Методические рекомендации по настольной дидактической игре «Чудо-домик» .
методическая разработка по развитию речи

Килёва Оксана Николаевна

Методические рекомендации для проведения индивидуальных и групповых игр и занятий по настольной дидактической игре «Чудо-домик» разработанной для детей дошкольного возраста (4-7 лет)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izmenennaya_metodichka_k_igre_chudo_domik_-_kopiya.docx533.8 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 61 «Лель»

Методические рекомендации

для проведения индивидуальных и групповых игр и занятий

по настольной дидактической игре «Чудо-домик»

разработанной для детей дошкольного возраста (4-7 лет)

                                   

ДУМАЙ! ВООБРАЖАЙ! ИГРАЙ!!!

Подготовили:  

Килёва Оксана Николаевна – воспитатель,

Денисенко Елена Ивановна – воспитатель.

г. Сургут

2023г.

Аннотация

Предмет: Настольная дидактическая игра «Чудо-домик»

Технологии: игровая, здоровьесберегающая, коммуникативная, технология исследовательской деятельности, моделирование.

Практическая реализация: дидактическая игра разработана для детей дошкольного возраста

(4-7 лет).

Оборудование: 

Альбом (7 страниц, на которых располагаются комнаты выполненные в технике аппликации).

Конверты (4 штуки, в которых находятся бумажные куклы (мальчик и девочка), одежда и предметы обихода).  

Методические рекомендации для проведения индивидуальных и групповых игр и занятий.

Актуальность данного дидактического пособия в том, дети познают мир и воспринимают информацию в большинстве своем через сенсорные, тактильные ощущения, таким образом,  они развиваются всесторонне.

Эффективность  данного пособия по сравнению с покупным,  заключается в технологии его применения для детей ОВЗ с ТНР  (игровая, здоровьесберегающая, исследовательская, коммуникативная, моделирование) и его полифункциональности. Занятия   с данным пособием решают основные задачи психомоторного развития детей, доступные для детей  дошкольного возраста.

Материал, который использовался при изготовлении пособия, отвечает требованиям СанПиН.

Цель: создание условий для коррекции речевых нарушений и разностороннего развития детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Задачи:

  •  Коррекционные: коррекция речи и высших психических функций (внимания, памяти, мышления, воображения), коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы.
  • Развивающие: развитие мелкой моторики, развитие познавательных процессов; развитие связной речи и фонематического слуха.
  • Образовательные: формирование математических и предметных представлений (закрепление цвета, формы, величины и количества предметов); расширение представлений об окружающем мире; активизация творческого, наглядно-образного и элементов логического мышления.
  • Воспитательные: воспитание опрятности, аккуратности; формирование нравственного и социального компонента здоровья дошкольников через закрепление и уточнение знаний детей об окружающем.

Методические рекомендации по использованию дидактического пособия «Чудо-домик»

Настольная дидактическая игра «Чудо-домик» привлекает детей своей яркостью, большим количеством предметов и мобильностью. Упражнения, предложенные в пособии «Чудо-домик» разнообразные. Материал, разработанный для представленного пособия, вариативен и легко ложится в лексические темы, используемые для работы с детьми дошкольного возраста. Страницы «Чудо-домика» трансформируемы, упражнения легко адаптируются под возможности каждого ребенка. Данное пособие может использоваться как индивидуально, так и в коллективной работе.

 

ДОМ, КВАРТИРА, МЕБЕЛЬ

Дети должны знать:

- зачем нужны дом, квартира, какие помещения есть в доме, квартире, их

назначение;

- кто строит дома, какие бывают дома, чем они отличаются;

- что дома бывают для людей, машин, животных;

- что такое мебель, какая она бывает, для чего предназначена; отдельные части  разных предметов мебели;

- где и кем изготавливается мебель; основы технологии ее изготовления;

- из каких материалов изготавливается мебель.

Дети должны уметь:

- составлять небольшие рассказы по теме;

- активно использовать словарь по теме;

- использовать знания по теме в сюжетно-ролевых, дидактических, строительных играх;

- бережно относиться к мебели, помещениям зданий;

- ориентироваться в доме, квартире;

-  отличать мебель от бытовых электроприборов.

СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС ПО ТЕМЕ

Названия: этаж, подъезд, балкон, лоджия, панель, бревно, окно, рама, форточка, лестница, перила, лестничная клетка, двери, лифт, звонок, крыша, труба, антенна, чердак, подвал, ступеньки, замок, порог, наличники, землянка, шалаш; кирпичи, блоки, бревна, доски, песок, цемент, стекло, отделочные материалы (линолеум, плитка, обои, паркет, краска); кухня, спальня, гостиная, прихожая, детская, кабинет, кладовая, ванная комната, туалет; стул, стол, кровать, диван, тумба, комод, шкаф, сервант, буфет, стенка (мебельная), кресло, табурет, гарнитур, трюмо, скамейка; сиденье, спинка, ножки, крышка-столешница, подлокотники, дверцы, обивка, ручка, крючок, крепление, мойка, сушилка; вешалка, ковер, половик, шторы, люстра.

Признаки: каменный, кирпичный, деревянный, блочный, панельный, бревенчатый, соломенный, жилой, одноэтажный, двухэтажный, многоэтажный, высотный, низкий, новый, старый, старинный, современный, светлый, солнечный, удобный, нарядный, большой, крепкий, прочный, кружевные, резные, отделочные, малярные, столярные, скоростной, пластмассовый, металлический, стеклянный, письменный, журнальный, сервировочный, компьютерный, обеденный, платяной, книжный, кухонный, мягкий, удобный, матерчатый, кожаный, раскладной, полированный.

Действия: строить, красить, открывать, закрывать, стучать, поднимал», позвонить, выходить, прибивать, укладывать, жить, убирать, стирать, пылесосить, мыть, расставлять, переставлять, выдвигать, вкручивать, хранить, развешивать, складывать, размещать, сидеть, спать, отдыхать, накрывать, сервировать, заниматься, обивать, ремонтировать, покупать.

Дидактическое упражнение «Бытовые приборы и мебель»

Ожидаемый результат: дети должны знать названия бытовых приборов и мебели; уметь классифицировать бытовые приборы и мебель, объяснять их назначение.

Цели: развивать логическое мышление, речь, память; воспитывать внимательное отношение к совместной со взрослым деятельности.

Педагог предлагает детям картинки с изображением предметов мебели и бытовых

приборов. Просит назвать каждый предмет, рассказать о его назначении и взаимном расположении в квартире.

Дидактическая игра «Въезжаем в квартиру»

Ожидаемый результат: дети должны знать, какие помещения есть в квартире, для чего они предназначены, какая там мебель и как используется; объяснять, почему ее так разместили, учитывать размер мебели.

Цели: развивать ориентировку на плоскости, внимание, память, монологическую речь; формировать интерес к играм.

Обустраивается комната для плоскостных кукол.

Дидактическое упражнение «Сравни мебель»

Ожидаемый результат: дети должны знать отличительные особенности внешнего вида предметов мебели; уметь сравнивать предметы мебели по высоте, ширине.

Цели: развивать умение выделять отличительные признаки предметов, наблюдательность; формировать умение проявлять терпение, когда отвечает товарищ.

Педагог предлагает сравнить картинки с изображением мебели по высоте в убывающем порядке, а по ширине — в возрастающем. При этом использовать следующую речевую конструкцию: «Платяной шкаф самый высокий. Комод ниже Платяного шкафа. Кресло шире стула и т.п.».

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Ожидаемый результат: дети должны знать название и назначение предметов мебели; уметь группировать мебель по заданному признаку, называть группу предметов обобщающим словом.

Цели: развивать умение классифицировать внимание, речь; формировать

удовлетворение от правильно выполненного задания.

Предлагаются картинки с изображением ряда предметов, в которых один лишний. Дети должны найти лишний предмет, назвать его и обозначить обобщающим словом все остальные.

Варианты: стол, диван, шкаф, холодильник; шкаф, кровать, стул, телевизор; кровать, диван, стул; стул, кресло, табурет, кровать; платяной шкаф, книжный шкаф, шкаф-буфет, стол; компьютерный стол, обеденный стол, журнальный стол, диван; деревянный стул, шкаф, скамейка, стеклянный столик; стол, стул, шкаф, навесная полка.

Дидактическое упражнение «Выдели родственные слова»

Ожидаемый результат: дети должны знать, какие слова можно образовать от названного корня; уметь выделять в тексте однокоренные слова, объяснять их смысл.

Цели: развивать внимание, память, аналитические умения; формировать интерес к рифмованным текстам-упражнениям.

Педагог зачитывает рифмованные тексты. А дети должны отыскать в них, запомнить и перечислить родственные слова, начиная с основного.

В спальне

В спальне тихо и темно.

Лишь луна глядит в окно.

Мне мешает она спать,

Светит прямо на кровать.

Как мне выспаться с луной?

Может уложить с собой?

Спальный ей достать мешок,

Чтоб укрыть ей желтый бок?

(Спать, спальня, спальный, выспаться.)

