Развитие речи на музыкальных занятиях в детском саду
методическая разработка по развитию речи

Маркелова Софья Владимировна

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_na_muzykalnyh_zanyatiyah_v_dou.docx11.98 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

д/с «Золотая рыбка» Смоленского района Смоленской области

Развитие речи на музыкальных занятиях в детском саду

                                                                                    Музыкальный руководитель:

                                                                             Маркелова Софья Владимировна

С.Печерск

2024

В статье автор пытается определить влияние элементов музыкальной деятельности на развитие речи детей дошкольного возраста, кратко рассматривая все компоненты структуры музыкального занятия.

Ключевые слова: музыка, речь, пение, слушание музыки, ритм, темп.

У музыки и речи существует немало общих основ. Одна из них заключается в том, что и музыкальное искусство, и речь имеют общее начало – звук. Музыкальные звуки, также как и речь, воспринимаются слухом. Музыка и речь имеют интонационную природу. Интонации порой выражают больше, чем слова. А выразительность музыки напрямую зависит от музыкальных интонаций. Выразительность музыки и речи сходна. И в музыке, и в речи очень важны: тембр и сила голоса, ритм и темп исполнения, высота извлекаемых звуков, громкость звучания, дикция, артикуляция, чистота произнесения звуков, фразовое и логическое ударение.

Как мы видим, музыка и речь похожи, имеют много общего. Исходя из этого, можно с уверенностью сказать, что на музыкальных занятиях решаются и задачи развития речи детей. Развитие речи на музыкальных занятиях осуществляется через разные виды музыкальной деятельности, такие как пение и песенное творчество, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах, игровое и танцевальное творчество

Конечно, основной вид музыкальной деятельности, наиболее тесно связанный с развитием речи – это пение. Многие передовые общественные деятели высоко оценивают роль пения в развитии речи человека.

Чернышевский Н. Г. относил пение к «высшему, совершеннейшему искусству» и подчеркивал, что «Пение первоначально и существенно подобно разговору». Это тот вид музыкальной деятельности, в котором работа над речью происходит наиболее эффективно. В пении дети проявляют активность, желание петь, испытывают удовольствие от коллективного хорового пения.

Общеизвестно, что пение развивает:

- речевое дыхание;

- голос;

- формирует чувство ритма и темпа;

- улучшает дикцию;

- координирует слух и голос.

Также пение помогает исправлять недостатки речи, такие как невнятное произношение, проглатывание окончания слов, а пение на слоги способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения.

Слушание музыки также направлено на развитие речи дошкольника. Этот вид деятельности способствует формированию слухового внимания, развитию эмоциональной отзывчивости; развитию звуковысотного, тембрового и динамического компонентов слухового восприятия. Следует разделять пассивное и активное восприятие при воздействии музыки на речевую сферу детей. Пассивное восприятие может выражаться в музыкальном оформлении различных игр и развлечений, в сопровождении групповых занятий и самостоятельной деятельности детей. Активное восприятие выражается в беседе о прослушанном музыкальном произведении, которая обязательно включает в себя характеристику эмоционально-образного и музыкального содержания произведения. Подобные беседы позволяют расширить словарный запас детей, помочь им сформулировать свои мысли, высказать чувства и эмоции, связанные с прослушиванием музыки.

Музыкально-ритмические движения оказывают коррекционное воздействие на речь детей. Накапливая музыкально-двигательный опыт, соотнося его с музыкой разного характера, дети передают в свободных выразительных движениях различные музыкально-художественные образы. Для развития речи детей можно отметить в этом виде деятельности тренировку наблюдательности, развитие чувства ритма, темпа и времени, развитие общей и мелкой моторики.

У детей с нарушениями речи очень часто страдает общая моторика: движения характеризуются недостаточной четкостью и организованностью, отмечается недоразвитие чувства ритма, координации движений и т.д. Поэтому, развивая общую моторику, мы будем способствовать развитию речи. Ритмичные, четкие упражнения для ног, рук, туловища и головы подготавливают совершенствование движений артикуляционного аппарата: губ, языка, челюстей и т.д., а так же стимулируют развитие мозга, соответственно и речи.

