Проект "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2 - 3 лет"
проект по развитию речи (младшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ustn.docx | 170.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
в первой младшей группе
на тему: «Устное народное творчество
как средство развития речи младших дошкольников»
воспитатель:
Голушкина Е.М.
Пояснительная записка.
Устное народное творчество (народные песенки, потешки, пестушки)представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнерской деятельности детей раннего возраста.
А. П. Усова считает: «Потешки, сказки, загадки и пословицы являются богатейшим материалом для развития культуры речи».
Актуальность.
Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Родная речь, звучащая в сказках, выразительные интонации русской песни, яркая народная игрушка являются незаменимым средством воспитания любви к Родине, к окружающей природе, с которой встречается ребёнок с малых лет.
Прекрасно выявлена роль народного творчества в становлении детской деятельности, прежде всего в игре, в действиях с игрушками. Трудно найти более ценный материал для развития художественного восприятия, чем увлекательные русские сказки, выразительные песни, красочные предметы декоративно-прикладного творчества. Впечатления, полученные от их восприятия, отражаются в самостоятельном словесном, песенном, изобразительном творчестве ребёнка.
Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.
Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. Получает первое впечатление о ней.
Многие исследователи отмечают интерес детей к произведениям устного народного творчества. Влияние произведений словесного творчества народа на образность и выразительность речи детей младшего дошкольного возраста просто огромна.
Проблема:
В век высоких технологий в нашу жизнь стремительно ворвалась западная культура – музыка, фильмы (в том числе и мультипликация), книги, игрушки. Все эти новшества оказывают негативное влияние на восприимчивую детскую психику. И как следствие, подрастающее поколение развивается и формируется на чуждых нашей культуре идеалах и ценностях, ослабевает чувство патриотизма, любви к своему Отечеству, скудеет речь. Чтобы не потерять ту волшебную нить, которая связывает нас с историей и самобытной культурой наших предков, необходимо возродить утраченные традиции воспитания детей. Начинать нужно с младенческого возраста, чтобы дети росли и развивались, впитывая в себя красоту родного языка, народных традиций, ремесел, праздников. Только тогда дети вырастут достойными гражданами своей страны, с высоким чувством патриотизма, любви к Родине, с грамотно организованной речевой культурой, ведь русский язык самый красочный и самобытный в мире.
Гипотеза: предположим, что если использовать произведения устного народного творчества в общении с детьми младшего дошкольного возраста, то речь детей станет более яркой, разнообразной, наполняя их жизнь колоритными текстами фольклорных произведений, делая ее более интересной и познавательной и освоение разговорной речи детей будет более успешной.
Объект проекта: устное народное творчество русского народа
Предмет проекта: процесс ознакомления детей младшего дошкольного возраста с устным народным творчеством.
Цель: развитие речи младших дошкольников посредством устного народного творчества.
Задачи:
- Формировать представление младших дошкольников о культурных ценностях, и народных традициях средствами народного фольклора.
- Познакомить детей с народным фольклором, помочь им понять содержание, желание повторять и использовать самостоятельно в повседневной жизни.
- Расширить и активизировать словарь детей.
- Прививать любовь к красоте и мудрости русской речи средствами устного народного творчества.
- Приобщать родителей к совместной деятельности, повышать уровень их компетенции в развитии речи детей.
Ожидаемый результат:
Снятие тревожности в период адаптации, пополнение словарного запаса малышей, активизация познавательного и умственного развития, ознакомление с окружающим миром, развитие восприимчивости и чувствительности, формирование гуманного отношения к миру
создана система работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры, средствами народного фольклора, развитие диалогической и монологической речи детей, использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок, колыбельных песен, установление партнёрских взаимоотношений педагога и родителей по вопросам патриотического воспитания детей.
Вид проекта: групповой, долгосрочный.
Тип проекта: познавательно – творческий
Срок реализации: 20.09.2024. – 20.04.2025.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители, педагог – психолог, музыкальный руководитель.
Предварительная работа:
Подбор фольклорных произведений: сказок, потешек, колыбельных песен, загадок, считалок, пальчиковых игр, прибауток в соответствии с возрастом детей. Подбор иллюстративного, наглядного, дидактического материала. Взаимодействие с родителями, рекомендации, консультации. Организация предметно-развивающей среды в группе.
Форма проведения:
Работа в различных образовательных областях: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Продукт проекта:
Создание лепбука на тему: «Волшебный мир народного творчества».
Создание различного вида театра для детей группы (пальчиковый, настольный, театр ложек, театр на фланелеграфе, на магнитах) с помощью родителей.
