ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» (подготовка к обучению грамоте) В ПОДГОТОВИТЕЛТНОЙ ГРУППЕ Тема: «МАЛЕНЬКИЕ ГРАМОТЕИ»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Цель: Закрепить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте. (делить слова на слоги, определять позицию звука в слове, делать звуковой анализ слов, составлять и читать короткие слова,).

Цель: Закрепить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте. (делить слова на слоги, определять позицию звука в слове, делать звуковой анализ слов, составлять и читать короткие слова,).

Образовательная область «Речевое развитие»:

- расширять и активизировать словарь детей засечёт составленных слов (почта, почтальон, письмо, марка весна, зима, лето, лиса, пила, миска, лампа)

-актуализировать представления детей о звуках и буквах (звуки – мы слышим и произносим, буквы- пишем и читаем, о гласных и согласных, твёрдых и мягких, глухих и звонких)

-развитие навыков звукового и слогового анализа слов;

-совершенствовать слуховое внимание; фонематический слух;

-совершенствование навыков составление и чтение слов;

Образовательная область «Познавательное развитие»:

-развитие интересов детей; (к учебной деятельности, к желанию научиться читать)

-развивать внимание, память, мышление;

- развивать зрительное восприятие;

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие:

- воспитывать дружеские взаимоотношения, умение оценивать ответы свои и детей;

-воспитывать учебное поведение, навыки сотрудничества, самостоятельности и активности, творческое воображение.

Образовательная область «Физическое развитие»:

- продолжать формировать правильную осанку;

-развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей (соотносить движения пальцев с речью, двигаться в соответствующем такте)

- развивать мелкую моторику рук                                                                                                                      

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_zanyatiya_po_razitiyu_rechi.docx60.08 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение   детский сад № 65 комбинированного вида

                                                                     Приморского района Санкт – Петербурга

               

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

ЗАНЯТИЯ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ

«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» (подготовка к обучению грамоте)

В ПОДГОТОВИТЕЛТНОЙ ГРУППЕ

Тема: «МАЛЕНЬКИЕ ГРАМОТЕИ»

Автор-разработчик: Возрастная адресованность: подгруппа обучающихся 6-7лет

Продолжительность мероприятия: 30 мин.

                                                                                                       

                                                                                                         Санкт – Петербург

2024

Тема занятия

« Маленькие грамотеи»

Цель занятия

Задачи по ОО

Цель: Закрепить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте. (делить слова на слоги, определять позицию звука в слове, делать звуковой анализ слов, составлять и читать короткие слова,).

Образовательная область «Речевое развитие»:

- расширять и активизировать словарь детей засечёт составленных слов (почта, почтальон, письмо, марка весна, зима, лето, лиса, пила, миска, лампа)

-актуализировать представления детей о звуках и буквах (звуки – мы слышим и произносим, буквы- пишем и читаем, о гласных и согласных, твёрдых и мягких, глухих и звонких)

-развитие навыков звукового и слогового анализа слов;

-совершенствовать слуховое внимание; фонематический слух;

-совершенствование навыков составление и чтение слов;

Образовательная область «Познавательное развитие»:

-развитие интересов детей; (к учебной деятельности, к желанию научиться читать)

-развивать внимание, память, мышление;

- развивать зрительное восприятие;

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие:

- воспитывать дружеские взаимоотношения, умение оценивать ответы свои и детей;

-воспитывать учебное поведение, навыки сотрудничества, самостоятельности и активности, творческое воображение.

Образовательная область «Физическое развитие»:

- продолжать формировать правильную осанку;

-развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей (соотносить движения пальцев с речью, двигаться в соответствующем такте)

- развивать мелкую моторику рук                                                                                                                      

Предварительная работа

Повторение чистоговорок, составленных детьми самостоятельно (работа над чёткостью дикции). Чтение стихотворения К. Чуковского «Чудо –дерево».

