Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе: «Чтение и пересказ русской народной сказки «У страха глаза велики»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Тетерина Марина Анатольевна

Пересказ сказки "У страха глаза велики" с опорой на схемы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе:

«Чтение и пересказ русской народной сказки «У страха глаза велики»

Цель: учить детей пересказывать сказку с опорой на схемы, соблюдая последовательность сказки, передавая её сюжет.

Задачи:

Обучающие:

- познакомить детей со сказкой

- учить понимать эмоционально-образное содержание произведения, учить отвечать на поставленные вопросы

- активизировать словарь детей

- упражнять в образовании слов при помощи суффиксов

Развивающие:

- развивать зрительное и слуховое внимание, память

Воспитательные:

- воспитывать интерес к русскому народному творчеству

Словарная работа: колодец, колода, наперсток.

Оборудование и материалы: оформление для сказки: ширма, яблоня, геометрические фигуры, Заяц (педагог).

Ход занятия

Воспитатель: (дети стоят в кругу) Наступил новый день. Мы пришли в детский сад. Я улыбнулась вам, вы улыбнулись мне. Руки друг другу протяните. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе.

( слышен шорох за яблоней)

Воспитатель: Что за странный звук?  Дети, посмотрите, кто это? (педагог в роли Зайца)

Воспитатель: Зайчик, почему ты такой напуганный? Что случилось?

Зайчик: Я убежал из сказки и боюсь туда возвращаться. В сказке страшные охотники за мной гнались.

Воспитатель: Дети, как мы можем помочь Зайчику? Зайчик, а из какой сказки ты убежал?

Зайчик: Я, не знаю, но мне очень страшно.

Воспитатель: Дети, давайте посмотрим по сторонам, может есть какие то подсказки. ( называют: яблоня, фигурки из кукольного театра: бабушка, внучка, курочка, мышка, яблоко)

Воспитатель: Смотрите книга лежит, написано «У страха глаза велики», давайте посмотрим: бабушка, внучка, курочка, мышка, есть и зайчик, а вот и твоя яблоня. Значит мы правильную сказку нашли. Давайте ее прочитаем и узнаем, что случилось с Зайчиком?

Воспитатель: Зайчик, присаживайся и послушай сказку.

Чтение сказки «У страха глаза велики».

Беседа по содержанию.

Воспитатель: Дети, кто запомнил название сказки? Как вы понимаете название сказки?

Воспитатель: Вспомните, с каких слов начинается сказка? ( просим отвечать полным предложением и называть всех героев, как в сказке)

Воспитатель: Куда герои ходили каждый день и как их называли в сказке? (ответы полным предложением)

Воспитатель: В этот день водоносы донесли воду? Кто им помешал? Где он лежал? Как он помешал? Кто такие водоносы? Какие ведра были у героев? (ответы полным предложением)

Воспитатель: Что такое наперсток? Откуда брали воду наши герои? Что такое колода? (работа с новыми словами).

Воспитатель: Скажите, для чего все наши герои носили воду? Что произошло с водоносами дальше?

- Куда спряталась бабушка? Куда спряталась внучка? Куда взлетела курочка? Куда схоронилась мышка? ( просим полный ответ от детей) Как вы понимаете слово схоронилась? ( спряталась, укрылась, затаилась)

Воспитатель: Каждому водоносу в сказке со страху кто то померещился. Перечислите кому и кто именно: бабушке - медведище, внучке - волчище, курочке - лисище, мышке - котище. А почему в сказке не медведь,не волк...., а именно медведище..... ( ответ полным предложением)

Воспитатель: Дети, вы обратили внимание какое замечательное, точное названиеу этой сказки, а еще это и пословица «У страха глаза велики».

Воспитатель: Прежде чем вам начать пересказ, посмотрите каких помощников я приготовила для вас. Это фигуры помощники.

