Пересказ рассказа «Волк и белка» Л.Н. Толстого с опорой на графические схемы ( по методике Л.В. Лебедевой, И.В. Козиной).
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Хулугурова Татьяна Александровна

Формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_zanyatiya.docx376.05 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                     Технологическая карта занятия

 

Группа/Дата/Воспитатель

Средняя  группа 17.03.2022г. Воспитатель: Хулугурова Татьяна Александровна

Тема занятия

Пересказ рассказа «Волк и белка» Л.Н. Толстого с опорой на графические схемы в коммуникативной деятельности ( по методике Л.В. Лебедевой, И.В. Козиной).

Культурная практика

Коммуникативная  деятельность

Культурно-смысловой контекст

Пересказ рассказа по графическим схемам

Цель

Формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы

Задачи

Образовательные задачи

 

 

Формировать навыки планирования развёрнутого высказывания;

Развивать навык анализа содержания текста;

Развивать навык языкового оформления текста;

Употреблять обогащённую лексику в активной речи. Обогащать словарный запас: зло, злость, сердце, жечь (сердце);

Отрабатывать умение работать вместе, работать в парах, строить партнерские взаимоотношения, навыки договариваться;

Отрабатывать навыки оценивания собственной работы и работы других детей;

Обратить внимание на добрые и злые поступки героев, сопереживать героям.

Образовательная область

Речевое развитие

Предварительная работа

Изучение лексической темы «Дикие животные».

Рассматривание картинок, иллюстраций по изучаемой теме.

Чтение рассказа «Волк и белка» Л.Н. Толстого.

Рисование белки и волка.

Оборудование

 

«Пальчиковые бассейны»; мелкие игрушки по теме «Дикие животные»; маски: волк и белка; иллюстрации к рассказу; игрушки би-ба-бо: волк и белка; графические схемы.

Этапы

Содержание ОД

Способы организации детей

Планируемые результаты

  1. Организационно – мотивационный этап

Создание эмоционального фона занятия.

Педагог: Опустите руки в бассейны и постарайтесь нащупать в них фигурки. Кто это? (Лиса, волк, еж и т.д.) Как можно назвать этих животных, одним словом? (Дикие животные).

Подготовка к восприятию текста.

 -Подумайте, о каком животном я говорю?

Все зубами щелк да щелк,

 Бегает по лесу... (волк). 

Не умеет он дружить,

Оттого так скучно жить.

По веткам скачет и играет,

Никого не обижает.

Известна добротой своей,

 Шубка рыжая на ней. (Белка). 

-Какие слова помогли вам догадаться?

 (Волк бегает по лесу, щелкает зубами.

 Белка скачет по веткам в рыжей шубке.)

-Не случайно мои загадки были про белку и волка. Мы сегодня вспомним рассказ, который так и называется «Волк и белка». Написал его Л.Н. Толстой.

Дети свободно играют, воспитатель обращает внимание на приготовленные на столах «пальчиковые бассейны». Дети собираются вокруг столов, пытаются догадаться, что может быть спрятано внутри «бассейна» (находят предметы).

Отгадывают загадки.

Умеет по описанию узнавать животное.

  1. Основной этап

 Чтение рассказа.

Белка прыгала с ветки на ветку и упала на волка. Волк хотел ее съесть.

-Пусти меня,— просит белка.

-Отпущу, если скажешь, почему белки такие веселые. А мне всегда скучно.

-Тебе оттого скучно, что ты злой. Злость тебе сердце жжет. А мы веселые оттого, что добрые и никому зла не делаем.

Беседа по содержанию.

-Как волк поймал белку? (Белка прыгала с ветки на ветку и сама

упала на волка.)

-Что волк хотел сделать с белкой? (Волк хотел ее съесть.)

-О чем она попросила волка? (Белка попросила отпустить ее.)

-Что ей ответил волк? (Сказал, что отпустит, если она ответит на его

вопросы.)

-Что спросил волк у белки? (Почему белки такие веселые? Почему волку всегда скучно?).

-Как ответила белка: почему волку всегда скучно? (Потому что оно злой, злость ему сердце жжет.)

-Почему белки такие веселые? (Потому что они добрые и никому зла не делают.)

Физминутка (музыкальная мелодия с текстом)

Словарная работа.

-Белка сказала волку: «Тебе злость сердце жжет». А чем можно обжечься? (Огнем, кипятком, паром, горячим чаем...) Кто из вас обжигался? Это больно? А когда больно, хочется веселиться или плакать?

-Оказывается, можно поранить даже плохим, злым словом. Тогда сердце болит, как будто его обожгли. Вот и волку всегда скучно, грустно, потому что его сердце болит, злость его жжет.