У кошки в гостях

К кошке в дом на новоселье

Пришли гости погостить.

Чинно сели все в гостиной,

Чтоб гостинцы подарить.

Завели они беседу

О погоде и делах,

О своих детишках, моде,

Огороде и цветах.

Чай попили с пирожками,

Поиграли в домино,

Пролистали все журналы,

Насмотрелися в окно.

Уходя, сказали кошке:

— Загостились что-то мы.

В выходной теперь, соседка,

Ты к нам в гости приходи.

 (Гости, погостить, гостиная,

гостинцы, загостились.)

_________________________________________________________________________

Летом на кухне

Летом молодой кухарке

Так в обед на кухне жарко.

Пышет жаром от печи,

Суп, жаркое — горячи.

Чтоб кухарить целый день,

Надо сон прогнать и лень.

С настроеньем жарить, парить,

Чтоб здоровья всем прибавить.

(Кухня, кухарка, кухарить. Жар, жарко,

жаркое, жарить.)

Детишки-шалунишки

Стол обеденный стоит —

Очень странный он на вид.

Разобиделся на деток,

Что столовались в обед

И в столовой без присмотра

Натворили столько бед!

Все столовые приборы

Разбросали по углам.  

Чашки, грязные тарелки

Видит он то тут, то там.

Загрустил журнальный столик —

Весь сгущенкой он обпит.

Где обедали детишки?

Ведь в гостиной он стоит.

Плачет бедная консоль —

Разъедает ее соль.

А столешница на кухне

Подняла ужасный вой!

На нее разлили масло

И рассыпали муку,

Сверху кетчупом полили

Да насыпали крупу.

Кто в столовой был в обед

И наделал столько бед?

Может, это поросята,

А совсем и не ребята?

(Стол, столик, столовая, столовые,

столовались, столешница.

Обед, обеденный, обедали. Рассыпали, насыпали.)

Дидактическая игра «Наведем в доме порядок»

Ожидаемый результат: дети должны знать, для чего предназначены разные предметы мебели, какие вещи в них хранят; уметь группировать вещи по месту хранения.

Цели: развивать внимание, мышление, речь; воспитывать аккуратность.

Педагог говорит детям, что хочет посмотреть, хорошие ли они хозяева. Предлагает разложить вещи по своим местам, рассказать, почему так разложили (сервант, буфет — посуда; платяной шкаф — одежда; полки — книги; обувная полка — обувь; кухонный шкаф — посуда, приборы)

Дидактическая игра «Посидеть, полежать»

Ожидаемый результат: дети должны знать, для чего предназначены предметы мебели; уметь группировать предметы мебели по назначению.

Цели: развивать умение обобщать, речь. Назови и покажи где  изображены предметы мебели,

предназначенные для того, чтобы сидеть (стул, табурет, кресло, софа, диван, пуфик), и для того, чтобы лежать (кровать, диван, софа,)

Дидактическое упражнение «Зачем и почему»

Ожидаемый результат: дети должны знать функциональное назначение мебели, ее качество; уметь отвечать на вопросы педагога, высказывая небольшое суждение.

Цели: развивать логику, умение высказывать суждения, делать умозаключения; формировать интерес к миру вещей, которые окружают детей каждый день.

Педагог задает детям вопросы по своему выбору. Почему в небольшой комнате мебель не ставят посередине? Почему на столе не сидят? Зачем шкафу нужны ручки? Зачем кровати нужен матрас? Зачем стулу нужна спинка? Почему на кресле сидеть удобнее, чем на стуле? Почему у столов бывает разная форма столешницы? Зачем в платяном шкафу много полок и перекладин? Зачем в книжных полках делают стеклянные дверцы? Зачем дивану нужен раскладной механизм? На какой кухне удобнее использовать табурет? Стулья? Кухонный уголок? Какая кровать удобнее в детской, если в семье два ребенка? Почему кухонная мебель должна быть сделана из материала, который можно мыть? Почему не всякую мебель можно мыть?

Ожидаемый результат: дети должны знать название и назначение мебели, предметов интерьера дома; иметь представление об особенностях стилей (старинный, современный); материалах, из которых изготавливается мебель (дерево, пластмасса, стекло, металл, материя, поролон); уметь составлять небольшой рассказ о мебели, (можно дать установку на использование предлогов в рассказе). Цели: развивать внимание, зрительное восприятие, монологическую речь; формировать эстетический вкус, чувство стиля.

Дети могут составлять рассказ не только о предметах мебели, но и об интерьере разных помещений дома.

Чтение стихов

Ожидаемый результат: дети должны знать, какие предметы относятся к мебели, их функциональное назначение, сходство и различие; уметь отвечать на вопросы по содержанию стихотворения, используя строчки из него.