Оформление альбома «Малые формы фольклора»
Презентация проекта
План работы над проектом
Этапы | Задачи | Ожидаемый результат | Участники |
I этап. Подготовительный | 1. Подобрать литературу по фольклору. 2. Изучить программно-методическое обеспечение по развитию речи. 3. Оформление картотеки фольклора, лэп-бука по теме «волшебный мир народного творчества». 4. Пополнение музыкального уголка аудиозаписями колыбельных, русскими народными сказками. Для родителей: -Подбор методических рекомендаций для родительского уголка по использованию фольклора русского народа и народных игр в домашних условиях. - Привлечение родителей к изготовлению различных видов театра (на палочках, пальчиковый, настольный, театр на ложках). | Обогащение предметно-развивающей среды различным материалом для развития речи посредством фольклора Игрушки: коза, петушок, кошка, заяц… Куклы БИ-БА-БО: лиса, заяц, медведь… Картины животных, птиц… Маски: козы, кошки, мышки… Музыкальные инструменты: дудочка, колокольчики, бубен… Колыбельные Куклы, кроватки Сказки Настольный театр по сказкам: «Репка», «Теремок»… Книжки со сказками Пальчиковый театр по сказке «Курочка ряба» Пальчиковый театр по потешке «Два веселых гуся» Пальчиковые игры Пальчиковая кукла сорока Объемные модели ладони Загадки Игрушки животных, птиц Картинки | Воспитатели группы, дети, родители, музыкальный руководитель |
2 этап: Реализация проекта На данном этапе планируется работа в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие» по интеграции содержания программы «Детство» через режимные моменты, организованную образовательную деятельность педагога с детьми, совместную деятельность педагога с детьми, самостоятельную детскую деятельность. | 1.Формировать представление младших дошкольников о культурных ценностях, и народных традициях средствами народного фольклора. 2. Познакомить детей с народным фольклором, помочь им понять содержание, желание повторять и использовать самостоятельно в повседневной жизни. 3.Расширить и активизировать словарь детей. 4. Прививать любовь к красоте и мудрости русской речи средствами устного народного творчества. Работа с родителями: - Проведение акции «Книга моего детства», цель: пополнить книжный уголок литературой по устному народному творчеству, преемственность поколений. - Мастер класс для родителей «Устное народное творчество в воспитании и развитии речи детей» Цель: Познакомить родителей со значением устного народного творчества: пословицами, поговорками, сказками, потешками, закличками, загадками, скороговорками в воспитании и развитии речи детей. | Пополнение словарного запаса малышей, активизация познавательного и умственного развития, ознакомление с окружающим миром, развитие восприимчивости и чувствительности, формирование гуманного отношения к миру Создание системы работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры средствами народного фольклора, развитие диалогической и монологической речи детей, использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок, колыбельных песен, установление партнёрских взаимоотношений педагога и родителей по вопросам патриотического воспитания детей; взаимодействие с музыкальным руководителем, с целью приобщения детей к русской народной культуре. Взаимодействие с педагогом – психологом с целью Снятия тревожности в период адаптации. Словарь детей к концу года обогатится новыми словами, оборотами, выражениями; Сформируется первоначальный интерес к устному народному творчеству, художественной литературе; Дети овладеют бесконфликтными навыками общения со взрослыми и сверстниками; Будет сформировано положительное отношение к режимным моментам; У родителей будет сформировано понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей. | Воспитатели группы, дети, родители, педагог – психолог, музыкальный руководитель. |
3 этап: Итоговый - показ сказки « Волк и семеро козлят» (театр на ложках) - Выступление на педсовете с презентацией проекта | закрепить знания детей в области устного народного творчества и народных игр. обмен опытом по использованию фольклора в развитие речи младших дошкольников. Презентация проекта, «Лепбука». | обмен опытом по использованию фольклора в развитие речи младших дошкольников. | Воспитатели группы, дети, музыкальный руководитель. Воспитатели группы |
План реализации проекта
Вид деятельности | мероприятия | Сроки проведения | Ожидаемые результаты |