Материалы и оборудование

Магнитная доска, предметные картинки (для звукового анализа слов), звуковые схемы слов, карточки  с предлогами. 2 листа белой бумаги ,2 простых карандаша. Письмо от Фии Грамматики.

Этапы реализации

Деятельность воспитателя

Дети

Мотивационно-побудительный

(Вводная часть)

2,5 мин

Воспитатель предлагает встать детям в круг и произносит слова:

Здравствуй правая рука — протягиваем вперёд,

Здравствуй левая рука — протягиваем вперёд,

Здравствуй друг - берёмся одной рукой с соседом,

Здравствуй друг — берёмся другой рукой,

Здравствуй, здравствуй дружный круг - качаем руками.

Мы стоим рука в руке, вместе мы большая лента,

Можем маленькими быть - приседаем,

Можем мы большими быть — встаём,

Но один никто не будет

Воспитатель.

- Ребята, сегодня утром придя в детский сад, мне передали …и показывает, конверт, спрашивает знают ли они что это?

Правильно ребята, это конверт, а в нём письмо.

Ребята, а как нам узнать, то что письмо адресовано именно нам?

Правильно, на письме должен быть написан адрес, индекс, фамилия имя, отчество отправителя (от кого) и адрес получателя (для кого, куда) там тоже должен быть написан адрес, индекс, имя, фамилия и отчество получателя. А знаете ли вы, как письмо может попасть в другой город или даже страну? Кто знает куда нужно отнести письмо? Правильно в почтовый ящик, а кто нам его доставит? Куда письмо попадает прежде чем получатель его получит? (воспитатель слушает ответы детей) Конечно на почту, где письма рассортировывают, и почтальон их доставляет по адресам и бросает в почтовый ящик., молодцы ребята

А если нам нужно отправить письмо за рубеж, то для этого на письмо наклеивают специальные почтовые марки.  

Ребята давайте посмотрим по адресу ли пришло это письмо, и мы ли являемся получателями, мало ли кто-то ошибся.

Адрес от Кого Город Знаний, улица Книжная дом 3 Фея Грамматики

Куда город Санкт-Петербург. комендантский 35-4 группа Непоседы.

Ребята письмо адресовано нам, оно пришло по адресу.

Прочитаем?

«Здравствуйте ребята. Меня зовут Фея Грамматики. У меня случилась беда, злой волшебник Тук , украл мою волшебную палочку, которая помогает мне жителей моего города знакомить с буквами и звуками и обучать грамоте ,если у меня её не будет, то я не смогу помочь жителям научиться читать и тогда они все будут безграмотными. Волшебник Тук сказал, что он мне её вернёт, если я выполню какие- то не понятные мне задания, мне очень нужна ваша помощь. До меня дошли сведения, что вы очень любознательные и добрые ребята и очень любите заниматься. Только вы, сможете помочь мне справится с этой задачей и вернуть волшебную палочку, чтобы с её помощью я смогла продолжить обучать жителей моего города грамоте.

Буду благодарна вам за помощь!»

Воспитатель. Ребята, поможем Феи Грамматики отыскать её волшебную палочку? Дело предстоит нам не простое, но я думаю, что вы справитесь, за каждое выполненное задание мы будем получать подсказки!

Дети встают в круг, настраиваются на занятие.

Дети отвечают на наводящие вопросы воспитателя, для чего нужен конверт, что такое письмо.

Организационно – поисковый.

(Основная часть)

25 мин.

Первое задание называется «Раз, два, три. Картинку бери»

Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды, обращает внимание детей на доску где, вывешены звуковые схемы слов. Предлагает   пройти   к столу, где лежат предметные картинки обратной стороной вверх. (Это те картинки, звуковой анализ, который дети выполняли в течении учебного года) рядышком лежат карточки обозначения этих слов, ваша задача под каждой звуковой схемой закрепить слово и картинку в соответствии со схемой. Чья команда первая тот получает подсказку. (На доске висит одна лишняя схема к которой не соответствует не одна сюжетная картинка, детям предлагается придумать под эту схему слова самостоятельно.)