Цели: развивать внимание, память, фразовую речь; формировать интерес к окружающему.

Педагог читает рифмованные тексты по своему выбору и задает вопросы по их  содержанию.

Мебель

Нужно комнату обставить,

Мебель по местам расставить.

Шкаф поставим у стены,

Полки книжные — в углы.

У окна диван поставим,

Кресла рядышком приставим.

Посредине — стол и стулья.

И усядемся в раздумье.

Где же разместить комод?

Этажерка здесь пройдет.

Тумбочки где разместить?

Мебель долго расставляли —

К вечеру совсем устали.

О чем говорится в стихотворении? Какие предметы мебели размещали хозяева? Почему они так устали? Где поставили шкаф? Диван? Кресла? Почему мебель может не поместиться в квартире? Какого ухода требует мебель?

Старый диван

На мягком диване

Люблю посидеть

И сказку послушать,  

И песенку спеть.

Когда он разложен,

Люблю полежать

И вместе с бабулей

Немного поспать.

Гостей рассажу

На диване большом.

И каждый расскажет

О чем-то своем.

Такой он удобный,

Наш старый диван!

Поведать о многом

Он может вам сам.

Придумайте рассказ от имени старого дивана.

Шкаф

Из предметов мебели

Выше всех шкафы.

Их в квартире несколько,

Все они важны.

Для разных книжек —

книжный шкаф,

В сервант —

сервиз поставят,

Одежду сложат —

в платяной,

А в кухонный расставят

посуду,

баночки с крупой,

столовые приборы.

Все, что в шкафах

у нас лежит,

Не перечтешь ты скоро.

 Для чего нужны шкафы? Какие шкафы бывают? Какие вещи в них хранят? Почему шкафы удобны для хранения вещей? Из чего делают шкафы? Где можно купить шкаф?

Спор мебели

Сказал стул табурету:

— Ты брат мне иль не брат?

Как на тебе без спинки

На кухне все сидят?

Какой ты неудобный

И маленький совсем.

Но почему на кухне

Лишь ты и нужен всем?

И табурет ответил:

— На кухне тесновато.

И для тебя, братишка,

Там места маловато.

А я под стол залезу

И людям не мешаю.

А вот зачем им кресло?

Я право же не знаю.

Давай у кресла спросим,

Зачем оно стоит?

И почему имеет

Такой надутый вид?.

Сказало гордо кресло:

— Не лезь ко мне в родню.

Ведь не с тобой на кухне —

В гостиной я стою.

На мне сидеть удобно

И можно отдохнуть,

А на подушках мягких

Немножечко вздремнуть.

Но тут семья вернулась,

И в кресло папа сел

Расслабиться немного

И отдохнуть от дел.

На табурете мама

Присела у стола,

Затеяла к обеду

Обычные дела.

А сын на стул уселся

Удобно за столом,

Чтоб порешать задачки

И погулять потом.

Для чего нужны такие предметы мебели, как стол, табурет и кресло? Чем они похожи? Чем они отличаются? Из чего делают стулья, табуреты, кресла? Почему нельзя раскачиваться на стуле? Почему надо сидеть прямо на стуле, облокотившись на спинку?

На кроватках ночью

Малыши все спят.

На матрасе мягком

Мирно так сопят.

Одеяло теплое

Укрывает их.

На подушке зайчик

Плюшевый затих.

Чистая простынка.

Так приятно спать!

Отдохнут малышки

И пойдут играть.

Из каких частей состоят кровати? Для чего они нужны? Какие постельные принадлежности нужны для сна? Чем отличаются кровати для детей и взрослых? Почему надо утром застилать кровать? Почему нельзя прыгать на кровати? Почему постельное белье надо стирать? Чем кровать отличается от дивана?

Стол

Столы есть в каждом доме,

И всем они нужны.

Для разных дел домашних

Столы всегда важны.

Обеденный — на кухне

Нас за обедом ждет,

А школьный — в детской светлой

С уроками зовет.

И небольшой журнальный —

С журналами стоит,

Компьютерный — удобно

Компьютер разместит.

Есть стол для сервировки,

Он маленький совсем.

Столы нужны для дела

В квартире каждой всем.

Какие части есть у стола? Для чего предназначены столы? Чем стол отличается от стула? Почему столы имеют разную форму и размер? Из каких материалов делают столы? Почему на столе нельзя сидеть? Чем можно украсить стол? Почему обеденный стол часто накрывают скатертью? Чем стол-парта отличается от обеденного стола? Чем компьютерный стол отличается от журнального? Почему на столе должен быть всегда порядок?