Режимные моменты | Разучивание потешек «Идет коза рогатая», «Водичка, водичка, умой деткам личико»; Разучивание прибаутки «Кошка в лукошке»; разучивание пестушки: «А не плачь, не плачь, не плачь, Я куплю тебе калач!» Потешка при кормлении: «Травка-муравка со сна поднялась» Пальчиковая игра «Пальчик-.пальчик, где ты был?» Словесная игра «Ладушки ладушки»; Слушание перед сном русских народных сказок (аудиозаписи) Разучивание потешки «Кисонька – Мурысонька»; Народные игры с движениями из серии «Говорушки» Разучивание колыбельной «Баю-баюшки-баю, не ложися на краю» Пальчиковая игра «Этот пальчик хочет спать» Чтение русской народной сказки «Маша и медведь» Разучивание потешки «Котик рыженький» Пальчиковая гимнастика по потешке «Кошкин дом» Разучивание пестушки «Потягушки, потягушки» Гимнастика после пробуждения: « Утром бабочка проснулась» Разучивание усыплялки «Вот и звери спят...» Разучивание колыбельной «Бай-бай, ты собачка, не лай»; Разучивание потешки при одевании: «Вот они сапожки...» | 20.09.2024- 20.04.2025. | Сформируется положительное отношение детей к режимным моментам, будут сформированы культурно-гигиенические навыки; -разовьются навыки речевого общения -произойдет расширение круга общения; -будут развиты коммуникативные способности; -будут сформированы навыки коллективных и партнёрских отношений |
совместная деятельность педагога с детьми | пальчиковый театр по потешке «Два веселых гуся»; загадки о зиме; Пальчиковая игра «Моя семья»; разучивание дразнилки: Васька-кисель, на лавку сел» Словесные игры; Игры «Доскажи словечко»; Обыгрывание сюжета потешки; Использование загадок в совместной деятельности с детьми. Разучивание дразнилки: «Егорушка-Егор»
Настольный театр по сказке «Курочка ряба» (сказка – матрешка); Разучивание мало подвижной игры «Раздувайся, пузырь»; Пальчиковая гимнастика; Хороводная игра «Каравай» коллективное создание иллюстрации к просмотренной сказке «Заюшкина избушка» в исполнении детей 2 младшей группы в технике пластилинография. Заклички «Весна – Красна», «Солнышко» Загадки о весне Потешки Народные игры с движениями из серии «Говорушки» Чтение сказки «Кот, дрозд и петух» Пальчиковый театр «Теремок» Обыгрывание сказок, используя пальчиковый театр. Игра с куклой, во время кормления куклы приговаривать: «Умница, Катенька, ешь кашку сладенькую» Заклички «Радуга – дуга», «Дождик, дождик, припусти», «Божья коровка» Потешки Разучивание подвижной игры «Рыженькая кошечка села на окошечко» Загадки Теневой театр по сказке «Колобок» Игры с матрешками – сказками, игры с резиновыми игрушками – персонажами русских народных сказок Показ сказки «Три медведя» (настольный театр, театр на магнитах, театр-матрешка) | Дети будут знать потешки, заклички, смогут играть в народные игры из серии «Говорушки», научатся понимать и отгадывать загадки, будут узнавать героев русских народных сказок; научатся рассказывать сказки, используя персонажей (пальчиковый театр) Тем самым продолжится развитие навыков речевого общения, расширится круг общения, продолжится развитие коммуникативных способностей и формирование коллективных и партнёрских отношений, познание окружающего мира. | |
Непосредственно образовательная деятельность | Открытое занятие по сказке «Репка» показ настольного театра по сказке «Репка» (пластилин) Физминутка «Тащим репку из земли» Дыхательная гимнастика «Каша варится» словесная игра «Расскажи сказку» Беседа об особенностях зимы на тему «Зима не лето, в шубу одета»; н/п игра «Вспомни сказку. Люнгитюдное исследование детей. Занятие по деятельности в природе «Петушок и его семейство» с использованием потешки. Занятие по ИЗО с использованием потешки «Сидит белка на тележке» - показ сказки « Волк и семеро козлят» (театр на ложках) - Обобщающее занятие по теме проекта, с использованием изученного материала. Цель: закрепить знания детей в области устного народного творчества и народных игр. | Ноябрь 2024г. Декабрь 2024г. 3 неделя января 2025г. Февраль 2025г. Март 2025г. Апрель 2025г. | -развитие навыков речевого общения -расширение круга общения; -развитие коммуникативных способностей; -формирование коллективных и партнёрских отношений; |
Самостоятельная деятельность детей | Игры с куклами (уложим куклу спать; напоим куклу чаем и т.д.) с использованием произведений устного народного творчества (потешки, пестушки, колыбельные песни и т. д.) Игры со сказками – матрешками (разбери матрешку – расскажи сказку) | 20.09.2024. -20.04.2025. | |
Работа с родителями | Консультация для родителей «Адаптация в детском саду с использованием потешек»; выставление изучаемого с детьми материала в уголок для родителей в раздел «Учите вместе с нами» Родительское собрание на тему «Устное народное творчество в воспитании и развитии речи ребенка», Мастер Класс по теме. Участие родителей в развитии предметно – развивающей среды в группе. Методы работы: Наглядно – агитационные; косультативные | Сентябрь – октябрь 2024. 20.09.2024. -20.04.2025 20.02.2025. 20.09.2024. -20.04.2025. | -вовлечение родителей в образовательный процесс Родители повысят уровень своей компетентности в области использования устного народного творчества в воспитании и развитии речи детей. |
Взаимодействие с педагогами
Участники сотрудничества | мероприятия | сроки | Ожидаемый результат |
