть.

1. Рефлексия.

Что мы сегодня делали на занятии?

Кто к нам в гости приходил?

С каким звуком мы сегодня познакомились?

Что вам больше всего понравилось на занятии и что не понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с детьми среднего дошкольного возраста на тему «Волшебные слова живут на белом свете»

В дошкольном возрасте многие дети не умеют правильно общаться со сверстниками и  взрослыми, поэтому задача воспитетеля развивать в них эти навыки....

Конспект занятия с детьми среднего дошкольного возраста "Найти и обезвредить"

17 мая в нашем детском саду,  в группе "Гномики" прошло занятие на тему: "Найти и обезвредить" Ребята получили электронное письмо с видео обращением от доктора Пилюлькина...

Конспект занятия с детьми среднего дошкольного возраста «В мире дружбы и доброты».

В конспекте представлены методы и приемы, направленные на развитие дружеских взаимоотношений между детьми, представлений о дружбе....

План - конспект НОД с детьми среднего дошкольного возраста "Знакомство с посудой юкагиров"

Цель: воспитывать у детей интерес и уважение к этнокультуре народов Якутии.         Задачи:         1) расширить предста...

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Знакомство детей с писателем П. П. Бажов и его произведением «Серебряное копытце»

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Знакомство детей с писателем  П. П. Бажов и его произведением  «Серебряное копытце»Тема занятия: познакомиться с...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА с ограниченными возможностями здоровья (слабовидящих детей, детей с амблиопией, косоглазием) ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «ЗАРЯДКА ДЛЯ ЗВЕРЯТ В ЗООПАРКЕ»

Физкультурное занятие с использованием современных образовательных технологий:технология интегрированного обучения (образовательные области:социально-коммуникативное развитие, познавательное раз...

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Знакомство с трудовым процессом на примере труда работников швейной промышленности»

На занятии дети в игровой форме познакомятся с пятью компонентами трудового процесса, познакомятся с профессиями людей, занятыми в швейной промышленности, узнают о роли современной техники в трудовом ...