Полки

Висят на стенах полки,

Как маленькие шкафчики.

В них книги и посуда,

В них сувениры, вазочки.

Хранить удобно вещи,

Удобно доставать.

Под полкой можно ставить

И столик и кровать.

Висят на стенках полки,

Не занимают места.

И в комнате поэтому,

Уютно и нетесно.

Чем полки отличаются от других предметов мебели? Почему в каждой квартире есть полки для хранения разных вещей? Чем отличаются разные полки? Как вещи на полке защищены от пыли? Почему полка должна очень хорошо крепиться на стене? Почему под полкой, которая висит низко над полом, не надо играть? Виснуть на ней?

Загадки

Педагог загадывает детям загадки по своему выбору.

Ног нет, а хожу.

Рта нет, а скажу,

Когда спать,

Когда вставать,

Когда работу начинать. (Часы.)

Мы день не спим,

Мы ночь не спим,

И день и ночь

Стучим, стучим. (Часы.)

Два брюшка,

Четыре ушка.

Что это? (Подушка.)

Набита я то ватой,

То пухом, то пером.

Набитая, ребята,

Спокойным сладким сном. (Подушка.)

Плещет теплая волна.

Под волною белизна.

Отгадайте, вспомните,

Что за море в комнате. (Ванна.)

Вытирало я, старалось

После бани паренька.

Все намокло, все измялось —

Нет сухого уголка. (Полотенце.)

Там, где губка не осилит,

Не домоет, не домылит,

На себя я труд беру:

Пятки, локти с мылом тру.

И коленки оттираю —

Ничего не забываю. (Мочалка.)

Резинка Акулинка

Пошла гулять по спинке.

И пока она гуляла,

Спинка розовою стала. (Губка.)

На нем пена поднялась,

Смыла с рук и пыль, и грязь,

Краски и чернила.

Узнаёте? Это... (мыло).

Мойдодыру я родня,

Отверни, открой меня.

И прозрачною водою

Живо я тебя умою. (Водопроводный кран.)

Я стою в углу в прихожей,

Я на дерево похожа.

Вместо листиков на ветках

У меня шарфы и кепка. (Вешалка.)

Она висит под потолком,

Ее подвески из стекла,

Ее мы включим вечерком,

И станет комната светла. (Люстра.)

Она из хрусталя,

Прозрачная на свет.

В нее поставлю я

Цветов большой букет. (Ваза.)

Любит старшая сестра

Прямо с самого утра

Перед ним вертеться

И в него глядеться. (Зеркало.)

 

Кто не лает, не кусает,

А в дом (квартиру) не пускает? (Замок.)

Это что за простачок

Лег у двери на бочок?

Тихо, молча на пороге

Очищает наши ноги. (Половик.)

Под крышей четыре ножки,

А на крыше суп да ложки. (Стол.)

Мы не мышки и не кошки.

Хоть мы все имеем спинки,

Мы не овцы и не свинки.

Мы не кони, хоть на нас

Вы садились сотни раз.

Чтобы ноги отдохнули,

Посиди-ка ты на... (стуле).

Дела у меня немало —

В дочки-матери играла.

А теперь хочу я спать,

И зовет меня ... (кровать).

Мама вешает в нем платья,

Свитера и брюки — братья,

Папа — кутку, плащ и шарф.

Догадались? Это... (шкаф).

Этот предмет у нас дома один —

Всеми домашними очень любим.

Дедушка хочет на нем хоть чуть-чуть

После обеда прилечь и вздремнуть.

Бабушка к вечеру очень устала:

Сядет и будет смотреть сериалы.

И лежебока, наш кот Митрофан,

Любит уютный и теплый ... (диван).

Хлопотун Егорка

Взялся за уборку:

В пляс по комнате прошел,

Оглянулся — чистый пол. (Веник.)

 

Всем, кто придет,

Всем, кто уйдет, Руку подает. (Ручка.)

У меня знакомых — тьма,

Не могу их счесть сама,

Потому что, кто пройдет,

Тот и ручку мне пожмет.

Людям рада я, поверь,

Я — приветливая ... (дверь).

Картина волшебная есть у меня.

Прожить без нее не могу я и дня.

Три месяца осень я вижу на ней,

И падают желтые листья с ветвей.

Три месяца снег наметает зима

В сугробы высокие, как терема.

Три месяца вижу весенние дни —

Цветы и деревья везде расцвели.

Три месяца вижу я лето.

Узнали, ребята, картину вы эту? (Окно.)

