Дополнительная образовательная программа позновательно - речевой направленности по обучению детей от 5 до 7 лет театрализованной деятельности "Литературная гостиная"
рабочая программа по развитию речи (старшая группа)

Дурасова Алла Александровна
  1. Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка

 

            Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет важную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и всё человечество, мир в целом. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные приоритеты отделяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие  состояние всей цивилизации.

             Необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребёнка. Неоценимую помощь в этом оказывает общение с книгой. Через чтение художественной литературы ребёнок познаёт прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать, в нём закладываются нравственные и культурные ценности.

            На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна. Чтобы воспитывать читателя в ребёнке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать её роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами и помогать при анализе произведения.

            Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребёнка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение  детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукции, компьютерные игры. Как результат, школьники не любят, не хотят  читать.

Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.

             Книга же, напротив, даёт возможность домыслить, «дофантазировать». Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.

            Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.

            В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции насыщенными, воспитывает воображение и даёт дошкольнику прекрасные образцы русского литературного языка.

            Дети дошкольного возраста - слушатели, а не читатели. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребёнка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически построенная речь.

            Очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге. С.Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребёнке «талант читателя».

            Значение книги в жизни человека огромно. Не зря А.С. Пушкин говорил: «Чтение – вот лучшее учение».

          Современные дети предпочитают просмотр телевизора, компьютерные игры. Времена изменились: современные технологии стремительно шагнули вперёд, а дети – что удивительно! – быстро их освоили. Родился «виртуальный» мир, который отодвинул книгу на второй план. Возникает вопрос: а для чего нужно, чтобы дети читали? По отношению к детям разного возраста ответ звучит по-разному. Малыши читают не сами. Малышам читают. И это – одно из основополагающих условий развития: чтение формирует детскую речь. А речь – основа мышления. В частности – логического мышления. По отношению к ребёнку старшего дошкольного возраста тоже довольно легко объяснить, зачем учить его чтению и побуждать читать книги. Чтение было и остаётся базовым навыком обучения. И, конечно же, чтение книг играет большую роль в обогащении словаря ребёнка и личностном его развитии.

             Детство – страна удивительная. В ней все возможно, все дозволено. В этой стране каждый может преодолеть все невзгоды и неприятности, сделать мир вокруг ослепительно ярким, красочным и интересным. Для этого достаточно лишь быть ребёнком, воображение и творчество которого могут создавать чудеса.

           У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространённым видом детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребёнком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Л.С. Выготский).

         Сегодня необходимо искать новые гуманистические, личностно-ориентированные подходы к художественно – эстетическому воспитанию дошкольников и нетрадиционные пути в творческом взаимодействии с детьми, которые позволят пробудить интерес к театральному искусству, музыкальной деятельности, художественному творчеству и литературе.

«Вы никогда не думали, как было бы хорошо начать

создание детского театра с детского возраста?

Ведь инстинкт игры с перевоплощением есть у каждого

ребёнка. Эта страсть перевоплощаться у многих детей

звучит ярко, талантливо, вызывает подчас недоумение

у нас, профессиональных артистов».

К.С. Станиславский

        Одно из самых популярных и увлекательных направлений является театрализованная деятельность детей в ДОУ. Именно она позволяет развить у ребёнка выразительность речи, повысить уровень его интеллектуальной культуры, воспитать эстетически развитую личность, привить любовь к родной культуре, помочь каждому почувствовать уверенность к себе, выработать у ребёнка эмоциональную отзывчивость, и при этом имеет ярко выраженный оздоровительный характер.

        У детей с тяжёлыми нарушениями речи снижен интерес к познанию, к изучению окружающей действительности, а недостаточно развитый словарный запас не позволяет вступать в диалог даже со сверстниками,  поэтому нам-педагогам приходится придумывать и апробировать новые формы и методы работы, чтобы расширить словарный запас, развить связную речь детей, привлечь внимание детей к чтению, их интерес, и просто научить общаться.