Особенно положительно влияют на развитие речи детей хороводы, танцы и игры с пением, поскольку помогают детям координировать пение и движение. Активизируют речь детей. Тренируют память, фантазию, воображение, наблюдательность, развитие чувства ритма, темпа и времени, развитие общей и мелкой моторики.

Особую роль играют упражнения для развития мелкой моторики и кистей рук – пальчиковая гимнастика под музыку. Отечественными физиологами В. М. Бехтеревым и М. М. Кольцовой была установлена тесная связь мелкой моторики и речевого развития детей. Железновой Е. разработана методика использования пальчиковых игр под музыку, которая позволяет эффективно решать задачи развития речи.

Игра на музыкальных инструментах тоже, в свою очередь, развивает речь детей. Развивается мелкая и крупная моторика, а также ритмизированная речь. Создание шумовых оркестров – один из интереснейших видов деятельности для детей. Здесь дети имеют возможность проявить самостоятельность, активность, творчество, преодолеть излишнюю застенчивость, скованность. Как показывает практика, детям очень интересна игра на импровизированных музыкальных инструментах: пергаментной бумаге, разделочных досках и пр.

Игровое и танцевальное творчество также способствует развитию речи на музыкальных занятиях. Во время игр и танцев нередко дети подпевают слова или изображают голосом какие-то звуки (паровоз, машина, животное). Играют они всегда с удовольствием, что помогает каждому ребенку проявить творческие навыки, раскрепоститься, найти общий язык с другими участниками игры. При разучивании танцевальных движений обогащается словарный запас новыми терминами. Нередко дети проговаривают новые движения или ритмично просчитывают танцевальную музыку.

Таким образом, проанализировав все виды детской музыкальной деятельности с точки зрения их роли в развитии речи детей дошкольного возраста, целесообразно сделать вывод о важности и особом значении каждого из них.

Занятия музыкой предполагают для детей особую атмосферу творчества, встречи с прекрасным, радости, поэтому на приподнятом эмоциональном фоне все достаточно серьёзные обучающие и развивающие задачи решаются максимально результативно. Все виды музыкальной деятельности оказывают большую помощь в развитии речи детей. Под влиянием музыкальных упражнений, игровых танцев, песен, положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь.

Литература:

  1. Бутусова Н. Н. Развитие речи детей при коррекции звукопроизношения: Учебно-методическое пособие. – СПб. : Детство- пресс, 2019.
  2. Анисимов В. П. Теория и методика музыкального развития дошкольников. – Тверь : Тв ГУ, 2017.
  3. Белякова Л. И., Гончарова Н. Н., Шишкова Т. Т. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи. – СПб., 2019.
  4. Боромыкова О. С. Коррекция речи и движений с музыкальным сопровождением: Комплекс упражнений по совершенствованию речевых навыков у детей дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи. – СПб. : Детство-пресс, 2019.
  5. Виноградов Л. В. Развитие музыкальных способностей у дошкольников. –М. : Сфера, 2019.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы на тему: «Развитие творческой личности на музыкальных занятиях в детском саду»

Мы живем в стремительно меняющемся мире. Человеку приходится справляться с массой творческих задач. Исследовательский опыт показал, что ребенок, овладев основными мыслительными операциями по созданию ...

Музыкальная творческая игра, как источник развития ребенка на музыкальных занятиях в детском саду.

Музыка и игра являются частью жизни ребенка. Раннее приобщение к творческой деятельности очень полезно для общего художественного развития и вполне естественно для малышей. Это вполне соответствует их...

ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ В ДЕТСКОМ САДУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

Статья предназначена для родителей и воспитателей, в ней рассказывается  о четырех видах музыкальной деятельности: слушание, пение, музыкально-ритмические движения, для развития речи....

Методическая разработка Речевая гимнастика - как средство развития речи на физкультурном занятии в детском саду

laquo;Азбука речегимнастики для дошкольников»:поквартальное распределение речевой гимнастики и речетативов...

"Развитие речи на музыкальных занятиях в детском саду"

 У музыки и речи существует немало общих основ. Одна из них заключается в том, что и музыкальное искусство, и речь имеют общее начало – звук. Музыкальные звуки, т...

Развитие речи на музыкальных занятиях в детском саду

У музыки и речи существует немало общих основ. Одна из них заключается в том, что и музыкальное искусство, и речь имеют общее начало – звук. Музыкальные звуки, также как и ре...