Чтобы удобно было спать,

Учить уроки, есть, играть,

Надо все предметы эти

По квартире разместить.

Их расставить там, где нужно,

Ничего не позабыть. (Мебель.)

Не шкаф,

А хранят вещи.

Вешают на стену,

А не картина. (Полки.)

В этой комнате живет

Всех мочалок командир.

Самый чистый, самый свежий,

Всем нам нужный Мойдодыр. (Ванная комната.)

Всей семьею вечерком

В этой комнате рядком

На диване мы сидим,

В телевизор все глядим.

Книжки разные читаем,

Часто спорим, рассуждаем. (Гостиная.)

Застеклили вы меня

К осени совсем не зря.

Можно воздухом дышать

И совсем не замерзать. (Балкон, лоджия.)

Не стол, а с четырьмя ножками.

Не диван, а с подлокотниками.

Не стул, а на нем сидят. (Кресло.)

 

На мне сидят, но я не стул.

Маленький, но не пуфик.

Имею четыре ножки, но не стол. (Табурет.)

В ней кровать есть и комод.

Спят в ней люди круглый год.

Ждут их мягкие подушки,

Чтоб подставить свои ушки. (Спальня.)

В этой комнате всегда

Чем-то вкусным пахнет.

Тут нам подадут обед,

Ну а утром — завтрак. (Кухня.)

Взрослые здесь не живут,

Только детям место тут.

Вот игрушки, вот кровать,

Где ребятки будут спать. (Детская.)

Логоритмические стихотворные упражнения

Цели: развивать чувство ритма и темпа, моторику, выразительность речи; формировать интерес к стихотворным упражнениям. Все упражнения выполняются ритмично.

Старый дом

В старом доме ночью темной

Как-то страшно одному.

У-у, у-у, — дует ветер.

В трубах весело ему.

Шур-шур-шур — мышонок

юркий

Пробирается к зерну.

В темноте ему не страшно.

Как под шорох я усну?

А за печкой, как нарочно,

Песенку запел сверчок.

Скрипочку свою настроил:

— Чок-чок, чок-чок, чок-чок-чок.

Шорохи устал я слушать

И бояться не хочу!

Лучше я закрою глазки,

Сладкий сон к себе пущу.

Дети пальцами обеих рук

показывают трубу, затем ритмично

отводят ее ото рта и подводят

обратно.

Потирают ладонь о ладонь.

Имитируют игру на скрипке.

Ритмично хлопают.

Выполняют движения, как бы

покачивая куклу.

Часы

Ходят часики — тик-так

И вот так, и вот так.

Слышен бой часов кругом:

Бом-бом-бом, бом-бом-бом.

Гирю потянули вниз:

Скрип-скрип-скрип,

Скрип -скрип-скрип.

Вот так часовой сюрприз!

Гиря вверх опять ползет,

Чтобы вновь начался ход.

Чтобы стрелки в путь пошли,

Молоточки есть внутри.

Тук-тук-тук — они стучат,

Тук-тук-тук, — все говорят.

Завертелось колесо.

Вот другое в ход пошло.

Скрип-скрип-скрип, та-ра-ра,

Закрутилось до утра.

Дети сгибают руки в локтях перед

собой и покачивают их из стороны в

сторону.

Хлопают.

Похлопывают ладонями по телу сверху

вниз.

Похлопывают ладонями по телу снизу

вверх.

Постукивают кулачком о кулачок.

Выполняют вращательные движение

руками — «заводят мотор».

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Лексический строй речи

Поиск соответствующего понятия «Дома бывают»

Для людей — жилой дом,

для машин — гараж,

для собак — конура, будка,

для коней — конюшня,

для свиней — свинарник,

для коров — коровник,

для птиц — скворечник, гнездо,

для кур — курятник и т.д.

Поиск антонимов «Скажи наоборот»

Высокий — низкий,

далекий — близкий,

быстрый — медленный,

громкий — тихий,

широкий — узкий,

толстый — тонкий,

красивый — страшный,

большой — маленький,

новый — старый,

белый — черный.

Построение монолога «Опиши свой дом»

Например. Дом многоэтажный, в нем есть подъезд, лестница, лифт, двери,  стены, ступеньки, перила, окна и т.д. В доме много квартир, комнаты, коридор, кухня, ванная, туалет. В комнатах мебель, балконы, окна и др. Я живу на пятом этаже.

Работа над структурой слова «Сколько раз можно пропеть слово?»