     Таким образом, и было определено направление в работе кружка «Литературная гостиная» для детей групп компенсирующей  направленности от 5 до 7 лет:  раскрытие духовного и творческого потенциала ребёнка, поддержание интереса к чтению, развитие его коммуникативных способностей, психических процессов, проявление личностных качеств, понимание внутреннего мира посредством театрализованной деятельности.

                 Программа обеспечивает социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое развитие детей в возрасте от 5 - 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Цель: создание программы «Литературная гостиная»,  как инновационной формы   повышения интереса детей к книге, становление будущих читателей,  развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.

Основные задачи:

-создание условий для познавательно-речевого и художественно - эстетического развития творчески активной личности ребёнка;

-формирование у дошкольников интереса к художественной литературе; конкретизирование представлений детей о книге;

-воспитание любви и уважения к писателям, формирование бережного обращения с книгой;

-создание условий для совместной театрализованной деятельно­сти детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участи­ем детей, родителей, сотрудников ДОУ, организация выступлений детей старших групп перед младшими и пр.);

-приобщение детей к театральной культуре, обогащение их теат­рального опыта.

-формирование навыков выразительного чтения, артистизма у детей в плане пере­живания и воплощения образа, а также их исполнительских уме­ний;

-развитие мышления, памяти, воображения;

-обеспечение взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения при  формировании педагогической компетентности родителей в вопросах театрально-речевой и игровой деятельности детей.

 

 1.2.Планируемые результаты освоения программы

Планируемые качества освоения программы

  • Любознательный, активный - проявляет интерес к уже знакомым и новым для него произведениям. С любопытством рассматривает иллюстрации к текстам, называет изображённых на них героев сказок.
  • Эмоциональный, отзывчивый – подражает эмоциям взрослых и детей, чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами.
  • Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками - понимает образный строй спектакля: оценивает игру актеров, средства выразительности и оформление постановки, в беседе о просмотренном спектакле, прочитанном произведении может высказать свою точку зрения.
  • Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила - чувствует и понимает эмоциональное состояние героев, вступает в ролевое взаимодействие с другими персонажами.
  • Имеющий первичные представления - об особенностях театральной культуры, умеет адаптироваться в социальной среде.
  • Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы),адекватные возрасту мира природы - совершенствует умения разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням с использованием кукол знакомых видов театра, элементов костюмов, знакомых видов театров, элементов костюмов, декораций.
  • Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности - владеет навыками театральной культуры: знает театральные профессии, правила поведения в театре.
  • Овладевший необходимыми умениями и навыками - имеет представлению о театре, театральной культуре; устройства театра; театральных профессиях (актер, гример, костюмер, звукорежиссер, декоратор и др.).

Предполагаемые умения и навыки к концу дошкольного возраста

дети должны уметь:

-разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства (мимику, интонацию, жесты)

-с интересом изготавливать и использовать театрализованные образные игрушки из разных материалов.

-чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами,

-выступать перед сверстниками, детьми младших групп, иной аудиторией.

должны знать:

-некоторые виды театров,

-некоторые приемы манипуляции, применяемые в знакомых видах театров: резиновой, пластмассовой, мягкой игрушки (кукольный), настольном.

должны иметь представление:

-о театре, театральной культуре;

-роли артистов, кукол;

-о правилах поведения в театре.

Предполагаемые умения и навыки у детей от 5 до 6 лет:

Готовы действовать согласованно, включаясь одновре­менно или последовательно.

Запоминают заданные позы.

Умеют произносить скороговорки в разных темпах, шепотом и беззвучно.

Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.

Умеют выразительно прочитать наизусть диалогический сти­хотворный текст, правильно и

четко произнося слова с нужны­ми интонациями.

Умеют составлять предложения с заданными словами.

Умеют строить простейший диалог.

Умеют сочинять этюды по сказкам.

Предполагаемые умения и навыки у детей от 6 до 7 лет:

Ориентируются в пространстве, равномерно размещаясь по площадке.

Умеют двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога, со­единяясь в пары, тройки, четвёрки.

