Обучение рассказыванию по картине "Зимние развлечения"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Эльвира Жанбырбаевна Иванова

Программное содержание. Учить детей целенаправленному рассматриванию картины (целевое восприятие, последовательное рассматривание отдельных самостоятельных эпизодов, оценка изображенного); воспитывать умение составлять логичный, эмоциональный и содержательный рассказ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_rr.docx18.68 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения».

Программное содержание. Учить детей целенаправленному рассматриванию картины (целевое восприятие, последовательное рассматривание отдельных самостоятельных эпизодов, оценка изображенного); воспитывать умение составлять логичный, эмоциональный и содержательный рассказ.

Задачи:

Обучающие:

- расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы;

- учить рассказывать о содержании сюжетной картины;

- стимулировать творческую активность детей, формировать умение развивать сюжет изображения на картине.

Развивающие:

- продолжать развивать речь как средство общения;

-активизировать в речи детей слова, относящиеся к теме «Зима»;

-обогащать речь прилагательными;

-совершенствовать диалогическую форму речи.

Воспитывающие:

- формировать дружеские отношения между детьми, совместное взаимодействие;

- воспитывать бережное отношение к природе.

Ход НОД.

1.Организационно-побудительный этап.

Отгадайте загадку:

«По лесам и по полям

Я спешила в гости к вам.

По горам и по тропинкам,

Уложила я тропинки,

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила

Кто же я?»

Д.: Зимушка – зима.

Рассказ воспитателя о зиме с элементами беседы:

- Какое сейчас время года? ( Зима. )

- Назовите зимние месяцы. ( Декабрь, январь, февраль).
- Какой сейчас месяц? (Январь).

- Что происходит в природе зимой?

Д.: Становится холодно. Солнце греет мало. На улице бывает морозно. Иногда выпадает снег.

- Да, у нас в Крыму зимы, по сравнению с другими регионами России, довольно тёплые. Снег бывает, но редко и не долго. По утрам бывает морозно и холодно, а днём становится теплее. Это связано с тем, что зимой Черное море играет роль "большой грелки", жарким летом оно хорошо прогревается и согревает воздух в зимнюю пору, делая климат Крыма зимой теплым.

-  А что надевают люди зимой? ( Шапку, пальто, куртки, теплые сапоги, иногда шубу, варежки, шарфы).

-  Как живется зверям и птицам зимой? ( Трудно).

- С чем это связано? (Мало корма, холодно).

- Как можно им помочь? (Сделать кормушки, давать им корм.)

- Верно. Мы должны заботиться о зимующих птицах.

- Молодцы!

2. Основная часть.

- Ребята, предлагаю вам поиграть.

Дидактическая игра «Подбери слова»

- Зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад. Я буду называть природное явление, и задавать вопрос, а вы слушайте внимательно и отвечайте. 

Мороз, что делает? - трещит, щиплет, кусает, колется…

Метель, что делает? - вьется, бушует, воет, метет… .

Снег, что делает? - идет, летит, падает, кружится… .

Снег какой? - Белый, пушистый, холодный, скрипучий, жесткий, рассыпчатый, мягкий, липкий, лёгкий, колючий….

Дети, что делают? - гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются…

Зима какая? Снежная, холодная, суровая, морозная, сказочная….

- Зима – чудесное время года, не правда ли? Когда выпадает снег, дети не хотят уходить с прогулки домой, потому что на улице весело, красиво, сказочно, интересно. Если зима снежная, то можно кататься на лыжах и коньках, строить крепости из снега. Про это время года написаны и книги, и картины. Вам не показалось странным, что я сказала „написаны картины “? Я не ошиблась – так принято говорить: художник написал (а не нарисовал) картину.

Демонстрирую картину «Зимние развлечения». (Детей следует разместить ближе к мольберту.)

- Как можно назвать картину?

– Какое время года, и какое время суток запечатлено на картине? (На картине зима, потому что снег лежит на земле, деревьях и кустах).

- Какая погода стояла в тот зимний день?

- Как вы определили, что день теплый и солнечный?

Рассказ воспитателя:

«Однажды в зимний теплый солнечный день дети вышли на прогулку. Всем нашлось дело по душе. Вы согласны со мной? Как вы можете это подтвердить?»

(Ребенок начинает рассказывать о детях, катающихся с горки.)

- Давайте рассмотрим, что происходит на горке?

Обращаю внимание ребят на снеговика.
- Ребята, посмотрите на снеговика. Что делают девочка и мальчик?

(Девочка прикрепляет ему метлу, а мальчик одевает на голову ведерко).

- Ребята, какой снеговик получился?

