Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе «Буратино идет в школу (подготовка к обучению грамоте)»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Алиева Зубайдат Габиловна

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе «Буратино идет в школу (подготовка к обучению грамоте)»

Закрепить знания, умения и навыки звукобуквенного анализа. Упражнять в дифференциации изученных звуков. Упражнять в звуковом анализе слова. Закреплять обобщающие понятия.Закреплять умения отвечать на вопрос полным предложением. Обогащать словарный запас. Развивать внимание, память, воображение. Развивать фонематический слух. Развивать самостоятельность, инициативу. Воспитывать интерес к знанию и любовь к родному русскому языку. Воспитывать любознательность и творческую активность. Воспитывать умение терпеливо выслушивать вопросы педагога, ответы товарищей и уважать мнение других.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе «Буратино идет в школу (подготовка к обучению грамоте)»

Цель:закрепить знания, умения и навыки звукобуквенного анализа.

 Задачи:

Обучающие:

- Упражнять в дифференциации изученных звуков.

- Упражнять в звуковом анализе слова.

- Закреплять обобщающие понятия.

- Закреплять умения отвечать на вопросполным предложением.

Развивающие:

- Обогащать словарный запас.

- Развивать внимание, память, воображение.

- Развивать фонематический слух.

- Развивать самостоятельность, инициативу.

Воспитывающие:

- Воспитывать интерес к знанию и любовь к родному русскому языку.

- Воспитывать любознательность и творческую активность.

- Воспитывать умение терпеливо выслушивать вопросы педагога, ответы товарищей и уважать мнение других.

Методы и приемы:

Наглядный: показ, демонстрация, иллюстрация.

Словесный: беседа, рассказ, вопросы, пояснения.

Игровой: сюрпризный момент, игра.

Словарная работа: алфавит, буквы, гласные и согласные звуки.

Индивидуальная работа: побуждать к активной речевой деятельности.

Предварительная работа: беседа, речевая настройка, чтение художественной литературы.

Оборудование: игрушка Буратино, картинки с изображением предметов, карточки с изображением букв, мяч, разноцветные камешки (красный, синий, зеленый, фиолетовый, желтый), фонарики(красный, зеленый), интерактивная доска, листы бумаги для акварели, коврик- пазл Буквы, кисточки, стаканчик с волшебными чернилами, аудио запись для физминутка.

Ход занятия

В:Сколько сегодня к нам пришло гостей на занятие, давайте поздороваемся с гостями. Здравствуйте! (ребята садятся за столы, воспитатель напоминает детям как правильно надо сидеть за столом).

В: Ребята, как называется наша страна?

Д: Наша страна называется Россия.

В: Какой у нас в России государственный язык?

Д: Государственный язык русский.

В: Правильно! И на нем надо говорить правильно и грамотно.

 В следующем году вы пойдете в школу, нужно хорошо подготовится, и

наше занятие называется - подготовка к обучению грамоте. Ребята у нас еще один гость это Буратино. Буратино тоже пойдет в школу и ему нужна помощь в  обучение грамоте. Ребята вы согласны ему помочь.

Д: Мы согласны помочь Буратино.

В:Буратино принес нам листы бумаги и спрашивает для чего они. Ребята скажите, для чего используют бумагу.

Д: На бумаги можно писать,рисовать и раскрашивать, но писать вы еще не умеете,зато умеете на ней рисовать. Садитесь за столы, и закрасьте лист, создадим фон на листе. Дети рассаживаются и приступают к закрашиванию. После закрашивания листа волшебными чернилами проявляются буквы.

В: Буратино, смотри лист бумаги которые ты принес, оказались волшебные, что же проявилось на бумаге.

Д: На бумаге проявились буквы.

В: А что такое буква?

Д: Буква – это символ, обозначающий звук на письме.

В: Чем буква отличается от звука?

Д: Буквы мы видим и пишем.

В: Что такое звук?

Д: Звук – это то, что мы слышим и произносим.

В: Назовите, пожалуйста какие звуки бывают.

Д: Звуки бывают гласные и согласные.

В: Согласны звуки еще бывают какие?

Д: Мягкие и твердые.

В. Каким цветом означают гласные буквы?

Д: Красным цветом.

В: А согласные звуки.

Д: Мягкие -зеленным, а твердые синим.

В: Молодцы! теперь каждый из вас расскажет про букву и звук, который у него проявился.

 Каждый ребенок называет проявившуюся у него букву, дает ей характеристику.