Бабушка         внучка         курочка        мышка

Воспитатель: Каждый день они ходили по воду, что они брали с собой? (ведра)

Большое         поменьше            с огурчик       с наперсток        

Воспитатель: Откуда они брали воду?

  Колодец          колода                        лужа                  след от копытца

Воспитатель: Для чего водоносы носили воду каждый день?

Воспитатель: В этот день они принесли воды? Кто им помешал?

Воспитатель: Куда, каждый из них спрятался?

                                                                                                             

                                                                                                     

              Печка                   Скамейка

Воспитатель: Что произошло с зайчиком? Что привидилось зайчику? Что он испытал?

Воспитатель: Молодцы! Прежде, чем начать пересказ, предлагаю немного отдохнуть.

Физминутка

- Покружитесь, покружитесь в героев сказки превратитесь.

- Однажды пошли за водой: бабушка, внучка, курочка, мышка ( дети показывают как они идут)

- Набрали воды и домой пошагали.

- Вода у бабушке в ведре: тре - е- х, пле-е-х

 У внучки: трех, плех

 У курочки: трех-трех, плех-плех

 У мышки: трех-трех-трех, плех-плех-плех

 Воды принесли.

- Покружитесь, покружитесь и в детей превратитесь!

Воспитатель: Молодцы, у вас здорово получилось! Настоящие водоносы!

Воспитатель: Сейчас, я вновь вам расскажу сказку, вы послушайте и обратите внимание на интонацию и мимику.

Рассказ сказки, пересказ детьми с использованием схем фигур, стараясь передать текст ближе к содержанию, интонацию, эмоции героев.

Итог занятия. Анализ пересказа. Рефлексия.

Воспитатель: Скажите, вам было легко рассказывать с сказку с фигурами помощниками? В чем заключалась их помощь? (помогали вспомнить последовательность сказки)

Воспитатель: Как думаете, вам удалось передать эмоции героев?

Эта сказка веселая или грустная? (смешная, потому что герои испугались того, чего нет на самом деле, а грустная потому что все оказались трусливыми).

Воспитатель: Дети, скажите чему научила вас эта сказка? (быть смелыми, решительными, если чего то испугался, нужно подумвть на самом деле это страшно или нет и преодолеть страх)

Воспитатель: Вот так вот зайчик, ты зря испугался, это всего лишь яблоко. Держи его и возвращайся обратно в сказку. И больше ничего не бойся.

Воспитатель: А мы с детьми прикрепим яблочки-смайлики к яблоне, какое настроение у нас было в сказке. Прикрепим так чтобы оно не упало больше и ни кого не напугало.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи с элементами драматизации на тему: «Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль» в подготовительной группе

Цель: Обучение связному пересказу текста с опорой на наглядную основу.Задачи:1.     Учить детей понимать и запоминать авторские средства выразительности, использовать их в собствен...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему «Пересказ русской народной сказки «Снегурочка».

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему "Пересказ русской народной сказки "Снегурочка"....

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему: Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь» (с элементами драматизации)

ᅟПересказ ᅟрусской ᅟнародной ᅟсказки «Мужик и ᅟмедведь» (с ᅟэлементами ᅟдраматизации) (в подготовительной группе)ᅟЗадачи:1.      ᅟᅟОбучающая: -...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «В гостях у русской народной сказки».

Программное содержание.Цель: углублять и расширять знания детей о русских народных сказках, формировать интерес к устному народному творчеству.  Задачи:Образовательные:Закрепить в памяти дет...

Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе на тему "Пересказ русской народной сказки "Царевна - Лягушка"

Одной из важнейших задач по развитию речи в подготовительной группе является формирование навыка пересказа текста у детей. Русские народные сказки идеально подходят для данного вида работы, так как де...

Конспект по речевому развитию во второй младшей группе: В гостях у русской народной сказке "У страха глаза велики"

Знакомство детей с русской народной сказкой "У страха глаза велики"; способствовать развитию речи; прививать любовь к русским народным сказкам; обогащать словарный запас у детей новыми слова...