Знакомство со стихотворением З. Александровой "Дозор"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Коваленко Эльвира Ринатовна

Цель: ознакомление детей старшей группы со стихотворением Зинаиды Александровой «Дозор».

Задачи:

Обучающие:

- продолжать учить внимательно и заинтересованно слушать стихотворения, анализировать поступки героев, побуждать рассказывать о своём восприятии конкретного поступка литературного персонажа.

Развивающие: 

- развивать интерес к произведениям познавательного характера. Развивать правильную, грамотную речь, логическое мышление, память, воображение.

Воспитательные:

- воспитывать у детей желание заботиться о братьях наших меньших. Воспитывать чувство гордости за члена семьи, друга. Воспитывать желание защищать свою Родину.

Интеграция образовательных областей:

Речевое развитие. коммуникативное развитие, познавательное развитие,

Словарная работа:

Дозор – это когда охраняют или наблюдают за границей страны;

Застава – это то место, где несут службу военные пограничники;

Лазарет – это больница для военных.

Средства реализации: портрет З. Александровой, хрестоматия 5-6 лет, иллюстрация пограничника, собаки.

 

Ход занятия

1. Организационный момент:

- Доброе утро, дети!

- Поприветствуем наших гостей.

- Здравствуйте!

В.: Поприветствуем друг друга и пожелаем хорошего настроения на целый день:

Колокольчик озорной, ты ребят в кружок построй.

Собрались все дети в круг, справа друг и слева друг.

Вместе за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.

В.: дети, в мае мы отмечаем Великий праздник. Какой?

Д.: День Победы.

В.:  правильно День Победы. А почему этот праздник назвали именно так?

Д.: потому что наши солдаты победили фашистов.

В.: скажите, а какие военные профессии вы знаете?

Ответы детей

В.: Очень много  литературных жанров написано про военные профессии. А какие литературные жанры вы знаете? Назовите их.

Д.: сказки, пословицы, рассказы, былины, басни, стихотворения, русские народные сказки.

В.: Сегодня я хочу вас познакомить  с одним стихотворением. Написала это стихотворение Зинаида Александрова, называется «Дозор»

2. Основная часть

В.: Дети, присаживайтесь на свои места. Сели ровно, правильно, ноги собрали.

- Сейчас мы с вами прочитаем стихотворение З. Александровой «Дозор». 

(Показываю указкой на портрет писателя)

- Приготовьтесь слушать. Глазки подняли внимательно слушаем.

(Взять книгу, присесть на стул и приступить к чтению)

Зинаида Александрова «Дозор»

Я нашел в канаве серого щенка,

Я ему на блюдце налил молока.

Он меня боялся, жалобно глядел,

Прятался в калоши, ничего не ел.

На другое утро влез ко мне в кровать,

Стал под простынею ноги щекотать.

Пролил у котенка, миску молока.

Мама рассердилась: - выгоню щенка!

Папа мой в газету, объявленье дал,

Что щенок овчарки к мальчику пристал.

Пусть его хозяин к нам придет за ним,

А не то считаем мы щенка своим!

Я глядел в окошко, ждал в дверях звонка…

Не пришел хозяин серого щенка!

Я его Дозором в тот же день назвал.

Как меня любил он! Как меня он знал!

Мой щенок веселый за лето подрос,

Стал красивый, умный, стал ученый пес.

Ходит за газетой, в очереди ждет.

Купит – не замажет, маме принесет.

На чужих он лает, охраняет дверь.

Почтальон боится к нам ходить теперь…

С Дальнего Востока возвратился брат.

Ехал он в вагоне десять дней подряд.

Брат приехал в отпуск к нам издалека.

Брат сказал мне: - Ну-ка, покажи щенка!

Прибежал с мороза, запыхавшись пес,

Свежую газету он в зубах принес.

Он мешок понюхал новый, вещевой,

Поглядел на брата и подумал: свой!

Сразу подружился брат с моим щенком,

И веселым лаем снова полон дом.

Пусть они играют – ничего, я рад…

-Подари Дозора, говорит мне брат.

- Будем с ним границу вместе охранять.