Умеют коллективно и индивидуально передавать заданный ритм по кругу или цепочке.

Умеют создавать пластические импровизации под музыку разного характера.

На сцене выполняют свободно и естественно простейшие физические действия.

Умеют менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.

Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.

Умеют прочитать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя

логические ударения.

Умеют строить диалог с партнёром на заданную тему.

Умеют составлять предложение из 3—4 заданных слов.

Умеют подобрать рифму к заданному слову.

Умеют сочинить рассказ от имени героя.

Умеют составлять диалог между сказочными героями.

Ожидаемый результат:

 -создание в группе необходимых условий для формирования у детей интереса к книге, к восприятию художественной литературы;

-расширение круга детского чтения;

-активизация у дошкольников восприятия произведений художественной литературы;

-повышение уровня развития всех компонентов устной речи у дошкольников;

-раскрытие творческого потенциала детей;

-повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах познавательно-речевого и художественно-эстетического развития детей;

-способствовать поддержанию традиций домашнего чтения в семьях воспитанников.

 

по развитию литературной речи:

У дошкольников совершенствуется монологическая речь при составлении описательных рассказов о героях, их поступках, настроении, поведении.

У детей 5-7 лет  литературная речь более содержательна и многопланова. Саморегуляция темпа голоса и громкость речи позволяет дошкольникам более точно передавать эмоциональное состояние героя или ситуацию.

Развиваются творческие способности: появляется желание сочинять небольшие тексты, придумывать свои варианты окончаний или целых контекстов литературного произведения.

по приобщению к словесному искусству:

1.Появляется желание слушать большие по объёму литературные тексты, активно принимать участие в  анализе  происходящих  событий.

2.Называют любимые сказки и рассказы. Знают несколько стихотворений.

3.Знают и умеют  соблюдать правила культурного обращения с книгой.

Развитие свободного общения воспитанников  со взрослыми и детьми:

Дети проявляют интерес к взаимоотношениям людей, познанию их характеров.

Передают в речи эмоциональное состояние сверстников, взрослых, используя средства интонационной выразительности. Эмоционально сопереживают рассказам друзей.

Активно используют разнообразные невербальные средства общения: мимику, жесты.

Пытаются решить проблемы личного характера совместно со взрослым методом рассуждения.

развития всех компонентов устной речи:

Сравнивают свою речь с речью взрослого и выделяют собственные речевые ошибки и недостатки.

В ходе общения используют повествовательный и описательный рассказы.

Составляют повествовательные рассказы по картинке, схеме, по сюжетным картинкам.

Регулируют громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации.

 

  1. Принципы и подходы построения программы

 

Помочь ребёнку быть успешным, развить его познавательно-творческие способности, интерес, инициативу призвана кружковая работа в детском саду, которая строится на основе следующих  принципов:

  • принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом;
  • принцип культурного обогащения (амплификации) содержания познавательно-речевой деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей;
  • принцип взаимосвязи познавательно-речевой деятельности с другими видами детской активности;
  • принцип интеграции различных видов познавательно-речевой деятельности; 
  •  принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;
  • принцип организации тематического пространства (информационного поля) - основы для развития образных представлений;
  • принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых способов действий, направленных на создание выразительного  образа посредством театрализации.
  •  принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, эмоциональной открытости).

            Подходы: Культурно-исторический (определяет развитие ребёнка как «процесс формирования человека или личности, совершающийся путём возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях развития. Культурно-историческая теория развития психики и развития личности Л.С. Выготский).

- Личностный (в основе развития заложена эволюция поведения и интересов ребёнка, изменение структуры направленности поведения, поступательное развитие человека происходит за счёт личностного развития. В дошкольном возрасте социальные мотивы поведения развиты недостаточно, поэтому деятельность ребенка определяется непосредственными мотивами. Исходя из этого положения, деятельность ребёнка должна быть осмысленной, социально значимой, только в этом случае она будет оказывать на него развивающее воздействие. Я. Корчак, А.В. Мудрик и др.).