Воспитатель: Давайте, с этими звуками придумаем слова. Я приглашаю всех встать в круг. Игра с мячом, которая называется «Назови слово». Правила такие: Я называю звук, на который должно начинаться слово и бросаю мяч. Вы, ловите мяч, называете придуманное слово и возвращаете мяч мне. (Дети придумывают слова).

В: Из звуков складываются слова и в словах они могут определятся в начале слова, в середине, и в конце слова.

В: поиграем в игру«Определи звук в слове». Дети садятся на коврик, каждый выбирает себе карточку с изображением слова и определяет место своего звука в этом слове.

В:Что-то мы с вами засиделись, давайте немного разомнемся и проведем Физминутку:

Теперь немного отдохнем,

Физкультминутку проведем.

Все сейчас тихонько встали,

Дружно руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

Повернулись влево, вправо

Тихо сели и вновь за дело. (Проводится 2-3 раза.)

В: Ребята, нас ждет еще одно задание. Нужно отгадать загадку:

1.Через море– океан                     2.  Шесть квадратов подружились

Плывет чудо великан                        И в него навек сложились

На спине его есть кран                                                       (куб)

Из него бежит фонтан

                             (кит)

3. За сметану, хлеб и сыр
Кассир на  кассе пробьёт  нам …

 (чек)

Д: Кит.

Воспитатель: Правильно! Давайте, все вместе вслух проговорим это слово. Нам нужно определить, сколько букв и сколько звуков в этом слове.

(Дети все вмести проговаривают слово «Кит» вслух.)

В: Сколько букв и сколько звуков в этом слове?

Дети: 3 буквы и 3 звука.

Воспитатель:Правильно! Давайте, составим это слово из букв и сделаем звуковой анализ слова «кит».

(Составим модель слова «кит» самостоятельно, а один ребенок у доски.)

В: Назовите, первый звук в слове «кит»

Д: Звук [К].

В: Кто даст характеристику этому звуку?

Д: Звук К – согласный, мягкий.

В: Какого цвета фишку мы подберем для этого звука?

Д: Для этого звука нужна фишка зеленого цвета.

В: Назовите, пожалуйста, второй звук в этом слове

Д: Звук [И].

В: охарактеризуйте этот звук?

Д: Звук [И] – гласный.

Воспитатель: Какого цвета фишку мы подберем для этого звука?

Дети: Для этого звука нужна фишка красного цвета.

В: Какой третий звук в этом слове?

Д: Звук [Т].

В: Ребята, давайте дадим характеристику этому звуку?

Д: Звук [Т] – согласный, твердый. (для закрепления можно взять еще одно слово и дополнительно провести звукобуквенный анализ слов «чек», «куб»

В: Мы проведем звукобуквенный анализ с другими словами в практической деятельности.

В: Ребята, Буратино спрашивает, не забыли ли мы буквы, которые у нас проявились на бумаге,наверное, это не спроста.

В: Что можно с ними сделать?

Д: Можно сложить слово.

Дети переставляют буквы и подбирают слова, но у них ничего не получается. Тогда Буратино спрашивает, зачем каждая буква пронумерована. Дети выстраиваются, по числовому порядку и у них складывается слово «Учебник».  Учебник — это книга по которым в школе дети занимаются и тебе Буратино, обязательно будет нужен учебник.

В: Буратино тебе понравилось с нами заниматься.

Буратино: понравилось!

В.Ребята, смогли мы помочь сегодня Буратино?

Д: Да, смогли.

В: Как мы это делали?

Д: ответы детей.

В: Ребята сегодня вы будете оценивать свое настроение на занятии сами. Если вам было интересно, поднимите зеленый фонарик. Если, было трудно, то возьмите фонарик красного цвета.

Воспитатель: Попрощаемся с нашими гостями и с Буратино.

Д: До свидания.


Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте»

подготовила воспитатель: Чуркина С.В.

2023

Цель: закрепить уровень знаний, умений и навыков по разделу «Подготовка к обучению грамоте».

Задачи:

Обучающие:

- Выявить уровень усвоения детьми полученных знаний, умений и навыков на занятиях.

- Упражнять в дифференциации изученных звуков.

- Упражнять в звуковом анализе слова.

- Закреплять обобщающие понятия.

- Закреплять умения отвечать на вопросы распространенными предложениями.

Развивающие:

- Обогащать словарный запас.

- Развивать внимание, память, воображение.

- Развивать фонематический слух.

- Развивать связную речь.

- Развивать самостоятельность, инициативу.