(В ярком шарфике, нос из морковки, очень симпатичный).

Физкминутка «Снеговик»

Раз – рука, два – рука (дети вытягивают одну руку, затем – другую). 
Лепим мы снеговика  (имитируют лепку снежков). 
Мы скатаем снежный ком (ладонями делают круговые движения по бедрам). 
Вот такой, (разводят руки в стороны, показывая какой большой). 
А потом поменьше ком (растирают ладонями грудь). 
Вот такой (показывают величину кома меньше). 
А наверх поставим мы (поглаживают руками щечки) .
Маленький комок (соединяют пальцы рук вместе, показывают маленький ком). 
Вот и вышел снеговик. (ставят руки в бока, повороты влево – вправо).
Очень милый толстячок!
Снег, метлою разметая, (шагаем на всей стопе, подняв нос кверху), 
Шагает наш снеговичок,  
Нос морковку задирает (активный вдох через нос),
И снежинки раздувает  (продолжительный выдох ртом).

Продолжаю беседу:

- Что делает мама ребенка?

(Мама везет маленького ребенка на санках).

- А кто рядом бежит?

( Рядом бежит собака).

- Куда собрались старшие дети?

(Они собрались кататься на лыжах).

- Посмотрите внимательно, каких птиц видите на картине?

(С красной грудкой – снегири).

- Ребята, а сейчас надо составить рассказ о картине в целом, придумать его концовку.

Подчеркиваю, что необходимо избегать повторов в рассказе последовательным описанием частей картины:

1. Катание с горки.

2. У снеговика.

3. Около кормушки для птиц.

Выслушиваем 2–3 рассказа, оцениваю рассказы. Хвалю ребенка, сумевшего избежать повторов в рассказе. Обращаю внимание детей на удачно найденные сравнения, описания.

Образец:

«В солнечный зимний день выбежали ребята на участок. Всем нашлось дело по душе. Особенно много детей оказалось на горке. Не всем удается благополучно скатиться с нее. У мальчика в черной шубке перевернулись санки. А сверху уже что-то кричат ему. Наверно, просят поскорее освободить путь.

Рядом с горкой – большой снеговик. Должно быть, стояла оттепель, и у снеговика отвалились пуговицы, которые вновь приделывают мальчик и девочка.

Не забыли дети и о своих пернатых друзьях. Ягоды калины, боярышника принесли и еще какой-то корм в ведерке. „Отведайте, птички, вкусных ягод“, – говорит птицам мальчик в пальто с меховым воротничком, протягивая им веточку с ягодами».


- Ребята, послушайте стихотворение С. Черного «Волк» о зимних забавах:

Вся деревня спит в снегу,
Ни гугу. 
Месяц скрылся на ночлег,
Вьется снег.

Ребятишки все на льду,
На пруду. 
Дружно саночки визжат —
Едем в ряд!

Кто — в запряжке, кто — седок,
Ветер в бок. 
Растянулся наш обоз.
До берез.

Вдруг кричит передовой:
«Черти, стой!» 
Стали санки, хохот смолк,—
«Братцы, волк!..»

Ух, как брызнули назад!
Словно град. 
Врассыпную все с пруда —
Кто куда.

Где же волк? Да это пес —
Наш Барбос! 
Хохот, грохот, смех и толк:
«Ай да волк!» 

- Сегодня мы познакомимся с новой зимней загадкой:

Пришел Яшка —

Белая рубашка,

Где он пробегает —

Ковром устилает.

(Снег).

Итог. 

- Ребята, что вам понравилось на занятии? Что запомнилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности. Тема: «Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности, Фатхуллиной Альфии Мухамадеевны , воспитателя Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 18 "Мишу...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения»

развивать умение детей составлять простые распространенные предложения по картинеучить рассказывать о содержании сюжетной картины; стимулировать творческую активность детей, ф...

Обучение рассказыванию по картине "Зимние развлечения"

Занятие разработано в соответствии с ФГОС....

обучение рассказыванию по картине "Зимние развлечения"

Учить детей целенаправленному рассматриванию картины (целевое восприятие, последовательное рассматривание отдельных самостоятельных эпизодов, оценка изображения); воспитывать умение составлять логичны...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме: Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения».

Цель: развивать умение детей составлять простые распространенные предложения по картине.Задачи:1. Образовательные:- расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы;- учить расск...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме: Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения».

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме:Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения». Цель: развивать умение детей составлять простые распространенны...

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зимнее развлечение»

Цель: учить детей целенаправленному рассматриванию картины (целевое восприятие, последовательное рассматривание отдельных самостоятельных эпизодов, оценка изображенного); воспитывать умение составлять...