Слова по схемам

1 схема

2схема

3схема

4 схема

5схема

6 схема

кот, шар,

бык, мак

вата,каша,

рыба,лапа

кит,рис,

лис,час

зима,липа,

кино,мина

стол,стул,

кран,крот

мышка,

кошка,

карта,

банка

Воспитатель. Отлично, молодцы! Это было очень трудное задание, но вы справились и в награду мы получаем первую подсказку, где искать волшебную палочку. Вот наша первая подсказка, и здесь буквы (К, О, Ч). (карточку отдают той команде, которая задание выполнила первая)

Второе задание волшебника называется «Мягкий, твердый»

Воспитатель. Ребята, скажите, что может быть мягким и твердым в грамоте?

Воспитатель. Верно, звуки и буквы!

Воспитатель. Я буду показывать вам картинки и, если первый звук в слове твердый, будете показывать синюю фишку, если мягкий – зеленую.

Например, слово «кот», первый звук «к» какой? правильно твердый, значит поднимаете синюю фишку, а если бы был мягкий, то?  Правильно мягкий, всем понятно? Продолжаем работать в командах, чья команда меньше всего сделает ошибок, те и победили, получают подсказку.

Воспитатель показывает сюжетные картинки (кит, река, рот, щука, торт, горох, летчик, мёд, белка, самолет)

Слушаем внимательно!

После выполненного задания, воспитатель предлагает детям

так же на внимательность и скорость проиграть это задание, но условия меняются, каждый ребёнок по очереди будет говорить существительное и если первых звук в слове мягкий, то дети хлопают, когда твёрдый топают.

Воспитатель. Молодцы, все были внимательными и за это мы получаем вторую подсказку!

Здесь опять буквы (Р, Б, О)

Воспитатель. Ребята, нам пора немного отдохнуть

Физкультминутка(нейрогимнастика)

(воспитатель предлагает детям провести физкультминутку , вспомнить  или придумать самостоятельно рифму ,каждое слово соотносить с движением пальцев) выбирает 1 ребёнка если чистоговорка или рифма короткая, то вызывает ещё кого ни будь  из детей).

Кошка села на окошко,Изображение визуального поискового запроса

Вот такая наша кошка.

Дайте кошке молока, 

Будет милая всегда.

Отдохнули?

Воспитатель. Нас ждёт ещё одно сложное задание, а называется оно «Чудо -дерево».

Воспитатель. Читает отрывок из стихотворения К.Чуковского:

Как у наших у ворот

Чудо дерево живёт.

 Воспитатель. Вносит в группу дерево, на котором растут слоги. Предлагает детям составить слова из слогов, которые весят на дереве и записать их на лист бумаги. Каждая команда выбирает 1 человека который будет писать слова, а остальные члены команды их составляют и говорят. Выигрывает та команда, которая справиться быстрее.

(слоги: вес,на, зи,ма,ле,то,ли,са,пи,ла,мис,ка,лам,па,)

Воспитатель. Все задания мы выполнили правильно, и получаем последнюю подсказку, здесь буквы (О, А,К)

Воспитатель. Ребята посмотрите 1 команда, собрала 2 карточки с буквами подсказками, а 2 команда одну карточку с буквами подсказками, что же мы теперь будем с этими буквами делать, (ответ детей) я с вами согласна, что мы должны собрать слово, но вот не задача, сможем ли составить слово если часть букв у одной команды, а другая у другой? (ответ детей)

Воспитатель да ребята, по отдельности, мы не сможем собрать слово, а вот если соединим карточки подсказки и вместе оставим слово, то у нас всё выйдет). Я с вами согласна, что пора 2 командам соединиться в одну и вместе решить до конца задание.

 Дети составляют слово из букв.