Воспитывающие:

- Воспитывать интерес к знанию и любовь к родному русскому языку.

- Воспитывать любознательность и творческую активность.

- Воспитывать умение работать в коллективе, терпеливо выслушивать вопросы педагога, ответы товарищей и уважать мнение других.

Ход занятия:

1. Организационный момент: Дети заходят в группу и встают полукругом.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей на занятие. Давайте поздороваемся с гостями, друг другом. Здравствуйте!

Посмотрите на нас!

Мы – ребята, суперкласс!

Дружные и смелые,

А еще – умелые!

Можем многое мы делать,

Клеить, резать, лепить, плести,

Хорошо себя вести!

Посмотрите, вы на нас!

Мы – ребята, суперкласс!

(Дети садятся за столы.)

2. Основная часть:

Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать?

Дети: Да

Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в одну волшебную страну, под названием Грамота. Попав в эту страну и перемещаясь по городам волшебной страны, нужно выполнять задания. Ребята, вы согласны отправиться в путешествие?

Дети: Да

Воспитатель: Тогда отправляемся в путь. И первый вопрос звучит так: «Как называется наше занятие?»

Дети: Наше занятие называется - подготовка к обучению грамоте.

Воспитатель: Правильно! Наш веселый колокольчик звенит и напоминает, что мы отправляемся в путешествие. Первый город нашей волшебной страны называется – БУКВИНСК. Как вы думаете, кто живет в этом городе?

Дети: Здесь живут буквы.

Воспитатель: Ребята, как называется набор из множества букв?

Дети: Алфавит

Воспитатель: А что такое буква?

Дети: Буква – это символ, обозначающий звук на письме.

Воспитатель: Чем буква отличается от звука?

Дети: Буквы мы видим и пишем.

Воспитатель: Ребята, вы хорошо справились с заданием, и мы отправляемся во второй город волшебной страны, который называется ЗВУКВИНСК. Как вы думаете, а кто живет в этом городе?

Дети: Здесь живут звуки.

Воспитатель: Что такое звук?

Дети: Звук – это то, что мы слышим и произносим.

Воспитатель: Назовите, пожалуйста какие звуки бывают.

Дети: Звуки бывают гласные и согласные.

Воспитатель: Назовите гласные звуки с которыми мы познакомились.

Дети: А, О, И, У, Ы, Э.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру с согласными звуками, которая называется «Сломанный телевизор» (по моей беззвучной артикуляции, вы должны догадаться какой гласный звук я произношу и поднять соответствующую карточку с нужной согласной буквой)

Какие вы молодцы, все очень внимательные!

Воспитатель: Назовите согласные звуки, которые мы с вами изучили.

Дети: К, М, Н, П, Т, ….

Воспитатель: Все правильно! Давайте, с этими звуками придумаем слова. Я приглашаю всех встать в круг. Игра с мячом, которая называется «Назови слово». Правила такие: Я называю согласный звук, на который должно начинаться слово и бросаю мяч. Вы, ловите мяч, называете придуманное слово и возвращаете мяч мне. (Дети придумывают слова).

Воспитатель: Спасибо! Садимся за столы.

Воспитатель: Какими бывают согласные звуки?

Дети: Согласные звуки бывают: твердые и мягкие, звонкие и глухие.

Воспитатель: В городе ЗВУКВИНСКЕ есть три дома: красный, синий и зеленый. Как вы думаете, какие звуки живут в красном домике?

Дети: В красном доме живут гласные звуки.

Воспитатель: Какие звуки живут в синем домике?

Дети: В синем доме живут твердые согласные звуки.

Воспитатель: А какие звуки живут в зеленом домике?

Дети: В зеленом домике живут мягкие согласные звуки.

Воспитатель: Молодцы, отличные знания!

Теперь, чтобы оказаться в другом городе, под названием СЛОГИНСК нужно ответить на такой вопрос: «Из чего состоят слова?»

Дети: Слова состоят из слогов.

Воспитатель: Как мы можем определить количество слогов в слове?

Дети: Можно определить хлопками, сколько хлопков, столько и слогов в слове. И по количеству гласных звуков в слове, сколько гласных звуков в слове, столько слогов.

Воспитатель: Ребята, чтобы двигаться дальше, нужна ваша помощь! Нужно внимательно послушать и разобрать слова на слоги. Вот эти слова:

ПАР-ТА, ЛИ-НЕ-Й-КА, КА-РАН-ДАШ, МЕЛ.

(Дети разбирают слова на слоги.)