а) односложные слова: дом, пол — 1 раз;

б) двусложные слова: рама, порог, замок, панель, этаж — 2 раза;

в) трехсложные слова: коридор, комната, потолок, форточка, лестница,

перила, антенна, ступеньки — 3 раза;

г) поиск слов со стечением согласных: дверь, стена, подъезд, балкон,

бревно, окно, лифт, звонок, крыша, труба, подвал, чердак.

Грамматический строй речи

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (детям от 5 лет) Окно — окошко, окошечко,

рама — рамка, рамочка,

комната — комнатка, комнатушка,

стена — стенка, стеночка,

дверь — дверка, дверца,

балкон — балкончик,

бревно — бревнышко, лестница — лесенка,

звонок — звоночек, крыша — крышка, крышечка,

порог — порожек.

Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах

Пол — полы — много полов,

рама — рамы — много рам,

комната — комнаты — много комнат,

стена — стены — стен,

этаж — этажи — много этажей (многоэтажный),

подъезд — подъезды — много подъездов,

балкон — балконы — балконов,

бревно — бревна — бревен,

окно — окна — много окон,

форточка — форточки — форточек,

лестница — лестницы — много лестниц,

дверь — двери — дверей,

звонок — звонки — звонков,

крыша — крыши — много крыш,

труба — трубы — много труб,

антенна — антенны — много антенн,

подвал — подвалы — подвалов,

замок — замки — замков.

Образование существительных и прилагательных множественного числа в именительном и родительном падежах «Мы считаем»

Одна комната — две комнаты — пять комнат,

одна большая комната — две большие комнаты — пять больших комнат,

один дом — два дома — пять домов,

один многоэтажный дом — два многоэтажных дома — пять многоэтажных

домов, одно окно — два окна — пять окон и т.д.

Согласование существительных с личными местоимениями

Моя — лоджия, рама, форточка, лестница, крыша, труба, антенна;

мой — этаж, дом, подъезд, балкон, лифт, звонок, чердак, подвал, замок,

порог.

Контрольные вопросы и задания

  • Какие бывают дома?
  • Из каких материалов строят дома?
  • Какие части есть у дома? Для чего они нужны?
  • Чем отличаются дома?
  • С чего начинается строительство любого дома?
  • В чем отличие старинных домов от современных? Деревенских от городских?
  • Чем отличаются дом и квартира?
  • Почему у каждого человека должен быть дом?
  • Что вам нравится и что не нравится в современных домах?
  • В каком доме вы хотели бы жить?
  • Какие правила нужно соблюдать, чтобы дом был всегда чистым и красивым?
  • Какие удобства предусмотрены в самых современных домах?
  • Какие помещения есть в квартире? Каково их назначение?
  • Почему в квартире нельзя шуметь? В какое время особенно нельзя шуметь?
  • Что такое мебель? (Предметы комнатной обстановки.)
  • Какую мебель вы знаете?
  • Для чего нужна мебель?
  • Как используется конкретный предмет мебели?
  • Из чего делают мебель? Где?
  • Назовите бытовые электроприборы, которые не являются мебелью.
  • Какая мебель обычно стоит в гостиной? Спальне? Детской? Кухне? Кабинете?
  • Чем похожи предметы мебели, на которых сидят, и чем отличаются?
  • Чем похожи все шкафы и чем отличаются?
  • Чем похожи столы в квартире и чем отличаются?
  • Какую мебель называют гарнитуром?
  • Чем отличается современная мебель от старинной?
  • Назовите части и опишите любой предмет мебели.
  • Почему у каждой вещи в квартире должно быть свое место?
  • Почему на кровати нельзя прыгать, а на стуле раскачиваться?

 

Игра «Одень куклу»

Дидактическая игра «Одень куклу на прогулку» помогает детям на практике научиться правильному сезонному подбору одежды, развить чувство стиля. Занятие способствует закреплению названий цветов, воспитывает патриотизм, улучшает моторику пальцев. Игровой материал предназначается для индивидуальных и самостоятельных занятий.

Цель дидактической игры «Одень куклу» – расширение представления о строении человеческого тела, вторичных половых признаках, сезонных видах гардероба, очередности надевания одежды.

Задачи:

формирование начальных знаний о строении человеческого тела и разделении гардероба по сезонам и назначению;

расширение представлений об ежедневном приведении себя в порядок, об особенностях сезонов года;

закрепление правильной очередности надевания предметов гардероба;

получение представления о разделении гардероба на девичий и мальчишечий;

получение навыка обслуживания себя;

развитие внимания, логики, фантазии, речевых навыков;

усиление любознательности, стремления к познанию;

улучшение зрительного восприятия и моторики пальцев, подготовка к школьным занятиям;

развитие коммуникабельности, формирование положительного отношения с организованным действиям.