- Пес, наверно понял – стал хвостом вилять.

Говорят ребята: - Правда, подари!

Закусил я губы и сказал: - Бери!

Облизал мне щеки, закружился пес.

Только с ним расстаться жалко мне до слез.

Проводили брата, в доме тишина.

Мама шьет рубашки, сидя у окна.

Из собачьей миски ест ленивый кот.

За газетой папа сам теперь идет…

Скучно после школы мне по вечерам.

А у всех собаки лают по дворам…

За весною лето, и опять зима…

Что то брат с границы на не шлет письма!

Тихо шепчет мама: - Может ранен он…

А в окно стучится старый почтальон.

С голубым конвертом тянется рука:

- Вам письмо с границы, верно, от сынка!

Брат нам пишет: «Мама! я теперь здоров.

Здесь меня лечили восемь докторов.

И Дозор был ранен. Он герой у нас –

Он меня от смерти на границе спас.

Он врага-шпиона в роще задержал,

С перебитой лапой к нашим добежал.

Я горжусь Дозором, от него привет.

Мы покинем завтра, скучный лазарет…

В.: дети, вам понравилось стихотворение?

Д.: да

В.: какие слова вам показались трудными, незнакомыми?

(Ответы детей)

В.: дети, как вы думаете, что означает слово дозор?

Дозор- это когда охраняют или наблюдают за границей страны;

Застава – это то место, где несут службу военные пограничники; (вывешиваю картинку пограничника)

Лазарет – это больница для военных.

Вопросы детям после чтения:

- Рамир, чем тебе понравилось  это стихотворение?

-Амина, а тебе чем понравилось это стихотворение?

В.: кого нашел мальчик в канаве?

Д.: щенка

В.: как подружился щенок с мальчиком?

Д.: влез в кровать, щекотал ноги

В.: как мальчик назвал щенка?

Д.: Дозор

В.: как щенок помогал мальчику, папе?

Д.: охранял дверь, ходил за газетой

В.: куда забрал щенка брат?

Д.: на охрану государственной границы

В.: как расстался мальчик с Дозором?

Д.: очень жалко было отдавать собаку – друга и помощника. Но ради защиты рубежей Родины мальчик пожертвовал самым дорогим

В.: какой поступок совершил Дозор?

Д.: помогал при задержании шпиона

В.: почему брат долго не писал письма?

Д.: был ранен

В.: Как вы думаете, мальчик радовался подвигу Дозора?

Д.: да

В.: сможет ли враг перейти границу, если её охраняют такие преданные собаки, как Дозор?

 Д.: Не посмеют!

Физкультминутка «Моя страна»

В нашей стране горы-высокие,                  (тянемся на носочках вверх)

Реки глубокие,                                             (присаживаемся на корточки)

Степи широкие,                                           (раскидываем руками)

Леса большие,                                              (руки вверх)

А мы - ребята вот такие!                             (показываем большой палец)

3. Заключительная часть

В.: дети, с каким стихотворением познакомились?

Д.: Дозор

В.: кто автор этого стихотворения?

Д.: Зинаида Александрова

В.: Чему научило вас это стихотворение?

Ответы детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie.docx18.02 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: ознакомление детей старшей группы со стихотворением Зинаиды Александровой «Дозор».

Задачи:

Обучающие: 

- продолжать учить внимательно и заинтересованно слушать стихотворения, анализировать поступки героев, побуждать рассказывать о своём восприятии конкретного поступка литературного персонажа.

Развивающие: 

- развивать интерес к произведениям познавательного характера. Развивать правильную, грамотную речь, логическое мышление, память, воображение.

Воспитательные:

- воспитывать у детей желание заботиться о братьях наших меньших. Воспитывать чувство гордости за члена семьи, друга. Воспитывать желание защищать свою Родину.

Интеграция образовательных областей:

Речевое развитие. коммуникативное развитие, познавательное развитие,

Словарная работа: 

Дозор – это когда охраняют или наблюдают за границей страны;

Застава – это то место, где несут службу военные пограничники;

Лазарет – это больница для военных.