Игра «Исправь ошибку» 

Волк прыгал с ветки на ветку.

Волк упал на белку.

Белка хотела съесть волка.

Пусти меня,— просит волк.

Волк сидит на дереве.

Белка сидит под деревом.

Волки веселые, а белкам всегда скучно.

 Волку оттого скучно, что он добрый.

 Белки веселые оттого, что злые.

Злость сердце греет.

Повторное чтение рассказа.

Я прочитаю рассказ еще раз, а вы постарайтесь его запомнить.

Педагог рассказывает рассказ с помощью игрушек би-ба-бо.

Моделирование рассказа.

Педагог раскладывает схемы, необходимые для составления алгоритма рассказа.

- Посмотрите на эти схемы. Давайте, мы вместе разложим их по порядку. С чего начался наш рассказ? Что было дальше?

Пересказ рассказа. 

- Волк и Белка хотят послушать ваши рассказы. Но сначала нам надо распределить роли. Кто из вас будет белочкой, а кто волком?

Воспитатель приглашает детей сесть на стульчики.

Чтение адаптированного рассказа.

Лексический разбор текста с использованием иллюстраций к рассказу.

Дети становятся в круг вместе с воспитателем и выполняют движения в соответствии с текстом мелодии.

Лексический разбор словосочетания, сложного по семантики.

Оживление личного опыта детей.

В гости к ребятам приходят Волк и Белка (игрушки би-ба-бо).

Педагог сообщает, что они подружились. Волк больше не скучает, а, наоборот, любит пошутить. Звери хотят поиграть с ребятами и предлагают исправить ошибки (дети исправляют ошибки, отвечая полными предложениями).

Развитие долговременной слухо – речевой памяти, драматизация рассказа педагогом.

Педагог вместе с детьми составляет план рассказа и выставляет графическую мнемодорожку.

Дети берут маски: волка и белку; соединяются в пары для пересказа. Роль ведущего берет на себя педагог. Далее по очереди, опираясь на графические схемы, составляют пересказ.

Может внимательно прослушать текст, не отвлекаться и не мешать другим

Может понятно для слушателей ответить на вопросы полным предложением.

Называет не менее 1варианта ответа

Исправляет ошибки по тексту полным предложением

 

Может составить план рассказа с помощью графической мнемодорожки.

Считается с выбором других, умеет работать в паре

Может составить пересказ по графической схеме.

  1. Заключительный этап

Рефлексия

- Как называется рассказ, который мы все вместе пересказывали?

Мне понравилось, как вы сегодня пересказывали рассказ. А вам, чей пересказ хочется отметить особенно? Почему?  Вы такие молодцы, большое вам всем спасибо. Куда мы можем разместить наши схемы, чтобы вы смогли сами рассказывать друг другу?

Дети дают аргументированные ответы.

Может адекватно оценивать себя и сверстников.

C:\Users\123\Desktop\Рисунок1.pngC:\Users\123\Desktop\Рисунок2.png

C:\Users\123\Desktop\Рисунок3.pngC:\Users\123\Desktop\Рисунок4.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

образовательная область "Коммуникация" Тема. "Пересказ рассказа с опорой на графические схемы, И.Соколова-Микитова " В Берлоге"."

Непосредственно образовательная деятельность   предназначена  для  детей  старшей  группы .Пересказ рассказа с опорой  на графические схемы,  И.Соколова-Микитов...

Открытое занятие для педагогов к педсовету. Пересказ рассказа «Поющий букет» (по В.Бирюкову) с опорой на графические схемы.

Открытое занятие для педагогов к педсовету. Пересказ рассказа «Поющий букет»  (по В.Бирюкову) с опорой на графические схемы....

Конспект занятия по развитию речи «Пересказ рассказа «Осень» по Соколову - Микитову с наглядной опорой на графические схемы»

Интеграция образовательных областей: - «Познавательное развитие» (ознакомление с миром природы);- «Речевое развитие» (развитие речи, приобщение к художественной литературе)...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе Пересказ рассказа «Волк и белка» (по Л.Н.Толстому)

Пересказ рассказа «Волк и белка» (по Л.Н.Толстому)Развитие навыков анализа содержания и языкового оформления текста• Формирование навыков планирования развернутого выс...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: "Пересказ рассказа В.Бианки "Купание медвежат" (с опорой на графические схемы)

Занятие направлено на решение задач по развитию связной речи с помощью приёмов наглядного моделирования....

Конспект открытого ООД по развитию речи (старшая группа) Тема: «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» (с опорой на графические схемы)

Конспект открытого ООД по развитию речи (старшая группа)Тема: «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»(с опорой на графические схемы)...