-  Деятельностный (деятельность, наравне с обучением, как движущая сила психического развития ребенка. В каждом возрасте существует своя ведущая деятельность, внутри которой возникают ее новые виды, развиваются (перестраиваются) психические процессы и появляются личностные новообразования А.А. Леонтьев).

 

                                        Принципы создания программы:

  1. Доступность:
  • учёт возрастных особенностей детей;
  • адаптированность материала к возрасту.
  1. Систематичность и последовательность:
  • постепенная подача материала от простого к сложному;
  • частое повторение усвоенных норм.
  1. Наглядность:
  • учёт особенностей мышления.
  1. Динамичность:
  • интеграция программы в разные виды деятельности
  1. Дифференциация:
  • создание благоприятной среды для реализации театрализованной деятельности, организации театрализованных игр

Программа определяет важнейшие дидактические принципы организации театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста:

  • Принцип психологической комфортности.

Это прежде всего – создание условий, в которых дети чувствуют себя «как дома», снятие стрессообразующих факторов, ориентация детей на успех, а главное, ощущение радости, получение удовольствия от самой деятельности.

  • Принцип творчества.

Это максимальная ориентация на творческое начало, приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

  • Принцип целостного представления о мире.

Это личностное отношение ребенка к полученным знаниям и умение применять их в своей практической деятельности.

  • Принцип вариантности.

Он предполагает у детей понимание возможности различных вариантов решения задач.

Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам:

«Художественная литература», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые будут использованы в постановках спектаклей, игр, занятий, праздников, и самостоятельной театрализованной деятельности.

«Речевое развитие»,  где дети используют скороговорки, чистоговорки, потешки. Развивается чёткая дикция.

«Художественное творчество», где дети знакомятся с иллюстрациями близкими по содержанию, сюжету спектакля. Рисуют разными материалами по сюжету спектакля, или его персонажей.

«Познавательное развитие», где дети знакомятся с предметами ближайшего окружения, культурой, бытом и традицией народа, что послужит материалом, входящим в театрализованные игры и спектакли.

«Музыкальное воспитание», где дети знакомятся с музыкой к очередному спектаклю. Отмечают характер музыки, дающий полный характер героя, и его образ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _dop_literaturnaya_gostinaya_avtor_durasova_a.a.docx1.61 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа (коррекционно-развивающего направления) «Развивайка» для детей от 5 до 7 лет

Дети могут испытывать трудности при решении мыслительных задач. Это свидетельствует о несформированности у детей приемов мышления. Дети с ЗПР затрудняются действовать по наглядному образцу из-за наруш...

Дополнительная образовательная программа по социально-коммуникативному развитию для детей дошкольного возраста через театрализованные игры "Мир общения"

Основной целью  программы является - развитие навыков  межличностного взаимодействия детей с взрослыми и сверстниками.Основные задачи:создавать условия для социально-коммуникативного разви...

Дополнительная образовательная программа познавательно - речевой направленности «Светофорик»

№ Содержание программы:  1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………&helli...

Адаптированная дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности Развитие речи детей с ОНР посредством сказки с элементами театрализованной деятельности "Сказочная карусель"

Данная программа направлена на развитие речи детей посредством сказки с элементами театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....

Карты педагогической диагностики индивидуального развития ребенка к дополнительной общеобразовательной программе коммуникативно-речевой направленности для детей от 1,6 до 2 лет «Развитие речи детей раннего возраста через театрализованную деятельность»

Для реализации диагностики по дополнительной общеобразовательной программе коммуникативно-речевой направленности для детей от 1,6 до 2 лет «Развитие речи детей раннего возраста через театрализов...

Дополнительная образовательная программа спортивно-технической направленности для детей 6-7 лет «Обучение детей игре в шахматы»

Дополнительная  образовательная программа спортивно-технической направленности  для детей 6-7 лет «Обучение детей игре в шахматы»...

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по обучению детей 5-7 лет чтению

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «АБВГДйка» направлена на обучение чтению детей 5-7 лет...