Средства реализации: портрет З. Александровой, хрестоматия 5-6 лет, иллюстрация пограничника, собаки.

Ход занятия

1. Организационный момент:

- Доброе утро, дети!

- Поприветствуем наших гостей.

- Здравствуйте!

В.: Поприветствуем друг друга и пожелаем хорошего настроения на целый день:

Колокольчик озорной, ты ребят в кружок построй.

Собрались все дети в круг, справа друг и слева друг.

Вместе за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.

В.: дети, в мае мы отмечаем Великий праздник. Какой?

Д.: День Победы.

В.:  правильно День Победы. А почему этот праздник назвали именно так?

Д.: потому что наши солдаты победили фашистов.

В.: скажите, а какие военные профессии вы знаете?

Ответы детей

В.: Очень много  литературных жанров написано про военные профессии. А какие литературные жанры вы знаете? Назовите их.

Д.: сказки, пословицы, рассказы, былины, басни, стихотворения, русские народные сказки.

В.: Сегодня я хочу вас познакомить  с одним стихотворением. Написала это стихотворение Зинаида Александрова, называется «Дозор»

2. Основная часть

В.: Дети, присаживайтесь на свои места. Сели ровно, правильно, ноги собрали.

- Сейчас мы с вами прочитаем стихотворение З. Александровой «Дозор».  

(Показываю указкой на портрет писателя)

- Приготовьтесь слушать. Глазки подняли внимательно слушаем.

(Взять книгу, присесть на стул и приступить к чтению)

Зинаида Александрова «Дозор»

Я нашел в канаве серого щенка,

Я ему на блюдце налил молока.

Он меня боялся, жалобно глядел,

Прятался в калоши, ничего не ел.

На другое утро влез ко мне в кровать,

Стал под простынею ноги щекотать.

Пролил у котенка, миску молока.

Мама рассердилась: - выгоню щенка!

Папа мой в газету, объявленье дал,

Что щенок овчарки к мальчику пристал.

Пусть его хозяин к нам придет за ним,

А не то считаем мы щенка своим!

Я глядел в окошко, ждал в дверях звонка…

Не пришел хозяин серого щенка!

Я его Дозором в тот же день назвал.

Как меня любил он! Как меня он знал!

Мой щенок веселый за лето подрос,

Стал красивый, умный, стал ученый пес.

Ходит за газетой, в очереди ждет.

Купит – не замажет, маме принесет.

На чужих он лает, охраняет дверь.

Почтальон боится к нам ходить теперь…

С Дальнего Востока возвратился брат.

Ехал он в вагоне десять дней подряд.

Брат приехал в отпуск к нам издалека.

Брат сказал мне: - Ну-ка, покажи щенка!

Прибежал с мороза, запыхавшись пес,

Свежую газету он в зубах принес.

Он мешок понюхал новый, вещевой,

Поглядел на брата и подумал: свой!

Сразу подружился брат с моим щенком,

И веселым лаем снова полон дом.

Пусть они играют – ничего, я рад…

-Подари Дозора, говорит мне брат.

- Будем с ним границу вместе охранять.

- Пес, наверно понял – стал хвостом вилять.

Говорят ребята: - Правда, подари!

Закусил я губы и сказал: - Бери!

Облизал мне щеки, закружился пес.

Только с ним расстаться жалко мне до слез.

Проводили брата, в доме тишина.

Мама шьет рубашки, сидя у окна.

Из собачьей миски ест ленивый кот.

За газетой папа сам теперь идет…

Скучно после школы мне по вечерам.

А у всех собаки лают по дворам…

За весною лето, и опять зима…

Что то брат с границы на не шлет письма!

Тихо шепчет мама: - Может ранен он…

А в окно стучится старый почтальон.

С голубым конвертом тянется рука:

- Вам письмо с границы, верно, от сынка!

Брат нам пишет: «Мама! я теперь здоров.

Здесь меня лечили восемь докторов.

И Дозор был ранен. Он герой у нас –

Он меня от смерти на границе спас.

Он врага-шпиона в роще задержал,

С перебитой лапой к нашим добежал.