Педагог - психолог | Игры и занятия с педагогом – психологом, направленные на снятие эмоционального напряжения у детей. Упражнение – приветствие «Ласковые слова» Упражнение “Здравствуй, пес!” Упражнение-релаксация “Солнечный щенок” Успокаивающее упражнение «клубочек»; Игра – ситуация: « Ах, кокля – мокля, Глазоньки промокли. Кто будет детку обижать, Того коза будет бодать». | 20.09.2024. - 20.04.2025. | адаптационный период детей пройдет в мягкой, щадящей форме. Все дети будут имеют высокую и среднюю степень адаптации. |
Музыкальный руководитель | Музыкальные занятия; разучивание подвижной игры «Лиса и зайцы» с музыкальным сопровождением; разучивание подвижной игры «Зайка беленький» с музыкальным сопровождением; создание аудиотеки русских народных песен, колыбельных. | 20.09.2024. - 20.04.2025. | Расширение круга общения; Развитие коммуникативных способностей; Формирование коллективных и партнерских отношений. |
Педагоги и дети 2 младшей группы «Крепыш» | Показ театральной постановки по русской народной сказке «Заюшкина избушка» | Март 2025г. | |
Педагоги ДОУ | Презентация проекта, «Лепбука». | Апрель2025г. | обмен опытом по использованию фольклора в развитие речи младших дошкольников. |
Вывод:
В ходе реализации проекта решены следующие задачи:
- Сформировано представление младших дошкольников о культурных ценностях и народных традициях средствами народного фольклора.
- Дети познакомились с народным фольклором, научились понимать содержание потешек, сказок и др. фольклорных произведений, у детей укрепилось желание повторять и использовать самостоятельно в повседневной жизни изученных в ходе проекта фольклорных произведений.
- Расширился и активизировался словарь детей.
- Дети прониклись любовью к красоте и мудрости русской речи, к произведениям устного народного творчества.
- Родители приобщились к совместной деятельности, повысился уровень их компетенции в развитии речи детей.
Из выше сказанного можно сделать следующий вывод: произведения устного народного творчества имеют огромное значение в развитии речи младших дошкольников.
Использованная литература:
1. Елецкая О.В., Вареница Е.Ю. День за днем говорим и растем: Пособие по развитию детей раннего возраста.-М.:ТЦ Сфера,2005.-224с.
2. Мельников М.Н. Русский детский фольклор: Учебное пособие для студентов педагогических институтов – М.: Просвещение, 1987. – 240с.
3. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М.: Изд-во Институт Психотерапии, 2001. – 240с.
4. Хрестоматия для маленьких.
5. Павлова Л.Н., Волосова Е.Б., Пилюгина Э.Г. «Раннее детство: познавательное развитие». Методическое пособие. -М.; Мозаика-
Синтез,2000.-152с.
6. Под. ред.Запорожца А.В. и Марковой Т.А. Воспитание и обучение в детском саду.-М.:»Педагогика»,1976.-560с.
7. Сохин Ф.А., Ушакова О.С., Арушанова А.Г. и др. Занятия по развитию речи в детском саду; Книга для воспитателя детского сада.
-М.: Просвещение,1993
8. Художественная литература по теме проекта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к консультации для воспитателей по теме"Устное народное творчество в развитии речи детей раннего и младшего дошкольного возраста."
В презентации отражены основные моменты, на которые необходимо обратить внимание педагогам при подготовке по данной теме....
Педагогический проект «Влияние устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».
- Знакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.- Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.- Воспитывать эстетичес...
Календарно-тематическое планирование по развитию речи (младшая группа) на тему: План самообразования воспитателя во 2 младшей группе о влиянии устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет
Календарно-тематическое планирование по развитию речи (младшая группа) на тему: План самообразования воспитателя во 2 младшей группе о влиянии устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 л...
план самообразования"Влияние устного народного творчества на развитие речи детей с тяжелыми нарушениями речи"
план самообразования направлен на повышение теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности педагога....
Родительское собрание на тему: «Роль устного народного творчества в развитии речи детей» для родителей детей дошкольного возраста
Устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: пословицы, сказки, поговорки, пот...
Выступление на педсовете "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей старшего дошкольного возраста на примере русской народной сказки"
Выступление на педсовете "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей старшего дошкольного возраста на примере русской народной сказки" Речь – инс...
План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4
Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного нар...