Для дидактической игры «Одень куклу на прогулку» используются две разнополые куклы.

Варианты игры

Организуя дидактическую игру «Одень куклу по сезону», четко и эмоционально объясняйте детям информацию, показывайте действия. Когда играющий усвоит навыки составления гардероба, переведите игру из организованного мероприятия в свободный процесс.

Назови одежду

Учит узнавать и верно называть предметы гардероба. Покажите вещь. Ребенок должен назвать ее, сказать, кому (мальчишке или девочке) и когда ее следует носить.

Разбери одежду

Игра учит разделять элементы гардероба на девичьи и мальчишечьи.

По сюжету кукол пригласили на праздничное мероприятие, но они разбросали по комнате одежду, теперь не разберутся, где чья. Задача играющего – помочь куклам разобрать вещи: вправо отложить для девочки, влево – для мальчика. Когда ребенок правильно распределит одежду, пусть нарядно оденет каждую куклу.

Подбери по цвету

Игра формирует навык подбора одежды по одинаковой расцветке, способствует закреплению названий колеров. По сюжету у куклы день рождения, она просит помочь ей подобрать к платью остальные вещи, чтобы весь наряд был одного цвета. Например, платье красное. Значит, ребенок должен найти среди игрового материала, красное пальтишко, обувь, бантик.

Нарисуй наряд

Игра развивает художественные навыки и мелкую моторику. Предложите воспитаннику обвести предмет гардероба по контуру, затем раскрасить. Например, пусть нарисует на свитере красивый узор.

Одень куклу по сезону

Занятие закрепляет последовательность действий при надевании одежды. Ребенок учится различать сезонные вещи, нижние и верхние, воспитывает в себе аккуратное обращение с гардеробом. Напомните воспитаннику, что существуют четыре времени года, что одеваться нужно в зависимости от погоды. Занятие можно разделить по сезонам. При дидактической игре «Одень куклу на прогулку зимой» дошкольник должен усвоить, что на улице холодно, поэтому одеваться необходимо тепло. Спросите, какую вещь нужно надеть. Ребенок должен ответить, что теплую. Аналогично игровой процесс строится по другим сезонам года.

Рабочая одежда

Пособие «Одень куклу по профессии» формирует представление о разнообразии и предназначении рабочих костюмов. Дети выявляют особенности гардероба, узнают, какую функцию выполняет та или иная деталь. Например, у строителя есть каска, она защищает голову от травм.

Модный показ

К этой игре приступают дошкольники, уже освоившие навыки подбора гардероба. Теперь они самостоятельно составляют для куклы наряд, рассказывают, почему использовали тот или иной предмет. Педагог должен поощрить интересное и красивое сочетание вещей.

Источники

 ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2015.

Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам: Планирование и конспекты. Кн. 3.

Опубликовано:

1.«СУНДУЧОК» для воспитателей, родителей и детей https://vk.com/club_sunduk_r

2. https://akademiarechi.ru/didakticheskie-igry/oden-kuklu/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие настольная экологическая игра с элементами ТРИЗ «Чудесные цветы».

Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста, направленная на экологическое развитие детей....

Методическая разработка. Настольная дидактическая игра "Рыбалка"

Дети часто не знают названия рыб. Игра поможет закрепить в словаре обобщающие понятия «морские рыбы», «пресноводные рыбы», «аквариумные рыбы», совершенствовать грам...

Методическая разработка. Настольная дидактическая игра "Чей хвост?"

Актуальность: Дети часто не могут образовывать притяжательные прилагательные или образовывают их неправильно. Игра поможет закрепить в словаре притяжательные прилагательные, совершенствовать грамматич...

Дидактическое пособие "Чудо-домики" по обучению грамоте

В интересной игровой форме дети закрепляют такие понятия как "звук" и "буква", "гласный" и "согласный", "твердый согласный" и "мягкий согласный&q...

Настольная дидактическая игра «Друзья природы». Авторская разработка (правила и комплектация игры)

Настольная игра «Друзья природы» - это увлекательное путешествие в мир природы, в которое вам захочется отправиться с друзьями. Вы познакомитесьс правилами поведения в природе, которые пом...

Методическая разработка настольно-дидактическая игра

Настольно-дидактическая игра с региональным компонентом для детей 4-5 лет....

Конкурсная работа Всероссийский конкурс педагогического мастерства для воспитателей ДОУ на лучшую настольно-печатную игру Настольная дидактическая игра «Тематический тетрис»

Конкурсная работаВсероссийский конкурс педагогического мастерства для воспитателей ДОУ на лучшую настольно-печатную игру МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД № 1 ...