Я горжусь Дозором, от него привет.

Мы покинем завтра, скучный лазарет…

В.: дети, вам понравилось стихотворение?

Д.: да

В.: какие слова вам показались трудными, незнакомыми?

(Ответы детей)

В.: дети, как вы думаете, что означает слово дозор?

Дозор- это когда охраняют или наблюдают за границей страны;

Застава – это то место, где несут службу военные пограничники; (вывешиваю картинку пограничника)

Лазарет – это больница для военных.

Вопросы детям после чтения:

- Рамир, чем тебе понравилось  это стихотворение?

-Амина, а тебе чем понравилось это стихотворение?

В.: кого нашел мальчик в канаве?

Д.: щенка

В.: как подружился щенок с мальчиком?

Д.: влез в кровать, щекотал ноги

В.: как мальчик назвал щенка?

Д.: Дозор

В.: как щенок помогал мальчику, папе?

Д.: охранял дверь, ходил за газетой

В.: куда забрал щенка брат?

Д.: на охрану государственной границы

В.: как расстался мальчик с Дозором?

Д.: очень жалко было отдавать собаку – друга и помощника. Но ради защиты рубежей Родины мальчик пожертвовал самым дорогим

В.: какой поступок совершил Дозор?

Д.: помогал при задержании шпиона

В.: почему брат долго не писал письма?

Д.: был ранен

В.: Как вы думаете, мальчик радовался подвигу Дозора?

Д.: да

В.: сможет ли враг перейти границу, если её охраняют такие преданные собаки, как Дозор?

 Д.: Не посмеют!

Физкультминутка «Моя страна»

В нашей стране горы-высокие,                  (тянемся на носочках вверх)

Реки глубокие,                                             (присаживаемся на корточки)

Степи широкие,                                           (раскидываем руками)

Леса большие,                                              (руки вверх)

А мы - ребята вот такие!                             (показываем большой палец)

3. Заключительная часть

В.: дети, с каким стихотворением познакомились?

Д.: Дозор

В.: кто автор этого стихотворения?

Д.: Зинаида Александрова

В.: Чему научило вас это стихотворение?

Ответы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД "Знакомство со стихотворением Л. Квитко "Бабушкины руки"

Накопленный дошкольниками "поэтический опыт" позволяет мне проводить образовательно - игровые ситуации для закрепления знания стихов.  Я предлагаю детям договаривать поэтические строфы и рифмы, и...

Интегрированное занятие по развитию речи и окружающему миру «Знакомство со стихотворением С. Есенина «Берёза».

Интегрированное занятие по развитию речи и окружающему миру проводилось в старшей группе.  Занятие прошло успешно....

«Планирование непосредственно образовательной деятельности как элемента программы, обеспечивающего требования образовательной области «Речевое развитие» «Знакомство со стихотворением К.Чуковского «Федорино горе»

Возрастная категория: средний дошкольный возраст 4-5 летИнтеграция образовательных областей: "Речевое развитие", "Познавательное развитие",  "Социально-коммуникативное развитие",  "Художеств...

Интегрированная НОД в 1-ой младшей группе по знакомству со стихотворением «Елочка»

• Познакомить детей со стихотворением, предоставить детям возможность детям договаривать слова, фразы.• Создавать условия для развития компонентов устной речи в других видах деятельности.Формирующие ....

«Знакомство со стихотворением А. Барто «Девочка – ревушка»

Занятие по развитию речи для детей среднего дошкольного возраста на тему: «Знакомство со стихотворением А. Барто «Девочка – ревушка»...

Конспект занятия "Знакомство со стихотворением И. Косякова "Все она" в младшей группе.

Разработка занятия по развитию речи проводится в младшей группе перед праздником 8 Марта, посвященным маме....

Занятие по развитию речи в группе дошкольного возраста с 4-х до 5 лет по теме : «Знакомство со стихотворением Ивана Бунина».

Познакомить детей со стихотворением о ранней осени, показать особенности стихотворного текста. Раскрыть перед  детьми многообразие литературного слова, созвучного с самой природой. Помочь детям ...