Воспитатель: Молодцы! Вы наверно устали, давайте отдохнем и проведем физминутку:

Теперь немного отдохнем,

Физкультминутку проведем.

Все сейчас тихонько встали,

Дружно руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

Повернулись влево, вправо

Тихо сели и вновь за дело. (Проводится 2-3 раза.)

Воспитатель: Ребята, нас ждет еще одно задание. Нужно отгадать загадку:

Пишем ею мы в тетрадку

Буквы по порядку,

Очень нужная нам штучка,

А зовется просто… (ручка).

Дети: Ручка.

Воспитатель: Правильно! Давайте, все вместе вслух проговорим это слово. Нам нужно определить сколько букв и сколько звуков в этом слове.

(Дети все вмести проговаривают слово «Ручка» вслух.)

Воспитатель: Сколько букв и сколько звуков в этом слове?

Дети: 5 букв и 5 звуков.

Воспитатель: Молодцы! Все правильно! Давайте, составим это слово из букв и сделаем звуковой анализ слова «ручка.

(Составим модель слова «ручка» самостоятельно, а один ребенок у доски.)

Воспитатель: Назовите, пожалуйста, первый звук в слове «Ручка»

Дети: Звук [Р].

Воспитатель: кто даст характеристику этому звуку?

Дети: Звук Р – согласный, звонкий, твердый.

Воспитатель: Какого цвета фишку мы подберем для этого звука?

Дети: Для этого звука нужна фишка синего цвета.

Воспитатель: Назовите, пожалуйста, второй звук в этом слове

Дети: Звук [У].

Воспитатель: охарактеризуйте этот звук?

Дети: Звук [У] – гласный.

Воспитатель: Какого цвета фишку мы подберем для этого звука?

Дети: Для этого звука нужна фишка красного цвета.

Воспитатель: какой третий звук в этом слове?

Дети: Звук [Ч].

Воспитатель: Ребята, давайте дадим характеристику этому звуку?

Дети: Звук [Ч] – согласный, глухой, мягкий.

Воспитатель: Какого цвета фишку мы подберем для третьего звука?

Дети: Нужна фишка зеленого цвета.

Воспитатель: какой следующий звук в этом слове, после звука Ч?

Дети: Звук [К].

Воспитатель: Нам нужна характеристика звука [К]?

Дети: Звук[К] – согласный, глухой, твердый.

Воспитатель: Какого цвета фишку мы подберем для этого звука?

Дети: Для звука [К] нужна фишка синего цвета.

Воспитатель: Остался последний звук в этом слове, Что это за звук?

Дети: Это звук [А].

Воспитатель: Какой он? Дайте ему характеристику.

Дети: Звук [А]– гласный.

Воспитатель: Какого цвета фишка будет для этого звука?

Дети: Фишка красного цвета.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Понравилось Вам наше путешествие?

Дети: Да.

3. Итог.

Воспитатель: У вас на столах лежат смайлики, они разные. Давайте, посмотрим, чем они отличаются.

Дети: цветом и настроением.

Воспитатель: Верно, ребята. Сегодня вы будете оценивать свое настроение на занятии сами. Если вам было, легко и вы справились со всеми заданиями – возьмите радостного смайлика желтого цвета. Если вы сомневались и вам встречались трудности, но вы старались их преодолеть – возьмите задумчивого смайлика, зеленого цвета. Если, было трудно и вы не справлялись с заданиями, то возьмите грустного смайлика, красного цвета.

Воспитатель: Ну что ж, ребята, теперь я знаю, что вы усвоили грамоту. Я надеюсь, что вы и дальше будете стремиться к тому, чтобы стать еще умнее и еще грамотнее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе на тему: «Рассматривание картины И.И.Шишкина «Рожь».

Данный конспект занятия способствует формированию любви к Родине, развитию умения описывать картину, воспитанию любви к родной природе и искусству....

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе "В гостях у сказки"

Данное занятие способствует совершенствованию художественно-речевые навыки детей через устное народное творчество, дает возможность поддерживать интерес к русским народным сказкам....

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе по произведению В. Бианки «Купание медвежат».

Программное содержание. Связная речь: развивать у детей умение связывать в единое целое отдельные части рассказа, передавая текст точ¬но, последовательно, выразительно; словарь: упражнять в подборе...

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе «Готов ли ты к школе?»

Конспект  занятия по речевому развитию в подготовительной группе«Готов ли ты к школе?» Цель: обобщение у дошкольников знаний, полученных на занятиях в кружке.Задачи: Ра...