 (К, О, Ч, Р, Б, К, О, О, А)

Воспитатель. Ребята какое слово вы составили? (ответ детей) «Коробочка»

Ребята, у нас в группе много разных коробочек, в подсказках нам ничего не сказано какая она, давайте подумаем, кокой может быть размером коробочка и почему вы так думаете.

Давайте поищем, где же она может быть.

Дети ходят по группе ищут коробочку.

Дети находят коробочку, которую никогда не видели в группе.

Воспитатель. Вот она волшебная палочка, мы справились со всеми заданиями злого волшебника и помогли фее найти волшебную палочку! 

Ребята вы молодцы, справились с заденем и спасли жителей города, теперь фее обязательно обучит их грамоте, но возникает вопрос, как мы сможем передать ей эту палочку? (ответы детей)

Воспитатель. Правильно ребята, для того что бы палочка попала в город Знаний, мы отправим Феи Грамматике письмо и посылку, а поможет нам в этом что…?

Правильно Почта России.

Воспитатель предлагает детям после занятия, написать или нарисовать письмо для феи и то, что вечером обязательно отправит посылку с письмом в город Знаний.

Дети выполняют задание.

Дети смотрят на доску, где вывешены звуковые схемы. Подбирают схему в соответствии с взятой со стола сюжетной картинкой, читают слова.

Дети выполняют звуковой анализ слова и показывают соответствующую карточку.

Дети на слух выполняют звуковой анализ слова если первый звук в слове мягкий, то они хлопают, если твёрдый, то топают.

Дети выполняют движения под рифму, по очереди, соотнося движения пальцев с речью.

Дети составляют слова из слогов, закрепляют их на доске и пишут на листе бумаги.

Дети составляют слово и собранных букв.

Дети ходят по группе ищут коробочку.

Выводы детей, (коробочка среднего размера, так ка палочка не большая,

Закрытая, так как палочка спрятана, и этой коробочки никто не когда не видел в группе.)

Дети предлагают варианты.

Дети по желанию рисуют рисунки и пишут письмо.

Заключительная часть (итог, рефлексия)

2.5 мин

Воспитатель предлагает детям вспомнить, чем занимались, о чем говорили.

Что было сложно, что было легко, что понравилось, что узнали нового.

Дети выражают свои эмоции и высказывают свои мысли по поводу занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по образовательной области «Речевое развитие» Раздел «Развитие речи» в подготовительной группе компенсирующей направленности Название: «Семья»

Цель: формирование  патриотических чувств на основе знаний детей о семье.Задачи:- систематизировать представления детей о семье, о родственных связях;- активизировать словарь по теме, обогащать р...

Технологическая карта занятия Образовательная область: Речевое развитие Тема занятия: «Составляем ответы на вопросы по сказке «Лиса и Журавль»

Технологическая карта занятия  Образовательная область: Речевое развитие Тема занятия: «Составляем ответы на вопросы по сказке «Лиса и Журавль»...

Технологическая карта. Занятие. Образовательная область «Речевое развитие». Раздел «Развитие речи» в подготовительной группе (6 - 7 лет). Название: «Илья Муромец в былине «Илья Муромец и Соловей - разбойник"

Цель: формировать у детей умение анализировать текст -  былины.Продолжать знакомить с жанром былины, с образом былинного богатыря Ильи Муромца. Учить выделять и называть героя былины; определять ...

Технологическая карта. Занятие. Образовательная область «Речевое развитие». Раздел «Развитие речи. Художественная литература» в старшей (5 – 6 лет).Название: «Игры с волшебником «Наоборот». Сказка «Лисичка со скалочкой»».

Цель: формировать  у детей  умение анализировать текст -  сказки.Занятие на тему: «Игры с волшебником «Наоборот». Сказка «Лисичка со скалочкой» способствуе...

Технологическая карта занятия Образовательная область: Речевое развитие Тема занятия: «Составляем ответы на вопросы по сказке «Лиса и Журавль»

       Технологическая картаОбразовательная область: Речевое развитиеТема занятия: «Составляем ответы на вопросы по сказке «Лиса и Журавль»...